№ 2а-273/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г. Ступино Московской области 10 февраля 2017 года
Ступинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Середенко С.И.,
при секретаре Смирновой М.А.,
с участием представителя административного истца адвоката Скольцова А.С., представителя административного ответчика Малютиной И.В., Челнаковой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Малышева ФИО12 к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в осуществлении кадастрового учета, об обязании произвести постановку на государственный кадастровый учет объект недвижимости – квартиру, о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Малышева П. Н. к обратился с административным иском ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в осуществлении кадастрового учета, обязании административного ответчика произвести постановку на государственный кадастровый учет объект недвижимости – квартиру, и взыскании судебных расходов.
В обоснование административного искового заявления Малышев П.Н. указывает, что на основании Договора на передачу жилого помещения в собственность граждан серии ГПС № ему в собственность была передана квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ГУП МО «МОБТИ» был изготовлен технический план помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Малышев П.Н. обратился к ответчику с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет данной квартиры.
ДД.ММ.ГГГГ Решением ответчика кадастровый учет был приостановлен.
ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ГУП МО «МОБТИ» был изготовлен
технический план с учетом замечаний, указанных в Решении о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ Данный технический план был предоставлен ответчику.
Решением ФГБУ «ФКП «Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ№ было отказано в снятии приостановления в связи с тем, что «определение назначения здания общежития, не являющегося многоквартирным домом, при осуществлении государственного кадастрового учета как «многоквартирный дом», «жилой дом» не соответствует действующему законодательству; назначение такого
здания как общежитие должно быть определено как «нежилое здание» (иметь при этом наименование- «общежитие», общежитие квартирного типа».
В качестве правовой основы оспариваемого Решения ответчиком указано Письмо заместителя руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Г.Ю. Елизаровой от ДД.ММ.ГГГГ№, а также п.5 ч 2 ст.26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Решением органа кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ.№ истцу отказано в осуществлении кадастрового учета с указанием на возможность обжалования данного решения в судебном порядке.
Данная правовая позиция административного ответчика не соответствует законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Постановлением администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№-п квартира, предоставленная истцу, исключена из специализированного жилищного фонда и включена в жилищный фонд социального использования.
Письмо заместителя руководителя Росреестра Г.Ю. Елизаровой не является нормативно- правовым актом, который может являться основанием для отказа в постановке на государственный кадастровый учет. Это мнение отдельного должностного лица и носит исключительно информационный характер.
Предоставленный в орган кадастрового учета технический план был составлен в соответствии с действующим законодательством.
Для восстановления нарушенного права Малышев П.Н. был вынужден обратиться за юридической помощью к адвокату. В соответствии с Соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Малышевым П.Н. и адвокатом Скольцовым А.С., стоимость услуг адвоката составила <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Скольцов А.С.. иск подержал, просил удовлетворить. С учетом вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 года 218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости» просил возложить обязанность по постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Представитель административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области Малютина И.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что истцом были предоставлены для осуществления государственного кадастрового учета все документы, соответствующие Федеральному закону от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В техническом плане помещения были указаны сведения о здании в соответствии со сведениями, содержащимися в ГКН. Сведения о назначении и наименовании здания вносились на основании технической документации, технического паспорта, предоставленных ГУП МО «МОБТИ». В соответствии с информационным письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № было вынесено решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, затем решение об отказе в снятии приостановления и решение об отказе в осуществлении кадастрового учета. Данное письмо является руководством в работе. Малышевым П.Н. не были внесены изменения относительно назначения и наименования здания в соответствии с данным письмом. Как собственник помещения он был вправе это сделать. Ошибка содержалась в инвентарном деле ГУП МО «МОБТИ» и следовательно на государственный кадастровый учет здание было поставлено с ошибкой.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по доверенности Челнокова Л.С. возражала против заявленных исковых требований, поддержала позицию представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области. Пояснила, что ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости» Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Суд, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, проверив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, 1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственным или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В сил ст.226 КАС РФ, 1. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), то есть соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, должен доказывать административный ответчик.
В соответствии с ч. 7. ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", В случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости, межведомственного запроса о представлении сведений государственного кадастра недвижимости, заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в срок, установленный статьей 17 настоящего Федерального закона для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости,
Аналогичные положения содержит Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 года № 843 ( пункты 54, 67, 85, 88, 89, 198).
