ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2744/20 от 08.12.2020 Советского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

25RS0004-01-2020-004590-09

Дело № 2а-2744/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2020 года г.Владивосток,

Советский районный суд г.Владивостока, в составе председательствующего судьи Борщенко Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рыбак А.Е.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению муниципальной собственности г.Владивостока о признании незаконным решения и возложении обязанности устранить допущенные нарушения

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к УМС г.Владивостока о признании незаконным решения и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указав, что ФИО1, является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: г.Владивосток, с/т «Клен», <номер>, земельный участок находиться в территориальной зоне (СХ1). Рядом с вышеуказанным земельным участком имеется свободная неразграниченная территория. В связи с тем, что вышеуказанная территория ни кем не используется, в соответствии со ст.39.29 ЗК РФ, ФИО1 обратился в администрацию г.Владивостока с заявлением перераспределить земельный участок площадью 275 кв.м., находящийся в государственной или муниципальной собственности. Испрашиваемый земельный участок имеет смежную границу с земельным участком с кадастровым номером <номер>, принадлежащем ФИО1 на праве собственности. Площадь земельного участка после перераспределения составит 875 кв.м., что не превышает норму 2000 кв.м. на человека по г.Владивостоку. Не смотря на обоснованность заявления, администрация г.Владивостока письмом № <номер> от <дата> отказала ФИО1 в утверждении схемы по перераспределению земельного участка площадью 275 кв.м., находящегося в государственной или муниципальной собственности, ссылаясь на то, что данные действия противоречат процедуре образования земельного участка. Перераспределение должно проходить, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Однако, проект межевания территории отсутствует в отношении запрашиваемого земельного участка и он не является обязательным в отношении садоводческого общества с/т «Клен». Просит суд признать незаконным отказ УМС администрации г.Владивостока от <дата><номер> по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <номер>, находящимся в собственности ФИО1, и земель государственная собственность на которые не разграничена, обязать УМС администрацию г.Владивостока утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <номер>, находящимся в собственности ФИО1, и земель государственная собственность на которые не разграничена, на кадастровом плане территории.

24.09.2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено СНТ «Клен».

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, заявлений или ходатайств об отложении судебного заседания в суд не представил, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель заинтересованного лица СНТ «Клен» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, заявлений или ходатайств об отложении судебного заседания в суд не представил, о причинах неявки суду не сообщил.

В силу ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца ФИО1, заинтересованного лица СНТ «Клен».

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 на удовлетворении административного иска настаивала в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в административном иске. Суду пояснила, что ФИО1, является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: г.Владивосток, с/т «Клен», <номер>, земельный участок находиться в территориальной зоне (СХ1). Рядом с вышеуказанным земельным участком имеется свободная неразграниченная территория. В связи с тем, что вышеуказанная территория ни кем не используется, в соответствии со ст.39.29 ЗК РФ, ФИО1 обратился в администрацию г.Владивостока с заявлением перераспределить земельный участок площадью 275 кв.м., находящийся в государственной или муниципальной собственности. Испрашиваемый земельный участок имеет смежную границу с земельным участком с кадастровым номером <номер>, принадлежащем ФИО1 на праве собственности. Площадь земельного участка после перераспределения составит 875 кв.м., что не превышает норму 2000 кв.м. на человека по г.Владивостоку. Не смотря на обоснованность заявления, администрация г.Владивостока письмом № <номер> от <дата> отказала ФИО1 в утверждении схемы по перераспределению земельного участка площадью 275 кв.м., находящегося в государственной или муниципальной собственности, ссылаясь на то, что данные действия противоречат процедуре образования земельного участка. В предыдущем судебном заседании представляли план земельных участков, ФИО1 предоставлялся земельный участок площадью 800 кв.м., но ФИО1 оформил лишь 600 кв.м. Препятствий в перераспределении земельного участка нет. Просит суд административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика УМС г.Владивостока по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения административного иска в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве. Суду пояснила, что данный земельный участок является территорией СНТ «Клен», что подтверждается документально, а определить местоположение участка без межевания не представляется возможным. Просит суд в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, суд считает, что в удовлетворении требований административного истца надлежит отказать в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из ч.1 ст.218 КАС РФ следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону и нарушение ими прав и свобод заявителя.

По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

Согласно ч.3 ст.6 ЗК РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Как указано в п.4 ч.2 ст.60 ЗК РФ, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 600 +/- 8,57 кв.м., расположенного по адресу: г.Владивосток, район 30 км, с/т «Клен», <номер>, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН от <дата> (л.д.6-12).

Из материалов дела следует, что <дата>ФИО1 обратился в УМС г.Владивостока с заявлением о перераспределении земельных участков, в котором указал, что рядом с вышеуказанным земельным участком имеется свободная неразграниченная территория. В связи с тем. что вышеуказанная территория никем не используется, в соответствии со ст.39.29 ЗК РФ, просит перераспределить земельный участок площадью 275 кв.м. из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Испрашиваемый земельный участок имеет смежную границу с земельным участком с кадастровым номером <номер>, принадлежащим ФИО1 на праве собственности. Площадь земельного участка после перераспределения составит 875 кв.м., что не превышает норму 2000 кв.м. на человека по г.Владивостоку. Просит утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, схему границ перераспределения земельных участков прилагает, установить основной вид разрешенного использования на земельный участок: ведения садоводства, в соответствии с Правилами Землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (л.д.13-14).

Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: г.Владивосток, район 30 км, с/т «Клен», д<номер>, образуемого путем перераспределения, составит 875 кв.м. (л.д.18).

Административным ответчиком УМС г.Владивостока письмом <номер>у от <дата>ФИО1 было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <номер>, находящегося в собственности ФИО1 и земель, государственная собственность на которые не разграничена, не представляется возможным (л.д.15-16).

Из данного ответа также следует, что земельный участок, из которого путем перераспределения образуется испрашиваемый земельный участок, расположен в границах садового товарищества в с/т «Клён». Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания, территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, представленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу. Следовательно, при отсутствии вышеуказанных данных представление земельного участка, расположенного в садоводческом товариществе и смежного земельного участка который полностью или частично может входить в границы садоводческого товарищества не представляется возможным, так как повлечет нарушение процедуры образования земельного участка.

В силу ч.1 ст.11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.Как указано в ч.1 ст.11.7 ЗК РФ, при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

В соответствии с ч.2 ст.11.7 ЗК РФ, при перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

В силу п.3 ч.1 ст.39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно ч.2 ст.39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

На основании ч.3 ст.39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Как указано в ч.5 ст.39.28 ЗК РФ, увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется: 1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно ч.1 ст.39.29 ЗК РФ, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности в уполномоченный орган.

В соответствии с п.8 ч.9 ст.39.29 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрены пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (часть 10 ст.39.29 ЗК РФ).

В силу п.2 ч.3 ст.11.3 ЗК РФ, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.

Таким образом, без предоставления проекта межевания территории, представление земельного участка, расположенного в садоводческом товариществе и смежного земельного участка который полностью или частично может входить в границы садоводческого товарищества не представляется возможным, так как повлечет нарушение процедуры образования земельного участка.

В материалы дела представлена обзорная схема взаимного расположения земельных участков по адресу: г.Владивосток, с/т «Клен», в том числе земельного участка, с кадастровым номером <номер>, площадью 600 +/- 8,57 кв.м., расположенного по адресу: г.Владивосток, район 30 км, с/т «Клен», <номер>, принадлежащего ФИО1, согласно которой, земельный участок, из которого путем перераспределения образуется испрашиваемый земельный участок, полностью расположен в границах СНТ «Клен» (л.д.36-38).

В силу ч.4 ст.23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории садоводства или огородничества осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований настоящей статьи. Документация по планировке территории, подготовленная в отношении территории садоводства или огородничества, до ее утверждения должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества. Подготовка и утверждение проекта планировки территории в отношении территории огородничества не требуются. Установление границ огородных земельных участков и образование огородных земельных участков и земельных участков общего назначения в границах территории огородничества осуществляются в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Как указано в ч.5 ст.23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества, созданного в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, включаются земельные участки, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям: 1) находятся в собственности учредителей товарищества; 2) составляют единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры, расположенных на территории одного муниципального образования.

На основании ч.6 ст.23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества, созданного в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, наряду с земельными участками, указанными в части 5 настоящей статьи, включаются в качестве земельных участков общего назначения земли и (или) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам, площадью не менее двадцати и не более двадцати пяти процентов суммарной площади садовых или огородных земельных участков, включаемых в границы территории садоводства или огородничества.

Согласно ч.7 ст.23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в границы территории садоводства или огородничества не могут быть включены земельные участки и территории общего пользования, определенные в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а также иные участки, включение которых в границы территории садоводства или огородничества не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При подготовке документации по планировке территории для товарищества, созданного в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, в границы территории садоводства или огородничества запрещено включать земельные участки, принадлежащие лицам, не являющимся учредителями товарищества, за исключением случая, установленного частью 6 настоящей статьи (Часть 9 ст.23 ФЗ №217).

В соответствии с ч.1 ст.11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В настоящем случае земельный участок, планируемый к образованию, находится на территории СНТ «Клен», а местоположение второго земельного участка определить без проекта межевания территории невозможно, в связи с чем, законодателем и была установлена норма об исключительности образования земельных участков, предоставленных садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу в соответствии с проектом межевания территории.

Ввиду того, что к перераспределению может быть заявлен только свободный от прав третьих лиц земельный участок, ФИО1 ставит вопрос об увеличении площади принадлежащего ему земельного участка за счет смежного земельного участка, статус которого не представляется возможным определить без установления границ земельного участка, предоставленного СНТ «Клен».

Тот факт, что до оформления в собственность ФИО1, земельный участок, расположенный по адресу: г.Владивосток, район 30 км, с/т «Клен», д<номер> имел площадь 799,72 кв.м., правового значения при рассмотрении данного административного дела не имеет.

Существование земельного участка ФИО1 в границах земельного участка СНТ «Клен» влияет на возможное формирование документации по планировке территории, предусмотренной ч.4 ст.23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ.

На основании изложенного, в удовлетворении административного иска ФИО1 к УМС г.Владивостока о признании незаконным решения и возложении обязанности устранить допущенные нарушения надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению муниципальной собственности г.Владивостока о признании незаконным решения и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, -отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца с момента изготовления решения в мотивированном виде.

Мотивированное решение изготовлено 18.12.2020.

Судья Т.А. Борщенко