ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2742/2022 от 26.04.2022 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2а-2742/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Власенко В.А.,

при секретаре судебного заседания Росляковой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г.Сочи административное дело по административному исковому заявлению прокурора Центрального района города Сочи в интересах Российской Федерации неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края об оспаривании бездействий, выразившихся в неисполнении возложенной обязанности по содержанию автомобильной дороги.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района города Сочи обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением, в котором просит признать бездействие администрации муниципального образования город - курорт Сочи, выразившееся в неисполнении возложенной обязанности по содержанию автомобильной дороги по <адрес> г. Сочи, а также в отсутствии организации системы ливневой канализации на участке дороги в районе <адрес> г. Сочи, незаконным; обязать администрацию муниципального образования город-курорт Сочи произвести работы по организации системы ливневой канализации на участке дороги в районе <адрес> г. Сочи; произвести ремонт дорожного полотна в указанном районе, а также принять комплекс мер на участке автодороги по <адрес> Центрального района г. Сочи по оборудованию тротуара (пешеходной дорожки) шириной не менее 75 см. без учета; бортового камня.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, Прокуратурой района проведена проверка обращения Депутата Государственной Думы Российской Федерации ФИО1 в интересах жителей <адрес> г. Сочи о нарушении законодательства о водоотведении и по другим вопросам.

Реализация государственной и муниципальной политики в области транспорта и дорожной деятельности на территории муниципального образования город-курорт Сочи возложена на администрацию г. Сочи

Проведенной ДД.ММ.ГГГГ с выездом на место проверкой с привлечением работников органов местного самоуправления, отдела ГИБДД УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю, подведомственных организаций, проверкой установлено, что от <адрес> до <адрес> проложен ливневый коллектор диаметром 10 см, протяженностью около 20 м для отвода дождевых и сточных вод, построенный силами жильцов. На расстоянии около 30 м от <адрес> данный коллектор теряет свою целостность, в результате чего происходит сброс ливневых вод на рельеф местности, что в свою очередь, приводит к разрушению дорожного полотна <адрес> При этом, на указанном участке иная система водоотведения органами муниципального самоуправления не организована.

Обследуемый участок проезжей части относится к автомобильной дороге IV категории по <адрес>, которая согласно решению Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ «О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети)» включена в состав имущества казны г. Сочи и на основании распоряжения департамента.

При этом, в рамках проверки установлено, что в нарушение ГОСТ Р 32956-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Лотки дорожные водоотводные. Методы контроля», п. 6.60 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», утвержденного постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 № 233, на участке автомобильной дороги по <адрес> отсутствуют системы ливневой канализации, в связи с чем, при выпадении осадков происходит переувлажнения дорожного полотна. Указанные нарушения привели к повреждению дорожного покрытия размерами 5 м х 0,6 м. Указанный дефект превышает предельно допустимые значения, установленные ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Госстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст. Тротуар не обустроен. Передвижение пешеходов осуществляется по обочине.

Таким образом, в нарушение п.п. 3,5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131, ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», органами местного самоуправления не предпринят комплекс мер к содержанию автомобильной дороги по <адрес>, а также организации системы ливневой канализации на участке дороги в районе <адрес>.

По результатам надзорных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы г. Сочи внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.

ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступил ответ на указанный акт реагирования, который не несет в себе конкретных сведений о мерах и действиях, направленных на устранение указанных в нем нарушений, а также сроков их реализации.

Фактически администрации муниципального образования город-курорт Сочи не принимается мер к исполнению закона, не исполняется возложенная обязанность по содержанию автомобильной дороги по <адрес>, а также организации системы ливневой канализации на участке дороги в районе <адрес>.

Кроме того, учитывая, что вблизи вышеуказанного участка автодороги плотная жилая застройка микрорайона «Ареда» (ЖК «Остров Мечты), имеются малолетние жители данной местности, интенсивность движения пешеходов, превышающая 200 чел./сут., социальную значимость указанной автодороги необходимо предусмотреть тротуар (пешеходную дорожку) не менее 75 см. без бортового камня, согласно СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85* «Автомобильные дороги» СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007.

Вышеизложенные факты подтверждаются, рапортом помощника прокурора района Алексеевец В.Я., фотоматериалами, информацией МУП г. Сочи Водосток, МУП г. Сочи Водоканал, УВД по г. Сочи ГУ МВД по Краснодарскому краю, департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город-курорт Сочи, копией представления от ДД.ММ.ГГГГ, копией ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, при реализации муниципальным образованием г. Сочи права владеть и распоряжаться своим имуществом, не должны нарушаться трава жителей на безопасные условия проживания, благоприятную окружающую среду. Данных граждан невозможно индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов, в связи с чем, они относятся к категории «неопределенного круга лиц».

