Дело № 2а-2761/2017 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Гавричковой М.Т.,
при секретаре Коткиной Г.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Белово
19 декабря 2017 года
дело по административному исковому заявлению Мальцева ФИО14 к госинспектору ОГИБДД МО МВД России «Беловский», старшему лейтенанту полиции Грунтову П.В., МО МВД России «Беловский», об оспаривании действий госинспектора по задержанию автомобиля и отказе в проведении регистрационного действия,
УСТАНОВИЛ:
Мальцев ФИО15 обратился в суд с административным иском к отделу ГИБДД МО МВД России «Беловский» об оспаривании действий госинспектора по задержанию автомобиля и отказе в проведении регистрационного действия.
Требования мотивированы тем, что 21.10.2017 ответчик, в лице госинспектора ОГИБДД МО МВД России «Беловский» ст. лейтенанта полиции Грунтова П.В., отказал в проведении регистрационного действия его автомобиля марки Mercedes-Benz E 240, 1999 года выпуска, № (далее автомобиль), на основании п. 3 приказа МВД России от 24.11.2008 N 1001 (ред. от 20.03.2017) "О порядке регистрации транспортных средств" (вместе с "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", "Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним") - не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям: обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортных средств, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя) идентифицирующих транспортное средство, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе; в числе утраченных (похищенных), за исключением транспортных средств с измененной маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращенных собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации.
Считает, что согласно ст. 27.13 КоАП РФ задержание транспортного средства применяется в следующих случаях:
Считает, что оснований для задержания его автомобиля не было. Кроме того, с заявлением о проведении регистрационного действия он обратиться не успел, в связи с чем, ему непонятно, почему ему было отказано в проведении регистрационного действия.
Просит: действия госинспектора ОГИБДД МОМВД России «Беловский» ст. лейтенанта полиции Грунтова П.В. по задержанию его автомобиля и отказу в проведении регистрационного действия - признать незаконными. Обязать ответчика отменить протокол о задержании транспортного средства от 21.10.2017. Автомобиль марки Mercedes-Benz E 240, 1999 года выпуска, № - передать собственнику Мальцеву ФИО16
Определением Беловского городского суда Кемеровской области от 21.11.2017г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен госинспектор ОГИБДД МО МВД России «Беловский» Грунтов П.В.; в качестве административного соответчика МО МВД России «Беловский» (л.д. 37-39).
Административный истец Мальцев В.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, посредством направления судебной повестки, которая согласно обратному уведомлению получена Мальцевым В.Б. лично.
Представитель истца Мальцев Л.В., действующий на основании нотариальной доверенности от 30.10.2017г., в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что в настоящее время автомобиль возвращен ему под расписку как представителю Мальцева В.Б., однако действия госинспектора ОГИБДД МО МВД России «Беловский» Грунтова П.В. по задержанию и отказу в регистрационных действиях считает незаконными ввиду отсутствия оснований для задержания ТС.
Административный ответчик госинспектор ОГИБДД МО МВД России «Беловский» Грунтов П.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 47 об. сторона).
Представитель административного ответчика госинспектора ОГИБДД МО МВД России «Беловский» Грунтова П.В. - Бобылев В.Н., действующий на основании доверенности № 35, выданной 25.09.2017г. сроком по 31.12.2017г., в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме. Пояснил, что госинспектор ОГИБДД МО МВД России «Беловский» Грунтов П.В. при исполнении своих служебных обязанностей действовал в соответствии с положениями должностной инструкции, а также действующего законодательства РФ в сфере обеспечения в области безопасности дорожного движения. Представлен письменный отзыв (л.д. 22-31), в котором указано следующее.
Статьей 30 Федерального закона от 18.07.2011г. N 242-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определен Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения:
1.Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами -участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
2.Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» определены обязанности и права Госавтоиснспекции:
п. 11. На Госавтоинспекцию возлагаются следующие обязанности:
в) регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
ж)организация и проведение в порядке, определяемом Министерством
внутренних дел Российской Федерации, работы по розыску угнанных и
похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных
средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-
транспортных происшествий;
з) не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к ним:
изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 12 августа 1994 г. N938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" поручило Министерству внутренних дел Российской Федерации разработать и ввести в действие правила регистрации и учета транспортных средств.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 № 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Приказом МВД РФ № 605 от 07.08.2013 г. утверждён Административный регламент МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
В соответствии с п. 51 Правил «не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
П. 1 Регламента определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции на районном и региональном уровнях, а также Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которых возложена обязанность по предоставлению государственной услуги.
