ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2746/19 от 27.02.2019 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

№ 2А-2746/2019

г. Тюмень 27 февраля 2019 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Гариповой Е.А.,

при секретаре Талановой Н.В.,

с участием административного истца,

представителя административного ответчика,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алямкина Н.С. к Департаменту имущественных отношений Тюменской области об оспаривании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка в части,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Алямкин Н.С. обратился в суд с административным иском, с учетом уточнений (л.д. 75), о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Алямкину Н.С. в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 905 кв.м., для размещения индивидуальной жилой застройки, основание отказа – не допускается разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований к образуемым земельным участкам (на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно- гигиенического и рекреационного назначения; о запрещении Департаменту имущественных отношений Тюменской области основание отказов в предварительном согласовании предоставления в аренду, собственность земельных участков для размещения индивидуальной жилой постройки - не допускается разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований к образуемым земельным участкам (на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно- гигиенического и рекреационного назначения; о применении мер, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства РФ, или ответственность установленную федеральными законами к руководителям Департамента имущественных отношений Тюменской области за неисполнение согласно пункта 1 ст. 16 Кодекса административного судопроизводства РФ вступившего в законную силу судебного акта, апелляционного определения Тюменского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , установившего незаконность основания отказа - не допускается разработка схемы расположения земельного участка нарушением требований к образуемым земельным участкам (на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно- гигиенического и рекреационного назначения. Требования мотивированы тем, что решением от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для размещения индивидуальной жилой застройки, одним из оснований отказа являлось: не допускается разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований к образуемым земельным участкам (на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно- гигиенического и рекреационного назначения. Административный истец находит данное основание для отказа незаконным и нарушающим его права.

Административный истец Алямкин Н.С. в судебном заседании требования, с учетом уточнений, поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Горностаев Д.А., действующий на основании доверенности , выданной ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 79), в судебном заседании возражал против требований административного истца, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 88).

Представитель заинтересованного лица Департамента городского хозяйства администрации города Тюмени в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования административного истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Как установлено в судебном заседании, решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для размещения индивидуальной жилой застройки. Одним из оснований для отказа явилось: не допускается разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований к образуемым земельным участкам (на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения (л.д. 15).

Частью 31 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Земельные отношения в Тюменской области урегулированы Законом Тюменской области от 05 октября 2001 года N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области".

В силу пп.4 п.3 ст. 6.1 Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", Основаниями для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, являются: наличие на образуемом земельном участке в границах населенного пункта деревьев, учтенных в установленном порядке и препятствующих его застройке в соответствии с максимальным процентом застройки земельного участка, установленным для соответствующей территориальной зоны (в случае образования земельного участка в целях его предоставления для размещения объектов капитального строительства), за исключением случаев обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Администрации города Тюмени от 25.06.2010 N 65-пк утвержден Порядок и условия благоустройства (в том числе создания) озелененных территорий города Тюмени, проведения единичных посадок и пересадок зеленых насаждений в городе Тюмени, а также учета и контроля за их состоянием

В целях рассмотрения заявления Алямкина Н.С. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, Департаментом имущественных отношений Тюменской области проведен осмотре испрашиваемого земельного участка, о чем составлен от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81, 83), и в связи с выявленными на участке древесно - кустарниковой растительности, в адрес Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени направлен запрос о наличии на указанном земельном участке деревьев, учтенных в установленном порядке и препятствующих его застройке в соответствии с максимальным процентом застройки земельного участка, установленным для соответствующей территориальной зоны (л.д. 86).

Как следует из сообщения директора Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ, данные о произрастании зеленых насаждений на обследуемом земельном участке в Электронном реестре зеленых насаждений города Тюмени имеются. Кроме того, в сообщении указано, что с Электронным реестром зеленых насаждений города Тюмени можно ознакомиться самостоятельно на сайте Администрации города Тюмени (л.д. 84).

Учитывая, что на испрашиваемом Алямкиным Н.С. земельном участке имеются зеленые насаждения, учтенные в установленном порядке, суд полагает, что в данном случае отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка по указанному административным ответчиком основанию является обоснованным и законным. Оснований не доверять сведениям, указанным в сообщении директора Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ, у суда не имеется.

В судебном заседании административный истец указал, что имеющаяся растительность на земельном участке ему не мешает. Суд не соглашается с указанными требованиями, поскольку в силу положений Земельного кодекса РФ предварительное согласование предоставления земельного участка в собственность является лишь этапом процедуры, предусмотренной Земельным кодексом РФ и не означает, что данный земельный участок в обязательном порядке будет представлен заявителю. Статьей 39.18 Земельного кодекса РФ установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, данная процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок. Так, в силу указанной статьи, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Таким образом, лицо, выигравшее аукцион вправе требовать предоставления ему земельного участка, пригодного для использования его по назначению.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Исследовав материалы дела, судом установлено, что на испрашиваемом административным истцом земельном участке имеется древестно - кустарниковая растительность, которая делает невозможным использования данного земельного участка по назначению. Кроме того, сведения о произрастании на данном земельном участке зеленых насаждений учтены в соответствии с требованиями закона в Электронном реестре зеленых насаждений города Тюмени. Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае наличия на образуемом земельном участке в границах населенного пункта деревьев, учтенных в установленном порядке и препятствующих его застройке предусмотрено законом Тюменской области от 05 октября 2001 года N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области». При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный ответчик правомерно отказал административному истцу в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для размещения индивидуальной жилой застройки.

В обосновании своих требований административный истец ссылается на выводы суда, изложенные в апелляционном определении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-32), а также о ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34-42). Суд не соглашается с указанными доводами, поскольку ст. 6.1 Закона Тюменской области, на основании которой истцу было отказано в предварительно согласовании введена Законом Тюменской области от 28.12.2015 N 162. Апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ не является преюдициальным по отношению к данному делу.

Учитывая, что при рассмотрении данного дела совокупности необходимых условий для признания незаконным решения административного ответчика не установлено, суд полагает необходимым в удовлетворении требований в части признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Алямкину Н.С. в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 905 кв.м., для размещения индивидуальной жилой застройки, основание отказа – не допускается разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований к образуемым земельным участкам (на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно- гигиенического и рекреационного назначения; о запрещении Департаменту имущественных отношений Тюменской области основание отказов в предварительном согласовании предоставления в аренду, собственность земельных участков для размещения индивидуальной жилой постройки - не допускается разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований к образуемым земельным участкам (на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно- гигиенического и рекреационного назначения.

Требования в части о применении мер, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства РФ, или ответственность установленную федеральными законами к руководителям Департамента имущественных отношений Тюменской области за неисполнение согласно пункта 1 ст. 16 Кодекса административного судопроизводства РФ вступившего в законную силу судебного акта, апелляционного определения Тюменского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , установившего незаконность основания отказа - не допускается разработка схемы расположения земельного участка нарушением требований к образуемым земельным участкам (на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно- гигиенического и рекреационного назначения не подлежат удовлетворению в силу закона.

Срок, установленный ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Алямкина Н.С., отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течениемесяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачиапелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.

Мотивированное решение составлено 04 марта 2019 года.

Судья Е.А. Гарипова