ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2757/2018 от 15.06.2018 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело №2а-2757/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июня 2018 года г.Бийск, ул.Ленина, 149

Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Ануфриева В.Н.

при секретаре Скляр Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску М.П. к Администрации города Бийска о признании действий незаконными, возложении обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

М.П. обратился в суд с административным иском к Администрации города Бийска о признании незаконными отказов в согласовании публичных мероприятий в форме митингов, возложении обязанности на Администрацию г.Бийска согласовать публичные мероприятия в форме митинга в указанные даты и время, в указанных местах.

В обоснование административных исковых требований указал, что 04 июня 2018 года он обратился в Администрацию города Бийска с уведомлением о проведении митингов: 15 июня 2018 года с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Площадь перед зданием Администрации г.Бийска, находящейся по ул.Ленина, 250 г.Бийска, цель публичного мероприятия «Митинг за правомерную работу администрации»;

16 июня 2018 года с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, цель публичного мероприятия «Митинг за отставку Студеникина»;

16 июня 2018 года с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, цель публичного мероприятия «Митинг против повышения тарифов ЖКХ»;

16 июня 2018 года с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, цель публичного мероприятия «Митинг против повышения цен на бензин»;

16 июня 2018 года с 16 часов 00 минут до 17 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, цель публичного мероприятия «Митинг за повышение заработной платы работникам бюджетной сферы»;

16 июня 2018 года с 17 часов 00 минут до 18 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, цель публичного мероприятия «Митинг за защиту прав животных»;

17 июня 2018 года с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, цель публичного мероприятия «Митинг за нормальные дороги»;

17 июня 2018 года с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут но адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, цель публичного мероприятия «Митинг против повышения цен на продукты»;

17 июня 2018 года с 16 часов 00 минут до 17 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, цель публичного мероприятия «Митинг за повышение пенсий»;

17 июня 2018 года с 17 часов 00 минут до 18 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, цель публичного мероприятия «Митинг за сохранение и восстановление памятников архитектуры»;

18 июня 2018 года с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, цель публичного мероприятия «Митинг за введение критерия приёма на работу в Администрацию г.Бийска сотрудников с уровнем IQ не ниже 100»;

18 июня 2018 года с 14 часов 00 минут до 15 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного цель публичного мероприятия «Митинг против отключения уличного освещения в ночное время».

18 июня 2018 года с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного цель публичного мероприятия «Митинг за утверждение Кудинова Андрея Владимировича на должность начальника Управления КСМП (без и.о.)».

18 июня 2018 года с 17 часов 00 минут до 18 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного цель публичного мероприятия «Митинг за создание в городе доступной среды для людей с ограниченными возможностями».

06 июня 2018 года Администрация города Бийска письмами №№ 39, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52 отказала административному истцу в согласовании публичных мероприятий, указав, что указанные время и место проведения публичных мероприятий совпадает с городскими мероприятиями и не предложено изменить место и время проведения публичных мероприятий.

Также указывает, что 05 июня 2018 года ему было направлено письмо №40 в котором сообщалось, что в соответствии с реестром элементов улично-дорожной сети муниципального образования г. Бийск (утвержден решением Думы г. Бийска от 20.05.15 №603) перед зданием Администрации г. Бийска по адресу: ул. Владимира Ленина, 250 отсутствует площадь. На это письмо мною 08 июня 2018 года направлено уточнение уведомления о проведении публичного мероприятия от 04.06.2018, путём размещения в ящике для обращений, находящегося в холле Администрации города. На его уточнение административный ответчик направил письмо №763/01-18 от 09.06.2018, в котором сообщалось, что администрация не может принять его уточнение в соответствии с Законом от 31 декабря 2004 года № 76-ЗС, а именно ч.З ст.6. Считает отказ в приёме уточнения неправомерным, так как им было подано уточнение в рамках ранее поданного уведомления, и его личность была установлена в момент его подачи.

Считает решение об отказе в проведении публичных мероприятий не соответствующим ст.31 Конституции РФ, и ч.3 ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования» которая содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в согласовании публичного мероприятия. Административный истец, как организатор публичного мероприятия не относится ни к одной из категорий лиц, указанных в ч.2 ст.5 № 54-ФЗ, а потому подача им заявки не может являться основанием для отказа в согласовании.

Перечень мест, в которых запрещается проведение публичного мероприятия, установлен в ч.2 и 2.2 ст.8 № 54-ФЗ. Содержащееся в уведомлении место проведения публичного мероприятия не относится ни к одной из указанных категорий.

