Дело № 2а-2767/2019
64RS0043-01-2019-003408-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2019 года город Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Голубева И.А.,
при секретаре Палагиной Т.С.,
с участием представителя администрации МО «Город Саратов» по доверенности Куликовой В.А., представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области по доверенности Сысугиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кириной Татьяны Юрьевны к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица: администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», товарищество собственников жилья «Старт», комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов», о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий,
установил:
Кирина Т.Ю. обратилась в суд с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее – Министерство) и администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее – Администрация) о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что Кирина Т.Ю. является иные данные Кирина Т.Ю. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>). Начиная с весны 2017 года, Кириной Т.Ю. предпринимаются безуспешные попытки добиться того, чтобы в 1 подъезде указанного дома был обеспечены условия доступности для нее как инвалида. После обращения с требованием об установке пандуса с поручнями на лестнице 1 подъезда, следующей на 1 этаж, Администрация Ленинского района МО «Город Саратов» и Администрация прислали аналогичные по содержанию ответы, в которых говорилось о том, что обязанности но содержанию и ремонту общего имущества в указанном многоквартирном доме возложены на ТСЖ «Старт», которое является управляющей компанией, обслуживающей дом. Обращала внимание на тот факт, что установка в подъезде пандусов для общего использования (для колясок с детьми и т.п.) и обеспечение подъезда условиями доступности для инвалида - это разные вещи. Исходя из Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 №649, и ст.2 ЖК РФ считала, что обязанность по решению вопроса об обеспечении инвалидам условии для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах возложены законодательством не на управляющую компанию, а на орган местного самоуправления.
Впоследствии Кириной Т.Ю. были направлены многочисленные обращения в Администрацию, Правительство Саратовской области, аппарат Президента РФ, Губернатору Саратовской области, Государственную Думу РФ. 16.04.2018, спустя почти год с момента первого обращения в Администрацию, жилое помещение и подъезд, в котором проживает Кирина Т.Ю., были обследованы муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды (далее по тексту - Комиссия). По результатам обследования Комиссия установлена необходимость приспособления мест общего пользования жилого дома <адрес> для обеспечения свободного доступа Кириной Т.Ю. в <адрес>. Было установлено, что не имеется технической возможности установки необходимого для передвижения Кириной Т.Ю. пандуса с поручнями. Было установлено, что приспособление мест общего пользования невозможно без установки специального подъемного устройства.
Администрация Кириной Т.Ю. сообщила, что 23.04.2018 согласно п.15 Правил, акт обследования жилого помещения с выводом об отсутствии технической возможности обустройства пандуса и необходимости монтажа специального подъемника был направлен в Министерство для проверки экономической целесообразности приспособления подъезда путем установки подъемного устройства.
Однако до настоящего времени указанный вопрос не рассмотрен, какие-либо данные о проведении проверки экономической целесообразности отсутствуют, подъемное устройство в подъезде не установлено. Кирина Т.Ю. не имеет возможности выходить из подъезда своего дома.
В связи с этим просила признать незаконными бездействия Администрации по невыполнению обязанностей по приспособлению подъезда <адрес> с учетом потребностей инвалида путем установки на лестничной площадке первого этажа специального подъемного устройства; обязать Администрацию осуществить установку специального подъемного устройства на лестничной площадке первого этажа подъезда №1 жилого дома инвалида Кириной Т.Ю. по адресу: <адрес>; признать незаконными бездействия Министерства по невыполнению обязанностей по проведению проверки экономической целесообразности приспособления подъезда №1 жилого дома Кириной Т.Ю. по адресу: г. Саратов, ул. Гвардейская, д.44А с учетом потребностей инвалида путем установки на лестничной площадке первого этажа специального подъемного устройства; обязать Министерство провести проверку экономической целесообразности приспособления подъезда №1 жилого дома Кириной Т.Ю. по адресу: <адрес> с учетом потребностей инвалида путем установки на лестничной площадке первого этажа специального подъемного устройства.
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», ТСЖ «Старт», комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов».
