ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2739/20 от 28.12.2020 Октябрьского районного суда г. Томска (Томская область)

КОПИЯ

№ 2а-2739/2020

70RS0003-01-2020-009820-28

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2020 года Октябрьский районный суд города Томска в составе:

председательствующего Кучеренко А.Ю.,

при секретаре Кузнецовой Г.Т.,

с участием представителя истца Кастамаровой Н.С.,

помощник судьи Опенкина Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Томска, в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Города Томска, Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Томской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г. Томска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным иском в котором просит признать незаконным бездействие Администрации Города Томска, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в части неисполнения обязанности по участию в организации деятельности по сбору и транспортированию отходов с несанкционированного объекта размещения отходов по следующим координатам:

1 56°31”46”N 85°0”32”Е, объем отходов составляет 30 куб. м., общая площадь - 30 кв. м. Морфологический состав отходов - строительные отходы, твердые коммунальные отходы

1 56°31”46”N 85°0”30Е, объем отходов составляет 40 куб. м., общая площадь - 40 кв. м. Морфологический состав отходов - строительные отходы, ТКО.

1 56031”46”N 85°0”39Е, объем отходов составляет 10 куб. м., общая площадь - 10 кв. м. Морфологический состав отходов - строительные отходы, ТКО.

1 56031”46”N 85°0”28Е, объем отходов составляет 10 куб. м., общая площадь - 10 кв. м. Морфологический состав отходов - автошины, утратившие потребительские свойства.

Обязать Администрацию Города Томска, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области принять меры по организации деятельности по сбору и транспортированию отходов с несанкционированного объекта размещения отходов по вышеуказанным координатам.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверочных мероприятий по соблюдению требований законодательства об отходах производства и потребления, проведенных прокуратурой района выявлено, что на территории Октябрьского района г. Томска на участках местности в районе 1-го Вилюйского проезда в лесополосе установлены места несанкционированного размещения отходов. Указанные несанкционированные объекты размещения отходов находятся на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Непринятие ответчиками мер, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов и предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, является недопустимым и нарушает гарантированное Конституцией РФ права граждан - жителей г. Томска на благоприятную окружающую среду и безопасные условия проживания.

Представители административных ответчиков Администрации г. Томска, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, в судебное заседание не явились, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении дела не ходатайствовали.

Суд на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель административного истца настаивал на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в административном иске. Просил обязать Администрации Города Томска, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области принять меры по организации деятельности по сбору и транспортированию отходов с несанкционированного объекта размещения отходов, установив срок до 01.07.2021.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит административные иск подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

Частями 1, 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом. Органы, организации и должностные лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, обязаны подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам прокурор, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязан доказывать незаконность оспариваемых им нормативных правовых актов, решений, действий (бездействий).

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно материалам дела, прокуратурой Октябрьского района г. Томска с привлечением консультанта Комитета государственного экологического надзора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области проведена проверка несанкционированного размещения отходов на территории Октябрьского района г. Томска.

В ходе проверки установлено, что в районе 1-го Вилюйского проезда г. Томска в лесополосе вдоль лесной тропинки установлены места несанкционированного размещения отходов, установлены координаты.

Результаты проверки отражены в актах проверки от 21.08.2020, от 12.10.2020, содержащих сведения в отношении несанкционированного места размещения бытовых и строительных отходов, и подтверждаются актом №ПРО-38 от 20.05.2020 и фототаблицей, согласно которым несанкционированные объекты размещения отходов находятся в следующих географических координатах: 1 56°31”46”N 85°0”32”Е, объем отходов составляет 30 куб. м., общая площадь - 30 кв. м. Морфологический состав отходов - строительные отходы, твердые коммунальные отходы; 1 56°31”46”N 85°0”30Е, объем отходов составляет 40 куб. м., общая площадь - 40 кв. м. Морфологический состав отходов - строительные отходы, ТКО; 1 56031”46”N 85°0”39Е, объем отходов составляет 10 куб. м., общая площадь - 10 кв. м. Морфологический состав отходов - строительные отходы, ТКО; 1 56031”46”N 85°0”28Е, объем отходов составляет 10 куб. м., общая площадь - 10 кв. м. Морфологический состав отходов - автошины, утратившие потребительские свойства; 1 56031”46”N 85°0”11Е, объем отходов составляет 6000 куб. м., общая площадь - 5000 кв. м. Морфологический состав отходов - строительные отходы, ТКО.

Из пунктов 6, 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что размещение отходов допускается только на объектах, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. При этом в соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона, объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и другое), которые включают в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Наличие несанкционированного места размещения отходов (как на момент подачи иска, так и на момент рассмотрения дела) на земельном участке не оспаривалось стороной ответчика и также подтверждается представленными административным истцом фотографиями.

Доказательств тому, что земельный участок, на котором размещаются несанкционированно твердые коммунальные отходы, не отведен администрацией Города Томска под размещение отходов и не является местом временного складирования отходов производства и потребления, не представлено. Также не представлено доказательств того, что данный участок не является землей, находящейся в ведении муниципального образования Города Томска, и относится к ведению и пользованию других лиц, которые и должны нести обязанность по ликвидации несанкционированно размещенных отходов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды – это деятельность, в том числе органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также – природоохранная деятельность);

Статьей 3 названного Федерального закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, обязательность участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.

Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Статьями 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно пунктам 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные положения закреплены в Уставе Города Томска (п. 1.24 ст. 8 Устава).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 08.06.2015), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

В соответствии со статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в структуру органов местного самоуправления входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Статья 37 названного Федерального закона предусматривает, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местная администрация обладает правами юридического лица. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Согласно статье 38 Устава Города Томска администрация Города Томска является исполнительно-распорядительным органом Города Томска и в соответствии с настоящим Уставом осуществляет, в том числе, полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренные настоящим Уставом.

В силу пунктов 1.11, 1.24. статьи 8 Устава Города Томска к вопросам местного значения Города Томска как городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно положениям пунктов 1.18, 1.30. статьи 40 Устава Города Томска администрация Города Томска осуществляет полномочия по обеспечению исполнения мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В силу статьи 6 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе:

принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением;

организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Законом Томской области № 118-ОЗ от 10.11.2017 «О разграничении полномочий органов государственной власти Томской области в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Томской области» установлено, что органы государственной власти Томской области осуществляют нормативное регулирование в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Томской области, а также организуют деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с абзацем 10 подпункта 8-3 пункта 9 Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 23.11.2007 № 153, указанный Департамент организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Как следует из приведенных выше требований законодательства в области оборота отходов производства и потребления, на органы местного самоуправления городского округа возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории городского округа, в свою очередь, на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложена обязанность организовать такую деятельность.

Более того, перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти в силу приведенных выше положений закона не освобождает ни органы местного самоуправления муниципального района, ни органы исполнительной власти от исполнения своих предусмотренных законом обязанностей. Ликвидация несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов является обоюдной обязанностью органов государственной власти субъекта федерации и органа местного самоуправления, направленной на охрану окружающей среды, и не предопределяет всю полноту ответственности по ликвидации несанкционированной свалки лишь на орган местного самоуправления, в границах которого находится рассматриваемый земельный участок.

В связи с тем, что до настоящего времени необходимые и достаточные меры по охране окружающей среды и организации работы таким образом, чтобы это привело к ликвидации места несанкционированного размещения отходов ответчиками не приняты, заявленный прокурором иск подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

Учитывая приведенную норму закона, в целях устранения нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, с учетом погодных условий в зимний период времени, суд находит обоснованным возложение обязанности на административных ответчиков в срок до 01.07.2021 совершить действия по организации (участию в организации) деятельности по сбору и транспортированию отходов с несанкционированного объекта размещения отходов, направленные на ликвидацию объекта несанкционированного размещения отходов по указанному адресу, имеющее конкретные географические координаты угловых точек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Октябрьского района г. Томска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Города Томска, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в части неисполнения обязанности по участию в организации деятельности по сбору и транспортированию отходов с несанкционированного объекта размещения отходов по следующим координатам:

1 56°31”46”N 85°0”32”Е, объем отходов составляет 30 куб. м., общая площадь - 30 кв. м. Морфологический состав отходов - строительные отходы, твердые коммунальные отходы

1 56°31”46”N 85°0”30Е, объем отходов составляет 40 куб. м., общая площадь - 40 кв. м. Морфологический состав отходов - строительные отходы, ТКО.

1 56031”46”N 85°0”39Е, объем отходов составляет 10 куб. м., общая площадь - 10 кв. м. Морфологический состав отходов - строительные отходы, ТКО.

1 56031”46”N 85°0”28Е, объем отходов составляет 10 куб. м., общая площадь - 10 кв. м. Морфологический состав отходов - автошины, утратившие потребительские свойства.

Обязать Администрацию Города Томска, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области до 01.07.2021 принять меры по организации деятельности по сбору и транспортированию отходов с несанкционированного объекта размещения отходов по следующим координатам:

1 56°31”46”N 85°0”32”Е, объем отходов составляет 30 куб. м., общая площадь - 30 кв. м. Морфологический состав отходов - строительные отходы, твердые коммунальные отходы

1 56°31”46”N 85°0”30Е, объем отходов составляет 40 куб. м., общая площадь - 40 кв. м. Морфологический состав отходов - строительные отходы, ТКО.

1 56031”46”N 85°0”39Е, объем отходов составляет 10 куб. м., общая площадь - 10 кв. м. Морфологический состав отходов - строительные отходы, ТКО.

1 56031”46”N 85°0”28Е, объем отходов составляет 10 куб. м., общая площадь - 10 кв. м. Морфологический состав отходов - автошины, утратившие потребительские свойства.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.

Мотивированный текст изготовлен 19.01.2021.

Копия верна.

Судья: А.Ю.Кучеренко

Секретарь: Г.Т.Кузнецова

«__» _____________ 20 __ года

Судья: /подпись/

Оригинал хранится в деле № 2а-2739/2020 в Октябрьском районном суде г. Томска.