ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2757/2021 от 13.08.2021 Ачинского городского суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 августа 2021 года г. Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Заботиной О.Л.,

при секретаре Рудаковой А.В.,

с участием представителя административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации г. Ачинска о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилось в суд с административным иском к Администрации г. Ачинска с исковыми требованиями о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении сроков по рассмотрению заявления о переводе земельного участка, находящегося по адресу <адрес>, площадью 1500 кв.м., в зону Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», обязании Администрацию г. Ачинска в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу выдать акт о переводе земель земельного участка по адресу <адрес>, площадью 1500 кв.м., в зону Ж-1 с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Исковые требования мотивированы тем, что ФИО2 является собственником жилого дома по адресу <адрес>, при этом право собственности административного истца на прилегающий к жилому дому земельный участок не оформлялось. В 2019 г. ФИО2 обратилась в Администрацию г. Ачинска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность. В ответе от 22.07.2019 г. Администрацией г. Ачинска было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка <адрес> по <адрес> в связи с тем, что данный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории г. Ачинска расположен в зоне рекреационного назначения, в перечне видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства данной зоны отсутствует вид, при которых допускается размещение индивидуального жилого дома. В связи с данными обстоятельствами ФИО2 обратилась в Администрацию г. Ачинска с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории г. Ачинска, с целью изменения зоны указанного земельного участка на зону Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» с видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства». По прошествии длительного времени ответа на данное заявление от Администрации г. Ачинска не последовало, в телефонном режиме истцу было сообщение о том, что процедура изменения вида разрешенного использования и назначения земельного участка является длительной, требует внесения изменений в градостроительный план, проведения публичных слушаний и иных предусмотренных законодательством процедур. С момента первичного обращения ФИО2 в Администрацию г. Ачинска с целью изменения назначения и разрешенного использования земельного участка по адресу <адрес>, прошло более 2 лет, при этом результата рассмотрения заявления истца не имеется, административным ответчиком нарушен предусмотренный ст. 3 Федерального Закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ срок рассмотрения ходатайства о переводе земель из одной категории в другую (л.д. 2-4).

Определением суда от 30 июля 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю (л.д. 14).

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом заказной корреспонденцией (л.д. 15), конверт возвращен в суд по истечению срока хранения.

Представитель административного ответчика Администрации г. Ачиснка по доверенности (л.д. 20-21) ФИО1 с исковыми требованиями не согласилась, пояснила о том, что истцом выбран неверный способ защиты права, из требований истца невозможно установить намерения истца - изменить категорию земельного участка либо установить иную территориальную зону. Состав земель в РФ определен ч. 1 ст. 7 ЗК РФ и включает в себя категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса. Согласно ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных законов. Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ, согласно которому для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный рассматривать данное ходатайство. Также представитель ответчика ФИО1 пояснила, что истец с данным ходатайством в Администрацию г. Ачинска не обращалась. Земельный участок, примыкающий к жилом дому истца не сформирован, в связи с чем процедура его перевода в другую категорию не может быть выполнена. Из текста искового заявления установлено, что истцу с 2019 года известно об установленном градостроительном регламенте в отношении земельного участка, занимаемого жилым домом истца, при этом с исковым заявлением истец обратилась в суд только в 2021 г., в связи с чем представитель ФИО1 заявила о пропуске истцом установленного ч.8 ст. 219 КАС РФ срока для оспаривания действий должностных лиц. Также представитель ФИО1 пояснила, что 29.07.2019 г. ФИО2 на ее заявление был дан ответ о том, что на данной территории невозможно сформировать земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, т.к. земельный участок находится в зоне рекреации, иных обращений от ФИО2 в Администрацию г. Ачинска не поступало, в том числе в комиссию по внесению изменений в генеральный план. Представитель административного ответчика пояснила, что в настоящее время на основании устных обращений жителей <адрес>, администрацией г. Ачинска добровольно проводится работа по изменению зоны земельных участков в районе <адрес>, а также по внесению изменений в генеральный план г. Ачинска. Планируется, что земельные участки в районе <адрес> будут располагаться в зоне застройки индивидуальными жилыми домами и ведения личного подсобного хозяйства. В настоящее время проектная документация возвращена на доработку, после устранения недостатков проект будет направлен в соответствующие Министерства Красноярского края для согласований, при их получении будут проведены публичные слушания, после которых Горсовет должен утвердить изменения в генплан города.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 16), причины неявки не сообщил, ходатайств и возражений суду не представил.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признавалась судом обязательной.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее по тексту - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (п. 1).

Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 2).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 2 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 2 части 2 статьи 30, часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Порядок и процедура рассмотрения предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки регламентированы статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (пункт 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются в числе прочего физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (ч.5 ст. 33 ГрК РФ).

В соответствии с п.26 ч. 1 ст. 16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, том числе, утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа.

Материалами дела подтверждается, что ФИО2 с 18.03.2019 г. является собственником жилого дома по адресу <адрес> (л.д. 7).

12 июля 2019 г. ФИО2 обратилась в Администрацию г. Ачинска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка по адресу <адрес> площадью 1500 кв.м (л.д. 23-24).

