ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-275/2016 от 06.05.2016 Переволоцкого районного суда (Оренбургская область)

№2а-275/2016 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«06» мая 2016 г.

п. Переволоцкий Оренбургской области

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Расчупко Е.И.,

при секретаре Онищенко Г.Г.,

с участием: административного истца ФИО1,

административного ответчика главы администрации муниципального образования «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района, председателя Совета депутатов администрации муниципального образования «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района ФИО2,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Чесноковский сельсовет» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконными действий и бездействия главы муниципального образования «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района, администрации муниципального образования «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района, Совета депутатов муниципального образования «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района,

установил:

административный истец ФИО1 обратился в суд с данным административным иском к главе муниципального образования «Чесноковский сельсовет», указав, что ДД.ММ.ГГГГ в журнале обращений граждан Совета депутатов Чесноковского сельсовета было зарегистрировано коллективное обращение о созыве общего собрания жителей <адрес> по разрешению вопросов водоснабжения. ДД.ММ.ГГГГ на заседании Совета депутатов обсуждалось состояние обеспечения населения водой и качество этой воды. Позднее он получил письменный ответ о том, что «в настоящее время намечен ряд мероприятий в данном направлении. До их выполнения в проведении собрания отказано». Считает данный отказ незаконным и необоснованным. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к главе МО Чесноковский сельсовет о возможности включения в состав комиссии, которая рассматривает тарифы или решить вопрос о его присутствии при работе этой комиссии, на письменное обращение получил ответ об отказе ДД.ММ.ГГГГ Действия главы являются нарушением федерального закона от 9.02.2009 года №8- ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления».

До ДД.ММ.ГГГГ не было никакой информации о разработке проекта бюджета, о публичном слушании проекта, о решении об утверждении бюджета МО «Чесноковский сельсовет» на ДД.ММ.ГГГГ. И только ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте в сети Интернет появились сведения об изменениях и дополнениях, внесенных в решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. , от ДД.ММ.ГГГГ. , от ДД.ММ.ГГГГ. , от ДД.ММ.ГГГГ. , о принятии бюджета поселения на ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ. Публичные слушания проекта бюджета не проводились и опубликование бюджета МО «Чесноковский сельсовет» на ДД.ММ.ГГГГ проведено с грубейшими нарушениями законодательства РФ, в нарушение ст. 37 устава МО Чесноковский сельсовет, решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке официального опубликования нормативно-правовых актов МО «Чесноковский сельсовет», решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о публичных слушаниях на территории МО «Чесноковский сельсовет». На официальном сайте МО «Чесноковский сельсовет» размещен ряд решений Совета депутатов о принятии изменений и дополнений в устав МО, но нет информации о рассмотрении проектов этих изменений депутатами. Публичные слушания не проводились. Нигде эти изменения и дополнения в устав МО и сам устав не опубликовывались. Просит признать незаконными:

- действия главы МО «Чесноковский сельсовет» по отказу в проведении общего собрания граждан;

- действия главы МО «Чесноковский сельсовет» в обеспечении доступа к информации о деятельности органа самоуправления.

- действия в принятии изменений и дополнений в решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. , от ДД.ММ.ГГГГ. , от ДД.ММ.ГГГГ. , от ДД.ММ.ГГГГ. ;

- действия по принятию бюджета поселения на ДД.ММ.ГГГГ

­- бездействие по проведению публичных слушаний проекта бюджета поселения на ДД.ММ.ГГГГ;

- бездействие по опубликованию проекта бюджета и бюджета на ДД.ММ.ГГГГ;

- действия по принятию изменений и дополнений в устав МО за ДД.ММ.ГГГГ со всеми изменениями и дополнениями;

- бездействие главы МО по опубликованию устава МО «Чесноковский сельсовет» со всеми изменениями и дополнениями.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены администрация муниципального образования «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района, Совет депутатов муниципального образования «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района.

