ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-275/2022 от 26.04.2022 Бодайбинского городского суда (Иркутская область)

Дело № 2а-275/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2022 года г.Бодайбо

Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе судьи Овчинниковой И.Ф., единолично, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козыревой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-275/2022 по административному исковому заявлению администрации Мамаканского городского поселения к судебному приставу-исполнителю ОСП по Бодайбинскому и Мамско-Чуйскому районам УФССП России по Иркутской области Веревка О.А., ОСП по Бодайбинскому и Мамско-Чуйскому районам УФССП России по Иркутской области, УФССП России по Иркутской области об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Мамаканского городского поселения обратилась в суд с иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Бодайбинскому и Мамско-Чуйскому районам УФССП России по Иркутской области Веревка О.А., ОСП по Бодайбинскому и Мамско-Чуйскому районам УФССП России по Иркутской области, УФССП России по Иркутской области об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ до 12 500 рублей.

В обоснование исковых требований указано, что решением Бодайбинского городского суда от 31 мая 2019 года удовлетворено административное исковое заявление прокурора г.Бодайбо к администрации Мамаканского городского поселения о признании бездействия по обеспечению содержания контейнерных площадок, мест погребения незаконными, возложении обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды. Определением Бодайбинского городского суда от 20.12.2019 предоставлена отсрочка исполнения судебного акта: в части обеспечения специальных площадок для сбора мусора до 01.09.2021, в отношении выполнения работ по оборудованию кладбища до 01.07.2020. В настоящее время решение от 31.05.2019 исполнено администрацией в части: программа использования и охраны земель разработана и утверждена, работы по оборудованию кладбища выполнены. В отношении работ по обеспечению специальных площадок для сбора мусора, администрацией в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств заключен договор с ООО «Труд» от 01.03.2022 №36 на выполнение подрядных работ. Постановлением ОСП по Бодайбинскому и Мамско-Чуйскому районам от 05.03.2022 на администрацию возложена обязанность по уплате исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Администрация полагает, что имеются основания для снижения размера исполнительского сбора. В соответствии с принятыми обязательствами, ООО «Труд» выполняет работы в установке специальных площадок для размещения контейнеров, а также контейнеров, предназначенных для накопления твердых бытовых отходов в п.Мамакан Бодайбинского района. В соответствии с п.5.1 Договора №36 ограничен период выполнения работ до 31.12.2022. До завершения работ по установке специальных площадок для размещения контейнеров, отходы на территории п.Мамакан на основании Договора от 01.06.2019 №ИП-415-19, заключенного между ООО «ИТК» и МУП «ЖилкомСервис», вывозятся попакетным способом путем организации 94 пунктов остановок специализированной техники, что подтверждается письмом ООО «РТ-НЭО». С учетом имеющегося срока действия договора, является затруднительным победить или обязать какую-либо сторону досрочно исполнить обязательства до истечения срока действия Договора. Кроме того, Мамаканское муниципальное по приказу Министерства финансов Иркутской области от 15.11.2021 №57н-мпр в соответствии со ст.136 Бюджетного кодекса РФ отнесено к самой высокой дотационной группе муниципальных образований Иркутской области. Собственные налоговые и неналоговые доходы на 2022 год запланированы в бюджете поселения в объеме 7446,2 тыс.рублей. Дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности утверждена на 2022 года в объеме 15903,9 тыс. рублей, что ниже поступления 2021 на 5.440,7 рублей. В связи с недостаточностью средств расходы бюджета на 2022 года пришлось уменьшить на 14219,1 тыс. рублей. Также имеется непогашенный бюджетный кредит, взятый Мамаканским муниципальным образованием в Министерстве финансов Иркутской области для погашения разницы в тарифах теплоснабжающей организации МУП «ЖКХ п.Мамакан» в 2012г., в 2022 году необходимо погасить 1589,9 тыс. рублей основного долга и 6,3 тыс. рублей процентов по кредиту. В соответствии с решением Думы Мамаканского городского поселения от 10.12.2021 №46 «О Бюджете Мамаканского муниципального образования на 2022г. и плановый период 2023 и 2024 годов» на погашение основного долга недостаточно средств, в связи с этим, предусмотрено привлечение кредитов от кредитных организаций в сумме 1951,1 тыс. рублей. Учитывая дефицитный характер бюджета Мамаканского городского поселения, взыскание исполнительского сбора в размере 50000 рублей является чрезмерным и носит излишне карательный характер, учитывая, что меры по исполнению исполнительного документа администрацией принимаются.

Административный истец администрация Мамаканского городского поселения своего представителя не направили, извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Бодайбинскому и Мамско-Чуйскому районам УФССП России по Иркутской области Веревка О.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, оставил решение на усмотрение суда.

Административный ответчик ОСП по Бодайбинскому и Мамско-Чуйскому районам УФССП России по Иркутской области, УФССП России по Иркутской области своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса в порядке ст.150 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Постановление о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в суде.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом (часть 1); если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона (часть 11); срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом (часть 12).

Частью 1 ст. 105 названного Федерального закона предусмотрено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1); исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 этой статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2); исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).

Исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").

В силу требований Закона "Об исполнительном производстве" для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств:- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;

- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в ч. 13 ст. 30 Закона;

- требования исполнительного документа должником не исполнены (требования исполнительного документа до настоящего времени не исполнены);

- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (таких обстоятельств судом не установлено).

Таким образом, в силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительного сбора.

Пятидневный срок на добровольное исполнение требований исполнительного документа установлен в соответствии с положениями ч. 12 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве", срок для добровольного исполнения исполнительного документа, как и последствия несоблюдения данного срока, должником урегулированы положениями Федерального закона "Об исполнительном производстве" и не являются усмотрением судебного пристава-исполнителя.

