ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2745/20 от 22.06.2010 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2а-2745/2020

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

22 июня 2010 года

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе

судьи С.Л. Малахова,

при секретаре Е.А. Кириченко

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 хх об оспаривании предписания Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Новосибирска,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском, просит признать предписание ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска № 540620200026006 от 01.04.2020 незаконным и подлежащим отмене, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено данное предписание.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен, направил в суд своего представителя ФИО2, действующую на основании доверенности, которая в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, дала соответствующие пояснения.

Представитель административного ответчика ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска ФИО3, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях. дала соответствующие пояснения.

Руководствуясь положением части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

Из части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ следует что, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых были нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы гражданина, организации; созданы препятствия к осуществлению гражданином, организацией их прав, свобод и реализации законных интересов; на гражданина, организацию незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из смысла приведенной нормы права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, для признания решений, действий (бездействия) должностных лиц незаконными, в соответствии с требованиями данной нормы необходимо установление двух условий - несоответствие оспариваемых решений и действий закону и нарушение прав административного истца.

12.04.2018 ФИО1 предоставил в ИФНС по Центральному району г. Новосибирска отчет о движении средств по счету (вкладу) №AD400025000826ххх, открытого 25.11.2016 в банке VALL BANC (Андорра), за 2017 г.

На основании поручения заместителя начальника ИФНС по Центральному району г. Новосибирска ФИО4 от 25.05.2020 №54062020002600 была проведена документарная проверка соблюдения валютного законодательства в отношении ФИО1, в ходе которой выявлены нарушения последним валютного законодательства РФ, выразившееся в том, что в вышеуказанном отчете сумма по цифровому коду валюты указана не в тысячах единиц валюты, что является нарушением порядка предоставления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ.

По результатам проверки составлен соответствующий акт от 19.03.2020 № 540620200026004.

Постановлением ИФНС по Центральному району г. Новосибирска №54062005613138300007 от 01.04.2020 ФИО1 был привлечен к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ с назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

14.04.2020 ФИО1 обратился в УФНС по Новосибирской области с жалобой на Постановление от 01.04.2020.

Решением УФНС по Новосибирской области от 08.05.2010 № 377 жалоба ФИО1 удовлетворена частично. Постановление от 01.04.2020 отменено, производство по делу прекращено, в связи с неуведомлением лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

01.04.2020 ИФНС по Центральному району г. Новосибирска в отношении ФИО1 было вынесено оспариваемое предписание №540620200026006 об устранении допущенного нарушения валютного законодательства РФ, а именно необходимости обеспечения представления исправленного (уточненного) отчета о движении денежных средств по счету (вкладу) №AD4000ххх, открытого 25.11.2016 в банке VALL BANC (Андорра), за 2017 г. с верно указанными суммами по цифровому коду валюты – в тысячах единиц валют и предоставления в Инспекцию документов, подтверждающих устранение нарушений валютного законодательства не позднее 30 рабочих дней со дня получения оспариваемого Предписания.

Оспариваемое постановление ФИО1 получил 13.04.2020, что сторонами судебного заседания не оспаривалось.

Полагая, что Инспекцией при вынесении оспариваемого предписания нарушены нормы действующего законодательства, а именно, материалы проведенной проверки не содержат информации о том, на основании каких данных налоговым органом сделан вывод о том, что в представленном за 2017 г. отчете сумма по цифровому коду валюты указана не в тысячах единиц, поскольку налоговым органом не были истребованы, в порядке пунктов 8,11 Правил "О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 подтверждающие документы и информация, связанная с проведением валютных операций и открытием и ведением счетов (вкладов).

Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных исковых требований, суд исходит из следующего.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном регулировании", целью которого является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества (статья 2 и преамбула данного Закона).

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 25 Закона).

Требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а так же предоставления отчетов о движении денежных средств по этим счетам (вкладам), установлены статьей 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном регулировании и валютном контроле».