Также 12 июля 2019 г. ФИО2 обратилась в КУМИ администрации г. Ачинска с заявлением об утверждении из земель населенных пунктов схему расположения земельного участка площадью 1500 кв.м. по фактически сложившимся границам, находящегося по адресу <адрес> (л.д. 25).

Согласно справки консультанта- главного архитектора г. Ачинска от 16.07.2019 г. (л.д 28) и выписки из генерального плана г. Ачинска (л.д. 49) земельный участок по адресу <адрес> в соответствии с картой функциональных зон г. Ачинска Генерального плана города, утвержденного в редакции решения городского Совета депутатов от 31 мая 2013 № 43-314р «О внесении изменений в решение городского Совета депутатов от 14.10.2005 г. № 7-29р «Об утверждении генерального плана г. Ачинска», расположен в функциональной зоне - «Зона рекреационного назначения». В соответствии с картой градостроительного зонирования правил землепользования и застройки г. Ачинска, утвержденными Ачинским городским Советом депутатов от 30.05.2014 г. № 58-407р (в редакции от 28.09.2018 г. № 37-218р), участок расположен в зоне Р – «зона рекреационного назначения», в которой ст. 53 установлены следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: природно-познавательный туризм с размещением туристических баз; спорт - с размещением спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, спортивных баз, спортивных лагерей; обустройство мест охоты и рыбалки - с размещением объектов капитального строительства, таких как дома охотника или рыболова, сооружений, необходимых для восстановления и поддержания поголовья зверей или количества рыбы; курортная деятельность, санаторная деятельность с размещением объектов - санатории, профилактории, лечебно-оздоровительные лагеря.

Материалами дела подтверждается, что 22 июля 2019 г. Администрацией г. Ачинска на имя ФИО2 дан ответ на обращение о согласовании предоставления без проведения торгов земельного участка по адресу <адрес> (л.д. 22). В данном ответе ФИО2 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку в соответствии с правилами землепользования и застройки г. Ачинска, утвержденными решением Ачинского городского Совета депутатов (в редакции от 28.09.2018 г. № 37-218р) образуемый земельный участок расположен в зоне рекреационного назначения. В перечне видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства данной зоны отсутствуют виды, при которых допускается размещение индивидуального жилого дома. В связи с чем предварительно согласовать предоставление земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и утвердить схему расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории не представляется возможным. Также в ответе ФИО2 разъяснено о необходимости обращения в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки администрации г. Ачинска для внесения изменений в градостроительную документацию по границам территориальной зоны. Данный ответ получен ФИО2 29.07.2019 г., что подтверждается ее подписью на ответе.

Из представленных в материалы дела административным ответчиком документов (л.д. 29-48) установлено, что Администрацией г. Ачинска заключен муниципальный контракт от 19.12.2018 г. № Ф.2018613141/06-02-23-445 с ООО «Корпус» на выполнение комплекса работ по разработке проекта изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки городского округа г. Ачинск. В мае 2020 г. проект внесения изменений загружен в Федеральную государственную информационную систему территориального планирования (ФГИС ТП) для согласования министерствами Красноярского края. В период с мая по август 2020 г. министерствами Красноярского края рассматривались документы территориального планирования и 04 августа 2020 г. Правительством Красноярского края выдано заключение об отказе в согласовании проекта внесения изменений в генеральный план городского округа г. Ачинск Красноярского края и Правила землепользования и застройки городского округа г. Ачинск (л.д. 46).

Из пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании установлено, что с августа 2020 г. по август 2021 г. ООО «Корпус» неоднократно проводились работы по корректировке проекта Генерального плана и Правил землепользования и застройки. После получения проекта осенью 2021 г. будет возобновлена процедура согласования документов территориального планирования с министерствами, от которых были получены отрицательные заключения, посредством повторной загрузки в Федеральную государственную информационную систему территориального планирования.

Согласно п.1 ч.9, ч.11 ст.226 КАС РФ заявитель должен доказать, каким образом оспариваемое решение ответчика нарушает именно его права и законные интересы, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого акта.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что административный истец ФИО2 не обращалась в Администрацию г. Ачинска с ходатайством о переводе земель из одной категорию в другую, а также не обращалась в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Администрации г. Ачинска с заявлением о внесении изменений в градостроительную документацию по границам территориальной зоны земельного участка. В связи с данными обстоятельствами Администрацией г. Ачинска не рассматривались данные обращения административного истца, соответственно, срок из рассмотрения не может быть нарушен по причине их не предъявления.

В связи с изложенными, суд приходит к выводу о том, что объективных и безусловных доказательств нарушения оспариваемыми бездействиями администрации г. Ачинска прав и законных интересов ФИО2 не представлено и судом с учетом вышеуказанных обстоятельств не установлено. Следовательно, отсутствуют правовые основания, предусмотренные ч.8, п.1, 2, 3 ч.9 ст. 226 КАС РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных требований административного истца, в связи с чем исковые требования ФИО2 не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Администрации г. Ачинска о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Председательствующий судья Заботина О.Л.

Мотивированное решение изготовлено 20.08.2021 года.