ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-275/2021 от 12.04.2021 Благовещенского районного суда (Республика Башкортостан)

2а-275/2021

УИД 03RS0033-01-2021-000158-15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2021 год г. Благовещенск

Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хисматуллиной И.А.,

при ведении протокола помощником судьи Мухамадиевой М.Д.,

с участием административного истца Саакян М.М., представителя административного истца адвоката Дусалиева Р.С. (ордер в деле), представителя ответчика Матюшиной Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Саакян М.М. к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о признании незаконным отказ в выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания,

УСТАНОВИЛ:

Саакян М.М. обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о признании незаконным отказ в выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания с кадастровым номером , площадью 57 кв.м., по адресу: <адрес>, корпус 3 и обязать Администрацию муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан выдать разрешение на реконструкцию нежилого здания в течение пяти дней, с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указано, что в собственности административного истца находится нежилое здание с кадастровым номером , площадью 57 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, корпус 3, площадью 187 кв.м., категория земель: земли поселений (земли населенных пунктов), с видом разрешенного использования - для размещения объектов торговли.

Административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию вышеуказанного объекта.

Отдел по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан письмом от ДД.ММ.ГГГГг. отказало выдать разрешение на реконструкцию объекта недвижимости.

Ссылаясь на статьи 1, 8, 30, 36, 48, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 40, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 12, 13, 209, 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, административный истец полагает данный отказ незаконным.

В судебном заседании административный истец Саакян М.М. и ее представитель адвокат Дусалиев Р.С. административный иск поддержали, по основаниям, указанным в иске, суду пояснили, основания указанные в письменно отказе являются незаконными. Проект реконструкции здания еще летом был согласован с предыдущим архитектором, однако в последующем истец получила отказ от ДД.ММ.ГГГГг. без указания каких-либо недостатков в представленных ею документах. В последующем истцом был представлены дополнительные документы, однако ей вновь было отказано в выдаче разрешения со ссылкой на то, что она не предоставила результаты инженерных изысканий. Полагают, что данные инженерные изыскания не требуются, поскольку рядом с их объектом стоит девятиэтажный многоквартирный дом, поэтому и их реконструируемое здание, можно построить на данном земельном участке. Также считают требования о минимальном отступе от границы земельного участка незаконными. Указанные отступы предусматриваются для размещения парковочных мест, но рядом со зданием истца находится достаточно иной территории с парковочными местами.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального района Благовещенский район республики Башкортостан Матюшина Э.Р. просила в удовлетворении иска отказать, полагая, что отказ в выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания является законным. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГг. Саакян М.М. впервые обратилась к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию принадлежащего ей торгового здания. ДД.ММ.ГГГГг. ответчиком ей был дан ответ об отказе в выдаче разрешения, поскольку не предоставлена проектная документация, был предоставлен только эскиз. ДД.ММ.ГГГГг. Саакян М.М. предоставила проект реконструкции торгово-офисного здания. ДД.ММ.ГГГГг. ей был дан ответ об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию здания в связи с тем, что в представленном комплекте документов отсутствуют результаты инженерных изысканий и выявлено несоответствие проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, увеличился допустимый коэффициент застройки, нарушены установленные градостроительным планом земельного участка минимальные отступы от границ земельного участка.

Суд, выслушав административного истца, ее представителя, представителя административного ответчика, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, в данном случае - к компетенции администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан.

В соответствии с положениями статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (часть 1).

Разрешение на строительство, по общему правилу, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (пункт 3 части 11).

Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 данной статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса, если иное не установлено частью 7.3 настоящей статьи;

1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

4) положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса;

4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;

6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;

10) копия договора о развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).

По смыслу выше приведенных положений закона, уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Также из системного анализа положений статьи 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке.

Таким образом, при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство необходимо установить: соответствие проектной документации, во-первых, правилам землепользования и застройки, которые содержат градостроительные регламенты. Последние, в свою очередь, определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков применительно к каждой территориальной зоне (часть 1 статьи 36, пункт 3 части 2 статьи 30, статья 37 ГрК РФ); во-вторых, проекту планировки территории и проекту межевания территории, которые разрабатываются в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (части 1, 4 статьи 41 ГрК РФ); допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае положительного заключения законные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствуют.

