<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Т.Э. Чоракаев
05RS0031-01-2022-007350-45
Дело № 2а-2759/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала, 18.05.2022
мотивированное: 01.06.2022
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе судьи Чоракаева Т.Э.
при секретаре Мухтарове М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Османова ФИО7 к Управлению архитектуры и градостроительства г. Махачкалы о признании незаконным от отмене решения Управления архитектуры и градостроительства г. Махачкалы № 5107/2785/22 от 31.03.2022 об отказе Османову О.М. в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – 11-этажного жилого дома на земельном участке площадью 2.292 кв. м с к/н №, расположенного по адресу: <адрес> (<адрес>), а также обязании выдать разрешение на строительства указанного многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
Представитель административного истца Османова О.М. обратился в суд с административным иском к Управлению архитектуры и градостроительства г. Махачкалы с административным иском о признании незаконным от отмене решения Управления архитектуры и градостроительства г. Махачкалы № 5107/2785/22 от 31.03.2022 об отказе Османову О.М. в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – 11-этажного жилого дома на земельном участке площадью 2.292 кв. м с к/н № расположенного по адресу: <адрес> (<адрес>), а также обязании выдать разрешение на строительства указанного многоквартирного дома.
В обоснование административного иска указывается на то, что 24.03.2022 административный истец Османов О.М. обратился в Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы за разрешением на строительство 11-этажного жилого дома на земельном участке площадью 2.292 кв. м с к/н № расположенного по адресу: <адрес>), а также обязании выдать разрешение на строительства указанного многоквартирного дома. Собственником указанного земельного участка с к/н № является заявитель Османов О.М., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.04.2016. К заявлению были приложены установленные п.3 ч. 7 ст. 51 ГрК документы: положительное заключение, копия паспорта, технический отчёт, топографический план, постановление № 1961. Выписка из правил землепользования и застройки, и архитектурное решение. Всего приложение к административному иску включало 599 листов. Решением Управления архитектуры и градостроительства г. Махачкалы № 5107/2785/22 от 31.03.2022 в выдаче разрешения на строительство было отказано в связи с тем. Что градостроительный план земельного участка № 05-308:000-1659 от 06.12.2017 не соответствует требованиям ст. 51 ГрК РФ, а представленная пояснительная записка не соответствует требования Постановления Правительства РФ от 16.02.2008. С данным решением административный истец не согласен, поскольку представленный градостроительный план соответствовал ст. 51 ГрК РФ, иная представленная документация также соответствует требованиям действующего законодательства.
Письменные возражения на административный иск не поступили.
Надлежаще извещённые стороны на рассмотрение административного дела не явились, своих представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
С учётом сведения о надлежащем извещении сторон на основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Административным истцом Османовым О.М. ставится вопрос о признании незаконным от отмене решения Управления архитектуры и градостроительства г. Махачкалы № 5107/2785/22 от 31.03.2022 об отказе Османову О.М. в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – 11-этажного жилого дома на земельном участке площадью 2.292 кв. м с к/н №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>), а также обязании выдать разрешение на строительства указанного многоквартирного дома.
Согласно ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Обжалуемое решение вынесено Управлением архитектуры и градостроительства г. Махачкалы 31.03.2022, рассматриваемый административный иск зарегистрирован в суде 18.04.2022, следовательно, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трёхмесячный срок заявителем не нарушен, административный иск подлежит рассмотрению и разрешению по существу.
Как следует из материалов административного дела, 24.03.2022 административный истец Османов О.М. обратился в Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы за выдачей разрешения на строительство объекта капитального строительства – 11-этажного жилого дома на земельном участке площадью 2.292 кв. м с №, расположенного по адресу: <адрес>).
Решением Управления архитектуры и градостроительства г. Махачкалы от 31.03.2022 № 51.07/2785/22 в выдаче разрешения на строительство было отказано.
Отказывая в предоставлении муниципальной услуги, административный ответчик указал на то, что в соответствии с положением ч. 7 ст. 51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается градостроительный план, выданный не ранее чем за три года до представления заявления на получение разрешения на строительство. Представленный заявителем градостроительный план выдан 06.12.2017, то есть не соответствует указанному требованию. Кроме того, указывается, что в состав проектной документации объектов капитального строительства должен выключаться раздел «пояснительная записка» с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с техническими условиями подключения (технологического присоединения) в сетям инженерно-технического обеспечения. Представленный раздел «пояснительная записка» 0018-ПЗ Том 1 не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Согласно ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
На основании ст. 8 ГрК РФ выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
Основания и порядок выдачи разрешения на строительство объектов капитального строительства, продления разрешения установлены статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение заявлений и выдача разрешений на строительство на территории муниципального образования ГОсВД «город Махачкала» осуществляется в порядке, установленном соответствующим Административным регламентом, утверждённым Постановлением Администрации г. Махачкалы от 21.10.2020 № 730 (далее – Регламент).
