ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-274/2021 от 29.04.2021 Петровск-забайкальского городского суда (Забайкальский край)

Дело № 2А-274/2021

УИД-75RS0005-01-2021-000406-22

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 апреля 2021 года г.Петровск-Забайкальский

Забайкальского края

Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Балбаровой А.В.,

при секретаре Калашниковой Е.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Мебельный комбинат «Рассвет» к Государственному казенному учреждению «Управление лесничествами Забайкальского края» о признании незаконным и отмене требования № 3 от 25.11.2020 участкового лесничего Толбагинского участкового лесничества Петровск-Забайкальского лесничества ФИО2,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью Мебельный комбинат «Рассвет» (далее по тексту - ООО МК «Рассвет») обратилось в суд с административным иском, в котором ссылается на следующее. В отношении общества 25.11.2020 участковым лесничим Толбагинского лесничества Петровск-Забайкальского лесничества ФИО3 вынесено требование № 3 об устранении нарушений лесного законодательства, с которым административный истец не согласен в части объемов и видов указанных в нем мероприятий, которые административному истцу необходимо выполнить: устройство минерализованных полос – 98,4 км., уход за минерализованными полосами – 100 км., устройство и содержание мест отдыха и курения – 11 шт., которые предусмотрены Приложением № 4 к договору от 24.12.2008. Однако Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.04.2012 далее – Приказ № 174), Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18.08.2014 «Об утверждении Перечня лесорастительных зон РФ и Перечня лесных районов РФ», согласно которых Петровск-Забайкальский район входит в байкальский горный лесной район, установлены нормативы противопожарного обустройства лесов, согласно которых арендатор в течение 2018 года обязан на лесном участке выполнять вышеуказанные противопожарные мероприятия в следующем объеме: устройство минерализованных полос – 5,9 км., уход за минерализованными полосами – 0,05 км., устройство и содержание мест отдыха и курения – 14 шт., при этом последнее мероприятие выполнено арендатором в полном объеме в 2018 году. Учитывая изложенное требование № 3 не соответствует закону, так как нарушает обязательные для всех единые требования к пожарной безопасности в лесах, предусмотренные п.п. 1, 3, 5, 15.8 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 и приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов». Кроме того, в соответствии с обжалуемым требованием заявителю необходимо в срок до 01.10.2021 выполнить мероприятия: разрубка квартальных просек шириной до 0,5 м. – 84,8 км., сбор шишек (сосна обыкновенная – 470 кг., лиственница – 590 кг.), при этом в требовании ответчик ссылается на невыполнение Обществом условий Договора, а нормативными актами в области лесного законодательства не установлены какие-либо обязательные требования к выполнению арендаторами лесных участков указанных видов работ, следовательно вышеуказанные работы не могли быть включены в обжалуемое требование, так как в данном случае речь идет не об устранении нарушений лесного законодательства, а об исполнении условий договора. Что касается указанных в требовании лесовосстановительных мероприятий: посадка леса – 2,3 га., содействие естественному возобновлению леса путем: сохранения подростка – 19,9 га, минерализации почвы – 4,5 га, естественное заращивание – 59,6 га., то их объемы в соответствии с п. 4.24 Договора определяется в указанном в Приложении № 4 к Договору объеме при полном использовании расчетной нормы пользования, а их конкретные объемы устанавливаются при отводе и освидетельствовании лесосек (ежегодно). Следовательно, согласно расчету в 2018 году арендатору в соответствии с договором необходимо было выполнить требуемые лесовосстановительные работы в следующем объеме: посадка леса – 7,1 га, сохранение подростка – 68,8 га, минерализация почвы – 4,7 га, естественное заращивание – 61,8 га, всего 142,5 га. Естественное заращивание не предусмотрено действующим лесным законодательством, следовательно, его указание в требовании незаконно. При проведении лесовосстановительных работ арендатор обязан руководствоваться положениями Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.06.2016 № 375 «Об утверждении правил лесовосстановления», в соответствии с требованиями которого в 2018 году арендатор, проведя предусмотренные ими лесовосстановительные работы на площади 178,6 га (4,5 га (посадки) + 174,1 га (сохранение подростка)) при вырубке на площади 142,5 га, полностью исполнил свои обязательства по выполнению на лесном участке лесовосстановительных мероприятий и даже перевыполнил. Помимо этого, в нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 10, ч. 1, п.п. 4,5,6 ч. 2 ст. 14, ч. 1 ст. 20 ФЗ № 294 в акте № 2 от 25.11.2020, на основании которого вынесено обжалуемое требование отсутствует ссылка на приказ или распоряжение руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки в связи с истечением срока исполнения арендатором ранее выданного требования. Арендатор не был ознакомлен с указанным приказом (распоряжением), из чего можно сделать вывод об отсутствии документа в натуре, а акт арендатору не направлялся. В нарушение вышеприведенных норм Федерального закона № 294-ФЗ считает, что проверка в отношении общества была проведена незаконно, а допущенные нарушения в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» являются грубыми. Результаты такой проверки не могут рассматриваться в качестве доказательств нарушениями юридическим лицом обязательных требований закона, поэтому в силу требований ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ просит суд признать незаконным и отменить требование № 3 от 25.11.2020, вынесенное участковым лесничим Толбагинского участкового лесничества Петровск-Забайкальского лесничества ФИО2 в адрес ООО МК «Рассвет».