Согласно части 7 статьи 12 названного Федерального закона на физических лиц - резидентов возлагается обязанность по предоставлению налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данного законоположения Правительство Российской Федерации, действуя в рамках конституционно-правовых полномочий, установленных Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики (статья 15), приняло постановление "О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации", определив порядок представления физическими лицами - резидентами указанной отчетности. Так, в частности, данным правовым актом, вступившим в силу с 30 декабря 2015 года, предусмотрено, что за 2015 год отчеты о движении денежных средств должны быть предоставлены налоговым органам до 1 июня 2016 года (пункты 3 и 4), т.е. после вступления его в силу.

Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 утверждены Правила представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Пунктом 2 указанных Правил установлено, что физическое лицо - резидент представляет в налоговый орган отчет ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, за исключением случаев представления отчетов в иные сроки в соответствии с пунктом 9 названных Правил.

В соответствие с Приложением к Правилам представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации сумма по цифровому коду валюты должна быть указана в тысячах единиц валюты.

Между тем, как следует из оспаривания предписания от 01.04.2020 из проведенной Инспекцией документарной проверки соблюдения валютного законодательства РФ в отношении ФИО1, проведенной на основании поручения заместителя начальника ИФНС по Центральному району г. Новосибирска от 25.02.2020, Инспекцией установлено, что ФИО1 12.04.2018 представил отчет о движении средств по счету (вкладу) №AD4000ххх, открытого 25.11.2016 в банке VALL BANC (Андорра), за 2017 г. с указанием суммы по цифровому коду валюты не в тысячах единиц валюты, что является нарушением Порядка представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями вышеуказанных Федерального закона и Постановления Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365, суд приходит к выводу о законности оспариваемого Предписания, поскольку последнее основано на нормах действующего законодательства, состав административного правонарушения подтвержден материалами дела (отчетами ФИО1 за 2017 г., 2018 г., постановлением от 01.04.2020 о назначении административного наказания, предписанием от 01.04.2020).

При этом, из предоставленных ФИО1 отчетам за 2017 г. и 2018 г. усматривается, что в отчете за 2017 г. по цифровому коду валюты 840 (доллар США) в графе «остаток средств на счете на конец» указана сумма 1000000, между тем, как в отчете за 2018 г. в графе «остаток средств на счете на начало» по цифровому коду валюты 840 (доллар США) указана сумма 1000. Из чего, Инспекцией, при сверке отчетов был сделан вывод о неправильном указании ФИО1 в отчете за 2017 г. суммы не в тысячах единиц валюты.

В соответствии с частью 1 статьи 23.60 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 названного Кодекса, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области валютного контроля. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе, в том числе, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители.

Согласно приказу Министерства финансов России от 17.07.2014 N 61н "Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы", Инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

Таким образом, ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска является территориальным органом Федеральной налоговой службы, соответственно наделена полномочиями территориального органа валютного контроля. В связи с чем, оспариваемое Предписание заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска ФИО4 от 01.04.2020 в отношении ФИО1 вынесено законно и обоснованно, в том числе, с соблюдением требований части 1 статьи 23.60 КоАП РФ.

Довод административного истца о том, что в ходе документарной проверки Инспекцией, вопреки пункту 8 Правил представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации не были истребованы от физического лица – резидента ФИО1 документы и информация, связанная с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) основан на неверном толковании норм материального права и судом отклоняется, в силу того, что указанными пунктами Правил закреплено право, а не обязанность налогового органа на истребование такой информации. В данном случае, налоговому органу не требовалось дополнительной документации для подтверждения нарушений ФИО1 валютного законодательства по вышеуказанном основаниям. Само по себе неистребование Инспекцией, в порядке пункта 8 названных Правил дополнительных документов не ведет к признанию оспариваемого Предписания незаконным.

Помимо прочего, судом усматривается, материалами дела подтверждается и сторонами в судебном заседании не оспаривалось, что 27.04.2020, то есть в срок, установленный в оспариваемом Предписании (30 рабочих дней с момента получения Предписания), ФИО1 в добровольном порядке устранил нарушения, указанные в Предписании, предоставив в Налоговую инспекцию уточненный отчет с отражением суммы валют в соответствии с требованиями законодательства – в тысячах единиц, в связи с чем, мера административного наказания к административному истцу не применялась.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 ххх – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через районный суд в течение одного месяца.

Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2020 года

Судья С.Л. Малахов