Дело № 2А-275/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(дата) года Советский районный суд г. Н. Новгорода в составе
Председательствующего судьи Ежова Д.С., административного истца ФИО1, административного ответчика БНА представителя административного ответчика УМВД по г.Н.Новгороду, действующей на основании доверенности ФИО2, представителя заинтересованного лица Администрации Советского района г.Н.Новгорода, действующей на основании доверенности ФИО3, при секретаре Полетаевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к старшему инспектору ОИАЗ ОП №7 УМВД России по г.Н.Новгороду БНА, отделу полиции №7 УМВД России по г.Н.Новгороду, УМВД России по г.Н.Новгороду о признании незаконным действий старшего инспектора ОИАЗ ОП №7 УМВД России по г.Н.Новгороду БНА., по изъятию двух разборных столов, обязании должностного лица возвратить два разборных стола,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к старшему инспектору ОИАЗ ОП №... УМВД России по г.Н.Новгороду БНА
В обоснование заявленных требований указал следующее.
(дата) в 12 часов 30 минут старший инспектор ОИАЗ ОП № 7 УМВД России по г.Нижнему Новгороду майор полиции БНА произвел досмотр и изъятие двух разборных столов, принадлежащих мне, ФИО1 по праву собственности, по адресу: ...
После изъятия указанных столов мне было вручено определение о вызове в ОИАЗ ОП № 7 УМВД России по г.Нижнему Новгороду для составления административного протокола (дата) в 10. 00 часов.
Согласно ст. 28.2 Ко АП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1,3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Однако административный протокол не составлялся, а незаконно изъятые столы не были возвращены их собственнику ФИО1, чем нарушаются права собственника по пользованию принадлежащим собственнику имуществом. В силу ст.209 ГК РФ ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждапъ свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии е ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации "гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности." (дата) в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 была внесена запись о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей за государственным регистрационным номером (ГРНИП) №..., с наименованием вида деятельности: торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.
(дата) в 12 часов 30 минут ФИО1 осуществлял розничную торговлю в соответствии с наличием разрешительных по адресу: по адресу ... с изъятых столов на законных основаниях, в силу чего у старшего инспектора ОИАЗ ОП № 7 УМВД России по г.Нижнему Новгороду майора полиции БНА не было законных оснований для изъятия указанных двух разборных столов.
В связи с изложенным, административный истец просит суд:
1. Признать незаконным действия старшего инспектора ОИАЗ ОП № 7 УМВД России по г.Нижнему Новгороду майора полиции БНА по изъятию двух разборных столов, принадлежащих ФИО1, по адресу: по адресу ...
2.Обязать старшего инспектора ОИАЗ ОП № 7 УМВД России по г.Нижнему Новгороду майора полиции БНА возвратить два разборных стола, изъятых (дата), ФИО1.
Определением суда в качестве ответчика привлечен отдел полиции №7 по Советскому району ГУ МВД России по Нижегородской области, а также УМВД России по г.Н.Новгороду, в качестве заинтересованных лиц Советский отдел управления административно-технического и муниципального контроля Администрации г.Н.Новгорода, Администрация Советского района г.Н.Новгорода.
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал, просил удовлетворить заявленные административные исковые требования.
Административный ответчик БНА а также представитель административного ответчика УМВД по г.Н.Новгороду ФИО2, просили отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1
Представитель заинтересованного лица Администрации Советского района г.Н.Новгорода ФИО3 полагала административные исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.
Иные стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав, административного истца, административного ответчика, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом и следует из материалов дела, (дата) администрацией Советского района города Нижнего Новгорода с привлечением сотрудников полиции проведен рейд по несанкционированной торговле по адресу: ...письмо от (дата)№.../ис). От отдела полиции №7 УМВД России по г.Нижнему Новгороду в рейде принял участие старший инспектор ОИАЗ ОП №7 УМВД России по г.Нижнему Новгороду БНА
В ходе рейда сотрудником администрации Советского района ПДВ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.2.5 КоАП Нижегородской области №... в отношении физического лица ФИО1
Кроме того, административным ответчиком БНА у ФИО1 изъято два разборных стола, о чем составлен соответствующий протокол от (дата). Указанные разборные столы по настоящее время находятся в ОП №7 по г.Н.Новгороду. Данный факт подтверждает административный ответчик.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении по ч.1 ст.2.5 КоАП Нижегородской области в отношении ФИО1, мировым судьей судебного участка №6 Советского судебного района г.Н.Новгорода вынесено определение о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях ФИО1
Какие-либо иные административные протоколы от (дата), постановления о привлечении к административной ответственности, либо определения о прекращении производства по делу об административном правонарушении, имеющие отношения к событиям (дата), в отношении ФИО1 не составлялись.
