ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2754/2016 от 21.06.2016 Канского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2а-2754/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2016 г. г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Глущенко Ю.В.,

при секретаре Шохиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Васильченко РД к призывной комиссии г. Канска, отделу военного комиссариата Красноярского края по г. Канску и Канскому району об оспаривании решения призывной комиссии г. Канска и действий отдела военного комиссариата Красноярского края по г. Канску и Канскому району,

у с т а н о в и л:

Васильченко Р.Д. обратился в суд с административными исковыми требованиями к призывной комиссии г. Канска, отделу военного комиссариата Красноярского края по г. Канску и Канскому району об оспаривании решения призывной комиссии г. Канска и действий отдела военного комиссариата Красноярского края по г. Канску и Канскому району

Свои требования мотивировал тем, что решением призывной комиссии г. Канска от 05 мая 2016 года он был признан годным к военной службе и призван на нее. Полагает, что решение призывной комиссии незаконно, а также действия отдела военного комиссариата Красноярского края по г. Канску и Канскому району по вынесению заключения о категории годности Васильченко Р.Д. к военной службе и по выдаче повестки, обязывающей прибыть на сборный пункт для отправки к месту прохождения военной службы, были совершены с нарушением норм действующего законодательства.

Решение призывной комиссии может быть принято только на основе заключения о категории годности, вынесенного по результатам медицинского освидетельствования, проведенного военным комиссариатом. В соответствии с п.9 Указа Президента РФ от 07.12.2012г. № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» отделы военного комиссариата являются структурными подразделениями военного комиссариата субъекта РФ. В силу п.21 данного Указа военный комиссар субъекта утверждает положения о структурных подразделениях военного комиссариата и выдает начальникам отделов (муниципальных) доверенности на осуществление служебной деятельности. Таким образом, отдел военного комиссариата Красноярского края по г. Канску и Канскому району не является самостоятельным юридическим лицом, а входит в структуру военного комиссариата Красноярского края и действует исключительно от его имени. В соответствии с пунктом 6 указа Президента РФ от 07.12.2012г. № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» военные комиссариаты субъекта РФ являются юридическими лицами. В соответствии с ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Таким образом, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», как юридическое лицо, обязан быть зарегистрирован уполномоченным государственным органом. Однако, в свидетельстве о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002г., выданном Министерством РФ по налогам и сборам от 01.12.2003г. отражено, что юридическое лицо ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» было создано 15.10.1999г. и зарегистрировано государственным органом – «Указ Президента Российской Федерации». Такого государственного органа как «Указ Президента Российской Федерации» не существует, в полномочия Президента не входит государственная регистрация юридических лиц.

На момент регистрации ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» вопросы государственной регистрации юридических лиц регулировались Постановлением администрации г. Красноярска от 22.08.1994г. № 633 «О порядке регистрации субъектов предпринимательской деятельности на территории города Красноярска» и Главой 4 ГК РФ (в ред. от 08.07.1999г.).

В соответствии с ч.1 ст. 51 ГК РФ (в ред. от 08.07.1999г.) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц.

С 01 июля 2002г. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» был введен принцип одного окна и составлен Единый реестр юридических лиц.

В силу ч.3 ст. 26 указанного ФЗ, уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу данного закона, обязано в течение 6 месяцев со дня вступления в силу данного закона, представить в регистрирующий орган сведения для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» был зарегистрирован только один раз 15 октября 1999г. и регистрирующим органом является «Указ Президента РФ». Истец считает, что ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» юридически не создан, т.е. не может иметь структурных подразделений, утверждать положения о структурных подразделениях военного комиссариата и выдавать начальникам отделов (муниципальных) доверенности на осуществление служебной деятельности. Истец считает на основании изложенного, что медицинское освидетельствование и заключение о категории годности вынесено не уполномоченным субъектом, а структурным подразделением органа, не созданным надлежащим образом.

Административный истец Васильченко Р.Д. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель административного ответчика призывной комиссии г. Канска Власюк А.Г. требования не признал, суду пояснил, что процедура обследования призывника перед отправлением на военную службу соблюдена военкоматом и призывной комиссией в полном объеме. У военных комиссариатов нет филиалов и представительств, отдел по г. Канску и Канскому району поставлен на налоговый учет как обособленное подразделение военного комиссариата Красноярского края. Регистрирующим органом является инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Центральному району г. Красноярска, а не Указ Президента, как об этом ошибочно полагает истец.

Представитель отдела военного комиссариата Красноярского края по г. Канску и Канскому району в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело провести в его отсутствие.

Представитель военного комиссариата Красноярского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ (в период возникших правоотношений часть 1 статьи 254 ГПК РФ) гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если считает, что нарушены его права и свободы; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" - при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению административного иска может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В силу пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 4, 9 положения "О военных комиссариатах" утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям (далее - отделы (муниципальные), подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения. Основными задачами военных комиссариатов являются организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и представителями медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу (военные сборы), и осуществление контроля за прохождением ими медицинского обследования (подп. 20 п. 17 Положения); проведение при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и при участии медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) мероприятий по медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы; по контрольному медицинскому освидетельствованию граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с медицинским заключением об их годности к военной службе; иных мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу (подп. 21 п. 17 Положения).

Согласно пункта 13 Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.

Как установлено судом, Васильченко Р.Д. состоит на воинском учете и является призывником отдела военного комиссариата Красноярского края по г. Канску и Канскому району.

Распоряжением губернатора Красноярского края от 30,03.2016 года №144-рг организован призыв граждан 1989-1998 годов на военную службу в апреле-июле 2016 года. Васильченко Р.Д. является гражданином 1993 г. рождения, в связи с чем подлежал призыву по результатам освидетельствования.