В ходе рассмотрения дела истец уточнила иск и просила признать незаконными бездействия Администрации по невыполнению обязанностей по приспособлению подъезда №1 жилого дома Кириной Т.Ю. по адресу, г. <адрес> с учетом потребностей инвалида путем установки на лестничной площадке первого этажа специального подъемного устройства с поручнями; обязать Администрацию осуществить установку специального подъемного устройства с поручнями на лестничной площадке первого этажа подъезда №1 жилого дома инвалида Кириной Т.Ю. по адресу: <адрес>; признать незаконными бездействия Министерства по невыполнению обязанностей по проведению проверки экономической целесообразности приспособления подъезда №1 жилого дома Кириной Т.Ю. по адресу: <адрес> учетом потребностей инвалида путем установки на лестничной площадке первого этажа специального подъемного устройства с поручнями; обязать Министерство провести проверку экономической целесообразности приспособления подъезда №1 жилого дома Кириной Т.Ю. по адресу: <адрес> с учетом потребностей инвалида путем установки на лестничной площадке первого этажа специального подъемного устройства с поручнями. Данное уточнение была принято судом.
В судебном заседании представитель Администрации по доверенности Куликова В.А. возражала против удовлетворения иска по следующим основаниям. Согласно п.3 ст.26 Федерального закона от 01.12.2014 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения ч.1 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Исходя из положений ст.162 ЖК РФ, п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, обязанность соблюдать, в том числе, требования законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры возложена на управляющую компанию, в настоящем случае на ТСЖ «Старт». Установка специального подъемного устройства на лестничной клетке жилого дома должна устанавливаться с учетом волеизъявления, т.е. общего собрания собственников много квартирного жилого дома. Кроме того, Кириной Т.Ю. пропущен установленный ч.1 ст.219 КАС РФ 3-х месячный срок на обращение в суд с настоящими требованиями, поскольку о нарушении своих прав истец узнала еще весной 2017 года.
Представитель Министерства по доверенности Сысугина Т.А. в судебном заседании также возражала против удовлетворения иска. В своих возражениях ссылалась на обстоятельства, аналогичные возражениям Администрации. Дополнительно пояснила, что в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 26.08.2016 №456-П «Об уполномоченном органе исполнительной власти Саратовской области» Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти области на координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений с учетом потребностей инвалидов на территории Саратовской области. Постановлением Администрации №816 установлено, что по результатам обследования муниципальной комиссией жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, частного жилищного фонда в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности для инвалида (далее - акт обследования). Для проведения экономической целесообразности необходимо провести сравнение потребности в финансовых ресурсах, необходимых на проведение реконструкции и или капитального ремонта многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения и общего имущества, исходя из указанных в акте обследования мероприятий, с потребностями в финансовых ресурсах, необходимых на приобретение нового жилого помещения, приспособленного с учетом потребностей инвалида, и равнозначного по общей площади и месторасположению помещения, в котором проживает инвалид. В связи с отсутствием в направленных в адрес министерства актах обследования жилых помещений, в которых проживают инвалиды предполагаемой (предельной) стоимости работ, связанных с проведением реконструкции и (или) капитального ремонта, определяемой на основе сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, проведение проверки экономической целесообразности не представлялось возможным. Таким образом, Министерством права и законные интересы Кириной Т.Ю. не нарушены. Кроме того, в случае установки в подъезде истца подъемного устройства открытым останется вопрос о его содержании, поскольку ни Министерство, ни Администрация его содержанием заниматься не будут, а собственники согласия не его установку и содержание не давали.
Административный истец и ее представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении не просили. Ранее в судебном заседании представитель истца по доверенности уточненный иск просила удовлетворить по основаниям, подробно изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что согласно ст.2 ЖК РФ именно на Администрацию возложена обязанность по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах. Поэтому ссылка ответчика на ТСЖ «Старт» не обоснованна. Представитель была не согласна с заявлением ответчиков о пропуске истцом срока на обращение в суд, поскольку Администрация совместно с Министерством совершили в отношении Кириной Т.Ю. длящееся правонарушение, имеющее место по настоящее время, поэтому срок на обращение в суд пропущен быть не может.
