ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-274/20 от 19.03.2020 Нижнеилимского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Железногорск-Илимский 19 марта 2020г.

Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе: председательствующей судьи Родионовой Т.А., при помощнике судьи Горбуновой Е.В., с участием помощника прокурора Бобрик А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-274/2020 по административному иску Прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах Семигорского муниципального образования Нижнеилимского района Иркутской области и неопределенного круга лиц к Думе Семигорского сельского поселения, Администрации Семигорского сельского поселения о признании бездействия незаконным, обязании организовать приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законодательством,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нижнеилимского района Иркутской области в интересах Семигорского муниципального образования Нижнеилимского района Иркутской области и неопределенного круга лиц обратился в Нижнеилимский районный суд с административным исковым заявлением к Думе Семигорского сельского поселения, Администрации Семигорского сельского поселения о признании бездействия незаконным, обязании организовать приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законодательством.

В обоснование заявления указано, что прокуратурой Нижнеилимского района в ходе осуществления надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления проанализирован Устав Семигорского муниципального образования, зарегистрированный в управлении Министерства Юстиции РФ по Иркутской области 27.12.2005г. № RU 385153082005001; последние изменения в Устав Семигорского муниципального образования зарегистрированы управлением Министерства Юстиции РФ по Иркутской области 16.10.2018г. № RU 385153082015800.

Устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов, является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Поскольку иные правовые акты не должны противоречить Уставу, то ситуация - когда отдельные положения Устава противоречат требованиям Федерального законодательства, не может быть допустима, и требует вмешательства прокурора.

В соответствие со ст.44 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.

Вместе с тем, в настоящее время отдельные нормы данного Устава противоречат закону, не приведены в соответствие с федеральным законодательством в срок более шести месяцев, в связи с чем, должны быть приведены в соответствие с законодательством по следующим основаниям.

1. Так, Федеральным законом от 29.07.2018г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (вступил в силу 10.08.2018г.) в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей» часть 1 статьи 14.1 ФЗ № 131-ФЗ дополнена пунктом 17 следующего содержания: «17) осуществление мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Вместе с тем в часть 1 статьи 7 Устава поселения («Права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения поселений») соответствующие дополнения не внесены.

Применение указанной нормы Устава Семигорского муниципального образования нарушает права Семигорского муниципального образования, права неопределённого круга лиц, в связи с тем, что в уставе Семигорского МО не предоставлено право органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», гарантированные федеральным законодательством. При этом, отсутствует право у органов местного самоуправления обращаться в судебные органы в интересах жителей поселка Семигорск с целью защиты из прав в сфере защиты прав потребителей.

2. Согласно п.14 ч.1 ст.7 Устава Семигорского муниципального образования органы местного самоуправления поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.

Федеральным законом от 27.12.2018г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 27.12.2018г.) в пункте 14 части 1 статьи 14.1 ФЗ № 131-ФЗ слова «мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих» заменить словами «деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими».

Таким образом, указанный пункт Устава должен быть изложен в следующей редакции: органы местного самоуправления поселения имеют право «на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения».

Вместе с тем в статью 7 Устава поселения («Права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения поселений») соответствующие изменения не внесены.

Применение указанной нормы Устава Семигорского муниципального образования нарушает права Семигорского муниципального образования, права неопределённого круга лиц, в связи с тем, что в уставе Семигорского МО отсутствует право органов местного самоуправления на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

3. Согласно части 3 статьи 16 Устава Семигорского муниципального образования границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются решением Думы поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Федеральным законом от 27.12.2018г. №556-ФЗ «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (вступил в силу с 08.01.2019г.) часть 1 статьи 27 ФЗ № 131-ФЗ изложена в следующей редакции:

«1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) - представительным органом муниципального района.».

Вместе с тем в статью 16 Устава поселения («Территориальное общественное самоуправление») соответствующие изменения не внесены.

Применение указанной нормы Устава Семигорского муниципального образования нарушает права Семигорского муниципального образования, права неопределённого круга лиц, в связи с тем, что в уставе Семигорского МО отсутствует основание установления границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправления по предложению населения, проживающего на соответствующей территории без вмешательства представительного органа.

4. Согласно пункту 21 части 1 статьи 6 Устава Семигорского муниципального образования к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов Поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов Поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования Поселения, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах Поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах Поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Федеральным законом от 02.08.2019г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ступил в силу 02.08.2019г.) в пункте 20 части 1 статьи 14 ФЗ № 131-ФЗ после слов «территории, выдача» дополнены слова «градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача».

Вместе с тем статью 6 (п.21) Устава поселения («Вопросы местного значения поселения») соответствующие изменения не внесены.

Применение указанной нормы Устава Семигорского муниципального образования нарушает права Семигорского муниципального образования, права неопределённого круга лиц, в связи с тем, что в уставе Семигорского МО к вопросам местного значения поселения не относится выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения.

Согласно ч.2 ст.43 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

В соответствии с требованиями ч.2 ст.4 и ч.2 ст.15 Конституции РФ провозглашено верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации и органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Не соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов подрывает авторитет государства в области верховенства законов на всей территории Российской Федерации.

В связи с изложенными обстоятельствами имеются достаточные основания для защиты интересов Семигорского муниципального образования, интересов неопределённого круга лиц прокурором.