Более того, место проведения публичных мероприятий - г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного - относится к категории специально отведенных мест в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 20 декабря 2012 г. № 707 «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Алтайского края».

В соответствии с п.2 ч.1 ст.12 № 54-ФЗ орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течете трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Однако, ответ Администрации города Бийска не содержит как объяснений, какие именно мероприятия в заявленных местах и заявленное время не позволят провести публичные мероприятия административному истцу, так и мотивированное предложение по изменению места и (или) времени проведения публичных мероприятий. Альтернативные места или время проведения публичных мероприятий административным ответчиком не предложены. Информация о том, что в указанном месте и в указанное время проводятся некие иные мероприятия не является основанием для отказа в согласовании публичных мероприятий, особенно с учетом того, что обязанность по обеспечению условий для реализации конституционного права граждан возложена на сами органы власти, и они вправе или предложить альтернативное место его проведения или обеспечить его проведение в месте, предложенном организатором. В связи с этим ответ администрации города Бийска является незаконным действием, ограничивающим права гражданина.

Оспариваемые действия административного ответчика противоречат правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 02.04.2009 г. № 484-О-П, согласно которой адресованное организатору публичного мероприятия требование согласования его проведения - по смыслу взаимосвязанных положений пункта 7 статьи 2, статьи 7, части 1 статьи 10 и статьи 12 № 54-ФЗ - не означает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, получив уведомление во всяком случае обязан отреагировать на него посредством доведения до организатора своих предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Напротив, убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность его проведения, (часть 3 статьи 12 № 54-ФЗ) соответствующий орган публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы оно состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время, и не пытаться под любом предлогом найти причины, которые могли бы оправдать необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия.

Административный истец просил признать незаконными действия Администрации г.Бийска, выразившиеся в отказе в согласовании публичных мероприятий в форме митингов: 15 июня 2018 года с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут по адресу: площадь перед зданием Администрации г.Бийска, находящейся по адресу: ул.Ленина, 250, 16 июня 2018 года с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, 16 июня 2018 года с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, 16 июня 2018 года с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, 16 июня 2018 года с 16 часов 00 минут до 17 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, 16 июня 2018 года с 17 часов 00 минут до 18 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, 17 июня 2018 года с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, 17 июня 2018 года с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, 17 июня 2018 года с 16 часов 00 минут до 17 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, 17 июня 2018 года с 17 часов 00 минут до 18 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, 18 июня 2018 года с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, 18 июня 2018 года с 14 часов 00 минут до 15 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, 18 июня 2018 года с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, 18 июня 2018 года с 17 часов 00 минут до 18 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного. Обязать Администрацию г.Бийска согласовать публичные мероприятия в форме митинга: 15 июня 2018 года с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут по адресу: площадь перед зданием Администрации г.Бийска, находящейся по адресу: ул.Ленина, 250, 16 июня 2018 года с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, 16 июня 2018 года с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, 16 июня 2018 года с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, 16 июня 2018 года с 16 часов 00 минут до 17 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, 16 июня 2018 года с 17 часов 00 минут до 18 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, 17 июня 2018 года с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, 17 июня 2018 года с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, 17 июня 2018 года с 16 часов 00 минут до 17 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, 17 июня 2018 года с 17 часов 00 минут до 18 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, 18 июня 2018 года с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, 18 июня 2018 года с 14 часов 00 минут до 15 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, 18 июня 2018 года с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного, 18 июня 2018 года с 17 часов 00 минут до 18 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, Петровский бульвар от пер. Кожевенного до пер. Училищного.

Административный истец М.П.. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме на доводах и по основаниям иска, суду дал аналогичные пояснения.

Административный ответчик - представитель Администрации города Бийска Безменова Е.В., административные исковые требования М.П. не признала, суду пояснила, что права и законные интересы административного истца М.П.. нарушены не были. По результатам рассмотрения уведомлений М.П. о проведении митингов, были приняты решения об отсутствии возможности изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, поскольку дата, время и место проведения публичных мероприятий, заявленных М.П.., совпадают с городскими мероприятиями, которые будут одновременно проходить на Петровском бульваре, по ул. Площадь 9 Января, на территории, непосредственно прилегающей к зданию по адресу: ул. Льнокомбинат, 22. У Администрации г.Бийска нет полномочий по предоставлению иных мест для проведения публичных мероприятий, которые определены постановлением Администрации Алтайского края №707 от 20.12.2012 года. Запланированные Администрацией города городские мероприятия в течение года могут корректироваться, при этом сроки утверждения данных мероприятий не регламентируются.

