Дело № 2а-2745/2018 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации. 23 августа 2018 года. Калининский районный суд г. Челябинска Челябинской области в составе председательствующего Решетовой М.А. при секретаре Бородиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Федеральному агентству воздушного транспорта Министерства транспорта РФ о признании приказа незаконным в части, обязании устранить допущенные нарушения. У С Т А Н О В И Л: ФИО1 обратился в суд с административным иском к Федеральному агентству воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация) о признании незаконным приказа № от 09.04.2018 года «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота№ от 02.11.2015 года, выданного ФИО1, обязании устранить допущенные нарушения его прав путем отмены указанного приказа в части, касающейся выданного ему свидетельства коммерческого пилота и включении данного свидетельства в Федеральную государственную информационную систему «Реестр свидетельств авиационного персонала». В обоснование заявленных исковых требований административный истец указал, что считает указанный приказ незаконным, поскольку он лично недостоверных сведений не сообщал, представленные им документы для получения свидетельства авиационного персонала соответствовали предъявляемым требованиям. Он в установленном законом порядке прошел обучение по избранной специальности и подготовку специалиста авиационного персонала гражданской авиации в сертифицированном учебном центре по программе дополнительного профессионального образования, утвержденной Росавиацией, и на основании решения административного ответчика получил свидетельство пилота коммерческой авиации. Действующим законодательством не предусмотрено право административного истца аннулировать ранее выданные свидетельства. В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство об отложении судебного заседания в связи невозможностью явки в судебное заседание по причине проживания в г. Москва, отсутствия необходимых средств для частых поездок по маршруту Москва-Челябинск и направления его в служебную командировку. Согласно ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. В силу п. 1 ч. 6 ст. 150 КАС РФ суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае неявки в судебное заседание по уважительной причине лица, участвующего в деле, заявившего ходатайство об отложении судебного разбирательства и представившего доказательства уважительности причины неявки. Учитывая надлежащее извещение административного истца о дате судебного заседания на 23 августа 2018 и принимая во внимание положения п. 1 ч. 6 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца. Доводы, указанные ФИО1 в ходатайстве об отложении судебного заседания, не свидетельствуют о наличии оснований для отложения судебного заседания. Как следует из протокола судебного заседания от 11 июля 2018 года административный истец сообщил суду сведения о том, что он зарегистрирован и проживает по адресу (адрес), не работает. В указанном выше ходатайстве он ссылается на иное место своего жительства (адрес)) и наличие места работы без предоставления подтверждающих доказательств, в отсутствие которых суд приходит к выводу об отсутствии доказательств уважительности причин неявки административного истца в судебное заседании и наличии оснований для рассмотрения административного дела в его отсутствие. Представитель административного ответчика Федерального агентства воздушного транспорта РФ Министерства транспорта РФ ФИО2, действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований ФИО1 по основаниям, указанным в возражениях на административный иск. Представители заинтересованных лиц ФГАОУ "Южно-Уральский государственный университет", ООО "Авиационная компания "Челавиа", Уральское Межрегиональное Территориальное Управление Воздушного транспорта Федерального Агентства Воздушного транспорта в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам В соответствии со статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Как следует из имеющихся в деле доказательств ФИО1 в период с 1989 года по 1993 год обучался в Челябинском высшем военном авиационном училище штурманов по специальности «штурманская тактическая авиация. Решением государственной экзаменационной комиссии от 23.10.1993 года ему присвоена квалификация «инженер штурман». Согласно свидетельству № от 22 июля 2013 года ФИО1 в период с 01 октября 2012 года по 22 июля 2013 года обучался на курсах подготовки коммерческих пилотов, закончил авиационный учебный центр *** по курсу подготовки коммерческих пилотов. Кроме того, в период с 01 октября 2012 года по 31 июля 2013 года в ***) ФИО1 прошел профессиональную переподготовку по программе «подготовка пилотов коммерческой авиации», в связи с чем аттестационная комиссия решением от 25 июля 2013 года удостоверила, что он получает право на ведение профессиональной деятельности в сфере летной эксплуатации летательных аппаратов (диплом №, регистрационный номер №). В приложении к данному диплому указано, что ФИО1 с 01.10.2012 года по 31 июля 2013 года прошел профессиональную переподготовку по программе «подготовка пилотов коммерческой авиации», прошел стажировку в ***». 02.11.2015 года Уральским МТУ Росавиации ФИО1 выдано свидетельство коммерческого пилота №. Приказом Росавиации № от 09 апреля 2018 года указанное выше свидетельство аннулировано в связи с указанием недостоверных сведений, предоставляемых для выдачи свидетельств авиационного персонала. В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 8 Воздушного кодекса РФ образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством РФ, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации. Частью 1 Приказа Минтранса России от 04.08.2015 N 240 "Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации" предусмотрено, что к указанной категории лиц относятся, пилоты, т.е. лица, осуществляющие пилотирование воздушным судном. В силу п.1 1 ст. 52 ВК РФ, к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полётов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полётов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. В соответствии со статьей 53 названного Кодекса к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства (пункт 1). Согласно части 2 ст. 54 Воздушного кодекса РФ требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами. На момент выдачи ФИО1 свидетельства коммерческого пилота действовали Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационных учебных центров", утвержденные Приказом Федеральной авиационной службы России от 29 января 1999 года N 23. Пунктом 2 указанных Правил установлено, что авиационным учебным центром (далее - АУЦ) является образовательное учреждение дополнительного образования, имеющее сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Федеральными авиационными правилами. При этом право авиационного учебного центра на профессиональную подготовку по заявленным видам определяется по результатам сертификации, отсутствию объективных претензий и замечаний к авиационному учебному центру со стороны органа по сертификации и приобретается с момента получения сертификата. Сертификат АУЦ - официальный документ установленного образца, выдаваемый уполномоченным государственным органом, подтверждающий соответствие организации, содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям настоящих Федеральных авиационных правил. Передача сертификата АУЦ другим образовательным учреждениям запрещается, деятельность АУЦ без сертификата не допускается. К АУЦ могут относиться образовательные учреждения всех организационно-правовых форм собственности - региональные авиационные учебные центры (РАУЦ): центр подготовки авиационного персонала (ЦПАГТ); структурные подразделения дополнительного профессионального образования в высших и средних учебных заведениях, а также авиационных предприятий и авиакомпаний. Таким образом, АУЦ осуществляет подготовку/переподготовку действующих пилотов, т.