ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2758/2021 от 01.11.2021 Трусовского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 ноября 2021 г. г. Астрахань

Трусовский районный суд г. Астрахани в составе председательствующего судьи Хасьянова Н.Д., при секретаре Кучиной Н.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Фисун А.А. к администрации муниципального образования «Город Астрахань», Управлению муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности устранить нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

административный истец Фисун А.А. обратился в суд с административным иском к административным ответчикам администрации МО «Город Астрахань», Управлению муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности по совершению действий. В обоснование заявленных требований истец указал, что он является собственником жилого дома, общей площадью – 172,5 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>. Жилой дом расположен на земельном участке площадью – 1833 кв.м., с кадастровым номером по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» с заявлением о предоставлении ему в собственность вышеуказанного земельного участка с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома).

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» истцу отказано в предоставлении в собственность земельного участка площадью – 1833 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома) по основаниям предусмотренным пп. 14 п. 5 ст. 27, пп. 1,6 ст. 39.16, пп. 3 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ, Правилами землепользования и застройки г. Астрахани утвержденным решением Городской Думы МО «Город Астрахань» от 16.07.2020 года № 69, Приказом службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 09.03.2016 № 84, ввиду того, что площадь запрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь, необходимую для эксплуатации принадлежащего заявителю здания, а также в виду расположения запрашиваемого земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Истец полагает данное распоряжение незаконным, нарушающим его права, свободы и законные интересы при реализации прав в отношении испрашиваемого земельного участка, поскольку жилой объект недвижимости принадлежит ему на законных основаниях, и при наличии зарегистрированного права собственности на него, расположенного на земельном участке с разрешенным видом использования: – для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома) и в силу ст. 39.20 Земельного кодекса РФ он имеет исключительное право на предоставление в собственность земельного участка на котором расположен объект недвижимости, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке. В свою очередь испрашиваемый в собственность земельный участок не изъят и не ограничен в обороте, что подтверждается заключением кадастрового инженера согласно которого испрашиваемый земельный участок находится на удалении более 500 м от берега реки Волга. Кроме того, первоначально объект недвижимости был приобретен в собственность на аукционе ДД.ММ.ГГГГ, а в последствии был заключен договор купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ, на момент заключения которого земельный участок уже был сформирован в существующих границах, а именно с площадью – 1833 кв.м.

В связи с указанным истец просил суд признать незаконным распоряжение Управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Фисун А.А. в представлении в собственность земельного участка площадью – 1833 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома), обязав ответчика предоставить в собственность без проведения торгов земельный участок площадью – 1833 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома).

В судебное заседание административный истец Фисун А.А. не явился, извещен надлежащим образом, в адресованном суду письменном заявлении поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административных ответчиков администрации МО «Город Астрахань» и Управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил адресованный суду письменный отзыв на иск, в котором возражал в удовлетворении исковых требований, просил в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, рассмотрев административное исковое заявление, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст. 39.14 Земельного кодекса РФ.

В соответствии пп. 2 п. 1 названной статьи Земельного кодекса РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно ст. 39.15 п. п. 7, 8 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 14 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

При этом указанная норма введена Федеральным законом от 19 июня 2007 года N 102-ФЗ "О внесении изменений в статьи 16 и 19 Водного кодекса Российской Федерации и статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации".

В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок который предстоит образовать не может быть предоставлен по основаниям указанным в пунктах 1 - 13, 15 - 19, 22, 23 статьи 39.16 Кодекса.

В соответствии с пунктами 1, 6 ст.39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

По смыслу части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительность права собственников зданий и сооружений на приобретение в собственность соответствующего земельного участка обусловлена именно нахождением на участке объекта недвижимости.

В соответствии с положениями п. 6 ч. 2 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов земельных участков, на которых расположены здания, собственникам таких зданий.

Статьей 39.14 ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления в собственность, земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В соответствии с подп. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении без торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 данного Кодекса.