О проведении публичного мероприятия 15.06.2018 года М.П. было отказано, так как при подаче уточненного уведомления, не были соблюдены требования закона о подтверждении личности организатора публичных мероприятий.

Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Административный ответчик - представитель Администрации города Бийска Овчинникова А.С., административные исковые требования М.П.. так же не признала и просила отказать в удовлетворении административного иска.

Заинтересованное лицо – законный представитель истца М.П.., О.О. извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного заседания не явилась, в телефонограмме просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст.150 КАС РФ определил провести судебное заседание при сложившейся явке.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии п.2 ч.2 ст.5 КАС РФ способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит: несовершеннолетним гражданам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, - по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно. В случае необходимости суд может привлечь к участию в рассмотрении административного дела законных представителей этих граждан.

Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона №54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Принимая во внимание, что ч.1 ст.5 Федерального закона №54-ФЗ установлен возраст для организатора митинга 16 лет, то в силу ст.5 КАС РФ административный истец вправе обратится в суд с настоящим административным исковым заявлением в защиту своих нарушенных прав в возрасте 16 лет (дата рождения 26.02.2002 года).

Согласно ст.19 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ и ст. ст. 218, 226 Кодекса административного судопроизводства РФ предъявление административного иска об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и свобод обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

Исходя из положений ст.ст.226, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также разъяснений п.28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Следовательно, для удовлетворения требований административного истца необходимо одновременно соблюдение двух условий - нарушение его прав и свобод, а также не соответствие решения, действий (бездействия) должностного лица закону или иному нормативному правовому акту, а отсутствие хотя бы одного из условий влечет отказ суда в удовлетворении заявленных требований.

Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) предусмотрено право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Статьей 31 Конституции РФ гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Порядок реализации данного конституционного права граждан Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно пункту 1 части 4 статьи 5 которого организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

В силу ч.1 ст.5 Закона Алтайского края от 31.12.2004 года №76-ЗС «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края» уведомление о проведении публичного мероприятия регионального или местного значения подается его организатором в письменной форме в администрацию городского округа или муниципального района, на территории которого планируется проведение такого мероприятия.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54 - Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

Положения Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Согласно статье 2 указанного закона для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 и с частью 3 статьи 12 Закона N 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с Законом № 54-ФЗ не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Согласно статье 8 Закона № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами (часть 1).

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек (часть 1.1).

При определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (часть 1.2).

В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края №707 от 20.12.2012 года «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Алтайского края» в г.Бийске утверждены: площадь 9 января; территория, непосредственно прилегающая к зданию по ул.Льнокомбинат, 22; Петровский бульвар, от пер.Коммунарского до пер.Училищного.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 2 апреля 2009 N 484-О-П, орган местного самоуправления не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным или вызваться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами; если проведение публичного мероприятия в заявленном месте невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов, орган местного самоуправления обязан предложить его организатору для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели. При этом заявители, реализуя свое право при определении места и времени проведения мероприятия, должны, в свою очередь, предпринимать усилия по достижению согласия на основе баланса интересов.

Как установлено из материалов дела, административный истец М.П. 04 июня 2018 года подал в Администрацию города Бийска уведомление о проведении 14 публичных мероприятий в форме митингов с различными целями, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ст.ст. 4, 5 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года №76-ЗС «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования на территории Алтайского края». Местом и временем проведения предполагалось 15 июня 2018 года с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут по адресу: г. Бийск, площадь перед зданием Администрации г.Бийска, находящейся по ул.Ленина, 250 г.Бийска. Так же местом проведения предполагалось: г.Бийск, Петровский бульвар, от пер. Кожевенного до пер. Училищного, даты: 16 июня 2018 года с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут, 16 июня 2018 года с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут, 16 июня 2018 года с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут, 16 июня 2018 года с 16 часов 00 минут до 17 часов 00 минут, 16 июня 2018 года с 17 часов 00 минут до 18 часов 00 минут, 17 июня 2018 года с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут, 17 июня 2018 года с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут, 17 июня 2018 года с 16 часов 00 минут до 17 часов 00 минут, 17 июня 2018 года с 17 часов 00 минут до 18 часов 00 минут, 18 июня 2018 года с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут, 18 июня 2018 года с 14 часов 00 минут до 15 часов 00 минут, 18 июня 2018 года с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут, 18 июня 2018 года с 17 часов 00 минут до 18 часов 00 минут.

