Дело №2а-2750/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2021 года город Симферополь
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Благодатной Е.Ю.,
при секретаре – Сорокиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым, министру образования, науки и молодежи Республики Крым ФИО2, об оспаривании бездействия органа государственной власти, должностных лиц, государственных служащих,
УСТАНОВИЛ:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с иском в котором просит признать бездействие, выразившееся в нарушении сроков принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности в организации для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работы по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков– незаконным.
Заявленные требования основаны на фактах обращения административного истца к ответчику с предложением о проведении мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей нуждающихся в помощи и защите государства, профессиональных навыков.
Однако ответчик решения по обращению не принял, что, по мнению представителя истца, повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации благотворительной помощи от благотворителей и добровольцев <адрес>.
В судебное заседание административный истец не явился, о дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, предоставили суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административные ответчики Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, министр образования, науки и молодежи Республики Крым ФИО2 в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не известно. Ходатайств об отложении слушания дела не поступало. Ранее подали суду письменные возражения, согласно которым просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, руководствуясь указанными положениями статьи 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, учитывая их надлежащее уведомление.
Изучив материалы административного дела, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу ч. 2 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ достаточным условием для отказа в удовлетворении административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о том, что права административного истца в результате принятия решения, совершения действий (бездействия), по поводу которых возник спор, не нарушены.
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
В силу ч.3 ст. 40 КАС РФ общественное объединение может обратиться в суд в защиту общих прав, свобод и законных интересов всех членов этого общественного объединения в случаях, предусмотренных федеральным законом.
На основании положений ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" за защитой своих прав молодежные и детские объединения вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
По смыслу частей 2,3,5 ст. 40, ч.2 ст. 218 КАС РФ общественное объединение вправе обратиться в суд общей юрисдикции с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, если это предусмотрено федеральным законом.
Судебным разбирательством установлено, что в пункте 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, представленных по итогам международного форума добровольцев (волонтеров) в городе Москве 3 - ДД.ММ.ГГГГ и приложенных к Перечню поручений от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-38ГС, предложено организовать с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций в воспитательных учреждениях для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечить реализацию специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.
28.28.2021г. за исх. № за подписью ФИО5, представляющего интересы Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, министра ФИО2, по электронной почте направлено письмо, в котором содержалось предложение провести профориентационные мероприятия направленные на формирование профессиональных навыков у детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, нуждающихся в помощи и защите государства.
Как указывает административный истец, не принятие ответчиком решение на вышеуказанное предложение до истечения предусмотренного специальной нормой срока, повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации благотворительной помощи от благотворителей и добровольцев <адрес>.
Как следует из возражений административного ответчика в письме Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности№ какие-либо предложения в рамках возложенных на Министерство функциональных обязанностей не содержится. Указанное письмо было направлено в Министерство посредствам интернет-приемной как обращение гражданина и рассмотрено в пределах компетенции Министерством в соответствии с федеральным законом от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», ответ был дан в установленные сроки.
В соответствии с пунктами 1.1., 1.3. Положения о Министерстве образования, науки и молодежи Республики Крым, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, подконтрольным, подотчетным и ответственным перед Советом министров Республики Крым, осуществляющим государственное управление и нормативное регулирование в сфере образования, науки и молодежной политики Республики Крым (далее - установленная сфера деятельности).
Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному регулированию в сфере образования, науки, молодежной политики, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере образования, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации в области образования, науки и молодежной политики.
По смыслу закона, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В силу части 1 статьи 17.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» Правительство Российской Федерации утверждает 1) общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями; 2) перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.
Во исполнение названных положений федерального законодательства принято Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» которое, исходя из его содержания, определяет общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций (далее соответственно - органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и (или) организации) с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями (далее соответственно - организаторы добровольческой деятельности, добровольческие организации, добровольческая деятельность).
В силу пункта 2 названного Постановления предоставлено право организатору добровольческой деятельности направлять в целях взаимодействия органам государственной власти предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности.
Такое предложение рассматривается в срок, установленный пунктом 3 Постановления и по нему принимается решение о принятии, либо от отказе в принятии обращения.
Вместе с тем, при анализе направленного административным истцом письма установлено, что обращение от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям, изложенным в п. 2 указанного постановления, то есть не может быть признано предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности. Отсутствует очевидность его подачи организатором добровольческой деятельности ФИО5, как физическим лицом, либо как представителем по доверенности организатора добровольческой деятельности – юридического лица. Из представленного административным истцом письма следует, что оно является информацией о его деятельности и содержит сведения о проведении Вебинара Всероссийского дня правовой помощи детям, на которую в соответствии с Федеральным законом от N 59-ФЗ ответчик не обязан был дать ответ.
Отсутствие положительного ответа на обращение само по себе не свидетельствует о нарушении прав, свобод и законных интересов заявителя.
Более того, как указывает административный ответчик, ответ административному истцу на его обращение административным ответчиком направлялся.
Кроме того, само по себе предложение о намерении взаимодействовать в части проведения Всероссийского дня правовой помощи детям, не соответствуют целям, определённым пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», учитывая указание на проведение заявителем вебинара - без участия детей, целевая аудитория: руководители и специалисты (должностные органов) государственной власти, органов местного самоуправления, руководители образовательных и социальных учреждений, учреждений культуры и спорта, государственные и муниципальные служащие, педагоги, организаторы внеклассной деятельности, классные руководители.
Вопросы реализации гражданами Российской Федерации закрепленного в статье 46 Конституции Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ), в статье 2 которого предусмотрено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
В силу части 2 статьи 1 Закона № 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 7 вышеуказанного закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
Положениями статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предписано, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Действующее законодательство не возлагает на административного ответчика обязанность осуществлять свои полномочия исключительно в тех виде, сроках и формах, которые заявлены административным истцом.
С учетом всего изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ответчика нарушения требования законодательства, допущенных при рассмотрении обращения административного истца.
С учетом всего вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии сложного фактического состава, установленного требованиями статьи 227 КАС РФ для принятия решения об удовлетворении иска, поскольку не усматривает ни установленного несоответствия действий административного ответчика закону, ни нарушения указанными действиями прав административного истца.
Учитывая отказ в удовлетворении административного иска, судебные расходы распределению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым, министру образования, науки и молодежи Республики Крым ФИО2, об оспаривании бездействия органа государственной власти, должностных лиц, государственных служащих– оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Благодатная
Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.