ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2767/2016 от 03.03.2017 Ярославского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2а-467/2017

Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 03 марта 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ярославль «02» марта 2017 года

Ярославский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Патрунова С.Н.,

при секретаре Грачевой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Козырева Д.Е. к ПАО «Росгосстрах Банк» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности перевести денежные средства,

установил:

Козырев Д.Е. обратился в суд с административным иском к ПАО «Росгосстрах Банк». В заявлении указал, что в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту – Закон) на банки возложены публичные полномочия по исполнению судебных актов. В ПАО «Росгосстрах Банк» через представительство в г. Ярославль истцом был направлен исполнительный лист серии (выданный Кировским районным судом г. Ярославля ДД.ММ.ГГГГ) о взыскании с ПАО «Росгосстрах», имеющего расчетный счет в ОРГАНИЗАЦИЯ 1, <данные изъяты> руб. В заявлении, к которому истец приложил данный исполнительный лист, были указаны банковские реквизиты истца для перечисления средств. Согласно почтовому идентификатору письмо истца было получено ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени банк не осуществил исполнение требований исполнительного листа, что нарушает конституционное права истца на судебную защиту.

На основании изложенного, истец просил признать бездействие ПАО «Росгосстрах Банк» незаконным и обязать административного ответчика незамедлительно перевести взысканные денежные средства на банковский счет истца.

В судебное заседание не явились: административный истец – Козырев Д.Е., заинтересованное лицо – АО «Тинькофф Банк». Извещались надлежаще. Дело рассмотрено в их отсутствие.

В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности – Громова Л.С. против удовлетворения заявления возражала по основаниям, изложенным в отзыве. В нем указала, что истцом действительно предъявлен в банк вышеуказанный исполнительный лист с заявлением. Однако в реквизитах счета истца неправильно указан БИК (банковский идентификационный код), что сделало невозможным перечисление истцу денежных средств. Сам банк изменять реквизиты платежа, представленные взыскателем, не в праве. Истцу направлено уведомление о необходимости подать заявление об уточнении реквизитов для перечисления денежных средств по указанному исполнительному листу, однако, на данное уведомление истец не прореагировал.

Козырев Д.Е. представил возражения на отзыв, в которых указал, что в соответствии со ст. 8 ФЗ «Об исполнительном производстве» вместе с исполнительным листом взыскатель направляет в банк заявление с реквизитами своего банковского счета. Согласно ст. 70 данного закона у банка есть право задержать исполнение исполнительного документа (не более чем на 7 дней) для проверки достоверности сведений, представленных взыскателем. Не исполнить исполнительный документ банк может лишь в установленных федеральными законами случаях - в частности, до 7 дней при проведении проверки. Такого случая, как неправильное указание БИК банка, где открыт счет взыскателя, федеральными законами не установлено. Ссылки административного ответчика на нормативные акты Банка России являются произвольными. Кроме того, нормативные акты Банка России подтверждают незаконность бездействия административного ответчика. Положением Центрального банка РФ от 10.04.2016 № 285-П указано, какие реквизиты должно содержать инкассовое поручение с учетом особенности процедуры исполнения исполнительного документа. Положением о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П) установлено, что банк должен составлять инкассовое поручение в целях исполнения распоряжения взыскателя средств (п. 7.6). Другими словами, установив при проверке ошибочность БИК банка, указанного заявителем, банк-исполнитель обязан исполнить требование исполнительного документа по правильному реквизиту БИК банка, где открыт счет. Изменение БИК банка не изменяет банковский счет получателя. Об изменении БИК «Тинькофф Банк» административный ответчик знал - о чем и указывает в своем отзыве. Неисполнение административным ответчиком направленного истцом исполнительного листа является нарушением закона.

Заслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 8 Закона исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются: 1) реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства; 2) фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина; 3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица.

В соответствии с ч. 5,6 ст. 70 Закона Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняют содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя. В случае обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя (его представителя), или сомнений в достоверности сведений, представленных в соответствии с частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, банк или иная кредитная организация вправе для проверки подлинности исполнительного документа либо достоверности сведений задержать исполнение исполнительного документа, но не более чем на семь дней. При проведении указанной проверки банк или кредитная организация незамедлительно приостанавливает операции с денежными средствами на счетах должника в пределах суммы денежных средств, подлежащей взысканию.