Общее количество участников от 300 человек до 2500 человек. При этом предполагалось использование сцены и звукоусиливающей аппаратуры, плакатов, флагов и иных средств наглядной агитации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, как предусмотрено п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Аналогичные нормы содержатся в п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 8 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года №76-ЗС «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования на территории Алтайского края».

Согласно ч.ч.1, 1.1 ст.8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места. Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.

На основании ч.ч. 1, 3 ст.3.1 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года №76-ЗС «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования на территории Алтайского края» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия, за исключением мест, где проведение публичных мероприятий запрещено или ограничено федеральными законами и настоящим Законом.

Для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Алтайского края определяются специально отведенные или приспособленные для этих целей места (далее - специально отведенные места). Специально отведенные места определяются Правительством Алтайского края на основе предложений администраций муниципальных образований. Перечень специально отведенных мест подлежит обязательному опубликованию.

Постановлением Администрации Алтайского края от 20 декабря 2012 года № 707 утвержден Перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Алтайского края.

Согласно указанному Перечню в городе Бийске специально отведенными местами для проведения массовых публичных мероприятий являются: площадь 9 Января; территория, непосредственно прилегающая к зданию по адресу: ул. Льнокомбинат, д. 22; Петровский бульвар, от пер. Кожевенного до пер. Училищного.

Администрация города Бийска, получив 04 июня 2018 года 13 уведомлений М.П. о проведении публичных мероприятий и рассмотрев их, подготовила 13 сообщений от 06 июня 2018 года №№ 39, 41, 42 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52 в которых разъясняла отсутствие возможности предложить заявителю изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия в связи с чем, что дата, время и место проведения публичных мероприятий, заявленных М.П., совпадает с городскими мероприятиями, которые будут одновременно проходить на Петровском бульваре, на территории, непосредственно расположенной в парковой зоне с зелеными насаждениями, вдоль домов № 1, 3, 4, 6 по ул. Площадь 9 Января, на территории, непосредственно прилегающей к зданию по адресу: ул. Льнокомбинат, 22, на Петровском бульваре, от пер.Кожевенного до пер.Училищного.

Указанные сообщения доведены до сведения М.П. 07 июня 2018 года.

Рассматривая доводы административного истца М.П. в той части, что Администрация города Бийска не предложила ему изменить время проведения публичного мероприятия, судом отклоняются по следующим основаниям.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов текущего дня по местному времени, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания.

Из материалов дела следует, что на период с 11 июня 2018 года по 17 июня 2018 года включительно в г.Бийске Алтайского края утвержден календарный план основных городских мероприятий. Согласно данному плану на 15, 16, 17 июня 2018 года запланированы городские массовые мероприятия с 08 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин. на ул. Площадь 9 Января (от ул. Г. Васильева до ГДК), на площади Культурно-спортивного центра, ул. Льнокомбинат 22, на Петровском бульваре (от пер. Кожевенного до пер. Училищного).

Так же на период с 18 июня 2018 года по 24 июня 2018 года включительно в г.Бийске Алтайского края утвержден календарный план основных городских мероприятий. Согласно данному плану на 18 июня 2018 года запланированы городские массовые мероприятия с 08 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин. на ул. Площадь 9 Января (от ул. Г. Васильева до ГДК), на площади Культурно-спортивного центра, ул. Льнокомбинат 22, на Петровском бульваре (от пер. Кожевенного до пер. Училищного).

Согласно плану работы МКУ «Управление культуры, спора и молодежной политики Администрации года Бийска» утвержденного 06 июня 2018 года на июнь 2018 года на 15 июня 2018 года запланированы городские массовые мероприятия с 12 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин. на ул. Площадь 9 Января, на площади Культурно-спортивного центра, ул. Льнокомбинат 22, на Петровском бульваре (от пер. Кожевенного до пер. Училищного).

Приказом МКУ «Управление культуры, спора и молодежной политики Администрации года Бийска» от 07.06.2018 года №219, 15 июня 2018 года на Петровском бульваре с 08.00 час. до 12.00 час. назначено проведения пленера детской художественной школы, с 12.00 час. до 17.00 час. назначено проведение детских игровых развлекательных программ.