В судебное заседание административный истец прокурор Центрального района города Сочи не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации муниципального образования городского округа города курорта Сочи Краснодарского края доверенности ФИО2 против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменном тексте возражений относительно заявленных требований, в настоящее время на участке автомобильной дороги проводятся мероприятия по обустройству новых лотков ливневой канализации для устранения течи ливневых и сточных потоков воды, ведется установка решеток дождеприемников, срок выполнения данных работ - ДД.ММ.ГГГГ, после чего будет проведен ремонт асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заинтересованного лица МКУ города Сочи «Управление автомобильных дорог» по доверенности ФИО3 АлексА. против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражал в полном объеме, поддержал правовую позицию представителя административного ответчика, обустройство тротуара на всем протяжении автомобильной дороги возможно только за счет сужения проезжей части с организацией на данном участке одностороннего.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица участвующие в деле обязаны доказывать обстоятельства на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В связи со сложным рельефом местности муниципального образования город-курорт Сочи вопросы водоотведения, в том числе сточных поверхностных вод, являются особо актуальными, затрагивающие права граждан на благоприятную среду обитания.

В соответствии со ст.ст. 209-210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, при этом реализация прав собственником не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии с решением Городского собрания Сочи от 26.04.2007 №38 «О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети)» с изменениями, внесенными решением Городского собрания Сочи 20.06.2007 № 94 автомобильные дороги общего пользования (улично-дорожная сеть), расположенные в границах г. Сочи, включены в реестр объектов муниципальной собственности г. Сочи и находятся в составе имущества казны г. Сочи.

Статьей ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Согласно п.п. 3,5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии законодательством Российской Федерации.

Прокуратурой района проведена проверка обращения Депутата Государственной Думы Российской Федерации ФИО1 в интересах жителей <адрес> г. Сочи о нарушении законодательства о водоотведении и по другим вопросам.

Реализация государственной и муниципальной политики в области транспорта и дорожной деятельности на территории муниципального образования город-курорт Сочи возложена на администрацию г. Сочи

Проведенной ДД.ММ.ГГГГ с выездом на место проверкой с привлечением работников органов местного самоуправления, отдела ГИБДД УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю, подведомственных организаций, проверкой установлено, что от <адрес> до <адрес> проложен ливневый коллектор диаметром 10 см, протяженностью около 20 м для отвода дождевых и сточных вод, построенный силами жильцов. На расстоянии около 30 м от <адрес> данный коллектор теряет свою целостность, в результате чего происходит сброс ливневых вод на рельеф местности, что в свою очередь, приводит к разрушению дорожного полотна <адрес> этом, на указанном участке иная система водоотведения органами муниципального самоуправления не организована.

Обследуемый участок проезжей части относится к автомобильной дороге IV категории по <адрес>, которая согласно решению Городского Собрания Сочи от 26.04.2007 № 38 «О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети)» включена в состав имущества казны г. Сочи и на основании распоряжения департамента.

При этом, в рамках проверки установлено, что в нарушение ГОСТ Р 32956-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Лотки дорожные водоотводные. Методы контроля», п. 6.60 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», утвержденного постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 № 233, на участке автомобильной дороги по <адрес> отсутствуют системы ливневой канализации, в связи с чем, при выпадении осадков происходит переувлажнения дорожного полотна. Указанные нарушения привели к повреждению дорожного покрытия размерами 5 м х 0,6 м. Указанный дефект превышает предельно допустимые значения, установленные ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Госстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст. Тротуар не обустроен. Передвижение пешеходов осуществляется по обочине.

Таким образом, в нарушение п.п. 3,5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», органами местного самоуправления не предпринят комплекс мер к содержанию автомобильной дороги по <адрес>, а также организации системы ливневой канализации на участке дороги в районе <адрес>.

По результатам надзорных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы г. Сочи внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.

ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступил ответ на указанный акт реагирования, который не несет в себе конкретных сведений о мерах и действиях, направленных на устранение указанных в нем нарушений, а также сроков их реализации.

В своих возражениях, административный ответчик указал, что в настоящее время на участке автомобильной дороги по адресу: г.Сочи, <адрес> в районе <адрес> проводятся мероприятия по обустройству новых лотков ливневой канализации для устранения течи ливневых и сточных потоков воды. Ведется установка решеток дождеприемников.

Срок выполнения данных работ до ДД.ММ.ГГГГ. После чего будет проведен ремонт асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги от <адрес> внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края до <адрес> внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края. Указанные работы будут выполнены до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, административным ответчиком не представлено документов, подтверждающих устранение нарушений.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Центрального района города Сочи в интересах Российской Федерации неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края об оспаривании бездействий, выразившихся в неисполнении возложенной обязанности по содержанию автомобильной дороги, удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования город - курорт Сочи, выразившееся в неисполнении возложенной обязанности по содержанию автомобильной дороги по <адрес> г. Сочи, а также в отсутствии организации системы ливневой канализации на участке дороги в районе <адрес> г. Сочи, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Сочи произвести работы по организации системы ливневой канализации на участке дороги в районе <адрес> г.Сочи; произвести ремонт дорожного полотна в указанном районе, а также принять комплекс мер на участке автодороги по <адрес> Центрального района г.Сочи по оборудованию тротуара (пешеходной дорожки) шириной не менее 75 см. без учета; бортового камня.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04 мая 2022 года.

Судья:

В.А. Власенко

РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО

«СОГЛАСОВАНО»