Согласно ч.4 ст.3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.
В силу п.4 ч.1 ст.27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: изъятие вещей и документов.
Согласно ч.ч.1,2,5,9 ст.27.10 КоАП РФ Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.
В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.1 ч.3 ст.29.10 КоАП РФ В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом, вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, изъятие вещей является обеспечительной мерой, применяемой уполномоченным должностным лицом в рамках осуществления производства по делу об административном правонарушении.
Судом установлено, что старшим инспектором ОИАЗ ОП №7 УМВД России по г.Нижнему Новгороду БНА несмотря на определение о вызове ФИО1 в отдел полиции для составления протокола об административном нарушении, какой-либо протокол об административном правонарушении, либо определение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 не составлялись.
Материалы дела об административном правонарушении №... по ч.1 ст.2.5 КоАП Нижегородской области не содержат доказательств направления из ОП №7 УМВД по г.Н.Новгорода в администрацию Советского района, изъятых предметов. Протокол и материалы к нему составлены должностным лицом администрации Советского района. Более того, из указанных материалов не следует, что в рамках данного административного дела по ч.1 ст.2.5 КоАП Нижегородской области, у ФИО1 изымались какие-либо предметы.
Доказательств направления в администрацию Советского района какого-либо административного материала от (дата), суду не представлено. Имеющиеся в материалах дела копии журнала разносной корреспонденции не принимаются судом во внимание, поскольку содержат сведения о направлении из органов прокуратуры в ОП №7 г.Н.Новгорода административного дела в отношении ФИО1 от (дата) - т.е. по ранее возникшему событию, не имеющему отношения к результатам рейда от (дата).
Таким образом, изъятие вещей должностным лицом, не в рамках возбужденного дела об административном правонарушении, является незаконным, ограничивающим права граждан на пользование, владения и распоряжение своим имуществом.
Согласно ч.1, ч.8 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно ч.ч.6,7 ст.219 КАС РФ несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Административное исковое заявление ФИО1 зарегистрировано в Советском районном суде г.Н.Новгорода (дата).
Как следует из материалов дела, ФИО1 обжаловал действия административного ответчика вышестоящему должностному лицу.
(дата) УМВД по г.Н.Новгороду ФИО1 направлен ответ, вместе с тем, сведений о получении данного ответа административным истцом материалы дела не содержат. Из пояснений административного истца также не представляется возможным определить дату получения ответа по жалобе ФИО1 на действия старшего инспектора ОИАЗ ОП №7 УМВД России по г.Нижнему Новгороду БНА поскольку административный истец указывает, что дату и месяц получения ответа УМВД по г.Н.Новгороду не помнит.
При изложенных обстоятельствах, оснований для применения последствий пропуска процессуального срока, у суда не имеется.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о незаконности действий должностного лица старшего инспектора ОИАЗ ОП №7 УМВД России по г.Нижнему Новгороду БНА по изъятию двух разборных столов принадлежащих ФИО1 (дата) по адресу г....
Таким образом, административные требования ФИО1 к старшему инспектору ОИАЗ ОП №7 УМВД России по г.Н.Новгороду БНА, отделу полиции №7 УМВД России по г.Н.Новгороду, УМВД России по г.Н.Новгороду о признании незаконным действий старшего инспектора ОИАЗ ОП №7 УМВД России по г.Н.Новгороду ФИО4 подлежат удовлетворению.
Поскольку имущество административного истца находится в ОП №7 УМВД России по г.Н.Новгороду, административное исковое требование ФИО1 о возврате изъятого имущества, как способ восстановления нарушенного права, также подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180, 290КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к старшему инспектору ОИАЗ ОП №7 УМВД России по г.Н.Новгороду БНА отделу полиции №7 УМВД России по г.Н.Новгороду, УМВД России по г.Н.Новгороду о признании незаконным действий старшего инспектора ОИАЗ ОП №7 УМВД России по г.Н.Новгороду БНА., по изъятию двух разборных столов, обязании должностного лица возвратить два разборных стола - удовлетворить.
Признать незаконным действия старшего инспектора ОИАЗ ОП №7 УМВД России по г.Н.Новгороду БНА., по изъятию двух разборных столов, принадлежащих ФИО1 (дата) по адресу ....
Обязать административных ответчиков возвратить два разборных стола ФИО1, изъятых (дата).
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Д.С.Ежов