ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2752/2021 от 29.10.2021 Тахтамукайского районного суда (Республика Адыгея)

К делу

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ а.Тахтамукай

Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего судьи Барчо Р.А.,

при секретаре ФИО9,

с участием:

административного истца ФИО5,

административного истца ФИО4,

административного истца ФИО6,

представителя административного ответчика по доверенности ФИО10

рассмотрев в судебном заседании дело по административному иску ФИО2, ФИО5, ФИО3, ФИО7, ФИО6, ФИО4 к администрации ФИО13 о признании незаконным решения об признании общественных слушаний несостоявшимися, об отмене постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка и возложении обязанности провести общественные слушания

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2, ФИО5, ФИО3, ФИО7, ФИО6, ФИО4 обратились в суд с административным иском к администрации ФИО13 о признании незаконным решения об признании общественных слушаний несостоявшимися, об отмене постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка и возложении обязанности провести общественные слушания.

В обоснование своих требований административные истцы указали, что ФИО2 проживает в <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>.

ФИО5 проживает в <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>.

ФИО3 проживает в <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>.

ФИО4 проживает в <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>.

ФИО7 проживает в <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>.

ФИО6 проживает в <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>.

Истцы пользуются жилыми помещениями в многоквартирном доме на законных основаниях и, соответственно, являются законными правообладателями (пользователями) земельного участка, являющегося придомовой территорией многоквартирного дома.

При получении выпуска () газеты «<данные изъяты>», датированного ДД.ММ.ГГГГ, им стало известно о том, что администрацией ФИО13 принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которым их соседу (жителю <адрес>) – ФИО12 разрешен перевод принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, из вида разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» в вид разрешенного использования «Личные подсобные хозяйства и ремонтные мастерские и мастерские технического обслуживания».

Указанный земельный участок примыкает к придомовой территории многоквартирного дома и подъезд к нему осуществляется через проезд на территории придомовой территории.

Административные истцы не согласны с изменением вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего ФИО12, так как полагают, что его использование под ремонтные мастерские ухудшит экологическую обстановку и захламлению, чем нарушаются права и законные интересы жителей многоквартирного дома.

При этом, о проведении общественных слушаний они не были извещены и, соответственно, не присутствовали, т.е. были лишены права на выражение своей воли.

ФИО2, ФИО5, ФИО3, ФИО7, ФИО6, ФИО4 просят признать общественные слушания от ДД.ММ.ГГГГ, проведенные по адресу: <адрес>, <адрес>, по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> – несостоявшимися.

Отменить постановление администрации ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ФИО12 разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> «Личные подсобные хозяйства и ремонтные мастерские и мастерские технического обслуживания».

Обязать администрацию ФИО13 провести новые общественные слушания по адресу: <адрес>, <адрес>, по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.

Административный истец - ФИО5 в судебном заседании иск поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Административный истец - ФИО4 в судебном заседании иск поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Административный истец - ФИО6 в судебном заседании иск поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика по доверенности – ФИО11 в судебном заседании административный иск не признал, так как считает, что доводы, изложенные административным истцом не соответствуют действительности и администрация ФИО13 исполнила свои обязанности в установленные порядке и сроки, а также в соответствии с требованиями действующего градостроительного, земельного законодательства и действия органа местного самоуправления согласуются с положениями Правил землепользования и застройки МО Яблоновское городское поселение.

Административные истцы - ФИО2, ФИО3, ФИО7, а также заинтересованные лица – ФИО12 и Управление Росреестра по <адрес>, своевременно и надлежащим образом извещенные повестками, а также публикациями на официальном сайте суда о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. О причинах неявки суд не уведомили.

Суд, выслушав административных истцов - ФИО5, ФИО6, ФИО4 и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, считает административный иск не обоснованным, не основанным на законе и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом, ФИО2 проживает в <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>.

ФИО5 проживает в <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>.

ФИО3 проживает в <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>.

ФИО4 проживает в <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>.

ФИО7 проживает в <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>.

ФИО6 проживает в <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>.

Истцы пользуются жилыми помещениями в многоквартирном доме на законных основаниях и, соответственно, являются законными правообладателями (пользователями) земельного участка, являющегося придомовой территорией многоквартирного дома.

Кроме этого, ФИО12 проживает в <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>, а также являлся собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> видом разрешенного использования «Личные подсобные хозяйства».

ДД.ММ.ГГГГФИО12 обратился в администрацию ФИО13 с заявлением об изменении вида разрешенного использования своего земельного участка на «Личные подсобные хозяйства и ремонтные мастерские и мастерские технического обслуживания».

Постановлением администрации ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ назначены публичные (общественные) слушания на ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут по адресу: <адрес>, <адрес>, по вопросу предоставления ФИО12 на условно разрешенный вид использования «Личные подсобные хозяйства и ремонтные мастерские и мастерские технического обслуживания» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ уведомление о проведении публичных (общественных) слушаний направлены в адрес жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление о проведении публичных (общественных) слушаний опубликовано СМИ – газете «<данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут проведены публичные (общественные) слушания по вопросу предоставления ФИО12 на условно разрешенный вид использования «Личные подсобные хозяйства и ремонтные мастерские и мастерские технического обслуживания» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.

При этом, участники слушаний не явились и предложения/замечания от них или их представителей относительно повестки дня не поступили.

В этот же день членами комиссии составлен протокол с указанием сведений о порядке и ходе проведения слушаний, а также с указанием решения о рекомендации главе ФИО13 предоставить ФИО12 на условно разрешенный вид использования «Личные подсобные хозяйства и ремонтные мастерские и мастерские технического обслуживания» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.