В соответствии с п. 32. Регламента, предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
1.Прием заявления.
2.Проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, в том числе с использованием СМЭВ. Формирование и направление межведомственного запроса.
3.Осмотр транспортного средства.
4.Принятие решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий.
5.Оформление документов, подлежащих выдаче заявителю.
6.Проверка и подписание документов.
В соответствии с п. 33 Регламента административные процедуры осуществляются в последовательности, определенной блок-схемой предоставления государственной услуги. В зависимости от особенностей организации деятельности регистрационных подразделений, в том числе с учетом возможности подачи заявления с использованием Единого портала, последовательность действий, указанных в блок-схеме, может меняться при условии выполнения всех предусмотренных блок-схемой действий.
Осмотр транспортных средств определен п. 41 Регламента, в соответствии с которым сотрудником производится визуальный осмотр транспортного средства на предмет соответствия идентификационной маркировки с представленными документами на транспортное средство, а также для проверки ее подлинности. Производится осмотр конструкции транспортного средства на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения и сведениям, указанным в представленных документах.
Результатом административной процедуры по осмотру транспортного средства является отметка в заявлении, заверенная подписью с указанием фамилии сотрудника, проводившего осмотр, даты и времени проведения осмотра.
Время выполнения административной процедуры - до 20 минут.
При расхождении сведений о транспортном средстве с данными, указанными в заявлении, а также при установлении несоответствий и (или) признаков изменения маркировочных обозначений и (или) конструкции транспортного средства, указанные сведения описываются в заявлении.
Согласно п. 6.5 раздела III должностной инструкции государственного
инспектора регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД МО МВД России «Беловский», старший лейтенант полиции Грунтов П.В. выполняет основные обязанности сотрудника органов внутренних дел, требования к служебному поведению, установленные статьями 12, 13 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктом 7 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 № 1377, Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».
В соответствии с п. 6.21 раздела III данной должностной инструкции, старший лейтенант полиции Грунтов П.В. осуществляет перед регистрацией осмотр и сверку номерных агрегатов автомототранспорта, несет ответственность за соблюдением сроков и порядка проведения осмотра, установленных подпунктами административного регламента; полноту и качество проверки конструкции ТС на соответствие установленным требованиям безопасности; полноту и качество проверки номерных агрегатов и регистрационных знаков ТС на подлинность, а также на их соответствие данным, указанным в документах, удостоверяющих право собственности на ТС, номерной агрегат, регистрационных документах и (или) ПТС; отметку в заявлении о результатах осмотра, проверку лиц, ТС и документов по оперативно-справочным, розыскным, криминалистическим и иным учетам.
Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664 утвержден «Административный регламент исполнения Министерством Внутренних Дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения», которым определено следующее:
п. 1. Государственная функция по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.
п. 2. Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения устанавливает сроки и последовательность осуществления административных процедур (действий) Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами и уполномоченными должностными лицами при осуществлении государственной функции.
п. 3. Государственная функция исполняется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.
п. 6. Должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора имеют право:
п. 6.12. Задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
п. 35. Сроки выполнения сотрудниками административных процедур (действий) должны быть минимально необходимыми для их осуществления, исходя из конкретной обстановки.
п. 112. При проверке документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков осуществляется визуальное исследование документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков.
В случае необходимости при проверке документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков могут применяться технические средства выявления признаков подделки, осуществляться обращение к розыскным, оперативно-справочным учетам и специализированным федеральным учетам органов внутренних дел.
п. 114. При визуальном исследовании документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков осуществляется сверка записей в документах, фотографий с фактическими данными, сопоставление записей, выявление исправлений, потертостей, повреждений, изменений маркировочных обозначений, государственных регистрационных знаков, других признаков подделки.
п. 120. Об обнаружении в ходе проверки документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков признаков преступления или лиц, находящихся в розыске, сотрудник докладывает в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) для решения вопроса о направлении следственно-оперативной группы, осуществлении досмотра транспортного средства, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, доставлении лиц, перемещении транспортного средства в расположение органа внутренних дел.