В судебном заседании установлено, что решением Бодайбинского городского суда Иркутской области от 31 мая 2019 года исковые требования прокурора г. Бодайбо к Администрации Мамаканского городского поселения о признании бездействия по обеспечению содержания контейнерных площадок, мест погребения незаконными, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды -удовлетворены.

Признано бездействие администрации Мамаканского городского поселения по обеспечению содержания контейнерных площадок, мест погребения, расположенных на территории Мамаканского муниципального образования в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» незаконным.

На администрацию Мамаканского городского поселения в срок до 01 октября 2019 года возложены обязанности- устранить нарушения требований законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды:

-разработать и утвердить программу использования и охраны земель на территории Мамаканского муниципального образования;

- обеспечить наличие специальных площадок для размещения контейнеров, а также контейнеров, предназначенных для накопления твердых бытовых отходов в п. Мамакан Бодайбинского района Иркутской области;

- выполнить работы по оборудованию кладбища, расположенного в Мамаканском муниципальном образовании:

-установить ограждения на площадках для мусоросборников;

-выполнить работы по асфальтированию (бетонированию) площадок, предназначенных для мусоросборников.

Решение суда вступило в законную силу 05 августа 2019 года и выдан исполнительный лист, который предъявлен в ОСП по Бодайбинскому и Мамско-Чуйскому районам УФССП России по Иркутской области 17 октября 2019г.

17 октября 2019 года ОСП по Бодайбинскому и Мамско-Чуйскому районам УФССП России по Иркутской области возбуждено исполнительное производство в отношении администрации Мамаканского городского поселения, которое получено должником 17 октября 2019г. Должнику установлен 5-тидневный срок для добровольного исполнения требований с момента получения должником копии постановления.

Определением суда от 20 декабря 2019 года администрации Мамаканского городского поселения предоставлена отсрочка исполнения решения суда в части исполнения решения: обеспечить наличие специальных площадок для размещения контейнеров, а также контейнеров, предназначенных для накопления твердых бытовых отходов в п. Мамакан в срок до 01 сентября 2021 года; выполнить работы по оборудованию кладбища (установление ограждения на площадках для мусоросборников, выполнение работ по асфальтированию данных площадок) в срок до 01 июля 2020 года.

В установленный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, требования прокурора должником не исполнены. Доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств не представлены.

На момент рассмотрения искового заявления администрацией исполнено решение суда частично, за исключением, выполнения работ по обеспечению наличия специальных площадок для размещения контейнеров, а также контейнеров, предназначенных для накопления твердых бытовых отходов.

В связи с чем, 05 марта 2022 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Бодайбинскому и Мамско-Чуйскому районам УФССП России по Иркутской области постановлено взыскать с администрации Мамаканского городского поселения исполнительский сбор в размере 50 000 руб. и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 15.03.2022.

До настоящего времени исполнительное производство не окончено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания с администрации Мамаканского городского поселения исполнительского сбора.

Вместе с тем, как разъяснено в п. 74 Постановления Пленума ВС РФ N 50 от 17.11.2015 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания.

Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи (ч. 7).

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст. 112 Закона об исполнительном производстве.

При этом уменьшение размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным.

В силу ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Не исполнение вступившего в законную силу судебного постановления нарушает законные права и интересы неопределенного круга лиц, создает чувство безнаказанности виновных в нарушении гражданских прав других лиц, а также бессмысленность вынесенных судом правомерных судебных постановлений.

Признавая, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания с администрации Мамканского городского поселения исполнительского сбора, суд вместе с тем принимает во внимание, что административным истцом принимались меры к исполнению решения суда, администрацией Мамаканского городского поселения решение суда исполнено в части разработки и утверждения программы использования и охраны земель, выполнены работы по оборудованию кладбища.

Кроме того, как усматривается из представленных документов между МУП «Жилкомсервис» и ООО «ИТК» заключен 01 июня 2019 года договор аренды техники с экипажем, для целей предназначенных – по вывозу мусора.

Из письма ОО «РТ-НЭО» Иркутск» усматривается, что вывоз ТКО с территории Мамаканского МО организован с учетом особенностей транспортной, контейнерной инфраструктуры, который осуществляется попакетным способом.

По договору на выполнение подрядных работ от 01.03.2022г. ООО «Труд» обязалось по заданию администрации Мамаканского городского поселения выполнить работы по установке площадок для размещения контейнеров для накопления ТКО в срок до 01.09.2022г.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд считает, что исполнительский сбор, установленный судебным приставом-исполнителем, подлежит уменьшению на 1/4 часть, то есть на сумму 12500 рублей.

Следовательно, к взысканию с администрации Мамаканского городского поселения подлежит исполнительский сбор в размере 37 500 рублей.

В удовлетворении исковых требований администрации Мамаканского городского поселения об уменьшении исполнительского сбора до 12 500 рублей следует отказать, поскольку с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи (ч. 7 ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования администрации Мамаканского городского поселения к судебному приставу-исполнителю ОСП по Бодайбинскому и Мамско-Чуйскому районам УФССП России по Иркутской области Веревка О.А., ОСП по Бодайбинскому и Мамско-Чуйскому районам УФССП России по Иркутской области, УФССП России по Иркутской области об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить частично.

Уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Бодайбинскому и Мамско-Чуйскому районам УФССП России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, определив его в размере 37 500 (тридцать семь тысяч пятьсот) рублей.

В удовлетворении исковые требований администрации Мамаканского городского поселения об уменьшении исполнительского сбора до 12 500 рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Бодайбинский городской суд Иркутской области в течение месяца.

Судья: И.Ф.Овчинникова