РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2021 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи – Сосновской О.А.,
при помощнике ФИО1,
с участием: административного истца ФИО2, представителя административного ответчика Управления Росреестра по ХМАО-Югре –ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-273/2021 по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО4, ФИО8. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании незаконным приостановления государственной регистрации права собственности на объект недвижимости и обязании произвести государственную регистрацию прав,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы ФИО2, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании незаконным решения (уведомления) Управления Росреестра по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ года №4 о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости и обязании произвести государственную регистрацию права собственности.
Истцы мотивировали свои требования тем, что ФИО2 и ФИО4 состоят в зарегистрированном браке и ДД.ММ.ГГГГ ими заключен договор долевого участия в строительстве. Оплата по договору осуществлена из средств кредитного договора и из средств материнского каптала. ДД.ММ.ГГГГ истцы в своих интересах и интересах своей малолетней дочери ФИО7 обратились в Управление Росреестра по ХМАО-Югре с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация прав приостановлена с указанием на отсутствие нотариального удостоверения соглашения об определении размера долей в праве общей собственности на квартиру, которую купили за счет материнского капитала. Указанное решение является необоснованным, незаконным, поскольку Федеральный закон от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не содержит требования об обязательном нотариальном удостоверении вышеуказанного соглашения.
В судебное заседание не явилась ФИО4, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. В связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании административный истец ФИО2, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО5, заявленные административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Росреестра по ХМАО-Югре ФИО3 заявленные административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.3 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон №218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 3 Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав определены в статье 14 Закона № 218-ФЗ.
К ним отнесены договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ).
В силу статьи 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО4 приобрели в общую совместную собственность <адрес>. Оплата квартиры произведена за счет кредитных средств, предоставленных <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 получила сертификат на материнский капитал в размере <данные изъяты> рублей. Денежные средства материнского капитала были направлены на погашение кредита, взятого на приобретение данного жилья.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО4 и ФИО9 было заключено соглашение об определении размера долей в праве общей собственности на квартиру, которую купили за счет материнского капитала.
По условиям данного соглашения стороны определили доли в праве общей собственности на квартиру следующим образом:
- 6/100 доли в праве общей долевой собственности поступают в собственность ФИО2;
- 6/100 доли в праве общей долевой собственности поступают в собственность ФИО4;
- 6/100 доли в праве общей долевой собственности поступают в собственность ФИО11
- 82/100 доли в праве общей долевой собственности поступают в общую совместную собственность ФИО2 и ФИО4
Данной соглашение было предоставлено на государственную регистрацию в Управление Росреестра по ХМАО-Югре.
<данные изъяты> Управление Росреестра по ХМАО-Югре приняло решение в форме уведомления № о приостановлении государственной регистрации прав со ссылкой на ч.1 ст.42 Федерального закона №218-ФЗ в связи с отсутствием обязательного нотариального удостоверения соглашения о распределении долей.
В уведомлении о приостановлении указано, что осуществление действий по государственной регистрации прав приостанавливается до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу положений ст.26 Закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: п.5 - не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; п.7 - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в частности договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (ч.2 ст.14 Закона №218-ФЗ).
Документы, представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее-ЕГРН) (ч.1 ст. 21 Закона №218-ФЗ).
В соответствии с п.3 ст.8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.
В соответствии с положениями ч.1 ст.42 Федерального закона №218-ФЗ сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона), а также договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями.
Суд приходит к выводу, что требование закона о нотариальном оформлении сделки административными истцами не выполнено, в связи с чем, решение Управления Росреестра по ХМАО-Югре о приостановлении государственной регистрации прав является обоснованным.
