ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2747/2021 от 29.10.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

УИД 60RS0001-01-2020-006405-56

<данные изъяты>

Дело № 2а-2747/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 октября 2021 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Семеновой Т.А.

при секретаре Мызниковой М.И.

с участием представителя административного истца КАЮ., представителя административного ответчика ВТК, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску КВЮ к УФСИН России по Псковской области и комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УФСИН России по Псковской области о признании незаконным решения комиссии в части отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании принять на учет,

УСТАНОВИЛ:

КВЮ обратился в суд с административным иском к начальнику УФСИН России по Псковской области и жилищной комиссии УФСИН России по Псковской области о признании незаконным решения комиссии от 10.07.2020 (протокол № 3) в части отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании отменить его и повторно рассмотреть вопрос о принятии КВЮ на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В обоснование административного иска указано, что ФИО4 проходил службу по контракту в управлении ФСИН России по Псковской области с 2000 года.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая продолжительность службы истца составляет 21 год 4 месяца.

В связи с тем, что КВЮ по месту прохождения службы в г. Пскове жилым помещением не обеспечен, зарегистрирован в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ФИО5, общей площадью 87,3 кв. м, по адресу: <адрес>, 26.06.2020 административный истец обратился в комиссию УФСИН России по Псковской области с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

10.07.2020 комиссия УФСИН России по Псковской области вынесла решение (протокол № 3), которым отказала в принятии КВЮ на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку административный истец умышленно совершил действия по ухудшению жилищных условий, снявшись 25.07.2016 с регистрационного учета в г. Пскове, а также на основании того, что отсутствовали обязательные документы, предусмотренные подпунктами «з» и «и» пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369.

Указанное решение в адрес административного истца не направлялось, на заседании комиссии КВЮ не присутствовал, о снятии его с учета ему стало известно 11.03.2021.

КВЮ, полагая решение комиссии УФСИН России по Псковской области от 10.07.2021 незаконным, так как мотивом переезда административного истца и членов его семьи - супруги КЕЮ и дочери КАВ на новое место жительства явилось отсутствие права собственности на жилое помещение, находящееся до 2016 года в собственности матери КЛА, умершей ДД.ММ.ГГГГ, а также отсутствие законных оснований для оспаривания её воли, обратился в суд с данным административным иском.

По ходатайству представителя истца судом произведена замена ненадлежащих административных ответчиков начальника УФСИН России по Псковской области и жилищной комиссии УФСИН России по Псковской области надлежащими - УФСИН России по Псковской области и комиссией по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УФСИН России по Псковской области (далее – Комиссия).

В порядке ст. 46 КАС РФ представлено заявление об уточнении исковых требований, в соответствии с которым КВЮ просит признать незаконным решение Комиссии от 10.07.2020 (протокол № 3) в части отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязать Комиссию принять КВЮ на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Административный истец в судебное заседание не явился, его представитель – адвокат КАЮ A.Ю. с учетом уточнения административный иск поддержал по основаниям, изложенным в нем.

Представитель административного ответчика УФСИН России по Псковской области ВТК с административным иском не согласилась. Согласно позиции, изложенной в отзыве и высказанной в ходе судебного разбирательства, снятие административного истца с регистрационного учета по адресу: <адрес>, по которому находится жилое помещение, общей площадью 67,3 кв.м, в которое аминистративный истец был вселен в качестве члена семьи и зарегистрирован по месту жительства, расценено Комиссией как намеренный отказ от права пользования указанным жилым помещением и добровольный отказ от проживания в нем. Кроме того, КВЮ не в полном объеме представлены документы, предусмотренные п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а именно не предоставлены документы с фактического места проживания административного истца, проходящего службу в подразделении УФСИН России по <адрес> в <адрес>, территориальная удаленность которого не позволяла КВЮ проживать по месту регистрационного учета по адресу: <адрес>, а также документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности административного истца жилых помещений, выданные органами или организациями, уполномоченными на совершение регистрационных действий до 1999 года, субъектов, на территории которых согласно послужному списку, КВЮ проживал – <адрес> и <адрес>, что лишило Комиссию УФСИН возможности установить наличие у КВЮ оснований для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты, а также отсутствие намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля КЕЮ, исследовав материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В силу п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 61, 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Из материалов дела судом установлено, что решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным выпиской из протокола , КВЮ отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с ухудшением в 2016 году жилищных условий, а также в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных подпунктами «з», «и» п. 5 указанных Правил (л.д. 10-12).

Разрешая возникший между сторонами спор, суд учитывает, что отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является членом семьи собственника жилого помещения (п. 1) или является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2).

Согласно частям 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее – Правила), п. 12 которых также предусмотрено принятие сотрудника на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения им и (или) членами его семьи действий, указанных в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ.

Из материалов дела судом установлено, что 25.06.2020 КВЮ, числящийся в распоряжении УФСИН России по Псковской области и имеющий по состоянию на 23.06.2020 выслугу лет в календарном исчислении 21 год 1 месяц 4 дня (л.д. 92), обратился к врио начальника УФСИН России по Псковской области с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 71).