В судебном заседании административный истец ФИО1 свое заявление поддержал, просил суд удовлетворить его требования в полном объеме, обосновал доводами, изложенными в заявлении. По первому требованию суду пояснил, что обратился от имени жителей села к Совету депутатов о созыве общего собрания, так как необходимо решать вопросы водоснабжения. Он получил ответ по почте без даты, не помнит точно, когда, но это было не в ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к главе муниципального образования о включении его в состав комиссии по установлению тарифов на услуги водоснабжения на территории Чесноковского сельсовета, указав, что если такой возможности нет, то просил разрешения присутствовать на заседании комиссии. Ему было отказано. Письменный отказ получил ДД.ММ.ГГГГ. Полагает его необоснованным. Незаконными являются действия по принятию бюджета поселения на ДД.ММ.ГГГГ, поскольку публичные слушания не проводились, бюджет не принимался и не опубликовывался в течение 10 дней, на сайте размещен с ошибками, указано, что проект на ДД.ММ.ГГГГ год. Поэтому считает, что депутаты с ним не знакомились. Нормативные правовые акты должны публиковаться в районной газете «Светлый путь», размещаться на стендах, чего сделано не было. Он обращался в прокуратуру, было вынесено представление в адрес председателя Совета депутатов. Проект бюджета опубликован ДД.ММ.ГГГГ после представления прокурора.

Ответчики административный иск не признали, просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Глава администрации, председателя Совета депутатов Чесноковского сельсовета ФИО2 пояснил, что письменный отказ ФИО1 по поводу собрания направлен ему ДД.ММ.ГГГГ простым письмом, в то время они не были готовы к проведению собрания, нужно было провести ряд мероприятий по воде. Собрание было проведено в этом году, на нем рассматривался вопрос о водоснабжении, поэтому нарушений не усматривает. Истец обратился к ним с подписями <данные изъяты> человек, без расшифровки фамилий и адреса, без полномочий действовать от их имени. На обращение от ДД.ММ.ГГГГ о включении в состав комиссии по установлению тарифов на услуги водоснабжения был направлен отказ ДД.ММ.ГГГГ, состав комиссии определен, в него не входит ФИО1.

Представитель МО «Чесноковский сельсовет» ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, по первому требованию пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение ФИО1 от имени жителей села к Совету депутатов о созыве общего собрания села по разрешению вопросов водоснабжения. ДД.ММ.ГГГГ данный вопрос рассмотрен на заседании Совета депутатов, ДД.ММ.ГГГГ под ФИО1 направлен ответ за подписью председателя Совета депутатов Чесноковского сельсовета ФИО2 простым письмом. На основании статьи 219 КАС РФ в требовании просила отказать за пропуском срока исковой давности, так как административное исковое заявление должно быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. ДД.ММ.ГГГГ главе муниципального образования поступило письменное обращение ФИО1 о включении его в состав комиссии по установлению тарифов на услуги водоснабжения на территории Чесноковского сельсовета. ДД.ММ.ГГГГ главой Чесноковского сельсовета направлен ответ с отказом, в связи с тем, что постановлением главы муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о порядке реализации государственных полномочий в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса» состав комиссии определяется постановлением администрации МО Чесноковский сельсовет, в настоящее время состав комиссии действующий и определен постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ. Оснований для изменения состава комиссии не имеется, считают отказ главы администрации обоснованным и законным. Согласно статье 26 решения Совета депутатов муниципального образования Чесноковский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ «О положении о бюджетном процессе в муниципальном образовании Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области» проект решения Совета депутатов о внесении изменений в решение Совета депутатов о бюджете сельсовета на текущий финансовый год рассматривается Советом депутатов на очередном заседании в установленном порядке или во внеочередном порядке в течение 10 дней со дня его предоставления. Статья 23 решения содержит норму об обязательном обнародовании не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке. Решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. , от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ. приняты в соответствии с действующим законодательством и обнародованы в общественных местах, имеются акты об обнародовании нормативно-правовых актов муниципального образования Чесноковский сельсовет. В статье 21 решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. определен порядок рассмотрения проекта решения о бюджете и его утверждение. Советом депутатов сельского поселения Чесноковский сельсовет ДД.ММ.ГГГГ было принято решение «О проекте бюджета муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области на ДД.ММ.ГГГГ», которое было обнародовано в установленном порядке и на официальном сайте администрации; принятый Советом депутатов проект бюджета был вынесен на публичные слушания, которые были проведены ДД.ММ.ГГГГ в здании администрации. ДД.ММ.ГГГГ решением Совета депутатов « О бюджете муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области на ДД.ММ.ГГГГ» проект бюджета был утвержден. В соответствии с федеральным законодательством порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. В соответствии с п.2 ст. 37 Устава МО муниципальные правовые акты сельского поселения, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в законную силу после официального обнародования. Обнародование правового акта осуществляется путем вывешивания текста документа в помещении администрации и местах, определенных для обнародования. ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов сельского поселения Чесноковский сельсовет было приняты решения «О проекте бюджета муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области на ДД.ММ.ГГГГ»; ДД.ММ.ГГГГ « О бюджете муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области на ДД.ММ.ГГГГ Данные решения были размещены на информационных стендах в администрации МО Чесноковский сельсовет; в помещениях Чесноковского ФАПа; библиотеки; почтового отделения; сбербанка; МТМ ООО «Чесноковское», то есть лицам, чьи права и свободы затрагивают указанные решения, была обеспечена возможность ознакомиться с их содержанием в полном объеме. Изменения и дополнения в устав внесены в соответствии с действующим законодательством. Устав МО Чесноковский сельсовет принят в ДД.ММ.ГГГГ году, изменения в Устав были внесены в ДД.ММ.ГГГГ дважды в ДД.ММ.ГГГГ. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав регулируется статьей 54 Устава, не нарушен, проведена государственная регистрация изменений. Просит в иске отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания обстоятельств:

- нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца;

- соблюдение сроков обращения в суд.

Законность (полномочия, порядок принятия, основания, соответствие нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) доказывает лицо бездействие которого оспаривается (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Согласно п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Исходя из названных положений следует, что суд удовлетворяет заявленные требования при одновременном наличии двух условий: оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в нарушение требований закона, а также нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя. В ином случае суд отказывает в удовлетворении иска.

Как следует из материалов дела, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился от имени жителей <адрес> к председателю Совета депутатов главе МО Чесноковский сельсовет о созыве общего собрания жителей села Чесноковка по разрешению вопросов водоснабжения. Обращение было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.за . Ответчиком предоставлен суду письменный ответ об отказе от ДД.ММ.ГГГГ. Сведений о конкретной дате получения им ответа ФИО1 суду не предоставлено. Учитывая изложенное, суд полагает, что административный истец обратился в суд первоначально ДД.ММ.ГГГГ с требованием о признании незаконным действий главы МО «Чесноковский сельсовет» по отказу в проведении общего собрания граждан с пропуском трехмесячного срока обращения, установленного статьей 219 КАС РФ. С заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд не обращался.

В соответствии с ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Требование ФИО1 о признании незаконными действий главы МО «Чесноковский сельсовет» в обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления по обращению ДД.ММ.ГГГГ к главе МО Чесноковский сельсовет о возможности включения его в состав комиссии по рассмотрению тарифов или присутствия при работе комиссии суд полагает необоснованным, поскольку состав комиссии определен постановлением главы администрации МО Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, в который внесены изменения постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Судом не установлено в данном случае нарушения прав или законных интересов административного истца, поскольку у ФИО1 отсутствуют документы, подтверждающие его полномочия по представлению интересов <данные изъяты> человек, указанных в его обращении.

Рассматривая требования ФИО1 о признании незаконными действий по принятию бюджета поселения на ДД.ММ.ГГГГ, изменений и дополнений в устав, бездействия по проведению публичных слушаний, опубликованию проекта бюджета и бюджета и устава поселения на ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

Согласно статье 11 Бюджетного кодекса РФ местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

В соответствии со статьей 187 Бюджетного кодекса РФ порядок рассмотрения проекта решения о бюджете и его утверждения, определяется для местного бюджета муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с требованиями настоящего кодекса.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (ч. 4 ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Порядок проведения публичных слушаний на территории муниципального образования Чесноковский сельсовет регламентирован Положением «О публичных слушаниях на территории муниципального образования Чесноковский сельсовет», утвержденным решением Советом депутатов Чесноковский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.п.1.3-1.3.2, 1.4 указанного положения на публичные слушания в обязательном порядке выносятся: проект устава муниципального образования Чесноковский сельсовет, проект решения Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами; проект местного бюджета и отчет о его исполнении. Результаты публичных слушаний подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

В судебном заседании установлено, что рассмотрение проекта бюджета на ДД.ММ.ГГГГ, его обнародование осуществлялось в соответствии с требованиями действующего Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Оренбургской области от 21.02.1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области».