В силу ч. 8 ст. 70 Закона не исполнить исполнительный документ или постановление судебного пристава-исполнителя полностью банк или иная кредитная организация может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами, либо в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Сторонами не оспаривалось, что истцом направлен, а ответчиком получен исполнительный лист о взыскании с ПАО «Росгосстрах» в пользу Козырева Д.Е. денежных средств в сумме <данные изъяты> руб., с заявлением (л.д. 6), в котором были указаны реквизиты банковского счета истца, а также то обстоятельство, что требования исполнительного листа на момент судебного заседания не исполнены.

Суд соглашается с доводами истца о том, что бездействие банка, обладающего в силу ст. 8 Закона публичными полномочиями в сфере исполнения судебных решений о взыскании денежных средств, могут быть обжалованы по правилам КАС РФ.

Из ч. 1 ст. 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 220 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны, в том числе, сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие. По смыслу административного искового заявления истец оспаривает бездействие Банка, выразившееся в не зачислении денежных средств на его банковский счет, так как способом восстановления его прав определяет возложение на ответчика обязанности перевести взыскание средства на его банковский счет.

Суд приходит к выводам о том, что срок на обращение в суд не пропущен, не зачисление денежных средств Банком на счет истца основано на положениях действующего законодательства, в связи с чем ответчиком не допущено нарушения прав, свобод и законных интересов истца.

Из уведомления АО «Тинькофф Банк» (л.д. 12) следует, что с ДД.ММ.ГГГГ БИК указанного банка изменен на , с ДД.ММ.ГГГГ АО «Тинькофф Банк» прекращает принимать переводы, отправленные с использованием старого БИК. В заявлении истца от ДД.ММ.ГГГГ был указан старый БИК – .

Из возражений истца на отзыв Банка следует, что истец факт указания неверного БИК не оспаривает, однако, считает, что ответчик должен был исполнить требования исполнительного листа, что неверное указание БИК не препятствовало такому исполнению.

С данными доводами суд не соглашается, так как они не основаны на положениях действующего законодательства.

В соответствии с п.2.2. Положения о порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями (утв. Банком России 10.04.2006 N 285-П) Банк составляет инкассовое поручение в порядке, установленном Положением Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 22 июня 2012 года N 24667, 14 августа 2013 года N 29387, 19 мая 2014 года N 32323 ("Вестник Банка России" от 28 июня 2012 года N 34, от 28 августа 2013 года N 47, от 28 мая 2014 года N 46), в количестве экземпляров, необходимом для осуществления расчетной операции с учетом следующего:

- в поле "Получатель" указываются фамилия, имя, отчество или наименование взыскателя, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (для взыскателя - физического лица ИНН указывается при его наличии);

- в поле "Сч. N" получателя указывается номер счета взыскателя;

- в поле "Назначение платежа" банком осуществляется запись о составлении инкассового поручения на основании исполнительного документа с указанием фамилии и инициалов, либо наименования взыскателя, наименования органа, выдавшего исполнительный документ, реквизитов исполнительного документа, включая номер дела, решение по которому является основанием для выдачи исполнительного документа.

В п. 7.2 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2012 N 24667) указано, что реквизиты, форма (для инкассового поручения на бумажном носителе), номера реквизитов инкассового поручения установлены приложениями 1, 4 и 5 к настоящему Положению.

Из указанных приложений следует, что в поле 14 инкассового поручения указывается Банковский идентификационный код (БИК) банка получателя средств. Указывается БИК банка получателя средств в соответствии со Справочником банковских идентификационных кодов участников расчетов, осуществляющих платежи через расчетную сеть Центрального банка Российской Федерации (Банка России) (Справочник БИК России).