Постановлением администрации ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12 разрешен перевод принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, из вида разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» в вид разрешенного использования «Личные подсобные хозяйства и ремонтные мастерские и мастерские технического обслуживания».

Указанное постановление опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в СМИ – газете «<данные изъяты>» (выпуск ()).

Согласно ч.ч.1-9 ст.39 ГрК РФ, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования может быть направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - электронный документ, подписанный электронной подписью).

Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.

В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через семь рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.

На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

Согласно ч.ч.3,5,8, 23 ст.5.1 ГрК РФ, участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 настоящего Кодекса, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.

Процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:

1)оповещение о начале публичных слушаний;

2)размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

3)проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;

4)проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;

5)подготовка и оформление протокола публичных слушаний;

6)подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний:

1)не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации;

2)распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.

Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.

Разделом «ЖЗ 102 - зона застройки малоэтажными жилыми домами» Правил землепользования и застройки ФИО13 (утв. Решением Совета народных депутатов муниципального образования «Яблоновское городское поселение» –1 от ДД.ММ.ГГГГ), в качестве условно разрешенного вида использования земельных участков предусмотрены ремонтные мастерские и мастерские технического обслуживания.

Разделом «ЖЗ 103 - зона застройки среднеэтажными жилыми домами» Правил землепользования и застройки ФИО13 (утв. Решением Совета народных депутатов муниципального образования «Яблоновское городское поселение» –1 от ДД.ММ.ГГГГ), в качестве условно разрешенного вида использования земельных участков предусмотрены ремонтные мастерские и мастерские технического обслуживания.

Разделом «ЖЗ 104 - зона застройки многоэтажнымижилыми домами» Правил землепользования и застройки ФИО13 (утв. Решением Совета народных депутатов муниципального образования «Яблоновское городское поселение» –1 от ДД.ММ.ГГГГ), в качестве основного разрешенного вида использования земельных участков предусмотрены пошивочные ателье, ремонтные мастерские бытовой техники, парикмахерские и иные подобные объекты обслуживания.

Разделом «ЖЗ 105 - жилая зона с основными функциями проживания населения» Правил землепользования и застройки ФИО13 (утв. Решением Совета народных депутатов муниципального образования «Яблоновское городское поселение» –1 от ДД.ММ.ГГГГ), в качестве основного вида разрешенного использования земельных участков предусмотрены личные подсобные хозяйства, а в качестве условно разрешенного вида использования предусмотрены ремонтные мастерские и мастерские технического обслуживания.

Судом установлено, что органом местного самоуправления в полной мере соблюдены требования ст.5.1 и ст.39 ГрК РФ, так как уведомления публичных слушаниях в установленном законом порядке и сроки были разослано всем заинтересованным лицам, а также опубликовано в средствах массовой информации, при этом административные истцы и/или иные заинтересованные лица в установленном порядке не внесли свои предложения и замечания относительно повестки дня.

Как видно из Правил землепользования и застройки муниципального образования «Яблоновское городское поселение» (утв. решением Совета народных депутатов муниципального образования "Яблоновское городское поселение"), замени разрешенного вида земельного участка произведена на условно-разрешенный вид использования, предусмотренный для категории земель, к которой отнесен земельный участок ФИО12.

Кроме этого, в судебном заседании не нашли свое подтверждение доводы административных истцов о том, что использование ФИО12 земельного участка под ремонтные мастерские ухудшит экологическую обстановку и захламлению их придомовой территории, суд считает указанные доводы несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

На основании ст.210 ГК РФ, бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п.3 ст.24.7 Закона N 89-ФЗ, собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Аналогичное положение следует из п.5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1156, согласно которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) Правил.

Потребителем согласно п.2 Правил является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

Из приведенных положений действующего законодательства, следует, что при осуществлении профильной деятельности в ремонтных мастерских, на ФИО12 возлагается обязанность по принятию мер к недопущению захламления, при этом, в силу ч.ч.1-2 ст.72 ЗК РФ, на орган местного самоуправления в соответствии с положением, утвержденным представительным органом муниципального образования, возлагается обязанность по осуществлению муниципального земельного контроля, предметом которого является соблюдение обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений.

За нарушение соответствующего законодательства предусмотрена административная ответственность.

Согласно п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

С учетом совокупности обстоятельств, установленных в судебном заседании на основании письменных доказательств, представленных в деле, суд считает в удовлетворении административного искового заявления ФИО2, ФИО5, ФИО3, ФИО7, ФИО6, ФИО4 к администрации ФИО13 о признании незаконным решения об признании общественных слушаний несостоявшимися, об отмене постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка и возложении обязанности провести общественные слушания – отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования ФИО2, ФИО5, ФИО3, ФИО7, ФИО6, ФИО4 о признании несостоявшимися общественных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, проведенных по адресу: <адрес>, <адрес>, по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> – отказать.

В удовлетворении требования ФИО2, ФИО5, ФИО3, ФИО7, ФИО6, ФИО4 об отмене постановления администрации ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ФИО12 разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> «Личные подсобные хозяйства и ремонтные мастерские и мастерские технического обслуживания» - отказать.

В удовлетворении требования ФИО2, ФИО5, ФИО3, ФИО7, ФИО6, ФИО4 о возложении на администрацию ФИО13 обязанности провести новые общественные слушания по адресу: <адрес>, <адрес>, по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Р.А. Барчо