Публичные слушания по проекту бюджета муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ годы проводились согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 26 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Чесноковский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ. проект решения Совета депутатов о внесении изменений в решение Совета депутатов о бюджете сельсовета на текущий финансовый год рассматривается Советом депутатов на очередном заседании в установленном порядке или во внеочередном порядке в течение 10 дней со дня его предоставления.

Согласно ст. 23 Положения решение Совета депутатов о бюджете МО Чесноковский сельсовет подлежит обнародованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.

Статьей 21 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Чесноковский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ. определен порядок рассмотрения проекта решения о бюджете и его утверждения.

ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов МО Чесноковский сельсовет были приняты решения «О проекте бюджета муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области на ДД.ММ.ГГГГ», о проведении публичных слушаний по проекту бюджета Принятый Советом депутатов проект бюджета был вынесен на публичные слушания, которые были проведены ДД.ММ.ГГГГ в здании администрации согласно протоколу о проведении публичных слушаний. ДД.ММ.ГГГГ решением Совета депутатов « О бюджете муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области на ДД.ММ.ГГГГ проект бюджета был утвержден.

Из представленных ответчиком документов следует? что решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ », от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ », от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ »; от ДД.ММ.ГГГГ. «О внесении изменений в решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ», «О бюджете муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области на ДД.ММ.ГГГГ приняты в соответствии с действующим законодательством и обнародованы путем размещения в общественных местах согласно справкам и актам об обнародовании нормативно-правовых актов муниципального образования Чесноковский сельсовет.

В силу ч. 8 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что требования административного истца о признании незаконным бездействия по опубликованию указанных муниципальных нормативных актов сводятся к нарушению административным ответчиком требований закона об обязательном опубликовании нормативных правовых актов в районной газете «Светлый Путь». Однако это мнение является ошибочным, противоречит нормам действующего законодательства.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать следующее. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом. Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

В соответствии с п.2 ст. 37 Устава МО Чесноковский сельсовет муниципальные правовые акты сельского поселения, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в законную силу после официального обнародования. Обнародование правового акта осуществляется путем вывешивания текста документа в помещении администрации и местах, определенных для обнародования.

Порядок официального опубликования нормативных правовых актов муниципального образования Чесноковский сельсовет регламентирован Положением «О порядке официального опубликования(обнародования) нормативных правовых актов органа местного самоуправления муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, где определены места размещения нормативных правовых актов: информационные стенды в помещении администрации муниципального образования; в помещениях Чесноковского ФАПа; библиотеки; почтового отделения; сбербанка; МТМ ООО «Чесноковское».

Поскольку в муниципальном образовании Чесноковский сельсовет отсутствует периодическое издание, обнародование нормативных правовых актов произведено путем их вывешивания на стендах, жители муниципального образования имели возможность ознакомиться с содержанием нормативных правовых актов, то порядок опубликования нормативных правовых актов не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения их до сведения населения в ином порядке.

Вопреки утверждению истца об отсутствии информации о рассмотрении проектов по внесению изменений в устав муниципального образования ответчиком представлен протокол собрания от ДД.ММ.ГГГГ., где в повестке дня указано обсуждение проекта решения о внесении изменений в устав.

Из представленного на обозрение подлинника устава муниципального образования Чесноковский сельсовет следует, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Управлением Минюста России по Оренбургской области зарегистрированы изменения в устав. Сам устав опубликован на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что истцом не оспаривается.

Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 142-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации», который вступил в силу 10 ноября 2011 года, внесены изменения в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации».

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1 под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.

Таким образом, к периодическим средствам массовой информации, в которых могут быть опубликованы нормативные правовые акты, помимо ранее установленного периодического печатного издания, также отнесены сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма и радиопрограмма.

Кроме того, в случае неисполнения обязанности по официальному опубликованию нормативного правового акта, такой правовой акт не подлежит применению и не может затрагивать прав заявителя.

В связи с изложенным суд полагает, что права и охраняемые законом интересы административного истца не нарушены, поэтому требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск ФИО1 о признании незаконными действий и бездействия главы муниципального образования «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района, администрации муниципального образования «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района, Совета депутатов муниципального образования «Чесноковский сельсовет» Переволоцкого района оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Переволоцкий районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.


Судья: Е.И.Расчупко


Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Е.И. Расчупко