ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2751/2023 от 24.08.2023 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

№ 2а-2751/2023

70RS0004-01-2023-002981-73

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2023 года город Томск

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Ткаченко И.А.

при секретаре Несмеловой С.С.

с участием:

представителя административного истца Саенко К.А. – Бородиной Ж.К., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика ДАиГ Андрейченко Е.С.. действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Саенко К.А. к администрации г. Томска, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Томска о признании незаконным решения о возврате документов, выраженное в письме от 07.06.2023 № 02-21/908, возложении обязанности рассмотреть заявление,

установил:

Саенко К.А. обратился в суд с административным иском к администрации г. Томска, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Томска о признании незаконным решения о возврате документов, выраженное в письме от 07.06.2023 № 02-21/908, возложении обязанности рассмотреть заявление.

В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ подал заявление через систему ЕСИА «Госуслуги» в департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска о предварительном согласовании земельного участка , образование которого предусмотрено проектом межевания территории, утвержденным постановлением администрации г. Томска от 13.09.2016 № 955-з. Заявление было подано в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, садоводства», утверждённого постановлением администрации г. Томска от 06.05.2016 № 368. Заявление был присвоен . По результатам рассмотрения заявления было направлено оспариваемое решение об отказе в приеме документов на том основании, что якобы административный истец в своем заявлении не указал номер испрашиваемого земельного участка, что не соответствует действительности. В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ на второй странице были указаны сведения об испрашиваемом земельном участке номер .

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Административный истец извещен надлежащим образом. В судебное заседание не явился.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержала требования административного искового заявления, дополнительно пояснила, что административному истцу после направления заявления поступил звонок из администрации г. Томска и было предложено прийти и написать на заявлении, которое поступило в администрацию через систему ЕСИА «Госуслуги» номер испрашиваемого земельного участка, так как при форматировании заявления не оказалось сведений о номере испрашиваемого земельного участка. Он пришел в администрацию, но ему сказали, что все документы уже возвращены.

Представитель административного ответчика ДАиГ в судебном заседании требования административного иска не признала, пояснила, что при распечатывании заявления Саенко К.А. специалистами ДАиГ в нем не оказалось сведений о номере испрашиваемого земельного участка. В ходе проверки было установлено, что номер земельного участка указан заявителем при подаче заявления в экранной форме на портале государственных сервисов (далее - ПГС). При формировании и направлении обращений в Департамент испрашиваемый номер земельного участка отображается только во вкладках на экранных формах в системе ПГС. Обращение (заявление) в печатной форме, которое должно поступать непосредственно для рассмотрения сотруднику комитета по формированию земельных участков Департамента, не содержит номера земельного участка. Номер земельного участка зашифрован внутри архива ХМL-файлов в одном из таких файлов, выгружаемых штатными средствами ПГС (включает также несколько вложенных папок с ХМL-файлами). Прочтение указанных файлов при поступлении обращения (заявления) без специализированного программного обеспечения, предназначенного для автоматизированной обработки таких файлов, технически не представляется возможным. Таким образом, в Департамент поступала недостоверная информация с Портала «Госуслуги». В связи с этим, Департаментом было направлено обращение в Федеральный ситуационный центр электронного правительства (Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации), с целью устранения технического сбоя и поступления достоверной информации. В настоящее время заявления поступают в полном объеме.

Административный ответчик администрация г. Томска в судебное заседание своего представителя не направила. В письменном отзыве на административный иск представитель администрации г. Томска требования административного иска к администрации г. Томска не признал, указал, что администрация г. Томска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку непосредственное предоставление муниципальной услуги за которой обратилась административный истец обеспечивает комитет по формированию земельных участков ДАиГ. В связи с чем надлежащим ответчиком по делу должен выступать ДАиГ.