Доводы административных истцов о том, что нотариальное удостоверение соглашения об определении долей в праве собственности на квартиру, приобретенную за счет средств материнского капитала, не требуется, так как это не предусмотрено Федеральным законом от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ), предусмотрено, что лицо, получившее сертификат, его супруг (супруга) обязаны оформить жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность такого лица, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
Таким образом, специально регулирующим соответствующие отношения Федеральным законом N 256-ФЗ определен круг лиц, в чью собственность поступает жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского (семейного) капитала, установлен вид собственности - общая долевая, и основание для определения долей в праве собственности - соглашение об определении размера долей.
Исходя из положений Федерального закона N 256-ФЗ, письменное обязательство лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, оформить приобретенный с использованием средств материнского (семейного) капитала объект недвижимости (жилье) в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) должно быть оформлено в установленном законом порядке. Размер долей в праве общей долевой собственности на указанный объект недвижимости должен определяться на основании письменного соглашения всех дееспособных членов семьи. При этом требование об обязательном нотариальном удостоверении данного соглашения законодательством Российской Федерации не установлено.
Учитывая изложенное, положения части 4 статьи 10 Федерального закона N 256-ФЗ предусматривают определение размера долей в праве собственности родителей и детей на объект недвижимости, приобретенный с использованием средств материнского капитала.
Однако в случае, если жилое помещение приобретено не только за счет средств материнского капитала, но и за счет собственных средств супругов, тогда для оформления жилого помещения, приобретенного в общую долевую собственность родителей (супругов) и детей должно быть прекращено право совместной собственности супругов на данный объект.
Условие о прекращении совместной собственности супругов на жилое помещение, приобретенное не только с использованием средств материнского капитала, может быть включено в содержание соглашения по определению долей в праве общей собственности родителей и детей на такое жилое помещение, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона N 256-ФЗ.
Как следует из материалов дела, квартира изначально приобретена в общую совместную собственность супругов ФИО2, ФИО4
По соглашению от ДД.ММ.ГГГГ определены доли в праве общей долевой собственности не только несовершеннолетнего ребенка, но и супругов ФИО2, ФИО4 (по 6/100 каждому), и 82/100 доли поступают в общую совместную собственность ФИО2, ФИО4
Условия данного соглашения свидетельствуют об изменении режима собственности на квартиру, о частичном прекращении права совместной собственности супругов на данный объект.
Согласно ч.2 ст.38 Семейного кодекса РФ общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. Соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, должно быть нотариально удостоверено.
Соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, направлено на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, то есть обладает характерными для сделки признаками (ст.153 ГК РФ).
Таким образом, соглашение об определении размеров долей в праве общей собственности родителей и детей на жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала и совместных средств супругов, содержащее элементы соглашения о разделе общего имущества супругов должно быть нотариально удостоверено.
Судом установлено, что истцами при подаче заявления о регистрации прав не были представлены все документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав; представленное на регистрацию соглашение не соответствовало требованиям законодательства РФ, а именно соглашение об определении долей в праве общей собственности на квартиру нотариально не удостоверено.
В связи с чем, государственный регистратор в рамках своих полномочий, руководствуясь положениями пунктов 5,7 ст.26 Закона №218-ФЗ, законно и обоснованно принял решение о приостановлении государственной регистрации прав.
В силу положений ст.ст.218, 227 КАС РФ удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ возможно при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконность действий (бездействия) должностного лица (незаконность принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Между тем, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.
Таким образом, действия Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по приостановлению государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть признаны судом незаконными.
В силу вышеизложенного, требование административных истцов обязать административного ответчика произвести государственную регистрацию прав собственности на <адрес> также не подлежит удовлетворению.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что заявленные ФИО2, ФИО4, ФИО12 административные исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.
В силу ч.1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Поскольку решение вынесено не в пользу административных истцов, оснований для взыскания с административного ответчика судебных расходов, понесенных истцами, нет.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административных истцов в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2, ФИО4, ФИО13 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании незаконным приостановления государственной регистрации права собственности на объект недвижимости и обязании произвести государственную регистрацию прав, – отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и подписано 21 января 2021 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда О.А.Сосновская