Дело № 2а-2738/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
26 марта 2021 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе:
председательствующего судьи Хомушку А.Б.,
при секретаре Монгуш Д.Б.,
с участием административного истца –ФИО2,
представителя административного ответчика –помощника прокурора Республики Тыва ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2738/2021 по административному исковому заявлению ФИО2 к прокурору отдела прокуратуры Республики Тыва ФИО1, к Прокуратуре Республики Тыва о признании незаконными действий прокурора отдела Прокуратуры Республики Тыва ФИО1 от 20.07.2020 года № № об оставлении без разрешения его жалоб от 15.06.2020 года, 20.06.2020 года, 22.06.2020 года,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам – к прокурору отдела прокуратуры Республики Тыва ФИО1, к Прокуратуре Республики Тыва о признании незаконными действий прокурора отдела Прокуратуры Республики Тыва ФИО1 от 20.07 2020 года №№ об оставлении без разрешения его жалоб от 15.06.2020 года, 20.06.2020 года, 22.06.2020 года, указав на то, что на действия первого заместителя прокурора Республики Тыва ФИО6 им были поданы жалобы на имя прокурора Республики Тыва. 20 июля 2021 года прокурор отдела прокуратуры ФИО1 оставила без разрешения его обращения от 15.06.2020 года, 20.06.2020 года, 22.06.2020 года, с чем он не согласен, так как нарушены его права и свободы, гарантированные ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ», №59-ФЗ от 02 мая 2006 года и п. 6.1, п. 6.5 Инструкции Генеральной прокуратуры №45 от 30.01.2013 года.
Определением суда от 26 февраля 2021 года в качестве соответчика привлечена прокуратура Республики Тыва.
Административный истец –ФИО2 в судебном заседании полностью поддержал свои исковые требования, просил удовлетворить их.
Административный ответчик – прокурор отдела Прокуратуры Республики Тыва ФИО1 не явилась на заседание.
Представитель прокуратуры Республики Тыва – помощник прокурора Республики Тыва ФИО5 полагала необходимым отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2, ссылаясь на Заключение о прекращении переписки с заявителем в соответствии с п.4.12 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан.
Изучив доводы лиц, участвующих в судебном заседании, а также материалы административного дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 8 статьи226 КАС РФпри рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Как следует из материалов дела, ФИО2 обратился к прокурору Республики Тыва с жалобами 15.06.2020 о проведении процессуальной проверки в отношении эксперта ФИО7, который составил фиктивные заключения о проведении освидетельствования ФИО2; 20.06.2020 о проверке заинтересованности понятого ФИО8, который в день участия понятым, находился под стражей; 22.06.2020 о применении мер реагирования в отношении действий первого заместителя прокурора ФИО9, который, по мнению ФИО2 распространил несоответствующие действительности сведения.
20.07.2020 года прокурор отдела прокуратуры республики Тыва ФИО1 заявителю ФИО2 дал письменный ответ о том, что обращения ФИО2 от 15-20 и 22 июня 2020 года оставлены без разрешения, поскольку переписка с ним была ранее прекращена.
На основании ст.2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ», №59-ФЗ от 02 мая 2006 года (далее, Закон №59-ФЗ), граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Руководствуясь ст.9 названного Закона, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны рассмотреть обращение, поступившее в соответствии с их компетенцией.
В силу ст. 10, 12 Закона №59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
На основании п. 3.1. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 (далее, Инструкция), обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю. Уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем.
п. 4.12. Инструкции прекращение переписки с заявителем возможно, если повторное обращение не содержит новых доводов, а изложенные ранее полно, объективно и неоднократно проверялись и ответы даны в порядке, установленном настоящей Инструкцией, правомочным должностным лицом органа прокуратуры.
Переписка прекращается один раз на основании мотивированного заключения исполнителя, утвержденного заместителем Генерального прокурора Российской Федерации – в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, заместителем Главного военного прокурора – в Главной военной прокуратуре, прокурором нижестоящей прокуратуры либо его заместителем. Сообщение об этом до истечения срока рассмотрения обращения направляется автору за подписью исполнителя.
Обращения, поступившие после прекращения переписки и не содержащие новых доводов, остаются без разрешения на основании рапорта исполнителя в порядке, предусмотренном п. 2.14 настоящей Инструкции, с уведомлением об этом заявителя.