Также приказами МКУ «Управление культуры, спора и молодежной политики Администрации года Бийска» от 07 июня 2018 года за 221, 220 «Об организации и проведении мероприятий с 8 по 18 июня 2018 года» приказано организовать и провести мероприятия с 08 час. 00 мин. до 21 час. 00 мин. на ул. Площадь 9 Января, на площади Культурно-спортивного центра, ул. Льнокомбинат 22, на Петровском бульваре (от пер. Кожевенного до пер. Училищного). Все мероприятия в приказах расписаны по часам с наименованием мероприятий.

С учетом изложенного, судом установлено, что на всех площадях определенных постановлением Администрации Алтайского края от 20.12.2012 года №707 для проведения публичных мероприятий в г.Бийске на 15, 16, 17, 18 июня 2018 года с 08 часов 00 минут до 21 часов 00 минут запланированы массовые мероприятия с участием несовершеннолетних, (учащихся детской художественной школы). То есть дата, время и место проведения публичного мероприятия, заявленного М.П., совпадают с городскими мероприятиями, запланированными до подачи административным истцом уведомления о согласовании проведения публичного мероприятия.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что Администрация города Бийска не имела возможности предложить М.П. изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, поскольку мероприятия назначены в местах установленных Администрацией Алтайского края и в размещенное время с 08 час. 00 мин. до 21 час. 00 мин.

Также, исходя из принципа безопасности участником массовых мероприятий (детей), и принимая во внимание ограниченность по площади мест проведения мероприятий, суд полагает обоснованным отказ ответчика в проведении совместных мероприятий запланированным муниципальными учреждениями и заявленных административным истцом.

Кроме того, суд учитывает, что М.П. заявлены административные исковые требования о возложении на Администрацию города Бийска обязанности по устранению ему препятствий в проведении публичного мероприятия именно 15, 16, 17, 18 июня 2018 года с 13 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. на Петровском бульваре от пер. Кожевенного до пер. Училищного, а не в иное время, тогда как в силу ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, лежит на административном истце.

Кроме того, как установлено из материалов дела Администрация города Бийска, получив 04 июня 2018 года уведомление М.П. о проведении публичного мероприятия в форме митинга на площади перед зданием Администрации города, находящейся по адресу: ул.В.Ленина, 250, подготовила сообщение от 05 июня 2018 года №40, в котором разъясняла, что перед зданием Администрации г.Бийска по ул.В.Ленина, 250 отсутствует площадь, предложила заявителю уточнить конкретное место проведения публичного мероприятия путем нанесения на схему либо описав его в текстовом виде.

Получив 08 июня 2018 года уточнение по уведомлению М.П. о проведении публичного мероприятия в форме митинга на площади перед зданием Администрации города, находящейся по адресу: ул.В.Ленина, 250, Администрация г.Бийска подготовила сообщение от 09 июня 2018 года №763/01-18 в котором разъясняла, что уточнение по уведомлению от 04.06.2018 года о проведении 15.06.2018 года публичного мероприятия 15.06.2018 года, поступило в Администрацию города 08.06.2018 года в нерабочее время после 16-00 часов через ящик для приема обращений граждан, установленный в холе здания Администрации города, организатором мероприятия лично уведомление и паспорт(или иной документ, удостоверяющий личность) не предъявлен. В соответствии с ч.3 ст. 6 закона Алтайского края от 31.12.2004 № 76 ЗС «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования на территории Алтайского края», право быть организатором публичного мероприятия, не подтверждено.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона №54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно ч.3 ст.12 указанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Аналогичная норма содержится в п.4 ст.8 Закона Алтайского края №76-ЗС, которая устанавливает, что администрация отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с Федеральным законом или настоящим Законом проведение публичного мероприятия запрещается.

В силу ч.1 ст.3-1. указанного закона Алтайского края публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия, за исключением мест, где проведение публичных мероприятий запрещено или ограничено федеральными законами и настоящим Законом.

Согласно п.8 ч.2 ст.3-1. Закона Алтайского края №76-ЗС к местам, в которых запрещено проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, относятся:

- территории, располагающиеся ближе пятидесяти метров от зданий и территорий, занимаемых территориальными органами и их подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

-проезжая часть, пешеходные и велосипедные дорожки, тротуары, непосредственно прилегающие к проезжей части, если отсутствует ограждение, препятствующее попаданию участников массовых мероприятий на проезжую часть, за исключением случаев проведения шествий и демонстраций.

Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края №707 от 20.12.2012 года «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Алтайского края» в г.Бийске утверждены площадь 9 Января; территория, непосредственно прилегающая к зданию по ул.Льнокомбинат, 22; Петровский бульвар, от пер.Коммунарского до пер.Училищного.

Из решения Думы города Бийска от 17.02.2016 года №680 «Об утверждении реестра элементов улично-дорожной сети муниципального образования город Бийск» следует, что в г.Бийске утверждены 6 площадей: Василия Шукшина – привокзальная площадь; В.Ленина ул.Ленина – ул.Красноармейская – здание ул.Ленина, 149; памяти героев ВОВ ул.Октябрьская – ул.Советская; Ф.Дзержинского пер.Телеграфный – ул.Советская; Я. Савченко ул.Радищева; 9 января ул.Васильева – ул.Горно-Алтайская.

С учетом изложенного установлено, что административным истцом подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга ни в одном из утвержденных мест Администрацией Алтайского края и ни на одной из площадей г.Бийска, так как истцом указано в уведомлении о проведении публичного мероприятия место: площадь расположенная перед зданием администрации города, находящейся по адресу ул.Ленина, 250, которая таковой не является, поэтому в силу ст.3-1 Закона 76-ЗС запрещено проведение публичных мероприятий в виде митинга, то суд приходит к выводу, что административным ответчиком не допущено нарушений Федерального закона №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В соответствии с ч.3 ст. 6 Закона 76-ЗС, при подаче уведомления организатором представляются документы, подтверждающие право быть организатором публичного мероприятия в соответствии со статьей 3 настоящего Закона (для физического лица - паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность, для политической партии, иного общественного объединения, религиозного объединения, их региональных отделений и иных структурных подразделений - документ, подтверждающий полномочия лица выступать от имени политической партии, иного общественного объединения, религиозного объединения, их региональных отделений и иных структурных подразделений, а также документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии, ином общественном объединении, религиозном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, а если общественное объединение не имеет статуса юридического лица - копию устава этого общественного объединения). Данные документы проверяются уполномоченным должностным лицом соответствующей администрации и в день подачи уведомления возвращаются лицу, их предъявившему. В случае приема и регистрации уведомления в книге регистрации делается отметка о том, что право быть организатором публичного мероприятия подтверждено.

Как следует из материалов дела, уточнение по уведомлению от 04.06.2018 года о проведении 15.06.2018 года публичного мероприятия 15.06.2018 года от имени М.П., поступило в Администрацию города 08.06.2018 года в нерабочее время после 16-00 часов через ящик для приема обращений граждан, установленный в холе здания Администрации города, М.П. как, организатор мероприятия, лично уведомление и паспорт(или иной документ, удостоверяющий личность) не предъявлен.

Поэтому суд находит законным и обоснованным решение об отказе в согласовании публичных мероприятий 15.06.2018 года, а требования истца не подлежащими удовлетворению в этой части в полном объеме.

Административный истец, в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 220 КАС РФ, обращаясь в суд с административным исковым заявлением, должен указать сведения о правах, свободах и законных интересах, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым решением, действием (бездействием), и в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС РФ представить совместно с административным исковым заявлением документы, подтверждающие обстоятельства, на которых он основывает свои требования.

При таких обстоятельствах, когда в судебном заседании установлено, что до обращения истца с уведомлениями о проведений публичных мероприятий запланированы массовые мероприятия во всех определенных местах для публичных мероприятий и по времени мероприятия назначены с 08.00 час. до 21.00 час., и истцом не представлено доказательств нарушения его прав, то суд приходит к выводу, что отсутствует совокупность одновременного соблюдение двух условий - нарушение прав и свобод истца, а также не соответствие решения, действий (бездействия) ответчика закону или иному нормативному правовому акту в связи с чем действия Администрации г.Бийска выраженные в отказе согласовать публичные мероприятия 15,16,17, 18 июня 2018 года являются законными и обоснованными, а требования истца не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Требование о возложении обязанности на Администрацию г.Бийска согласовать публичные мероприятия является производным от требования о признании действий незаконными, и при отказе истцу в удовлетворении указанного требования, административные исковые требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований М.П. к Администрации города Бийска о признании действий незаконными, возложении обязанностей отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Судья ( подпись судьи ) В.Н. Ануфриев