Представитель ТСЖ «Старт» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении не просил, предоставил письменный отзыв на иск, в котором указал следующее. Исходя из положений Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ, ст.2 ЖК РФ, п.п. «б» п.14 Постановления Правительства РФ от 09.07.2016 №64, требования истца к Администрации обоснованны, поскольку она, а не ТСЖ, ответственна за приспособление общего имущества в многоквартирном доме для нужд инвалидов. Возложение на ТСЖ обязанности по проведению мероприятий, направленных на обеспечение доступа маломобильных групп населения к общему имуществу дома, приведет к тому, что функции по созданию лицу, подавшему жалобу, условий для беспрепятственного доступа в жилое помещение будут фактически возложены на жильцов дома №44 «А» по ул.Гвардейской, то есть на лиц, не имеющих публичной обязанности по обеспечению мер социальной защиты инвалидов.
Кроме того, согласно ч.4.1 ст.36 ЖК РФ приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников. Соответствующее решение собственниками помещений не принималось, однако это не является препятствием для исполнения Администрацией своих обязательств, так как денежные средства собственников помещений не привлекаются.
Представитель администрации Ленинского района МО «Город Саратов» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении не просил, предоставил письменный отзыв на иск, в котором изложена аналогичная Администрации позиция о том, что ответственным за приспособление общего имущества в многоквартирном доме для нужд инвалидов является управляющая компания.
Представитель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении не просил.
Учитывая положения ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с чч.1,2 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений чч.9, 11 ст.226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как видно из материалов дела, 19.04.2005 Кириной Т.Ю. установлена инвалидность 1 группы бессрочно, что подтверждается справкой об инвалидности серия МСЭ-2004 №301034 от 11.07.2005. Инвалидность истца связана со стойким расстройством двигательной функции, сопряженным с необходимостью использования вспомогательных средств передвижения.
Кирина Т.Ю. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.
В силу п.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В соответствии с п.5.1 ч.1 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
На основании п.2 ч.1 ст.12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Согласно ч.3 ст.15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ч.4.1 ст.36 ЖК РФ приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
Во исполнение требований Жилищного Кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 №649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила), которые устанавливают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов (п.1 Правил).
Данные Правила применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).
Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (п.2 Правил).
В силу п.3 Правил координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов обеспечивают:
в отношении жилых помещений инвалидов, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении указанных жилых помещений (далее - уполномоченный федеральный орган);
в отношении иных жилых помещений инвалидов - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
Согласно п.6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п.12 Правил по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования), содержащий:Форма акта обследования утверждается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п.13).
В силу п15 Правил в случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а уполномоченный орган обеспечивает ее проведение.
Правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п.16 Правил).
На основании п.17 Правил по результатам проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида комиссия по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, принимает решение:
а) об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида;
б) об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
В соответствии с п.18 Правил результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно п.22 Правил для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченный федеральный орган, региональной комиссией - в уполномоченный орган, муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида.
Приказом Минстроя России от 23.11.2016 №836/пр утверждена форма акта обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Приказом Минстроя России от 23.11.2016 №837/пр утверждена форма заключений о возможности или об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Приказом Минстроя России от 28.02.2017 №583/пр утверждены Правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и формы решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Во исполнение указанных выше положений постановления Правительства РФ от 09.07.2016 №649 издано постановление Правительства Саратовской области от 26.08.2016 №456-П, согласно которому Министерство определено как уполномоченный орган исполнительной власти области на координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов (за исключением жилых помещений инвалидов, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации) с учетом потребностей инвалидов на территории Саратовской области.
Также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 №649 Администрацией издано постановление от 28.04.2017 №816, согласно которому создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда муниципального образования «Город Саратов», а также частного жилищного фонда (далее – Комиссия), утверждено Положение о Комиссии и утвержден план мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда муниципального образования "Город Саратов", а также частного жилищного фонда, с учетом их потребностей и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Как видно из материалов дела, 16.04.2018 Комиссия провела обследование жилого помещения – квартиры №30 и мест общего пользования инвалида Кириной Т.Ю. в жилом доме №44А по ул. Гвардейская в г. Саратове для установления возможности приспособления помещений с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности инвалида.