Пунктом 3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Правовую основу регулирования кадастровых отношений в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости», составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета при постановке на учет многоквартирного дома осуществляет постановку на учет всех расположенных в нем помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме).
В силу ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается также в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения); не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия; заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2, 3, 5, 6 или 7 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 настоящей статьи, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета. Если такое решение принято на основании пункта 5 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации №583 от 29.11.2010 года « Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке предусмотрено, что технический план составляется на основе сведений ГКН об определенном здании (сооружении), в котором расположено помещение, в виде кадастровой выписки о соответствующем здании (сооружении) либо об определенном помещении (помещениях) в здании (сооружении) в виде кадастрового паспорта (кадастровых паспортов) соответствующего (соответствующих) помещения (помещений). Копи и документов, содержащие сведения ГКН, в состав Приложения не включаются.
Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В силу ч 5 ст. 72 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости» данный федеральный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется е тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня его вступления.
На основании ст. 3 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости» Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Малышеу П.Н на основании Договора на передачу жилого помещения в собственность граждан серии ГПС № в собственность была передана квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№-п квартира, предоставленная истцу, исключена из специализированного жилищного фонда и включена в жилищный фонд социального использования. Таким образом, она не попадает под признаки ст. 92, 94 ЖК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ГУП МО «МОБТИ» был изготовлен технический план помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Малышев П.Н. обратился к ответчику с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет данной квартиры.
ДД.ММ.ГГГГ Решением ответчика кадастровый учет был приостановлен.
ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ГУП МО «МОБТИ» был изготовлен
технический план с учетом замечаний, указанных в Решении о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ Данный технический план был предоставлен ответчику.
Решением ФГБУ «ФКП «Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ№ было отказано в снятии приостановления в связи с тем, что «определение назначения здания общежития, не являющегося многоквартирным домом, при осуществлении государственного кадастрового учета как «многоквартирный дом», «жилой дом» не соответствует действующему законодательству; назначение такого
здания как общежитие должно быть определено как «нежилое здание» (иметь при этом наименование- «общежитие», общежитие квартирного типа».
В качестве правовой основы оспариваемого Решения ответчиком указано Письмо заместителя руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Г.Ю. Елизаровой от ДД.ММ.ГГГГ. №, а также п.5 ч 2 ст.26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Решением органа кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ.№ истцу отказано в осуществлении кадастрового учета с указанием на возможность обжалования данного решения в судебном порядке.
Данная правовая позиция административного ответчика не соответствует законодательству.
Письмо заместителя руководителя Росреестра Г.Ю. Елизаровой не является нормативно- правовым актом, который может являться основанием для отказа в постановке на государственный кадастровый учет. Это мнение отдельного должностного лица и носит исключительно информационный характер. В письме указывается на ст. 16 ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и даются рекомендации которые касаются кадастрового учета здания. В силу ч.4 ст. 16 данного Федерального закона никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Малышеву П.Н. для государственной регистрации права на квартиру, необходимо было поставить данный объект на государственный кадастровый учет. Предоставленный технический план помещения соответствовал требованиям закона, назначение и наименование здания внесены на основании сведений ГКН о здании к котором находится помещение, подлежащее государственному кадастровому учету. Противоречий в представленных заявителем для осуществления кадастрового учета документах и кадастровым сведениям об объекте недвижимости (здании) отсутствовали. В связи с этим, у филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области отсутствовали основания для приостановления осуществления кадастрового учета и в дальнейшим для отказа в осуществлении кадастрового учета. Исковые требования Малышева П. Н. к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской областио признании незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в осуществлении кадастрового учета подлежат удовлетворению. В связи с вступлением в силу ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости» обязанность постановку на государственный кадастровый учет объект недвижимости необходимо возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
От истца поступило заявление о взыскании в его пользу судебных расходов по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей по оплате услуг представителя, которое подлежит частичному удовлетворению на основании ст.ст.103, 106, 111-112 КАС РФ: размере <данные изъяты> рублей по оплате госпошлины и <данные изъяты> рублей по оплате услуг представителя – с учетом категории сложности дела и длительности его рассмотрения
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177,277 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области произвести постановку на государственный кадастровый учет объект недвижимости- квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес> на основании технического плана помещения от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ГУП МО «МОБТИ».
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде.
Судья: Середенко С.И.
В мотивированном виде решение изготовлено 13 февраля 2017 года.
Судья Середенко С.И..