Как следует из материалов дела, на основании брачного договора от ДД.ММ.ГГГГг. Саакян М.М. является собственником нежилого здания с кадастровым номером , общей площадью 57 кв.м., а также земельного участка с кадастровым номером площадью 187 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли, расположенных по адресу: <адрес>.

Ранее, указанные объекты - нежилое помещение и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежали на праве собственности В.С.В.

ДД.ММ.ГГГГг. Администрацией муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан предыдущему собственнику В.С.В. выдано разрешение на строительство . объекта капитального строительства - здание магазина, расположенное по <адрес>, Республики Башкортостан, общей площадью 54,7 кв.м., объемом 153.1 куб.м., в количестве 1 этажа, площадью застройки 67,2 кв.м., на земельном участке площадью 187 кв.м., в соответствии с градостроительным планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГг. выданного Администрацией муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан. Разрешение выдано на основании проектной документации, разработанной ООО «Альфа-проект +».

ДД.ММ.ГГГГг. Администрацией муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан предыдущему собственнику В.С.В. выдано разрешение на ввод в эксплуатацию . объекта капитального строительства - здание магазина, расположенное по <адрес>, Республики Башкортостан, общей площадью 57 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГг. Саакян М.М. обратилась в администрацию муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта торговли - нежилого здания, по адресу: <адрес>, с приложением документов: копии паспорта, ИНН, эскизного проекта разработанного в январе 2020г., выписки из ЕРГН на земельный участок, выписки из ЕГРН на нежилое здание, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, письма о присвоении адреса, схемы размещения торгового объекта, брачного договора.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГг. заместителя начальника отдела по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству Администрацией муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан Саакян М.М. был дан ответ об отсутствии оснований для подготовки и выдачи разрешения на реконструкцию в связи с тем, что заявителем не представлены документы, предусмотренные ст.51 Градостроительного кодекса РФ которые должны быть направлены заявителем самостоятельно, в частности не были приложены результаты инженерных изысканий и материалы, которые должны содержаться в проектной документации.

ДД.ММ.ГГГГг. Саакян М.М. дополнительно к ранее направленным документам был предоставлен проект реконструкции торгово-офисного здания подготовленного ООО «Огни города», содержащий разделы ОПЗ, СПОЗУ, АР, АС и ПОС.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГг. заместителем главы Администрацией муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан Саакян М.М. был дан ответ об отказе выдачи разрешения на реконструкцию в связи с тем, что заявителем не представлены документы, предусмотренные пунктом 3 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, а именно результаты инженерных изысканий, также в представленных документах выявлено несоответствие проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным градостроительным планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГг., а именно границы проектирования не совпадают с границами земельного участка, обозначенными в градостроительном плане земельного участка, нарушены установленные градостроительным планом земельного участка минимальные отступы от границ земельного участка.

В судебном заседании свидетель В.Д.С. суду показал, что приходиться сыном истца, он занимался решением вопроса по оформлению разрешения на реконструкцию здания. Им был заказан эскиз проекта торгово-офисного здания, который в июне 2020г. бы согласован с архитектором муниципального. Из-за того, что они отказались от асфальтирования не принадлежащих им территорий, им был дан отказ в выдаче разрешения на реконструкцию здания. Он сам занимается строительством, и может сказать, что результаты инженерных изысканий в данном случае не нужны, так как рядом стоит девятиэтажный многоквартирный дом, поэтому данный земельный участок выдержит и их здание.

Свидетель Ф.Р.Р. суду показал, что с ДД.ММ.ГГГГг. работает в должности главного архитектора Администрации муниципального района Благовещенский район республики Башкортостан. Им были изучены документы, предоставленные Саакян М.М. для выдачи разрешения реконструкции нежилого здания. В приложенных документах отсутствовали результаты инженерных изысканий, которые в соответствии с пунктом 3 ст.51 Градостроительного кодекса РФ необходимо было предоставлять. Кроме того проектная документация не соответствовала требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным градостроительным планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГг., а именно границы проектирования не совпадают с границами земельного участка, обозначенными в градостроительном плане земельного участка, нарушены установленные градостроительным планом земельного участка минимальные отступы от границ земельного участка, площадь застройки реконструированного здания превышала предельную площадь застройки по градостроительному плану земельного участка предоставленного собственником. Об этих недостатках было сообщено сыну административного истца. Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции Саакян М.М. представлено не было. По указанным основаниям в выдаче разрешения на реконструкцию здания было отказано.