По итогам обследования был составлен Акт от 16.04.2018 по форме, утвержденной Приказом Минстроя России от 23.11.2016 №836/пр.
Согласно данному Акту выявлено, что места общего пользования не соответствуют Правилам, утвержденным постановлением Правительства от 09.07.2016 №649, а именно: п.31 перепад уровня входа в здание дома и первого этажа, имеющего лестничный марш, не устранен путем устройства пандуса.
Комиссия пришла к выводам:
- о необходимости приспособления общего имущества в многоквартирном доме <адрес> к потребностям инвалида;
- об отсутствии технической возможности приспособления общего имущества в многоквартирном доме <адрес> к потребностям инвалида;
- необходимо приспособление мест общего пользования жилого дома <адрес> под Кирину Т.Ю., доступ в жилое помещение кв.30 путем устранения следующих препятствий – большого перепада уровня входа в здание и первого этажа путем устройства подъемного устройства;
- направить на проведение проверки экономической целесообразности проведения работ.
Согласно Протоколу от 18.04.2018 Комиссия приняла следующие решения:
- о необходимости приспособления мест общего пользования многоквартирного дома №44А по ул. Гвардейская в г. Саратове по Кирину Т.Ю., иные данные с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида;
- о проведении проверки уполномоченным органом экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома <адрес>, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид Кирина Т.Ю. с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида путем устройства подъемного устройства между входом в подъезд №1 и уровнем первого этажа.
23.04.2018 заместитель председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» направил в адрес Министерства письмо с просьбой провести проверку экономической целесообразности приспособления мест общего пользования под Кирину Т.Ю. путем установки подъемного устройства в подъезде №1 многоквартирного дома <адрес>, в целях приспособления общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида. О принятом решении просили сообщить в комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов». В приложении к данному письму были направлены Акт от 16.04.2018 (на 3-х л.) и Протокол от 18.04.2018 (на 2-х л.), всего на 5 л.
Данные документы поступили в Министерство 24.04.2018, что подтверждается входящим штампом на указанном выше письме от 23.04.2018.
17.08.2018 заместителем Правительства Саратовской области В.В. Гречушкиной был дан ответ Кириной Т.Ю., согласно которому уполномоченным органом проводится проверка технической возможности установки подъемного устройства в соответствии с действующим законодательством.
24.08.2018 Администрацией Кириной Т.Ю. был дан ответ, согласно которому на основании решения Комиссии в адрес Министерства направлено письмо с просьбой провести проверку экономической целесообразности приспособления мест общего пользования путем установки подъемного устройства в подъезде №1 многоквартирного дома <адрес>.
Аналогичный ответ был дан Кириной Т.Ю. Администрацией 28.11.2018, с дополнительным указанием на то, что ответ их Министерства до настоящего времени не поступил.
Судом установлено, что проведение проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта подъезда №1 многоквартирного дома <адрес>, в целях приспособления общего имущества в данном многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида Кириной Т.Ю. и обеспечения условий их доступности для инвалида, относится к компетенции Министерства.
Документы, необходимые для проведения данной проверки поступили в Министерство 24.04.2018, однако до настоящего времени проверка не проведена, решение по результатам ее проведения не принято.
При этом доводы Министерства о том, что не проведение проверки вызвано неполнотой предоставленных актов обследования жилых помещений, несостоятельны.
Как было указано выше, направленный в адрес Министерства Акт от 16.04.2018 был составлен по форме, утвержденной Приказом Минстроя России от 23.11.2016 №836/пр.
Несмотря на то, что ни постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 №649 ни Приказом Минстроя России от 28.02.2017 №583/пр не установлены сроки проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, суд полагает, что данные сроки должны быть разумными, однако с момента поступления документов до настоящего времени прошло практически полтора года, однако Министерство проверку не провело, в нарушение положений ст.226 КАС РФ Министерством каких-либо доказательств, свидетельствующих о проведении действий по данной проверке либо объективно исключающих возможность проведения данной проверки в течение столь длительного срока, не предоставлено.
