ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-273/2022 от 12.04.2022 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

дело

УИД

Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 апреля 2022 года г.Нарьян-Мар

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Димитриевой Н.С., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием:

представителя административного ответчика - Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа по доверенности ФИО4,

представителя административного ответчика - администрации Муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по доверенности Петрова Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шишовой Надежды Сергеевны к Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании права на первоочередное расселение многоквартирного жилого дома,

установил:

Шишова Н.С. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа об обязании включить многоквартирный дом по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>, в окружной реестр государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе» текущего этапа с первоочередным правом расселения.

В обоснование своих требований административный истец указала, что ей принадлежит <адрес>.

Распоряжением администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 29 ноября 2018 года многоквартирный <адрес> по улице <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Данным распоряжением установлен срок выселения граждан не позднее 31 декабря 2024 года.

Согласно отчету по обследованию здания, выполненного АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, здание имеет аварийное техническое состояние, а состояние фундамента критическое, оценивается аварийное с угрозой обрушения; дальнейшее гниение и разрушение столбов фундамента может привести к обрушению здания или его части.

В связи с критическим состоянием многоквартирного дома она обратилась в адрес главы МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» с заявлением о необходимости признать дом находящимся под угрозой обрушения с первоочередным правом расселения.

В ответ на заявление администрация МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» сообщила, что определяющим фактором первоочередности расселения дома является дата признания его аварийным, а также наличие угрозы обрушения, подтвержденного вступившим в законную силу решением суда.

По изложенным в иске основаниям, административный истец указывает, что существует угроза обрушения дома, в связи с чем, просит обязать Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа включить многоквартирный <адрес> города Нарьян-Мар в окружной реестр государственной программы текущего этапа с первоочередным правом расселения.

Определением суда в качестве соответчика привлечено муниципальное образование «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Административный истец Шишова Н.С., надлежаще извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Просила рассмотреть дело без ее участия, указала, что исковые требование поддерживает.

Представитель административного ответчика - Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа ФИО4 иск не признала, поддержала доводы отзыва, представленного в суд.

Из письменного отзыва, представленного Департаментом, следует, что выбор первоочередности расселения дома осуществляется органом местного самоуправления и зависит от технического состояния дома. При наличии угрозы обрушения многоквартирный дом подлежит включению в окружной реестр текущего этапа с первоочередным правом расселения. Указывает, что Департамент не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделен правом принимать решения по вопросам, отнесенным к полномочиям органа местного самоуправления.

Пояснила, что отчет по обследованию здания, выполненный АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», от ДД.ММ.ГГГГ Департамент не оспаривает.

Представитель административного ответчика администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ФИО5 с заявленными требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать. Полагал, что административным истцом не представлено доказательства того, что имеется угроза обрушения дома <адрес> города Нарьян-Мар. Не оспаривая результаты отчета, представленного Шишовой Н.С., указал, что в нем нет сведений о том, что имеется угроза обрушения дома. Пояснил, что администрация города при признании дома аварийным и подлежащим сносу, руководствовалась актом обследования технического состояния жилого дома, подготовленного муниципальным казённым учреждением «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мар» от 2018 года. После 2018 года обследование многоквартирного <адрес> города Нарьян-Мар администрацией муниципального образования не проводилось.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что Шишова Н.С. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Распоряжением администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 29 ноября 2018 года -р многоквартирный <адрес> в г. Нарьян-Маре признан аварийным и подлежащим сносу.

Пунктами 2 и 3 указанного распоряжения определен срок выселения граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях в данном доме в срок до 31.12.2024; предписано организовать с собственниками жилых помещений работу по их участию в сносе дома до 31.12.2024.

Постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 14 ноября 2013 года -п утверждена государственная программа Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе».

Государственная программа является основным инструментом реализации в Ненецком автономном округе государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Как установлено судом, <адрес> в г. Нарьян-Мар постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 19 апреля 2019 года , <адрес> в г. Нарьян-Маре исключен из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, на 2014-2043 годы.

Постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 19 августа 2019 года -п, <адрес> в г. Нарьян-Маре включен в Окружной реестр жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа, третьего этапа реализации подпрограммы 2 «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа» государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе» (утв. постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 № 415-п).