Согласно выписке из протокола № 3, при рассмотрении рапорта КВЮ и иных документов, Комиссией было установлено, что в период с 17.10.2011 по 25.07.2016 административный истец был зарегистрирован по адресу: <адрес>. По данному жилому помещению КВЮ были предоставлены копия поквартирной карточки (л.д. 113), копия финансово-лицевого счета (л.д. 114), архивная справка (л.д. 115). Выписка из ЕГРН (л.д. 116-117) была запрошена УФСИН России по Псковской области.

Из указанных документов усматривается, что КВЮ был зарегистрирован как сын собственника КЛА<адрес>, общей площадью 67,3 кв.м, <адрес>, его супруга КЕЮ - ДД.ММ.ГГГГ, его дочь КАВДД.ММ.ГГГГ. С регистрационного учета К были сняты ДД.ММ.ГГГГ. При этом сама КЛА была зарегистрирована в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ и снята с регистрационного учета в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» Вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

С учетом приведенных правовых норм суд полагает, что административный истец, его супруга и дочь были вселены собственником жилого помещения в качестве членов его семьи, имели право пользования данным жилым помещением, от которого добровольно отказались, путем снятия с регистрационного учета.

Поскольку до снятия с регистрационного учета КВЮ был обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв.м., суд считает, что Комиссия, расценив указанные действия как намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, правомерно отказала в постановке административного истца на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с п. 12 Правил.

Приходя к такому выводу суд учитывает, что согласно выписке из ЕГРН, запрошенной УФСИН России по Псковской области, право собственности на <адрес> в <адрес> зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за МЮА

Представленные в Комиссию документы не содержат сведений об отсутствии родственных отношений административного истца с МЮА, который согласно показаниям свидетеля КЕЮ – супруги административного истца, является её отцом, а также сведений о предъявлении новым собственником требований о выселении.

В силу подпунктов «з», «и» п. 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения и документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.

Таким образом, к рапорту КВЮ должен был приложить в числе прочего, выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с мест его жительства и совместно проживающих членов его семьи за период с 25.06.2015 по 25.06.2020, либо документы, подтверждающие невозможность их получения, а также документы, подтверждающие наличие или отсутствие в его собственности и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.

Судом установлено, что за период с 25.06.2015 по 25.07.2016 административным истцом приложены соответствующие документы на <адрес> в <адрес>.

Согласно выписке из протокола № 3, за период с 12.10.2016 до 25.06.2020 административным истцом были приложены копия домовой книги (л.д. 99-108), выписка из домовой книги (архивная справка) Администрации городского поселения «Дно» (л.д. 98), финансово-лицевой счет (л.д. 109-110) на <адрес>, в котором КВЮ зарегистрирован вместе с супругой и дочерью.

Следовательно, административным истцом не были предоставлены выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с мест его жительства и совместно проживающих членов его семьи за период с 26.07.2016 по 11.10.2016, который по мнению суда является незначительным.

Доводы представителя ответчика о том, что территориальная удаленность подразделения УФСИН России по <адрес> в <адрес>, в котором КВЮ проходил службу, не позволяли ему проживать по месту регистрационного учета, суд не принимает по следующим обстоятельствам.

Подпунктом «б» п. 5 Правил предусмотрена обязанность сотрудника в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты в случае отсутствия регистрации по месту жительства либо несоответствия фактического места проживания месту постоянной регистрации предоставить копии свидетельств о регистрации по месту пребывания.

Согласно абз. 8 ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В силу ч. 2 ст. 5 указанного закона гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.

Поскольку при подаче рапорта КВЮ не были представлены свидетельства о регистрации по месту пребывания, у него отсутствовала обязанность представлять выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с иных мест жительства, а у Комиссии – основания для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных подпунктом «з» п. 5 Правил.

Приходя к такому выводу, суд также учитывает позицию Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П, согласно которой сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно выписке из протокола № 3, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты КВЮ в соответствии с подпунктом «и» п. 5 Правил представлены уведомления об отсутствии в ЕГРН сведений (л.д. 118, 121, 123), копии справок ГП Псковской области «БТИ» (л.д. 120, 122), выписка из ЕГРН (л.д. 125).

Из справки УФСИН России по Псковской области следует, что в период с 31.07.1989 до 13.07.1992 КВЮ проходил службу в ВС РФ в <адрес>, в период с 13.07.1992 по 27.10.1992 – в <адрес>.

В силу ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Согласно подпункту «г» п. 1 Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21.02.1968 № 83 в целях учета принадлежности строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР бюро технической инвентаризации исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся ведут по установленным формам реестры и производят регистрацию жилых домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности.

Поскольку государственная регистрация на объекты недвижимости, возникшие до 31.01.1998 не является обязательной, КВЮ следовало представить сведения подтверждающие наличие или отсутствие в собственности жилых помещений из БТИ, производящих регистрацию жилых домов на территориях <адрес> и <адрес>.

При таких обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд отказывает КВЮ в удовлетворении административного иска о признании незаконным решения комиссии в части отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании принять на учет.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175, 177-180, 227, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

КВЮ в удовлетворении исковых требований к УФСИН России по Псковской области и комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УФСИН России по Псковской области о признании незаконным решения комиссии в части отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании принять на учет отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись Т.А. Семёнова

Мотивированное решение изготовлено 1 декабря 2021 года.

Копия верна.

Решение суда не вступило в законную силу

Судья Т.А. Семёнова