В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
Согласно п.1 ч.3 данной статьи в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В связи с этим суд находит требования Кириной Т.Ю. к Министерству обоснованными и приходит к выводу о признании незаконным бездействия Министерства по не проведению проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома №<адрес> в целях приспособления жилого помещения и (или) общего имущества в данном многоквартирном доме, в котором проживает инвалид Кирина Т.Ю. с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, путем устройства подъемного устройства между входом в подъезд №1 и уровнем первого этажа, а также о необходимости возложить на Министерство обязанность в течение одного месяца провести данную проверку и сообщить об исполнении решения в адрес суда и в адрес административного истца в 45 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом необходимости в указании на то, что специальное подъемное устройство должно быть с поручнями, суд не усматривает, поскольку суд возлагает на Министерство обязанность провести проверку экономической целесообразности в соответствии с формулировками необходимого устройства, указанными в Протоколе Комиссии от 18.04.2018 (просто указано подъемное устройство), однако, это не исключает того, что пожеланию Кириной Т.Ю. о наличие поручней на подъемном устройстве, зафиксированные в Акте от 16.04.2018, не будут учтены.
Вместе с тем оснований для удовлетворения требований к Администрации суд не находит, поскольку Администрации для принятия решения о приспособлении подъезда №1 жилого дома Кириной Т.Ю. по адресу: г. <адрес> учетом потребностей инвалида путем установки на лестничной площадке первого этажа специального подъемного устройства необходимо получить решение Министерства по итогам проведения Министерством вышеуказанной проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта подъезда №1 многоквартирного дома №44А по ул. Гвардейская в г. Саратове. Таким образом, бездействие Администрации вызвано незаконным бездействием Министерства.
Несостоятельными являются доводы представителей ответчика о пропуске Кириной Т.Ю. установленного ст.226 КАС РФ срок на обращение в суд.
Поскольку обжалуемое Кириной Т.Ю. бездействие Министерства и Администрации является длящимся, срок на обращение в суд с настоящим административным иском не пропущен.
Необоснованными являются доводы ответчиков о том, что на спорные правоотношения не распространяются положения ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку согласно п.3 ст.26 Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 18.07.2019 №1943-О, Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан, а также полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов, - их установление в конституционно заданных пределах относится к ведению федерального законодателя. Из этого следует, что федеральный законодатель пользуется определенной свободой как при установлении такого правового регулирования, так и при внесении в него изменений.
Закрепляя в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, - обязанность собственников этих объектов осуществлять по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (части первая и четвертая статьи 15).
С принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» предусмотренная в части первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанность по созданию условия для беспрепятственного доступа инвалидов была распространена не только на объекты социальной инфраструктуры, но и на объекты связи, инженерной и транспортной инфраструктуры, 01.07.2016 ко всем вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Доводы представителей ответчиков о том, что ответственным за приспособление подъезда №1 жилого дома Кириной Т.Ю. по адресу: <адрес> с учетом потребностей инвалида путем установки на лестничной площадке первого этажа специального подъемного устройства является управляющая компания – ТСЖ «Старт» несостоятельны и опровергаются вышеуказанными положениями нормативно-правовых актов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175 - 181, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Кириной Татьяны Юрьевны к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица: администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», товарищество собственников жилья «Старт», комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов удовлетворить в части.
Признать незаконным бездействия министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, выразившееся в не проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома <адрес> в целях приспособления жилого помещения и (или) общего имущества в данном многоквартирном доме, в котором проживает инвалид Кирина Татьяна Юрьевна с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, путем устройства подъемного устройства между входом в подъезд №1 и уровнем первого этажа.
Возложить на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обязанность не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома <адрес> в целях приспособления жилого помещения и (или) общего имущества в данном многоквартирном доме, в котором проживает инвалид Кирина Татьяна Юрьевна с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, путем устройства подъемного устройства между входом в подъезд №1 и уровнем первого этажа.
Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и Кириной Татьяне Юрьевне в течение 45 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20 сентября 2019 года.
Судья И.А. Голубев