В судебном заседании административный истец Саакян М.М. и ее представитель Дусалиев Р.С. не оспаривали, что при обращении за получением разрешения на реконструкцию здания результаты инженерных изысканий не были представлены, однако полагают, что необходимости в их предоставлении не имеется.

Согласно части 1 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», результаты инженерных изысканий должны быть достоверными и достаточными для установления проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения, а также проектируемых мероприятий по обеспечению его безопасности. Расчетные данные в составе результатов инженерных изысканий должны быть обоснованы лицом, выполняющим инженерные изыскания, и содержать прогноз изменения их значений в процессе строительства и эксплуатации здания или сооружения. Таким образом, процесс изыскательских работ и проектирования зданий и сооружений выступает ключевым моментом в обеспечении их безопасности, поскольку все требования безопасности изначально фиксируются в проектной документации и обосновываются результатами проведенных инженерных изысканий, которые должны быть достоверными, т.к. проектная документация составляется на основе результатов инженерных изысканий.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы, суд приходит к выводу, что представление результатов инженерных изысканий при обращении с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания, является обязательным. Не предоставление инженерных изысканий свидетельствует об отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, что влечет отказ в выдаче разрешения.

Таким образом, отказ администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, отраженный в письмах от ДД.ММ.ГГГГг. , а также от ДД.ММ.ГГГГг. в части отсутствия результатов инженерных изысканий, является законным.

Пункт 11 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. Проектная документация выполняется в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка (подпункт 2 пункта статьи 48 ГрК РФ).

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).

Состав информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка, закреплен в части 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ. В нем, в частности, должна содержаться информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок; а также об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий.

Представленный Саакян М.М. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , площадью 187 кв.м., выданный Администрацией муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГг. предусматривает, что минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений регламентирован Правилами землепользования и застройки городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан утвержденный решением Совета городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГг. и равен 6 м., предельное количество этажей -4, максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка составляет 60%.

Из представленной Саакян М.М. проектной документации подготовленной ООО «Огни города» в декабре 2020г. следует, что отступ от границы земельного участка равен 760 мм, общая площадь здания в реконструированном виде составляет 253,6 кв.м., соответственно площадь застройки составляет 87,9%, что не отвечает требованиям градостроительного плана земельного участка ДД.ММ.ГГГГг.

Принимая во внимание, что представленный Саакян М.М. проект реконструкции торгово-офисного здания не соответствует правилам землепользования и застройки, которые содержат градостроительные регламенты, проекту планировки территории, допустимости размещения объекта капитального строительства на земельном участке, суд полагает отказ администрации в выдаче разрешения на строительство в данной части является также обоснованным.

Доводы представителя административного истца Дусалиева Р.С. о том, что минимальные отступы от границ земельного участка не требуются, судом отклоняются по следующим основаниям.

Пунктами 2 - 4 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса РФ предусматривается установление в градостроительном регламенте предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в частности:

минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

При этом такие параметры градостроительным регламентом могут не устанавливаться (часть 11.1 статьи 38 ГрК РФ).

Таким образом, минимальные отступы от границ земельных участков являются одним из видов предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и не являются параметрами непосредственно объекта капитального строительства, устанавливаемыми федеральным законом, в частности, пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ. Полномочия по проверке соблюдения застройщиками предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных правилами землепользования и застройки, законодателем отнесена к компетенции уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления.

В целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений на территории г.Благовещенска и Благовещенского района Республики Башкортостан регламентирован Правилами землепользования и застройки городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан утвержденный решением Совета городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГг. Соответственно указанные в Правилах параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, при проведении реконструкции объектов должны соблюдаться.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ в выдаче разрешения на реконструкцию соответствует действующему законодательству, в связи с чем, в удовлетворении административного иска следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180,227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Саакян М.М. к Администрации муниципального района Благовещенский район республики Башкортостан о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания с кадастровым номером , площадью 57 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и обязании выдать разрешение на реконструкцию нежилого здания в течение пять дней, с момента вступления в законную силу, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Благовещенский районный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий: И.А.Хисматуллина