Дело №2а-273/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вилюйск 24 августа 2022 года
Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Даниловой А.М., при помощнике судьи Андреевой У.Н., с участием административного истца Готовцева А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности принять меры по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйного движимого имущества,
установил:
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) Готовцев А.Г. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к административному ответчику. В обоснование указано, что прокуратурой района проведен мониторинг соблюдения требований законодательства, регламентирующего порядок постановки на учет бесхозяйного имущества, по результатам которого установлено, что Администрацией МО «» требования закона в этой части не исполняются надлежащим образом. Так, на территории поселка выявлены движимые объекты - газопроводы, имеющие признаки бесхозяйных, по которым административным ответчиком не приняты меры по их оформлению в муниципальную собственность, что нарушает требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Установить собственников объектов не представилось возможным, в связи с отсутствием сведений о них в регистрирующих органах. Отсутствие собственников затрудняет эксплуатацию и содержание газовых сетей, что может привести к их аварийному состоянию, недопоставке газоснабжения, что в климатических условиях Республики Саха (Якутия) является недопустимым. ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика внесено представление об устранении нарушений, которое администрацией рассмотрено, однако нарушения до настоящего времени не устранены. С учетом уточнения просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления и возложить обязанность принять меры по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйных газопроводов, расположенных по следующим адресам: , газовый ввод к сторожке МУВУ ПУ ЖКХ (протяженность 12,2 м); (протяженность 12,4 м); газовый ввод к детскому саду №***** по (протяженность 76,2 м); (протяженность 14,1 м); газовый ввод к котельной столярного цеха на базе ООО ПКФ «Вилюйгазстрой» (протяженность 8,9 м); газовый ввод к котельной хлебопекарни МУ ТПП «Геологическое» (протяженность 65,6 м).
В судебном заседании административный истец - заместитель прокурора Готовцев А.Г. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представители административного ответчика, заинтересованных лиц АО «Сахатранснефтегаз», МУ ТПП «Геологическое» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители заинтересованных лиц ООО ПКФ «Вилюйгазстрой», Вилюйского филиала ГУП «ЖКХ в (Якутия)», детского сада №*****, заинтересованные лица Узун А.П., Торговенков Д.В., извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, сведения о причинах неявки суду не сообщили. Их явка не является обязательной, не признана судом обязательной, на основании ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд, заслушав административного истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
На основании ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно ст.226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них, могут быть обращены другими лицами в свою собственность либо поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Из материалов дела следует, что на территории МО «» выявлены газовые вводы, расположенные по адресам: , газовый ввод к сторожке МУВУ ПУ ЖКХ (протяженность 12,2 м); (протяженность 12,4 м); газовый ввод к детскому саду №***** по (протяженность 76,2 м); (протяженность 14,1 м); газовый ввод к котельной столярного цеха на базе ООО ПКФ «Вилюйгазстрой» (протяженность 8,9 м); газовый ввод к котельной хлебопекарни МУ ТПП «Геологическое» (протяженность 65,6 м), имеющие признаки бесхозяйных.
Собственники газопроводов не установлены, о чем свидетельствует Дорожная карта по оформлению бесхозяйных объектов газоснабжения , согласованная генеральным директором АО «Сахатранснефтегаз», главой МР «Вилюйский улус (район) и утвержденная Министром промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) ДД.ММ.ГГГГ, с приложением №***** «Бесхозяйные газопроводы МР «Вилюйский улус (район), не требующие обязательной государственной регистрации».
Согласно письму Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) №*****/И-015-7777 от ДД.ММ.ГГГГ информация об указанных газопроводах отсутствует в Реестре государственного имущества Республики Саха (Якутия).
Из письма Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в (Якутия) №***** от ДД.ММ.ГГГГ следует, что информация по указанным газопроводам в Реестре федерального имущества об объектах движимого бесхозяйного имущества отсутствует.
Согласно письму Администрации МР «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) №***** от ДД.ММ.ГГГГ спорные газопроводы не являются объектами учета Реестра муниципального имущества МР «Вилюйский улус (район)».
Распоряжением Администрации МО «» №***** от ДД.ММ.ГГГГ указанные газовые вводы включены в Реестр движимого бесхозяйного имущества по .
В материалах дела имеются акты приемок и строительные паспорта объектов газораспределительной системы, с указанием их характеристик, месторасположения, протяженности, сведений о заказчиках газопроводов. При этом от заказчиков газопроводов притязания на объекты газоснабжения не поступили.
Таким образом, судом достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что газовые вводы являются бесхозяйными.
Обращаясь в суд с административным иском, заместитель прокурора оспаривает бездействие органа местного самоуправления по оформлению и принятию в муниципальную собственность бесхозяйных газопроводов.
К бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенным публичными полномочиями органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми, иными актами, определяющими его полномочия.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения газоснабжения населения в пределах полномочий; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно ч.5 ст.51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества. Находящееся в муниципальной собственности движимое имущество является объектом учета в реестрах.
Судом установлено, что на территории МО «» размещены газопроводы, которые не имеют собственников и эксплуатируются без необходимых документов.
Из представленного суду отзыва АО «Сахатранснефтегаз» следует, что работы по выявлению бесхозяйных объектов газового хозяйства на территории проводились с администрацией . Установлено, что работа по оформлению в собственность таких газопроводов своевременно не проводилась. Для обеспечения надежного и бесперебойного газоснабжения потребителей начаты работы по приведению в соответствие правоустанавливающих документов, составлена и утверждена Дорожная карта по оформлению бесхозяйных газопроводов. Ответственными исполнителями установлены администрации муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ АО «Сахатранснефтегаз» главе МО «» направлен реестр движимого и недвижимого бесхозяйного имущества с требованием об ускорении работ по оформлению бесхозяйных газопроводов, расположенных на территории муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что работа с бесхозяйным имуществом в виде газопроводов органом местного самоуправления не организована. Сведений об их постановке на учет, оформлении в установленном порядке не имеется. Меры по принятию бесхозяйного имущества в муниципальную собственность не приняты. Доказательств обратного, в нарушение ст.62 КАС РФ, административным ответчиком суду не представлено.
Согласно материалам дела по факту выявленных нарушений законодательства ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора района в адрес главы муниципального образования внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.
Из представленного ответа и.о. главы МО «» №***** от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представление рассмотрено, указано, что факты допущенных нарушений явились следствием ненадлежащего исполнения должностных обязанностей инженера Мальцевой Е.Ю.
Вместе с тем, по результатам рассмотрения представления органом местного самоуправления каких-либо действенных мер по устранению нарушений законодательства не принято, в связи с чем прокуратурой района принято решение об использовании судебного понуждения с целью обеспечения фактического устранения выявленных нарушений.
Доводы административного ответчика, изложенные в ответе заместителю прокурора, о том, что они неоднократно обращались в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйные газопроводы, не свидетельствуют о принятии мер в отношении объектов, поскольку заявления судом возвращались в связи с недостаточностью документов, которые они могли истребовать в АО «Сахатранснефтегаз».
При этом орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные движимые вещи.
Бездействие администрации по оформлению в собственность бесхозяйных газопроводов и реализации необходимых в отношении них мероприятий не отвечает требованиям законодательства, поскольку непринятие мер по проведению всех необходимых мероприятий по обслуживанию газопроводов и обеспечению их соответствия предъявляемым законом требованиям может способствовать совершению противоправных действий.
Отсутствие собственников у газопроводов влечет невозможность исполнения возложенной на орган местного самоуправления обязанности по выполнению комплекса мероприятий, включая систему технического обслуживания, ремонта, содержание их в исправном и безопасном состоянии, негативно влияет на надежность и качество оказываемых населению коммунальных услуг. Бесхозяйные газопроводы, находящиеся без надлежащего контроля и содержания, и к которым имеется свободный доступ посторонних лиц, являются потенциально опасными объектами для общественной безопасности, поскольку создают угрозу жизни и здоровью людей, их имуществу, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории района.
Таким образом, бездействие Администрации МО «», выразившееся в непринятии мер по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйного движимого имущества в виде газопроводов нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Принимая во внимание, что вопрос по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйных объектов относится к компетенции органа местного самоуправления, суд приходит к выводу о возложении на нее обязанности принять в муниципальную собственность указанные газопроводы.
В соответствии с ч.3 ст.227 КАС РФ при наличии достаточных оснований и документов, подтверждающих, что газовые вводы являются бесхозяйными, в целях предупреждения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, суд считает необходимым установить срок для совершения определенных действий в 02 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных заместителем прокурора требований, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие Администрации муниципального образования «» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйного движимого имущества незаконным.
Возложить на Администрацию муниципального образования «» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) обязанность принять в муниципальную собственность бесхозяйные газопроводы, расположенные по адресам: (Якутия) , газовый ввод к сторожке МУВУ ПУ ЖКХ (протяженность 12,2 м); (протяженность 12,4 м); газовый ввод к детскому саду №***** по (протяженность 76,2 м); (протяженность 14,1 м); газовый ввод к котельной столярного цеха на базе ПКФ ООО «Вилюйгазстрой» (протяженность 8,9 м); газовый ввод к котельной хлебопекарни МУ ТПП «Геологическое» (протяженность 65,6 м), в течение 02 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.М. Данилова