Согласно п. 25 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что муниципальное образование «Город Астрахань» на основании постановления мэра г. Астрахани -м от ДД.ММ.ГГГГ являлось собственником нежилого объекта недвижимости, общей площадью- 172,5 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации МО «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью – 1833 кв.м. по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истцом Фисун А.А. по договору купли-продажи объекта приватизации у администрации МО «Город Астрахань» путем проведения аукциона приобретен в собственность объект недвижимости – нежилое строение по адресу: <адрес>, общей площадью – 172,5 кв.м. На основании решения Трусовского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ истец Фисун А.А. является собственником жилого дома, общей площадью – 172,5 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>.

Распоряжением Управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью-1833 кв.м. с кадастровым номером по <адрес> с «для эксплуатации мастерской» на «для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома)».

Поскольку спорный земельный участок уже являлся объектом гражданско-правовых отношений, так как стоит на государственном кадастровом учете и определен в границах с 2015 года административный истец представил в администрацию МО «Город Астрахань» заявление о предоставлении ему данного участка, соответствующее требованиям ст. 39.17 ЗК РФ.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» истцу отказано в предоставлении в собственность земельного участка площадью – 1833 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома) по основаниям предусмотренным пп. 14 п. 5 ст. 27, пп. 1,6 ст. 39.16, пп. 3 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ, Правилами землепользования и застройки г. Астрахани утвержденным решением Городской Думы МО «Город Астрахань» от 16.07.2020 года № 69, Приказом службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 09.03.2016 № 84, ввиду того, что площадь запрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь, необходимую для эксплуатации принадлежащего заявителю здания, а также в виду расположения запрашиваемого земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Оценивая данную позицию административных ответчиков, суд считает ее необоснованной.

Поскольку государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, распоряжение им осуществляется администрацией МО «Город Астрахань».

Из письменных материалов дела судом установлено, что при формировании спорного земельного участка для предоставления его под объектом полномочным органом местного самоуправления было принято решение об утверждении границ земельного участка площадью 1833 кв.м. с учетом фактически используемой в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, что подтверждается постановлением администрации МО «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, факт обоснованности испрашиваемой площади земельного участка для использования и обслуживания здания по назначению в соответствии с действующими градостроительными и санитарно-строительными правилами и нормами был установлен на стадии формирования и постановки на учет спорного земельного участка.

Факт превышения площади объекта недвижимости, принадлежащего истцу на праве собственности и отсутствие документов, обосновывающих необходимость испрашиваемой площади земельного участка для использования и обслуживания здания по назначению в соответствии с действующими градостроительными и санитарно-строительными правилами и нормами не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.

Право собственности административного истца на здание первоначально возникло на основании договора купли-продажи объекта приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией МО «Город Астрахань».

В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

По смыслу закона предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию.

В соответствии с ч. 1 ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

Указанное позволяет суду прийти к выводу о том, что к Фисун А.А. при приобретении права собственности на здание мастерской, расположенном на спорном земельном участке, перешло и право постоянного (бессрочного) пользования участком.

В силу ст. 3 п. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование сроком не ограничивается.

Административными ответчиками не оспаривается право Фисун А.А. на исключительное право приобретения спорного земельного участка в собственность по основаниям принадлежности ему на праве собственности расположенного на участке здания.

Суд считает, что поскольку спорный земельный участок был сформирован, площадь его определена, границы установлены, что согласовано с администрацией МО «Город Астрахань», а целевое назначение земельного участка изменено, и административный истец имеет намерение эксплуатировать здание по его целевому назначению, то необходимости обоснования площади земельного участка, не имеется.

Таким образом, применительно к обстоятельствам настоящего дела администрация МО «Город Астрахань» не вправе была принимать решение о несоответствии с п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду отсутствия доказательств необходимости использования участка испрашиваемой площадью для эксплуатации принадлежащего истцу объекта.

Согласно пункту 1 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Виды запрещенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах зон санитарной охраны I пояса: посадка высокоствольных деревьев; все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений; прокладка трубопроводов различного назначения, за исключением трубопроводов, обслуживающих водопроводные сооружения; размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей; применение ядохимикатов и удобрений; спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта, а также купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.