По результатам проведенного медицинского освидетельствования, в связи с призывом на военную службу, Васильченко Р.Д. решением призывной комиссии от 05 мая 2016 года признан годным к военной службе, о чем вынесено решение о его призыве на военную службу по категории годности к военной службе "Б", с незначительными ограничениями.

Васильченко Р.Д. выдана повестка с обязательством явиться 14 июня 2016 года к 6 часам на призывной участок (л.д. 11).

Согласно пунктам 1 и 5 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.

Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 названного Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории его годности к военной службе.

Пункт 1 приложения N 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663", предусматривает, что граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе, в том числе медицинские документы о состоянии здоровья.

Именно на административного истца возложена обязанность по предоставлению суду доказательств, что действиями должностных лиц, либо государственного органа допущено нарушение его прав и законных интересов.

При этом Васильченко Р.Д. не представлено доказательств того, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» считается юридически не созданным ввиду того, его регистрация проведена ненадлежащим органом.

Так, 15.10.1999 года Министерством РФ по налогам и сборам зарегистрировано юридическое лицо Военный комиссариат Красноярского края (л.д. 12).

21.05.2010 года межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №23 по Красноярскому краю внесена запись о регистрации Военного комиссариата г. Канска и Канского района Красноярского края. При этом способом его образования является создание юридического лица до 01.07.2002 года.

01.12.2003 года в ЕГРЮЛ внесена запись о юридическом лице Военном комиссариате Красноярского края по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 54, способ образования – создание юридического лица до 01.07.2002 года, дата присвоения ОГРН 01.12.2003 года, дата регистрации до 2002 года – 15.10.1999 года, наименование органа, зарегистрировавшего юридическое лицо до 01 июля 2002 года – Указ Президента РФ, регистрирующий орган – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №23 по Красноярскому краю.

Во исполнение п. 10 Положения о военных комиссариатах, утвержденных Указом Президента РФ от 07 декабря 2012 года №1609военным комиссаром Красноярского края 22 марта 2013 года издан приказ об утверждении положения об отделе военного комиссариата Красноярского края по г. Канску и Канскому району.

Согласно Положению, представленному в суд, отдел военного комиссариата Красноярского края по г. Канску и Канскому району является основным структурным подразделением военного комиссариата Красноярского края, имеет юридический адрес: <адрес>, фактическое нахождения, <адрес>.

Доводы истца о том, что военный комиссариат Красноярского края зарегистрирован не уполномоченным лицом, то есть Указом Президента РФ, не соответствуют действительности

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).

Наименование регистрирующего органа в свидетельстве о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц указано как Министерство РФ по налогам и сборам по Центральному району г. Красноярска Красноярского края. То есть, ссылка истца на то, что регистрирующим органом является Указ Президента – является неосновательной и основана на неверном понимании норм права.

Доводы о том, что на момент регистрации ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» вопросы государственной регистрации юридических лиц, находящихся на территории Красноярска регулировались Постановлением администрации г. Красноярска от 22.08.1994 года №633 «О порядке регистрации субъектов предпринимательской деятельности на территории г. Красноярска», не соответствуют действительности, так как Военный комиссариат не является субъектов предпринимательской деятельности, следовательно, не мог регистрироваться согласно указанному положению.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года N 319, принятым во исполнение Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам возлагаются функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Таким образом, поскольку регистрация ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» произошла уполномоченным органом – Министерством РФ по налогам и сборам в лице инспекции по Центральному району г Красноярска, суд не принимает утверждения административного истца о том, что он считается юридически не созданным.

Поскольку военный комиссариат по г. Канску и Канскому району является структурным подразделением военного комиссариата по Красноярскому краю, все действия по призыву Васильченко Р.Д. произведены на законных основаниях и с точным соответствием законодательству.

Относительно незаконной выдачи повестки Васильченко Р.Д. о явке для прохождения военной службы суд полагает следующее.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы; призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (п. 1), на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3).

В абзацах 6,7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 663 от 11 ноября 2006 года, установлено, что оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками отдела и осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.

Поскольку решением призывной комиссии Васильченко Р.Д. был признан годным для прохождения военной службы, ему в соответствии с законом была выдана повестка лично для явки 14 июня 2016 года для отправки на военную службу согласно решению призывной комиссии.

В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы.

В соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400, граждане, вызываемые на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе необходимые документы (порядок организации работы призывного пункта в ходе проведения призыва граждан на военную службу приведен в приложении N 31 к настоящей Инструкции).

В соответствии с приложением N 31 к Инструкции (пункт 35) по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, в соответствии с решением призывной комиссии начальник второго отделения Военного комиссариата обязан оформить соответствующие документы на лиц, прошедших призывную комиссию.

При этом призывнику назначается срок явки в военный комиссариат с вручением ему под личную подпись повестки (приложение N 30 к настоящей Инструкции), в отношении которого принято решение о призыве на военную службу (для отправки к месту прохождения военной службы).

Так как в отношении Васильченко было принято решение о призыве его на военную службу, то ответчиком в соответствии с законом была выдана повестка, обязывающая его явиться на призывной пункт.

Других оснований для признания незаконным действия административных ответчиков, истцом не представлено.

Таким образом, оснований для признания действий административных ответчиков незаконными у суда не имеется, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

р е ш и л:

в удовлетворении требований Васильченко РД к призывной комиссии г. Канска, отделу военного комиссариата Красноярского края по г. Канску и Канскому району об оспаривании решения призывной комиссии г. Канска и действий отдела военного комиссариата Красноярского края по г. Канску и Канскому району – отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение тридцати дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Глущенко Ю.В.