ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-273/2022 от 16.05.2022 Труновского районного суда (Ставропольский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 мая 2022 года село Донское

Труновский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Кухарева А.В.

при секретаре Литюшкиной А.В.,

с участием административного истца - старшего помощника прокурора <адрес>ФИО2,

представителя административного ответчика – администрации Труновского муниципального округа <адрес>ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Труновского муниципального округа о признании бездействия незаконным,

установил:

прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском к администрации Труновского муниципального округа о признании бездействия по непринятию мер в части организации регулярных пассажирских перевозок населения из <адрес> в административный центр – <адрес>, а также в обратном направлении. Обязать администрацию Труновского муниципального округа <адрес>, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, организовать регулярные пассажирские перевозки населения из <адрес> в административный центр – <адрес>, а также в обратном направлении.

Свои требования административный истец мотивировал тем, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки исполнения органами местного самоуправления Труновского муниципального округа требований законодательства о пассажирских перевозках, и созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Труновского муниципального округа реализуется ненадлежащим образом.

Отсутствие надлежащего транспортного обслуживания жителей названных поселений с учетом фактических расстояний (удаленности) мест проживания жителей от административного центра – <адрес>, свидетельствует о нарушении прав граждан, поскольку создает препятствие в доступности посещения объектов здравоохранения, социально-бытового, административно-делового, культурно-развлекательного и иного назначения.

В судебном заседании административный истец – старший помощник прокурора <адрес>ФИО2: исковые требования уточнил, просил суд признать незаконным бездействие администрации Труновского муниципального округа <адрес> в части непринятия должных мер по организации регулярных пассажирских перевозок населения из <адрес>, к ближайшему населенному пункту, обеспеченному регулярными перевозками, для следования в административный центр – <адрес>, а также в обратном направлении. Обязать администрацию Труновского муниципального округа <адрес>, в течение 2 лет 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать регулярные пассажирские перевозки населения из <адрес> к ближайшему населенному пункту, обеспеченному регулярными перевозками, для следования в административный центр – <адрес>, а также в обратном направлении.

Представитель административного ответчика – администрации Труновского муниципального округа <адрес>ФИО3 против удовлетворения уточненных требований прокурора не возражал.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании в суде решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации наделенных отдельными полномочиями или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 указанной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации определено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-кз «О местном самоуправлении в <адрес>» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа. Аналогичная норма закреплена в Уставе Труновского муниципального округа.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 220-ФЗ) регулируются отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

Постановлением администрации Труновского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Труновского муниципального округа <адрес>. К полномочиям органа местного самоуправления Труновского муниципального округа <адрес> по организации транспортного обслуживания населения относится в том числе утверждение документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, утверждение порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, установление, изменение, отмена муниципальных маршрутов регулярных перевозок, заключение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Федерального закона муниципальных контрактов на осуществление регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, проведение открытого конкурса и осуществление иных функций организатора открытого конкурса, предусмотренных Федеральным законом № 220-ФЗ.

В судебном заседании установлено, что на территории Труновского муниципального округа расположены населенные пункты: <адрес>, пос. имени Кирова, <адрес> - административный центр округа, транспортное обеспечение осуществляется по маршрутам: пос. им. Кирова - <адрес>.

Перевозка пассажиров осуществляется 1 перевозчиком на двух единицах автомобильного транспорта, которые фактически осуществляют деятельность по перевозке пассажиров на муниципальных маршрутах, а регулярного транспортного сообщения с административным центром муниципального образования не имеют <адрес>, действенных мер к изменению ситуации должностными лицами Труновского муниципального округа длительное время не предпринимается, конкурсы не проводились, что свидетельствует об отсутствии заинтересованных хозяйствующих субъектов в оказании услуг пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам, и до настоящего времени перевозки населения из сельских населенных пунктов до районного центра административными ответчиками не организованы.

Доказательств обратного административным ответчиком в нарушение ч. 11 ст. 226 КАС РФ не приведено.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора района внесено представление об устранении нарушений законодательства об организации пассажирских перевозок в адрес главы Труновского муниципального округа, которое рассмотрено и удовлетворено, ответственное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, однако конкретных действенных мер по устранению нарушений до настоящего времени не принято.

Вместе с тем, альтернативным способом транспортного обслуживания населения является организация пассажирских перевозок с использованием муниципального транспорта, а сложившаяся ситуация влечет массовое ограничение прав жителей вышеназванных населенных пунктов на передвижение и свидетельствует об уклонении администрации Труновского муниципального округа от исполнения полномочий, возложенных на нее п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ.

Отсутствие надлежащего транспортного обслуживания жителей названных поселений с учетом фактических расстояний (удаленности) мест проживания жителей от административного центра – <адрес>, свидетельствует о нарушении прав граждан, поскольку создает препятствие в доступности посещения объектов здравоохранения, социально-бытового, административно-делового, культурно-развлекательного и иного назначения. Указанное обстоятельство является основанием для признания незаконным бездействия администрации Труновского муниципального округа непринятия мер в части нарушения законодательства об организации пассажирских перевозок на территории Труновского муниципального округа <адрес>.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Учитывая характер действий, которые необходимо совершить для исполнения решения суда, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда – 2 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ,

решил:

административный иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Труновского муниципального округа о признании бездействия незаконным удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Труновского муниципального округа <адрес> в части непринятия должных мер по организации регулярных пассажирских перевозок населения из <адрес>, к ближайшему населенному пункту, обеспеченному регулярными перевозками, для следования в административный центр – <адрес>, а также в обратном направлении.

Обязать администрацию Труновского муниципального округа <адрес>, в течение 2 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать регулярные пассажирские перевозки населения из <адрес> к ближайшему населенному пункту, обеспеченному регулярными перевозками, для следования в административный центр – <адрес>, а также в обратном направлении.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Труновский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 16.05.2022.

Судья А.В. Кухарев