п. 121. По факту обнаружения признаков преступления или лиц, находящихся в розыске, сотрудник составляет рапорт, который вручается старшему следственно-оперативной группы или дежурному, а его копия с отметкой о получении передается руководителю подразделения ДПС (руководителю подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне).
В соответствии со статьей 326 "Уголовного кодекса Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ «Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства»:
Непосредственным объектом преступления является установленный нормативными актами порядок государственного учёта и регистрации транспортных средств. Предметом преступления альтернативно являются:
1.идентификационный номер;
2.номер кузова;
3.номер шасси;
4.номер двигателя;
5.государственный регистрационный знак транспортного средства;
6.транспортное средство с заведомо поддельным идентификационным номером, номером кузова, шасси, двигателя или с заведомо поддельным государственным регистрационным знаком;
Объективная сторона состава преступления выражается в совершении одного из следующих деяний в форме активных действий:
1.подделка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя;
2.уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя;
3.подделка государственного регистрационного знака транспортного средства;
4.сбыт транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером, номером кузова, шасси, двигателя или с заведомо поддельным государственным регистрационным знаком;
5.сбыт кузова, шасси, двигателя с заведомо поддельным номером;
6.использование заведомо поддельного или подложного государственного регистрационного знака.
Подделка представляет собой полное или частичное изменение указанных номеров или знаков путём их перебивки, вытравливания цифр или букв, закрашивания или иными способами, в результате чего создаётся новый номер. Уничтожение номеров предполагает приведение их в состояние, при котором невозможно восприятие номера, либо полное его удаление. Сбыт означает совершение возмездной или безвозмездной передачи транспортного средства, кузова, шасси, двигателя третьим лицам (продажа, обмен, дарение, передача в залог и т.п.).
Состав преступления по конструкции - формальный. Преступление признается оконченным с момента совершения любого из альтернативно указанных действий.
Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.
Для подделки или уничтожения номеров или знаков законом предусмотрены специальные цели совершения преступления - последующая эксплуатация или сбыт транспортного средства. Цель эксплуатации означает желание виновного использовать транспортное средство для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования. Цель сбыта предполагает желание в дальнейшем возмездно или безвозмездно передать транспортное средство третьим лицам. Для сбыта транспортного средства, кузова, шасси, двигателя обязательным интеллектуальным признаком умысла является заведомость в отношении поддельного характера номеров этих предметов. Для использования предусмотрена специальная цель - дальнейшее совершение преступления либо облегчение его совершения или сокрытие.
УПК РФ определены вещественные доказательства и порядок их хранения.
Так согласно ст. 81 УПК РФ вещественными доказательствами признаются любые предметы:
Согласно п. 1 ст. 82 УПК РФ вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до вступления приговора в законную силу либо до истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела и передаваться вместе с уголовным делом, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае, когда спор о праве на имущество, являющееся вещественным доказательством, подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства, вещественное доказательство хранится до вступления в силу решения суда.
В соответствии с п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными.
После проведённой 10.07.2017г. экспертно-криминалистический экспертизы в ГУ МВД РФ по Кемеровской области, автомобиль Mercedes-Benz, государственный регистрационный знак № был передан законному представителю Мальцева В.Б.
Представитель административного соответчика – МО МВД России «Беловский» Сорокина Н.Н., действующая на основании доверенности, выданной 01.01.2017г. № сроком по 31.12.2017г., в судебном заседании не признала административные исковые требования в полном объеме. Поддержала доводы, изложенные в ранее представленных письменных возражениях на иск, согласно которым действия должностного лица Грунтова П.В. законны и обоснованны, т.к. при осмотре, проводимом в соответствии со своими должностными обязанностями, старший лейтенант полиции Грунтов П.В., государственный инспектор РЭО ГИБДД Межмунциипального отдела МВД России «Беловский», установил следующие признаки изменения номерных агрегатов Mersedes-Benz Е,1999г.в.: площадка с нанесенным на ней номером кузова была свежеокрашенна и имела различный срок краски, рельеф площадки неоднороден и имелись следы точечной сварки.
Госавтоинспекция с учетом возложенных на нее функций входит в состав полиции на основании подпункта "д" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 250 "Вопросы организации полиции".
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", возлагая на полицию обеспечение безопасности дорожного движения, наделяет ее правом запрещать эксплуатацию транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах (пункт 7 части 1 статьи 2, пункт 21 части 1 статьи 13).