П. 2.2. Положения №285-П нельзя трактовать как допускающий указание взыскателем только информации, необходимой для заполнения полей «получатель», «сч. №», «назначение платежа». Данные реквизиты, перечислены в п. 2.2. Положения №285-П только в связи с тем, что имеют особенности заполнения, в то время как остальные реквизиты таких особенностей не имеют. Из ч. 2 ст. 8 Закона следует, что взыскатель должен указать правильно все реквизиты расчетного счета, в том числе и БИК банка получателя денежных средств.

Ч. 5,6,8 ст. 70 Закона регулируют случаи, когда все реквизиты банковского счета указаны правильно, но у Банка имеются сомнения в этом. В рассматриваемом случае у Банка отсутствовали сомнения в том, что реквизит «БИК» указан неверно. Ч. 5,6,8 ст. 70 Закона не распространяются на ситуации, когда часть реквизитов банковского счета взыскателя указана неверно, что в принципе исключает возможность проведения операции по обстоятельствам, не зависящим от Банка. Положений о том, что Банк в любом случае должен исполнить исполнительный документ, даже если взыскателем представлены неверные реквизиты счета, действующее законодательство не содержит.

В соответствии с п. 2.1. Положения №383-П процедуры приема к исполнению распоряжений включают: удостоверение права распоряжения денежными средствами (удостоверение права использования электронного средства платежа); контроль целостности распоряжений; структурный контроль распоряжений; контроль значений реквизитов распоряжений; контроль достаточности денежных средств. Согласно п. 2.4. Положения №383-П контроль целостности распоряжения на бумажном носителе осуществляется банком посредством проверки отсутствия в распоряжении внесенных изменений (исправлений). В силу п. 2.7 Положения №383-П контроль значений реквизитов распоряжений осуществляется посредством проверки в порядке, установленном банком, с учетом требований законодательства, значений реквизитов распоряжений, их допустимости и соответствия.

Из п. 4.1. Положения №383-П следует, что процедуры исполнения распоряжений могут включать определение порядка уточнения реквизитов распоряжений. Пунктом 4.1. Положения №383-П предусмотрено, что в случае уточнения реквизитов распоряжения банк направляет запрос об уточнении реквизитов не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в банк распоряжения.

Суд соглашается с доводами Банка о том, что Банк не вправе самостоятельно изменять реквизиты счета взыскателя. В соответствии с п. 4 Указания Банка России от 24.12.2012 N 2946-У "О работе с распоряжениями о переводе денежных средств при изменении реквизитов банков, их клиентов" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 N 27153) при изменении реквизитов банка получателя средств, номера счета получателя средств банк плательщика осуществляет работу с распоряжениями в электронном виде, на бумажных носителях, в которых изменяются реквизиты, на основании заявления об изменении реквизитов банка получателя средств, получателя средств (далее - заявление), предусмотренного пунктом 9 настоящего Указания, в случае его представления.

В соответствии с п. 9 Указания Банка России от 24.12.2012 N 2946-У заявление составляется получателем средств, взыскателем средств, ранее направившим или представившим в банк распоряжение с прежними реквизитами, в электронном виде или на бумажном носителе в произвольной форме по каждому распоряжению. Заявление должно содержать наименование, а также номер, дату и сумму (при их наличии) распоряжения, в котором изменяются реквизиты, новые и соответствующие им прежние реквизиты банка получателя средств, получателя средств. В заявлении по распоряжению, в котором изменяются реквизиты, направленному с исполнительным документом о взыскании, дополнительно указываются реквизиты, позволяющие определенно установить исполнительный документ, например номер дела, по которому выдан исполнительный документ.

Согласно п. 10 данного Указания в случае если информация о новых реквизитах банка получателя средств не доведена до банка плательщика, распоряжения, содержащие прежние реквизиты, в день осуществления перевода денежных средств подлежат возврату (аннулированию) банком плательщика.

Таким образом, требования исполнительного документа не исполнены банком законно. Запрос об уточнении реквизитов банковского счета отправлен истцу. Доказательств направления истцом заявления об изменении реквизитов банка получателя средств, получения такого заявления ответчиком и неисполнения после этого требований исполнительного документа в материалы дела не предоставлено. Учитывая изложенное, иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 174- 178 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Козырева Д.Е. отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Патрунов С.Н.