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – Государственного казенного учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края», надлежаще извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, ходатайств об отложении не заявлял. На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав представителя административного истца, изучив доводы административного иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 218 КАС РФ предоставлено, в частности, организации право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если она полагает, что нарушены или оспорены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов или на нее незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).

Согласно ч. 1 ст. 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с ч. 3 ст. 53 ЛК РФ Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417, мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подп. «а» п. 3 настоящих Правил, а именно предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

В соответствии с ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса РФ, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 настоящего Кодекса.

Из договора от 24.12.2008 следует, что Гослесслужбой заключен договор аренды лесного участка с ООО «МК «Рассвет» для заготовки древесины (далее - договор) на лесной участок, расположенный в кварталах № Новопавловского участкового лесничества, № Толбагинского участкового лесничества, Хохотуйского лесничества Забайкальского края, № Толбагинская дача, Хохотуйская дача (далее - лесной участок).

В соответствии с указанным договором аренды и Приложения № 4 к нему арендатор обязан, в том числе: осуществлять санитарно-оздоровительные и противопожарные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № 4 (п. 4.21); ежегодно производить сбор шишки обыкновенной в объеме 470 кг. и шишки лиственницы в объеме 590 кг. и сдавать арендодателю по нормативной цене (п. 4.23); ежегодно сдавать арендодателю объемы выполненных лесовосстановительных и лесохозяйственных работ по акту (п. 4.25); проводить рубки ухода за лесами в местах и объемах установленных проектом освоения лесов (п. 4.26); ежегодно сдавать Арендодателю объекты выполненных противопожарных работ по акту (п. 4.28).

В соответствии с частью 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Согласно части 2 той же статьи Лесного кодекса Российской Федерации следует, что федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Из части 5 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 8 части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394, а также приказом Минприроды России от 12.04.2016 № 233 "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)" установлены формы мероприятий по контролю в лесах, в которым относятся: проведение плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также проведение мероприятия по контролю (патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в лесах.

Согласно акта осмотра и обследования лесных участков за соблюдением лесопользователями договорных обязательств № 1 от 11.02.2020, выявлены нарушения своих обязательств ООО МК «Рассвет» по договору аренды лесного участка от 24.12.2008 (пункты 4.21, 4.23, 4.24, 4.25, 4.26, 4.28), а именно противопожарные, лесовосстановительные и лесохозяйственные мероприятия на арендуемом лесном участке выполнены не в полном объеме.

25.11.2020 участковым лесничим Толбагинского участкового лесничества Петровск-Забайкальского лесничества ФИО4 по результатам проверки соблюдения лесопользователями договорных обязательств аренды участков лесного фонда в отношении ООО МК «Рассвет», на основании акта проверки от указанной даты исполнения требования об устранении нарушений лесного законодательства, выдано Требование об устранении нарушений лесного законодательства, установлен срок до 01.10.2021. В требовании указано о необходимости: устройства минерализованных полос -98,4 км., уход за минерализованными полосами – 100 км., устройство и содержание мест отдыха и курения – 11 шт., посадка леса – 2,3 га., содействие естественному возобновлению леса путем: сохранения подростка – 19,9 га, минерализации почвы – 4,5 га, естественное заращивание – 59,6 га., разрубка квартальных просек шириной до 0,5 м. – 84,8 км., сбор шишки: сосна обыкновенная – 470 кг., лиственницы – 590 кг. в полном объеме за 2018 год согласно договора аренды от 24.12.2008.

Исходя из существа договора аренды и отсутствия каких-либо решений о признании указанных пунктов приложения № к договору аренды недействительными, доводы административного истца о несоответствии указанных пунктов Приложения № 4 к Договору аренды лесного участка от 24.12.2008 года действующему законодательству, ввиду несоответствия их объема и количества в расчете на 1000 га общей площади лесов в утвержденных Приказом Федерального агентство лесного хозяйства от 27.04.2012 года Нормативах противопожарного обустройства лесов среди мер противопожарного обустройства лесов, а также о наличии требований по исполнению условий договора в порядке гражданского законодательства, суд находит несостоятельными.

Таким образом, требование № 3 об устранении нарушений лесного законодательства, выявленных в результате проверки выдано по результатам проведенной в рамках Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверки, которая осуществлена с соблюдением установленных данным Законом гарантий и прав проверяемого лица.

Ввиду невыполнения ООО МК «Рассвет» обязательств по договору аренды в согласованном объеме, доводы административного ответчика о несоответствии требования № 3 от 25.11.2020 участкового лесничего Толбагинского участкового лесничества Петровск-Забайкальского лесничества ФИО2 действующему законодательству, нарушении прав арендатора и наложения на него непредусмотренных законом обязанностей суд находит необоснованными, поскольку у должностного лица ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» имелись законные основания для вынесения обязательного для исполнения требования, в том числе в оспариваемой административным истцом части.

Принимая во внимание изложенное, административный иск ООО МК «Рассвет» удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 228 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления ООО Мебельный комбинат «Рассвет» к Государственному казенному учреждению «Управление лесничествами Забайкальского края» о признании незаконным и отмене требования № 3 от 25.11.2020 участкового лесничего Толбагинского участкового лесничества Петровск-Забайкальского лесничества ФИО2 отказать.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Балбарова

Мотивированное решение изготовлено 17.05.2021.