Органом, осуществляющим предоставление данной муниципальной услуги, является административный ответчик Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Махачкалы (п. 2.2 Регламента).
Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача разрешения на строительство Заявителям, осуществляющим строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, согласно форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 117/пр; мотивированный отказ в выдаче разрешения на строительство (п. 2.3 Регламента).
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос» (ч. 7 ст. 51 ГрК РФ).
Перечень документов, представляемых заявителем, установлен абз. 2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, к числу таких документов относится градостроительный план. При этом градостроительный план земельного участка должен быть выдан не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство.
Согласно ч. 1 ст. 57 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Заявителем среди иных документов, направленных административному ответчику вместе с заявлением о выдаче разрешение на строительство, направлен градостроительный план № 05-308:000-1659 от 06.12.2017.
С учётом даты выдачи 06.12.2017 трехлетний срок действия топографического плана по общему правилу истекал 06.12.2020.
Вместе с тем, срок действия градостроительного плана административным ответчиком определён формально на основании общего правила, установленного ч. 1 ст. 57 ГрК РФ.
Административный ответчик не должен был ограничиваться формальным определением срока действия градостроительного плана.
Так, в соответствии с абз. 3-4 п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 - 2022 годах» на один год продлевается срок применения проекта планировки территории, градостроительного плана земельного участка для целей, предусмотренных частью 5.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если указанный срок истекает после дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2021 г.; на один год продлевается срок использования информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, для целей, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктами 3 и 4 части 21.15 статьи 51, части 10 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если указанный срок истекает после дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2021 г.
Поскольку срок выданного административному истцу градостроительного плана истекал 06.12.2020, то есть в период с вступления вышеуказанного постановления Правительства РФ в силу до 01.01.2021, срок действия данного разрешения на строительство продлевался на 1 год до 06.12.2021.
В последующем Постановлением Правительства РФ от 02.04.2022 № 575 «Об особенностях подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию» указанный срок действия градостроительного плана был повторно продлён на 1 год.
Таким образом, представленный административным истцом градостроительный план подлежал исследованию и оценке, срок его действия исчислению с учётом приведённые выше положения подзаконных нормативно-правовых актов, что административным ответчиком сделано не было.
Административный ответчик Управление архитектуры и градостроительства РД в обжалуемом отказе также указывает на то, что в состав проектной документации объектов капитального строительства должен выключаться раздел «пояснительная записка» с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с техническими условиями подключения (технологического присоединения) в сетям инженерно-технического обеспечения. Представленный раздел «пояснительная записка» 0018-ПЗ Том 1 не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Указанное основание является отсылочным и подлежало раскрытию: какое именно положение Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» нарушено, в чём стоит данное нарушения, чтобы заявитель мог данное нарушение устранить.
Указанное административным ответчиком выполнено не было, в данной части отказ также носит формальный характер, что не может быть признано соответствующим требованиям закона.
Распределяя бремя доказывания по настоящему административному делу, суд руководствуется положением ст. 62 КАС РФ, согласно которой обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Таким образом, обязанность по доказыванию законности своих действий лежит непосредственно на административном ответчике.
Административный ответчик Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы своего представителя в суд не направил, какие-либо документы или доводы в обоснование законности оспариваемого отказа, не представил.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обжалуемый отказ в выдаче разрешения на строительство носил формальный характер, указанный отказ не соответствует требованиям закона и подлежит признанию незаконным и отмене, в данной части административный иск подлежит удовлетворению.
Административным истцом Османовым О.М. также ставится вопрос об обязании оказать муниципальную услугу и выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства – 11-этажного жилого дома на земельном участке площадью 2.292 кв. м с к/н №, расположенного по адресу: <адрес>).
По общему правилу суд не должен подменять собой административный орган и осуществлять его полномочия, спорный вопрос подлежит разрешению судом по существу только в случае систематического уклонения административного ответчика от выполнения возложенных на него функций. Такое систематическое уклонение судом по рассматриваемому делу не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу о преждевременности выдачи разрешения на строительство в судебном порядке, административный иск подлежит частичному удовлетворению с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении муниципальной услуги и направлению ответа заявителю.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-189 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО2 удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Управления архитектуры и градостроительства г. Махачкалы № 5107/2785/22 от 31.03.2022 об отказе ФИО2 в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – 11-этажного жилого дома на земельном участке площадью 2.292 кв. м с №, расположенного по адресу: <адрес>).
Обязать Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы повторно рассмотреть заявление Османова ФИО8 и направить ответ заявителю.
В удовлетворении остальной части административного иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Т.Э. Чоракаев