е. лиц окончивших полный курс обучения в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении по специальности "летная эксплуатация летательных аппаратов" (специализация "пилот"). Изложенное свидетельствует о том, что обучение специалистов авиационного персонала, в том числе и пилотов, может осуществлять только образовательные организации, имеющие сертификат, выданный Росавиацией в соответствии с данными Федеральными авиационными Правилами. Согласно ст. 90 ФЗ «Об образовании» государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований. Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя: лицензирование образовательной деятельности, государственную аккредитацию образовательной деятельности, государственный контроль (надзор) в сфере образования. Таким образом, осуществление деятельности по профессиональной переподготовки авиационного персонала, к которому относится пилот, допустимо при одновременном соответствии образовательного учреждения требованиям Федерального закона «Об образовании в РФ» и Воздушного кодекса РФ. Такое учебное заведение должно иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности и сертификат, выданный Росавиацией, подтверждающий право и возможность осуществление профессиональной переподготовки авиационного персонала. Основанием для выдачи ФИО1 свидетельства коммерческого пилота явились в том числе документы о прохождении им профессиональной переподготовки в ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) и свидетельство ***» об обучении по курсу подготовки коммерческих пилотов. Согласно сообщению министерства образования Челябинской области, ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» не выдавалась лицензия на образовательную деятельность. Изложенное свидетельствует о том, что образовательные учреждения, в которых проходил профессиональную переподготовку ФИО1 не отвечали указанным выше требования действующего законодательства, так как ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) осуществляло обучение без сертификата, а ***» не имело лицензии на осуществление образовательной деятельности. В соответствии с пунктом 1.2 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (далее - Правила), утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 147, коммерческий пилот относится к лицам авиационного персонала. Выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации осуществляется лицом, который удовлетворяет требованиям данного приказа и имеет действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками (пункт 1.3 указанных Правил). Положениями Федеральных авиационных правил предусмотрено, что для получения свидетельств коммерческого пилота установлена обязанность кандидата пройти курс профессиональной подготовки по утвержденной программе. Обязанность специалистов гражданской авиации пройти профессиональное обучение для получения свидетельств пилота-любителя, а затем пилота коммерческой авиации, линейного пилота также была установлена Положением о классификации специалистов гражданской авиации, утвержденным Министром гражданской авиации СССР 19 декабря 1988 года N 44/И, введенным в действие с 01 сентября 1989 года. Согласно положениям пункта 5.2, а также в силу подпунктов 5.2.1 и 5.2.2 указанного Положения, свидетельство пилота коммерческой авиации может быть выдано: лицам, окончившим полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении по специальности "летная эксплуатация летательных аппаратов" (специализация "пилот") и "эксплуатация воздушного транспорта и УВД" (специализация "инженер-пилот"); пилотам, окончившим полный курс летного учебного заведения другого ведомства, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении или авиационном учебном центре. Свидетельство пилота коммерческой авиации выдается лицам, подготовленным для полетов на воздушных судах, принятых на эксплуатацию в гражданскую авиацию для коммерческих или учебных целей. В соответствии с п. 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 августа 2013 года N 670, для получения свидетельства в орган по выдаче свидетельств подается представление образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя кандидатов на получение свидетельств или заявление на выдачу свидетельства кандидата на получение свидетельства. Достоверность данных в представлении (заявлении на выдачу свидетельства) и прилагаемых к ним документах обеспечивается лицом, заверяющим (подписывающим) представленные документы. Указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах. В соответствии с пунктом 5 раздела II Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 396, абзацем 3 пункта 8 указанных выше правил, Федеральному агентству воздушного транспорта предоставлено право аннулировать свидетельства, выданные на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах. Оценив имеющиеся в деле доказательства совокупности суд приходит к выводу о том, что полученное ФИО1 свидетельство коммерческого пилота было правомерно аннулировало, поскольку представленные для получения документы не содержали сведений о прохождении ФИО1 профессиональной подготовки в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Суд находит необоснованными доводы административного истца об отсутствии у Росавиации полномочий на аннулирования свидетельства коммерческого пилота, так как основаны на неверном толковании норм закона. Из материалов дела следует, что оспариваемое ФИО1 решение принято в рамках предоставленной административному ответчику законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись и его содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. При указанных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах суд считает необходимым отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных им требований полностью, поскольку факт нарушение его прав действиями административного ответчика принятием оспариваемого решения не нашел своего подтверждения. Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд Р Е Ш И Л: Отказать ФИО1 в удовлетворении административного иска полностью. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Челябинска. Председательствующий: М.А. Решетова. |