ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-274/16 от 21.07.2016 Каа-хемского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-274/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2016 года с. Сарыг-Сеп

Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Ак-кыс А.В., при секретаре Кешпи А.Ш-Б.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора <адрес> Республики Тыва Х. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Тыва в интересах сельского поселения сумон <адрес> Республики Тыва к администрации сельского поселения сумон <адрес> Республики Тыва о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по формированию и ведению реестра муниципального имущества администрации сельского поселения, об обязании сформировать реестр муниципального имущества сельского поселения в бумажном и электронном виде в соответствии с требованиями федерального законодательства,

установил:

Прокурор <адрес> обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к администрации сельского поселения сумон <адрес>, указывая, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере управления муниципальным имуществом и его использования. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселений относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества. Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества. В ходе проверки установлено, что в муниципальной собственности администрации сельского поселения сумон <адрес> имеется автомашина <данные изъяты>, а также организационная техника (компьютер, ноутбук, принтера) и необходимая для деятельности администрации мебель (столы, стулья, шкафы). Однако, в нарушение вышеуказанных норм администрацией сельского поселения сумон <адрес> реестр муниципального имущества не сформирован и не ведется. Несоблюдение законодательства о собственности в виде не формирования и не ведения реестра муниципального имущества затрагивает интересы государства, а также муниципального образования сельское поселение сумон <адрес> Республики Тыва, поскольку отсутствует должный учет и контроль за объектами муниципальной собственности, создаются предпосылки и условия, способствующие коррупциогенным проявлениям. Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения сумон <адрес> в части непринятия мер по формированию и ведению реестра муниципального имущества администрации сельского поселения, обязать администрацию сельского поселения сумон <адрес> сформировать реестр муниципального имущества сельского поселения в бумажном и электронном виде в соответствии с требованиями федерального законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора <адрес>Х. полностью поддержала административное исковое заявление и просила удовлетворить по указанным основаниям.

Представитель административного ответчика администрации сельского поселения сельского поселения сумон <адрес> Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении не представил, в связи, с чем суд в силу ст. 150 КАС Российской Федерации рассматривает административное дело без его участия.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как усматривается из материалов дела, заявление прокурором подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом и в пределах сроков, установленных ст. 219 КАС РФ.

В соответствии с ч.2 ст.8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Согласно ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с п. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества муниципального бюджетного учреждения является муниципальное образование.

Согласно п. 3 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии с ч.5 ст.51 данного закона, органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее Порядок).

В силу п. 2 Порядка объектами учета в реестрах муниципального имущества, в частности, являются находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", Федеральным законом N 7-ФЗ.

Решением Главы-Председателя Хурала представителей сумона <адрес> Республики Тыва Г. от ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющим обязанности председателя администрации сумона <адрес> Республики Тыва назначен К. .

Из письменного объяснения и.о. председателя администрации <адрес>К. следует, что в собственности администрации <адрес> имеется автомашина <данные изъяты>, а также оргтехника (компьютер, ноутбук, принтер) и необходимая для работы мебель (столы, стулья, шкафы). Реестр муниципального имущества администрации <адрес> не сформирован.

В соответствии с п. 5 ст.33 Устава сельского поселения сумон <адрес>, принятого решением Хурала представителей сельского поселения сумон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация сумона <адрес> ведет реестр муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, судом установлено, что административным ответчиком не принимаются меры по формированию и ведению реестра муниципального имущества администрации сельского поселения в соответствии с требованиями федерального законодательства.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что материалами дела доказан факт незаконного бездействия администрации сельского поселения сумона <адрес> в части непринятия мер по формированию и ведению реестра муниципального имущества администрации сельского поселения. Указанное бездействие затрагивает интересы государства, а также муниципального образования сельского поселения сумона <адрес> Республики Тыва, поскольку отсутствует должный учет и контроль за объектами муниципальной собственности, создаются предпосылки и условия, способствующие коррупциогенным проявлениям.

В связи с этим требование прокурора о возложении обязанности на администрацию сельского поселения сумона <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ сформировать реестр муниципального имущества сельского поселения в бумажном и электронном виде в соответствии с требованиями федерального законодательства, обоснованно и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.333.36 ч.1 п.9 и п.19 НК РФ, прокурор и орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска в суд, в связи с чем, на основании ч.3 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ,

решил:

Административный иск прокурора <адрес> Республики Тыва М. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения сумон <адрес> Республики Тыва в части непринятия мер по формированию и ведению реестра муниципального имущества администрации сельского поселения.

Возложить обязанность на администрацию сельского поселения сумон <адрес> Республики Тыва в срок до ДД.ММ.ГГГГ сформировать реестр муниципального имущества сельского поселения в бумажном и электронном виде в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме – 26 июля 2016 года.

Председательствующий А.В. Ак-кыс