Заинтересованное лицо Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в судебное заседании представила письменные пояснения, в которых просило рассмотреть дело в отсутствие представителя Минцифры России. В пояснениях указано, что на Портале Госуслуг реализуется техническая возможность подать заявку на получение услуги (функции) и получить результат оказания этой услуги (функции). Порядок предоставления услуги (функции), состав административных действий, совершаемых при оказании услуги (функции), порядок предоставления результата оказанной услуги (функции) и иные особенности устанавливаются органом (организацией), непосредственно ответственным за оказание услуги (функции). Этот же орган (организация) и несет ответственность за корректное и законное предоставление государственной и муниципальной услуги (функции). Услуга «Предварительное согласование предоставление земельного участка» (...) (далее - Услуга) на ЕПГУ предоставляется в электронном виде уполномоченным органом, в данном случае, администрацией г. Томска. В результате проведенного анализа Министерством установлено, что посредством личного кабинета Саенко КА. в ЕПГУ ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 32 мин., (время московское) подано заявление на получение Услуги. Проведенная проверка работоспособности не выявила перебоев в функционировании ЕПГУ, которые могли препятствовать передаче Заявления в ведомственную информационную систему. Заявление корректно сформировано на ЕПГУ, в частности корректно указан номер земельного участка: «». После этого Заявление успешно направлено в Ведомство.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителей административного истца, административного ответчика ДАиГ исследовав материалы дела, суд находит требования административного иска подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч.1 ст.218, ч.1 ст.219 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое решение о возврате документов, выраженно в письме от 07.06.2023 № 02-21/908. Административный истец направил настоящий административный иск в суд ДД.ММ.ГГГГ, соответственно срок на обращение в суд не пропущен.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно п.9 ст.229 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Согласно ст.12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В соответствии со ст.34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

Согласно п.п.1.3 ст.25 Устава г. Томска (принят решением Думы города Томска от 04.05.2010 № 1475) администрация города Томска является органом местного самоуправления.

Согласно п.п.38 Устава г. Томска администрация города Томска является исполнительно-распорядительным органом Города Томска.

В соответствии с п.п.1.35 п.1 ст.40 Устава г. Томска администрация г. Томска осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В судебном заседании установлено, что Саенко К.А. ДД.ММ.ГГГГ через систему ЕСИА «Госуслуги» обратился в ДАиГ с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду на ... лет земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории, утверждённом постановлением администрации г. Томска от 13.09.2016 № 955-з. Заявлению присвоен .

Оспариваемым решением, выраженным в письме от 07.06.2023 № 02-21/908, административному истцу отказано в приеме документов на основании п. 1, п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ в связи с тем, что в заявлении административного истца и приложенных документах не содержится какой-либо идентифицирующий признак испрашиваемого земельного участка.

Муниципальная услуга, за которой обратился Саенко К.А. предоставляется в рамках административного регламента, утвержденного постановлением администрации Города Томска № 368 от 06.05.2016 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, садоводства» (далее Регламент).

В соответствии с п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ, п.п. 2.6.1 п. 2.6 Регламента в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 206-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;

8) цель использования земельного участка;

9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

В силу требований п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В соответствии с п.2.2, вышеуказанного административного регламента муниципальная услуга предоставляется администрацией Города Томска в лице ДАиГ.

В соответствии с п. 1.4 Регламента заявление о предоставлении муниципальной услуги может быть подано или направлено заявителем (представителем заявителя) по его выбору при личном обращении или посредством почтовой связи на бумажном носителе, либо в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" путем его направления через личный кабинет федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Портал), либо путем направления электронного документа на официальную электронную почту.

Согласно п. 2.7 Регламента исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги (предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации в качестве оснований для возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка):

1) несоответствие запроса требованиям подпункта 2.6.1 пункта 2.6 настоящего административного регламента;

2) отсутствие у администрации Города Томска полномочий на предоставление испрашиваемого земельного участка;

3) непредставление с заявлением документов, предусмотренных приложением 3 к настоящему административному регламенту, предоставление которых для заявителя является обязательным.

Как установлено в судебном заседании Саенко К.А. в соответствии с положениями п. 1.4 Регламента подала заявление о предварительном согласовании земельного участка через ЕСИА «Госуслуги», где указанному заявлению присвоен .