В настоящее время подпрограммой 2 «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа» предусмотрено, что она реализуется с 2014 года по 2030 год в три этапа первый этап: жилищный фонд муниципального образования "Город Нарьян-Мар" - 2014 - 2018 годы, жилищный фонд МО "Рабочий поселок Искателей" - 2014 - 2019 годы, жилищный фонд сельских поселений Ненецкого автономного округа - 2014 - 2024 годы; второй этап: жилищные фонды муниципального образования "Город Нарьян-Мар" и МО "Рабочий поселок Искателей" - 2017 - 2023 годы, жилищный фонд сельских поселений Ненецкого автономного округа - 2017 - 2024 годы.

Как предусмотрено разделом 2 «Характеристика сферы реализации подпрограммы 2» в целях включения в окружной реестр первого этапа подпрограммы 2 (Приложение 1 к подпрограмме 2) под непригодными для проживания понимаются: многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, до 1 января 2012 года; многоквартирные жилые дома с физическим износом 65% и свыше, который подтвержден данными технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства по состоянию на 1 января 2011 года; сборно-щитовые, каркасно-засыпные многоквартирные жилые дома и дома блокированной застройки, введенные в эксплуатацию до 1985 года.

В окружной реестр второго этапа подпрограммы 2 (Приложение 2 к подпрограмме 2) включены: многоквартирные дома, признанные в период с 1 января 2012 года по 1 января 2016 года аварийными и подлежащие сносу; многоквартирные жилые дома с физическим износом 65% и свыше, который подтвержден данными технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства по состоянию на 1 января 2016 года, не включенные в реестр первого этапа; сборно-щитовые, каркасно-засыпные многоквартирные жилые дома и дома блокированной застройки, введенные в эксплуатацию до 1 января 1991 года, не включенные в реестр первого этапа, износ которых составляет 50% и более; многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых по состоянию на 1 января 2016 года превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость строительства, определенную нормативным правовым актом Администрации Ненецкого автономного округа для домов из монолитных и кирпичных конструкций; многоквартирные жилые дома, в случае их непредвиденного разрушения, в результате которого проживание и реконструкция не возможны.

Определение условий включения домов в окружной реестр третьего этапа будет осуществлено по результатам реализации второго этапа. До момента определения данных условий в третий этап (Приложение 3 к Подпрограмме 2) включаются многоквартирные дома, исключенные после 1 января 2016 года из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, на 2014 - 2043 годы (за исключением многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о реконструкции) по следующим основаниям: физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) многоквартирных домов, определенный после 1 января 2016 года, составляет свыше семидесяти процентов; совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, определенная после 1 января 2016 года, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает пятьдесят процентов стоимости строительства, утвержденной нормативным правовым актом Администрации Ненецкого автономного округа для домов из монолитных и кирпичных конструкций; признание многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.

Решение о включении домов в окружной реестр второго этапа принимается на основании представленных муниципальными образованиями и/или собственниками жилых помещений документов, подтверждающих условия формирования второго этапа.

Включение многоквартирных домов в третий этап осуществляется в течение шести месяцев со дня исключения их из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, на 2014 - 2043 годы.

Также в окружной реестр третьего этапа подлежат включению многоквартирные дома, признанные аварийными до 01.01.2017, ранее не включенные окружные реестры подпрограммы 2.

Реализация окружных реестров осуществляется последовательно. В рамках отдельного этапа определяющим фактором первоочередного расселения дома является дата признания его аварийным, а также наличие угрозы обрушения, подтвержденной вступившим в законную силу решением суда. Выбор первоочередности осуществляется органом местного самоуправления и зависит от технического состояния дома. Кроме того, во внеочередном порядке переселению подлежат граждане, относящиеся к категории "труженики тыла", жилые помещения которых находятся в жилищном фонде, включенном в окружные реестры (за исключением случаев, если в собственности данной категории граждан имеется благоустроенное, не признанное непригодным для проживания, иное жилое помещение).

