ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2764/2015 от 28.12.2015 Железногорского городского суда (Красноярский край)

Гражданское дело №2а-2764/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Железногорск 28 декабря 2015 года

Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Черенковой Е.В., при секретаре Царевой М.Г., с участием представителя административного истца Литвинова Р.В., представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» Штаймарка В.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дудкин Б.В. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>», призывной комиссии <адрес> края о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии,

УСТАНОВИЛ:

Дудкин Б,В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат <адрес>», призывной комиссии <адрес> края, в котором просит признать незаконным решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о призыве его на военную службу. В обоснование исковых требований указывает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, в связи с обучением в аспирантуре. ДД.ММ.ГГГГ им было подано вновь заявление в призывную комиссию о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в аспирантуре, к заявлению приложена справка, подтверждающая обучение, однако отсрочка ему не была предоставлена, была вручена повестка о явке для отправки к месту прохождения военной службы. Полагает, что решение призывной комиссии незаконно, т.к. законодательством не предусмотрено ограничений по количеству отсрочек, в связи с обучением.

Дудкин Б.В., уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие, доверил представлять его интересы Литвинову Р.В.

Представитель Дудкина Б.В. – Литвинов Р.В. (действует на основании доверенности) в судебном заседании исковые требования Дудкина Б.В. поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.

Представитель ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» Штаймарк В.Л. в судебном заседании исковые требования Дудкина Б.В. не признал, в удовлетворении иска просил отказать, указывая на то, что Дудкину Б.В. ранее предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу, в связи с обучением в аспирантуре, Дудкин Б.В. отчислен из аспирантуры в связи с окончанием срока обучения с ДД.ММ.ГГГГ с предоставлением диссертационной работы. Полагает, что отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением по очной форме в аспирантуре предоставляется один раз.

Представитель ответчика призывной комиссии <адрес> края, уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился по неизвестной причине.

Судом принято решение о рассмотрении административного дела в отсутствие не явившихся административного истца Дудкина Б.В., представителя ответчика - призывной комиссии <адрес> края.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.2,3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ:

- По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

- В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться:

указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

На основании п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.

Согласно статье 22 этого же Закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.

Приказом Минобрнауки РФ от 16 марта 2011 года N 1365 утверждены Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре), зарегистрированы в Минюсте РФ 10 мая 2011 года N 20700 (далее Требования).

В соответствии с пунктом 4 Требований нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования по очной форме обучения не может превышать три года.

Таким образом, срок, на который аспирант вправе получить отсрочку, составляет три года на период обучения и не более одного года на защиту диссертации.

Как следует из содержания Письма Минобрнауки РФ от 3 мая 2011 года N 04-279 "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на время обучения в очной аспирантуре" в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования.

Обучение в аспирантуре осуществляется по специальностям научных работников, указанным в Номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 25 февраля 2009 г. N 59 (зарегистрирован Минюстом России 20 марта 2009 г., регистрационный N 13561).

Основанием для предоставления отсрочки гражданам, получающим послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения, является свидетельство о государственной аккредитации по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования.

Таким образом, предоставление права на отсрочку от призыва на военную службу не связывается с какими-либо другими условиями, кроме тех, что указаны в подпункте "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Из материалов дела следует, что Дудкин Б.В., ДД.ММ.ГГГГ, состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата по <адрес>

Как следует из протокола №... от ДД.ММ.ГГГГ протокола заседания призывной комиссии Дудкину Б.В. предоставлена отсрочка от призыва до ДД.ММ.ГГГГ на основании подп. «Б» п.2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в связи с обучением в аспирантуре ФИО1 по очной форме обучения.

Как следует из выписки из приказа ФИО1№... от ДД.ММ.ГГГГ Дудкин Б.В. отчислен из аспирантуры в связи с окончанием срока обучения с представлением диссертационной работы с ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из справки, выданной для предъявления в <адрес> отдел военного комиссариата ФИО1, окончание обучения по программе послевузовского образования – ДД.ММ.ГГГГ, срок защиты квалификационной работы – до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно протокола №... от ДД.ММ.ГГГГ протокола заседания призывной комиссии Дудкину Б.В. предоставлена отсрочка от призыва до ДД.ММ.ГГГГ г. на основании подп. «Б» п.2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в связи с защитой кандидатской диссертации.

Дудкиным Б.В. в призывную комиссию представлена выписка из приказа по ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№..., согласно которой он зачислен в аспирантуру ФИО1 на очную форму обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решением призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Дудкин Б.В. признан годным к военной службе, принято решение о призыве его на военную службу.

Дудкин Б.В. не согласился с данным решением.

Разрешая исковые требования Дудкина Б.В., суд считает их не подлежащими удовлетворению, при этом суд считает, что Дудкин Б.В. реализовал свое право на предоставление отсрочки, поскольку ранее проходил обучение в аспирантуре ФИО1 об окончании обучения представлены перечисленные выше документы в <адрес> отдел военного комиссариата.

Исходя из представленных документов, на момент принятия призывной комиссией решения о призыве Дудкина Б.В. на военную службу ДД.ММ.ГГГГ срок предоставленной Дудкину Б.В. отсрочки на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования, истек ДД.ММ.ГГГГ

Поступление заявителем на обучение в аспирантуру другого учебного заведения, не продлевает имевшуюся у него отсрочку от призыва на военную службу до момента окончания ФИО1 поскольку предоставленная в связи с обучением в аспирантуре отсрочка, по смыслу подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ограничена периодом освоения образовательных программ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Дудкин Б.В. реализовал свое право на получение отсрочки, предусмотренное подпунктом "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Исходя из изложенного выше довод истца Дудкина Б.В. и его представителя Литвинова Р.В. об отсутствии ограничений по числу предоставленных отсрочек по пп. «Б» п.2 ст. 24 ФЗ № 53-ФЗ основан на ошибочном толковании норм права, а потому судом не принимается.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что решение призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о призыве Дудкина Б.В. на военную службу является законным, отмене не подлежит, а также об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Дудкиным Б.В. требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 174 -180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Дудкин Б.В. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о призыве Дудкина Б.В. на военную службу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд, в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.В.Черенкова