Подделка или уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, а также подделка государственного регистрационного знака транспортного средства в силу статьи 326 Уголовного кодекса Российской Федерации признается преступлением.
Запрет на эксплуатацию транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки, установлен также абзацем пятым пункта 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.
(Решение Верховного Суда РФ от 24.07.2014 N АКПИ14-655 Об отказе в
удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца пятого
пункта 24 Административного регламента Министерства внутренних дел
Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утв. Приказом МВД России от 07.08.2013г. N 605)
При обнаружении признаков подделки представленных документов, государственных регистрационных знаков, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями - изготовителями, несоответствия номеров агрегатов представленным документам или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) такие документы, регистрационные знаки задерживаются, в орган внутренних дел направляется соответствующая информация для принятия решения в порядке, установленном законодательством.
Задержание транспортных средств осуществляется в порядке, установленном законодательством. (Приказ МВД России от 17.02.1994 N 58 "О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства" (ред. 04.09.2003)
Согласно п. 13 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в военной автомобильной инспекции внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России 18.10.2004 N 656 применяемого по аналогии права
При обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, не зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, регистрационных знаков, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных), регистрационные действия не производятся. Такие документы и регистрационные знаки задерживаются, транспортные средства к дальнейшей эксплуатации не допускаются. С документов снимаются копии, а их оригиналы (регистрационные знаки) вместе с сообщением об обнаружении признаков преступления передаются в органы военной прокуратуры для принятия решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Задержание транспортных средств, помещение его на стоянку, хранение, а также запрещение эксплуатации осуществляется в порядке установленном законодательством Российской Федерации.
Ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", согласно пункту 3 статьи 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с пунктом 35.6 Административного регламента при обнаружении признаков преступления должностное лицо обязано незамедлительно передать сообщение об этом в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Данное предписание вытекает непосредственно из предназначения полиции, определенного статьей 1 Федерального закона "О полиции", а также из положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающих обязанность осуществления уголовного преследования в каждом случае обнаружения преступления и устанавливающих порядок рассмотрения сообщения о признаках преступления, в том числе выявленных должностными лицами при исполнении служебных обязанностей, и виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения такого сообщения (статьи 21, 140 - 148).
Передача должностным лицом сообщения об обнаруженных им признаках преступления в соответствующий орган внутренних дел исключает регистрационные действия с транспортным средством, поскольку до окончания проверки и вынесения итогового решения по этому сообщению нельзя подтвердить или опровергнуть факт совершения преступления.Осуществление регистрационных действий до окончания проверки могло бы в нарушение требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, привести к допуску для участия в дорожном движении транспортных средств, не отвечающих установленным требованиям безопасности дорожного движения.
В настоящее время в отделе дознания Межмуниципального отдела МВД России «Беловский» проводится процессуальная проверка по зарегистрированному рапорту Грунтова П.В. об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ, проведена автотехническая экспертиза сотрудниками ЭКЦ ГУ МВД России по Кемеровской области, по результатам полученного заключения сотрудниками отдела дознания будет принято решение в порядке ст. 145 УПК РФ.
После того, как автомобиль Mersedes-Benz Е,1999г.в. с государственным регистрационным знаком № с целью проверки факта изменения идентификационной маркировки автомобиля был предоставлен в ЭКЦ ГУ МВД России по Кемеровскрой области, автомобиль был передан законному представителю Мальцева В.Б. (л.д. 52-55).
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что административному истцу было отказано в проведении регистрационных действий 21.10.2017г., в эту же дату был задержан автомобиль, принадлежащий административному истцу. Административное исковое заявление направлено по почте в Беловский городской суд 23.10.2017г. (сдано в отделение связи) (л.д. 12).
Таким образом, административный истец не пропустил срок подачи административного иска в суд, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии совокупности вышеназванных обстоятельств суд отказывает в удовлетворении административного иска о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (пункт 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из анализа положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На территории Российской Федерации допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно ст. 15 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 1). Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается (пункт 3).
Использование автотранспортных средств соединено с повышенной опасностью для окружающих и требует специального регулирования. В связи с этим Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", исходящим из приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, и из приоритета ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан и связанной с этим необходимости осуществления адекватного контроля, установлены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения с тем, чтобы не допустить эксплуатацию транспортных средств, технически неисправных и не отвечающих установленным стандартам и техническим нормам в данной области (статьи 1 - 3, 5, 15).