Переписка возобновляется, если причины, по которым она была прекращена, устранены. Новые данные о нарушениях закона, сообщенные заявителем, проверяются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Обращения, поступившие после прекращения переписки и не содержащие новых доводов, остаются без разрешения на основании рапорта исполнителя в порядке, предусмотренном п. 2.14 настоящей Инструкции, с уведомлением об этом заявителя.
Ссылаясь на п.4.12 Инструкции с осужденным ФИО2 переписка была прекращена по его доводам о незаконности и необоснованности приговора Верховного Суда Республики Тыва от 30.10.2010 года и кассационного определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 года в отношении ФИО2 Заключение о прекращении переписки вынесено 25.08.2018 года и утверждено прокурором Республики Тыва ФИО10 29.08.2018 года. В данном заключении обращается внимание на то, что прокуратурой Республики Тыва неоднократно рассматривались обращения ФИО2 о несогласии с приговором суда. По результатам рассмотрения обращений нарушений уголовно –процессуального закона в процессе расследования, на стадии предварительного слушания и в ходе судебного разбирательства, влекущих отмену приговора, постановленного с участием присяжных заседателей по делу не выявлено. Учитывая, что ФИО2 в своих обращениях по сути оспаривались фактические обстоятельства дела, заявителю давались мотивированные ответы о необоснованности его доводов и отсутствии оснований для пересмотра приговора. Правильность позиции прокуратуры Республики Тыва об идентичности приводимых ФИО2 доводов к оспариванию приговора подтверждена решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 04.05.2018 года, вступившим в законную силу 06.07.2018 года.
Изучение жалоб ФИО2 от 15, 20, 22 июня 2020 года показало то, что в них содержатся сведения, касающиеся обстоятельств дела, по которому был вынесен обвинительный вердикт, а именно, в жалобе от 15.06.2020 года он оспаривает действия эксперта ФИО7, который (по мнению ФИО2) не производил освидетельствование ФИО2 при задержании в подозрении в совершении преступления; также в жалобе от 20.06.2020 года он полагает, что понятой ФИО8, принимавший участие в осмотре места происшествия после убийства, является заинтересованным лицом –на тот момент арестованным; кроме того, в жалобе от 22.06.2020 года он оспаривает действие первого заместителя прокурора республики ФИО9 по вынесению решения, касающегося протокола задержания ФИО2 а также вещественных доказательств по делу, тем самым, заявителем ФИО2 по сути оспариваются установленные судом присяжных обстоятельства, которые в настоящее время не подлежат пересмотру. Все доводы, указываемые им в жалобах, касаются обстоятельств расследования уголовного дела, по которому был вынесен обвинительный вердикт в отношении ФИО2 Новых, иных обстоятельств, ФИО2 не приводится. Доводы ФИО2 о том, что его жалобы на действия первого заместителя прокурора Республики Тыва ФИО9 необоснованно рассмотрены нижестоящим прокурором отдела прокуратуры ФИО1, а должны быть рассмотрены прокурором Республики, также необоснованны, так как жалобы ФИО2 по существу не были рассмотрены и не разрешены ФИО1, нижестоящим прокурором лишь был дан ответ на его обращение, который в ответе так и указал, что его обращения оставлены без разрешения.
На основании изложенного, прокурор отдела прокуратуры Республике Тыва ФИО1, ссылаясь на Заключение о прекращении переписки с ФИО2, вынесенному 25.08.2018 года, обоснованно оставил без разрешения его жалобы ввиду того, что ранее давались мотивированные ответы и новые доводы не приведены.
Поскольку на жалобы ФИО2 прокурором отдела прокуратуры Республике Тыва ФИО1 был дан надлежащий ответ в пределах компетенции, в порядке и сроки, предусмотренные Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, доводы административного истца ФИО2 необоснованны, то при таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска ФИО2 не имеется, в связи с чем, суд считает необходимым отказать в удовлетворении его исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление ФИО2 к прокурору отдела прокуратуры Республики Тыва ФИО1, к Прокуратуре Республики Тыва о признании незаконными действий прокурора отдела Прокуратуры Республики Тыва ФИО1 от 20.07.2020 года №№ об оставлении без разрешения его жалоб от 15.06.2020 года, 20.06.2020 года, 22.06.2020 года оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня оглашения решения суда.
Судья: А.Б. Хомушку (подпись)
Копия верна:__________________________А.Б. Хомушку