Согласно частям 6, 8 статьи 2 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Пунктом 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Абзацем 2 пункта 49 указанного Положения предусмотрена обязанность органов местного самоуправления принять соответствующее решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В судебном заседании не оспаривалось, что определение срока сноса многоквартирного жилого дома на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» и срока отселения граждан, проживающих в доме, входит в компетенцию органам местного самоуправления, ответчика – МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Из материалов дела следует, что на основании договора от 17 ноября 2021 года отделением по Ненецкому автономному округу Северного филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» проведено обследование <адрес>, города Нарьян-Мар. Из общих выводов, изложенных в отчете об обследовании здания, 12 квартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ<адрес> следует, что общее состояние здания в целом, согласно ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» и СП «Здания жилые многоквартирные. Правила оценки аварийного и ограниченно-работоспособного технического состояния» оценивается как аварийное.

Выполнение собственниками своих обязанностей по содержанию общедомового имущества и проведение косметических ремонтов не могут устранить причин деформаций, повреждения и гниения конструктивных элементов здания. Здание построено в 1997 году и на дату обследования (22.11.2021) эксплуатируется 24 года. Несмотря на непродолжительный период эксплуатации, общий износ здания оценивается в 64 %, при этом износ фундамента составляет 80%. Обнаружены многочисленные серьезные повреждения фундамента: значительное поражение столбов гнилью (местами до состояния трухи, и даже начавшиеся разрушение столбов), обрастание грибами, а также постоянное увлажнение столбов канализационными стоками. Состояние фундамента критическое, оценивается как аварийное с угрозой обрушения: дальнейшее гниение и разрушение столбов приведет к обрушению здания или его части. Учитывая также дефекты и повреждения других конструктивных элементов здания, следует признать здание непригодным для проживания.

Выводы, изложенные в данном отчете, Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа и администрацией МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не оспариваются.

Данный отчет административным истцом был направлен в адрес МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар». Из ответа первого заместителя главы Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 16 декабря 2021 года, направленного Шишовой Н.С. следует, что отчет был возвращен Шишовой Н.С. для осуществления дальнейших действий по рассмотрению вопроса первоочередного расселения дома в органах судебной власти.

Разрешая дело, суд считает представленный истцом отчет по обследованию указанного жилого дома, изготовленный сотрудниками отделения по Ненецкому автономному округу Северного филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», является допустимым доказательством, подтверждающим наличие угрозы внезапного обрушения многоквартирного <адрес> города Нарьян-Мар, или его части.

Суд учитывает, что указанный отчет подготовлен компетентными специалистами уполномоченной организации по результатам осмотра строения и его конструктивных элементов. Выводы в отчете мотивированы, оснований для несогласия с ними не имеется.

Выводы в отчете органа технической инвентаризации подтверждаются представленными в нем фотоснимками конструктивных элементов здания с зафиксированными на них повреждениями. Оснований не доверять выводам в указанном отчете у суда не имеется.

Государственной программой Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», утвержденной постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 -п, определено, что определяющим фактором первоочередного расселения дома является дата признания его аварийным, а также наличие угрозы обрушения, подтвержденной вступившим в законную силу решением суда.

Иных способов защиты жилищных прав и реализации права на первоочередное расселение Программой не предусмотрено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что наличие угрозы обрушения спорного дома подтверждается допустимым доказательством, который ответчиками не оспорен, иной акта обследования спорного дома, суду не представлен.

Довод представителя административного ответчика – МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о том, что отчет, представленный Шишовой Н.С., не содержит выводов о наличии угрозы обрушения дома, суд считает несостоятельными, поскольку в нем указано, что состояние дома оценивается как критическое с угрозой обрушения.

При таких обстоятельствах, суд считает по делу установленным, что имеется угроза обрушения <адрес> в г. Нарьян-Маре.

При наличии установленного наличия угрозы обрушения <адрес> в г.Нарьян-Маре, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания права на первоочередное расселение указанного многоквартирного жилого дома, определив его первоочередное расселение в рамках текущего (второго) этапа реализации подпрограммы 2.

При подаче иска в суд истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.

Как разъяснено в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.

С учетом указанных разъяснений, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца с ответчика расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска в суд.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Шишовой Надежды Сергеевны удовлетворить.

Признать право первоочередного расселения дома, расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, <адрес>, в рамках текущего второго этапа расселения подпрограммы 2 «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа» государственной программы Ненецкого автономного округа «обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», утвержденной Постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 14 ноября 2013 года № 415-п, в связи с наличием угрозы обрушения данного многоквартирного дома.

Решение суда может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.

<данные изъяты>