Согласно пунктам 2 и 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" и пунктам 1 и 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 6 пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Согласно п. 51 Правил регистрации транспортных средств не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07 августа 2013 г. N 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, определяющий сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции на районном и региональном уровнях, а также Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, на которых возложена обязанность по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Согласно абзацу четвертому пункта 24 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним является обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2014 года по делу N АКПИ14-655 в признании незаконным абзаца пятого пункта 24 названного Административного регламента отказано.
В соответствии с пунктом 41 Административного регламента сотрудником ГИБДД при исполнении административной процедуры по осмотру транспортного средства производится визуальный его осмотр на предмет соответствия идентификационной маркировки с представленными документами на транспортное средство, а также для проверки ее подлинности. Производится осмотр конструкции транспортного средства на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения и сведениям, указанным в представленных документах.
Согласно п. 35.6 Административного регламента при обнаружении признаков преступления должностное лицо обязано незамедлительно передать сообщение об этом в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 19.10.2017г. Мальцевым В.Б. по договору купли-продажи автотранспортного средства приобрел у ФИО10 автомобиль Mercedes-Benz Е240, 1999 года выпуска, идентификационный номер №№, цвет серый, государственный регистрационный знак №.
Автомобиль Mercedes-Benz, государственный регистрационный знак №, был задержан и передан на хранение в ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Беловский», о чем 21.10.2017г. в 16 час. 15мин. составлен протокол задержания транспортного средства (л.д. 6).
Из заключения эксперта № А№ от 10 ноября 2017г. следует, что идентификационный номер - №№ автомобиля на маркируемой панели кузова (поперечина под передним пассажирским сиденьем), представленного на экспертизу автомобиля является первичным. Заводская маркировочная табличка с обозначением идентификационного номера кузова автомобиля - №№ на правой центральной стойке кузова (в проеме передней правой двери) изготовлена и закреплена в соответствии с вариантами предприятия изготовителя. Исследовать идентификационный номер двигателя установленного в моторном отсеке, представленного на экспертизу автомобиля в данных условиях осмотра не представилось возможным, по причине его труднодоступности. Таким образом, исследованием установлено, что идентификационная маркировка представленного на экспертизу автомобиля в процессе его эксплуатации изменению или уничтожению не подвергалась.
Согласно сохранной расписке от 10.11.2017г. автомобиль Mercedes-Benz, государственный регистрационный знак №, передан Мальцеву Л.В. (представителю Мальцева В.Б.), который обязуется транспортное средство в случае необходимости органам внутренних дел (л.д. 59).
Согласно пункту 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, суд выясняет, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания незаконным действий административного ответчика по задержанию и отказе в проведении регистрационного действия необходимо установить наличие факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а также несоответствие отказа административного ответчика нормативному правовому акту.
Действия госинспектора ОГИБДД МОМВД России «Беловский» ст. лейтенанта полиции Грунтова П.В. по задержанию автомобиля и дальнейшем отказе Мальцеву В.Б. в проведении регистрационного действия соответствуют требованиям действующего законодательства РФ в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, не нарушают положений Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", Приказа МВД России от 07.08.2013 N 605 (ред. от 06.09.2017) "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним".
Действия госинспектора по осуществлению регистрационных действий до окончания проверки в нарушение требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, могли бы привести к допуску для участия в дорожном движении транспортных средств, не отвечающих установленным требованиям безопасности дорожного движения.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что действия административного ответчика госинспектора ОГИБДД МО МВД России «Беловский», старшего лейтенанта полиции Грунтова П.В. по задержанию транспортного средства, принадлежащего административному истцу и отказу в проведении регистрационного действия, основаны на законе и не нарушают права административного истца, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Доводы представителя истца о том, что он не обращался с заявлением о регистрации транспортного средства, суд считает надуманными, поскольку в судебном заседании было установлено, в том числе из пояснений истца, что автомобиль был предоставлен для осмотра с целью последующей регистрации.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Мальцева ФИО17 к госинспектору ОГИБДД МО МВД России «Беловский», старшему лейтенанту полиции Грунтову ФИО18, МО МВД России «Беловский», об оспаривании действий госинспектора по задержанию автомобиля и отказе в проведении регистрационного действия, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения 24 декабря 2017 года.
Судья (подпись) М.Т. Гавричкова