Виды запрещенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах зон санитарной охраны II пояса: размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений; накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод; размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод; расположение стойбищ и выпас скота, а также другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения; применение удобрений и ядохимикатов; рубка и реконструкция леса главного пользования; сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, содержание в которых химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.

Статья 65 Водного Кодекса РФ (части 1, 2, 4, 5, 15, 17) предусматривает, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: 1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров; 2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; 3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

В границах водоохранных зон запрещаются: 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; 5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; 6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; 8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2005 года, утвержденному Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2005 года, следует, что земельное законодательство не содержит ограничений на передачу в собственность земельных участков, которые расположены в водоохранной зоне.

При этом само по себе расположение земельного участка рядом с водным объектом не свидетельствует о его принадлежности к землям, ограниченным в обороте (пункт 14 части 5 статьи 27 ЗК РФ).

Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (части 4, 5 статьи 18).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года № 10 "О введении в действие санитарных норм и правил "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" утверждены санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны.

В соответствии с ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров; ширина береговой полосы таких водных объектов составляет пять метров.

В силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Как следует из п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Как усматривается из материалов дела, каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется, данный земельный участок используется для размещения и эксплуатации жилого дома.

Приказом № 84 от 09.03.2016 года Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области утвержден проект «Зоны санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» для МУП г. Астрахани «Астрводоканал» Прибрежные очистные сооружения водопровода (ПОСВ-2), а также установлены границы и режимы поясов зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения для МУП г. Астрахани «Астрводоканал» Прибрежные очистные сооружения водопровода (ПОСВ-2).

Из Приложения к приказу службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что границы второго пояса (пояс ограничений): вверх по течению; исходя из скорости течения воды, усредненной по ширине и длине водотока и времени протекания воды от границы пояса до водозабора при среднемесячном расходе летне-осенней межени 95% обеспеченности не менее 3-суток; вверх по течению на расстоянии 78,0 км; вниз по течению – 250 м от водозабора, боковые границы – 500 м от уреза меженного уровня воды в реке. При этом согласно вышеуказанного Приложения использование источников водоснабжения в пределах второго пояса ЗСО для купания, туризма, водного спора и рыбной ловли допускается в установленных местах при условии соблюдения гигиенических требований к охране поверхностных вод, а также гигиенических требований к зонам рекреации водных объектов. В границах второго пояса зоны санитарной охраны запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, содержание в которых химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.

Согласно заключению кадастрового инженера С.Р.Д. следует, что расстояние от земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> до <адрес> составляет более 500 метров, из чего следует, что земельный участок не расположен во втором поясе санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно пункту 2 статьи 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, объектов сельхозназначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, установленном санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Из содержания пункта 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 следует, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Таким образом, из совокупного анализа вышеприведенных положений Водного и Земельного кодекса следует, что законодательство не содержит безусловного запрета на предоставление в собственность гражданам земельных участков, которые расположены в пределах водоохранной зоны.

С учетом изложенных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и признании незаконным распоряжения Управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГ, с устранением нарушений земельного законодательства, путем возложения на администрацию МО «Город Астрахань» в лице Управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» предоставления Фисун А.А. в собственность земельного участка площадью – 1833 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Фисун А.А. к администрации муниципального образования «Город Астрахань», Управлению муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности устранить нарушения, удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение администрации муниципального образования «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Фисун А.А. в предоставлении в собственность земельного участка площадью 1833 кв.м. с кадастровым номером по ул. <адрес> с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома).

Обязать администрацию муниципального образования «Город Астрахань» в лице Управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» устранить нарушения земельного законодательства, путем предоставления Фисун А.А. в собственность без проведения торгов земельного участка площадью – 1833 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Трусовский районный суд г. Астрахани в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 3 ноября 2021 года.


Судья Хасьянов Н.Д.