В заявлении, заполненном на портале «Госуслуги» указаны все данные в соответствии с п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ, п.п. 2.6.1 п. 2.6 Регламента, в том числе в графе сведения об испрашиваемом земельном участке указан номер участка по постановлению администрации г. Томска от 13.09.2016 № 955-з об утверждении проекта межевания территории.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при подаче заявления административным истцом указаны идентифицирующие признаки испрашиваемого земельного участка.

Из представленного административным ответчиком ДАиГ заявления административного истца, зарегистрированного в ДАиГ ДД.ММ.ГГГГ, видно, что заявление в результате его форматирования в форму заявления в соответствии с Приложением № 4 к административному Регламенту, не содержит в себе номер земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания, утвержденным постановлением администрации г. Томска № 955-з от 13.09.2016, который испрашивает административный истец.

Каких-либо сбое в функционировании ЕПГУ, которые могли препятствовать передаче Заявления административного истца в полном объеме в судебном заседании установлено не было, доказательств данном у обстоятельству административными ответчиками не представлено.

Из переписки ДАиГ с комитетом геоинформационного обеспечения следует, что вся информация, заполненная административным истцом в заявлении на ЕПГУ была передана в уполномоченный орган (администрацию г. Томска, ДАиГ) в полном объеме и находилась внутри архива ХМL-файлов в одном из таких файлов и не была выгружена специалистами ДАиГ при изготовлении печатной формы заявления.

Вместе с тем, техническая несовершенность процесса форматирования заявления административного истца заполненного в полном объеме на ЕПГУ в печатную форму заявления при поступлении его в уполномоченный орган по предоставлению муниципальной услуги, не может влиять на реализацию права административного истца на получение муниципальной услуги.

Административные ответчики как органы местного самоуправления, оказывающие муниципальные услуги гражданам, в том числе по заявлениям, поданным в установленном законом порядке через ЕСИА «Госуслуги», обязаны обеспечить с технической точки зрения получение заявления в полном объеме, поданном через ЕСИА «Госуслуги».

Довод административного ответчика ДАиГ о том, что заявление административного истца, заполненное через ЕСИА «Госуслуги» не поступало в департамент, суд находит несостоятельным.

Заявлению, сформированному административным истцом ДД.ММ.ГГГГ в ЕСИА «Госуслуги» присвоен . Этот же номер и дата ДД.ММ.ГГГГ содержится в печатном заявлении, зарегистрированном в ДАиГ ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, каких-либо оснований полагать, что это разные заявления, у суда не имеется.

На основании изложенного административный иск Саенко К.А. подлежит удовлетворению.

В целях восстановления нарушенного права административного истца суд считает необходимым возложить обязанность на администрацию г. Томска в лице Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска рассмотреть заявление Саенко К.А. от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрированный в департаменте архитектуры и градостроительства администрации г. Томска. ДД.ММ.ГГГГ) о предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным номером согласно проекту межевания территории, утвержденному постановлением администрации г. Томска от 13.09.2016 № 955-з, в порядке и сроки, установленные статьей 39.15 ЗК РФ, административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, садоводства», утвержденного постановлением администрации г. Томска от 06.05.2015 № 368.

Руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Саенко К.А. к администрации г. Томска, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Томска о признании незаконным решения о возврате документов, выраженное в письме от 07.06.2023 № 02-21/908, возложении обязанности рассмотреть заявление удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации г. Томска в лице департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска в приеме документов Саенко К.А. по заявлению о предоставлении муниципальной услуги о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, выраженный в письме от 07.06.2023 № 02-21/908.

Обязать администрацию г. Томска в лице Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска рассмотреть заявление Саенко К.А. от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрированный в департаменте архитектуры и градостроительства администрации г. Томска ДД.ММ.ГГГГ) о предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным номером согласно проекту межевания, утвержденному постановлением администрации г. Томска от 13.09.2016 № 955-з, в порядке и сроки, установленные статьей 39.15 ЗК РФ, административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, садоводства», утвержденного постановлением администрации г. Томска от 06.05.2015 № 368.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: И.А. Ткаченко

Мотивированный текст решения изготовлен 01.09.2023.

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.