Согласно ст.8 Устава Семигорского муниципального образования в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Поселения самостоятельно осуществляют полномочия в части принятия Устава Семигорского муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.

В силу ст. 40 Устава Семигорского муниципального образования к полномочиям администрации Поселения относятся реализуемые в установленном порядке законодательством и настоящим Уставом порядке – обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению местного значения в интересах населения поселения.

С учетом уточненных требований административный истец просит суд:

признать незаконным бездействие администрации Семигорского сельского поселения (адрес администрации Семигорского сельского поселения: <...>) и Думы Семигорского сельского поселения (адрес Думы Семигорского сельского поселения: <...>) в части обеспечения приведения устава Семигорского муниципального образования в соответствие с федеральным законодательством;

обязать администрацию Семигорского сельского поселения (адрес администрации Семигорского сельского поселения: <...>) и Думу Семигорского сельского поселения (адрес Думы Семигорского сельского поселения: <...>) обеспечить приведение устава Семигорского муниципального образования в соответствие с федеральным законодательством: Федеральным законом от 29.07.2018г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 27.12.2018г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 27.12.2018г. №556-ФЗ «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 02.08.2019г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Бобрик А.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске и уточнении к нему.

Представители ответчиков Думы Семигорского сельского поселения, Администрации Семигорского сельского поселения в судебное заседание не явились, надлежаще были извещены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, с учетом мнения участников процесса, посчитал возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей Думы Семигорского сельского поселения, Администрации Семигорского сельского поселения.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, и оценив их с совокупности в соответствии с требованиями ст.ст. 60, 61 и 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу:

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).

В соответствии со ст.8 Устава Семигорского муниципального образования, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения самостоятельно осуществляют полномочия по принятию Устава Семигорского муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

Статьей 22 Устава предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления составляют: Глава Семигорского муниципального образования – Глава сельского поселения; Дума Семигорского муниципального образования – Дума сельского поселения; Администрация Семигорского муниципального образования – администрация сельского поселения; контрольно-счетный орган муниципального образования.

К полномочиям Думы Поселения в силу ст.33 Устава отнесено принятие Устава Поселения и внесение в него изменений и дополнений. К полномочиям Администрации Поселения в силу ст.40 Устава относится обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения Поселения.

В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.2 ч.1 ст.43 этого же Федерального закона в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

В силу ч.9 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.

Судом установлено и не оспаривалось участниками процесса, что более года изменения и дополнения в Устав Семигорского муниципального образования не вносились, последние изменения были внесены 16.10.2018г.

Между тем, Федеральным законом от 29.07.2018г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (вступил в силу 10.08.2018г.) в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей» часть 1 статьи 14.1 ФЗ № 131-ФЗ дополнена пунктом 17 следующего содержания: «17) осуществление мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Однако в часть 1 статьи 7 Устава поселения - «Права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения поселений», соответствующие дополнения не внесены.

Федеральным законом от 27.12.2018г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 27.12.2018г.) в пункте 14 части 1 статьи 14.1 ФЗ № 131-ФЗ слова «мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих» заменены словами «деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими».

Однако в статью 7 Устава поселения - «Права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения поселений», соответствующие изменения не внесены.

Федеральным законом от 27.12.2018г. №556-ФЗ «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (вступил в силу с 08.01.2019г.) часть 1 статьи 27 ФЗ № 131-ФЗ изложена в следующей редакции:

«1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) - представительным органом муниципального района.».

Однако в часть 3 статьи 16 Устава поселения - «Территориальное общественное самоуправление», соответствующие изменения не внесены.

Федеральным законом от 02.08.2019г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей» (ступил в силу 02.08.2019г.) в пункте 20 части 1 статьи 14 ФЗ № 131-ФЗ после слов «территории, выдача» дополнены слова «градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача».

Однако в пункт 21 части 1 статьи 6 Устава поселения - «Вопросы местного значения поселения», соответствующие изменения не внесены.

Применение приведенных норма Устава Семигорского муниципального образования без приведения их в соответствие с требованиями Федерального законодательства нарушает права Семигорского муниципального образования, права и свободы неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселения, поскольку Устав является нормативно-правовым актом и устанавливает нормы обязательные для неопределенного круга лиц.

Учитывая, что названные выше положения Устава Семигорского муниципального образования противоречит Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах Семигорского муниципального образования Нижнеилимского района Иркутской области и неопределенного круга лиц к Думе Семигорского сельского поселения, Администрации Семигорского сельского поселения о признании бездействия незаконным, обязании организовать приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законодательством удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Семигорского сельского поселения (адрес администрации Семигорского сельского поселения: <...>) и Думы Семигорского сельского поселения (адрес Думы Семигорского сельского поселения: <...>) в части обеспечения приведения устава Семигорского муниципального образования в соответствие с федеральным законодательством.

Обязать администрацию Семигорского сельского поселения (адрес администрации Семигорского сельского поселения: <...>) и Думу Семигорского сельского поселения (адрес Думы Семигорского сельского поселения: <...>) обеспечить приведение устава Семигорского муниципального образования в соответствие с федеральным законодательством: Федеральным законом от 29.07.2018г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 27.12.2018г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 27.12.2018г. №556-ФЗ «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 02.08.2019г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 26.03.2020г.

Судья Т.А. Родионова