Дело № 2а-2768/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2018 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,
при секретаре Юровой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Росреестра по Красноярскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к административному ответчику филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Росреестра по Красноярскому краю, мотивируя требования тем, что на основании заочного решения Октябрьского районного суда г. Красноярска от 22 августа 2014 года она является собственником гаражного бокса, площадью 21,8 кв.м., расположенного по адресу: Х. Заочным решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 10 октября 2016 года на департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска возложена обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовать предоставление в собственность земельного участка. Истец обратилась в департамент с заявлением об осуществлении кадастрового учета земельного участка под указанным гаражным боксом. 9 декабря 2016 года администрацией г. Красноярска было выдано распоряжение № 6256-недв о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Х, которым было принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовано предоставление истцу земельного участка из земель населенных пунктов, общей площадью 22,0 кв.м., зоны городской рекреации (Р-3). На основании указанного распоряжения, кадастровым инженером был подготовлен план и 26 сентября 2017 года истец обратилась в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав, обращение истца последовало через департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в связи с изменением с января 2017 года законодательства РФ. Уведомлением от 18 октября 2017 года заявление о постановке на государственный кадастровый учет было приостановлено на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 2189-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с пунктом 51 Приложения № 2 к Приказу, а именно: вид разрешенного использования образуемого земельного участка в реквизите № 4 раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» указывается при наличии оформленной на основании градостроительного регламента в произвольной форме декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка либо при наличии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка. Посчитав данное уведомление противоречащим действующему законодательству истец обратилась с заявлением в апелляционную комиссию Управления Росреестра об обжаловании данного уведомления. 5 декабря 2017 года решение № 83 заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, в принятии заявления об обжаловании уведомления о приостановлении кадастрового учета было отказано, ввиду того, что заявление представлено ненадлежащим лицом, так как заявление о государственном кадастровом учете от 10.10.2017 № КУВД-002/2017-316509 представлено представителем департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска; заявление об обжаловании представлено по истечении тридцати дней с даты принятия такого решения. Однако истец полагает, что имела право на обращение с указанным заявлением, поскольку на департамент были возложены лишь функции постановки спорного земельного участка на государственный кадастровый учет администрацией г. Красноярска. Кроме того, срок для обращения ею не пропущен, поскольку уведомление о приостановлении было вынесено 18 октября 2017 года, а документы были получены 8 ноября 2017 года, именно в этот день она узнала о том, что ее права нарушены. Полагает данный отказ незаконный, поскольку кадастровым инженером на основании распоряжения от 26 сентября 2017 года был подготовлен межевой план для обращения в Росреестр с заявлением о постановке указанного земельного участка на государственный кадастровый учет с указанием в межевом плане вида разрешенного использования – объекты гаражного назначения, поскольку в распоряжении от 9 декабря 2016 года, выданном администрацией г. Красноярска указана зона застройки городской рекреации (Р-3), а в соответствии со ст. 38 Правил землепользования и застройки города Красноярска от 07 июля 2015 года № В-122 зона жилой застройки (код – 2.5), в части размещения подземных гаражей, однако у заявителя гараж наземный и данный вид разрешенного использования заявителю не подходит, а иного вида разрешенного использования данным нормативно-правовым актом не предусмотрено. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.17 Земельного кодекса РФ. Кроме того, считает данный отказ незаконным, поскольку она как собственник уже имеющегося на данном участке строения, зарегистрированного в установленном законом порядке, в силу ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ имеет право на предоставление ей земельного участка, необходимого для использования принадлежащего истцу гаражного бокса по назначению. В связи с чем, просит признать незаконным решение от 05 декабря 2017 года № 83 заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка общей площадью 22,0 кв.м., расположенного по адресу: Х, возложить на филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Росреестра по Красноярскому краю обязанность принять решение о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 22,0 кв.м., расположенного по адресу: Х.
Административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены заказанной корреспонденцией, представитель административного истца представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Росреестра по Красноярскому краю ФИО3, действующая на основании доверенности № 24/2015-99 от 21 сентября 2015 года, исковые требования не признала, по основаниям указанным в возражениях, согласно которым, административным истцом оспаривается решение апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю от 05.12.2017 года № 83. Указанная комиссия создана распоряжением Росреестра от 05.04.2017 года № Р/0104 при Управлении Росерестра по Красноярскому краю. В связи с чем, ФГБУ «ФКП Росреестра» не может являться надлежащим административным ответчиком по настоящему делу. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с 01.01.2017 года государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами. В силу п. 1, 5.1.3. Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» указанным выше органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы. На территории Красноярского края такие полномочия осуществляет Управление Росреестра по Красноярскому краю. ФГБУ «ФКП Росреестра» приказом Росреестра от 18.10.2016 года № П/0515 наделено отдельными полномочиями по ведению Единого государственного реестра недвижимости в части, указанной в настоящем приказе, в состав которых не входят полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета. Таким образом, на ФГБУ «ФКП Росреестра» не может быть возложена обязанность по принятию решения о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка. Кроме того, 10.10.2017 года в орган регистрации прав обратился представитель департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о государственном кадастровом учете без одновременной регистрации прав земельного участка, расположенного по адресу: <...>, стр. № 6, бокс № 106. Управлением Росреестра по Красноярскому краю принято решение от 18.10.2017 года № КУВД-002/2017-316509/1 о приостановке кадастрового учета объекта недвижимости без одновременной регистрации прав в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации. 20.11.2017 года с заявлением об оспаривании данного решения в апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю обратилась ФИО1. Решением указанной комиссии № 83 от 5 декабря 2017 года было отказано в принятии к рассмотрению данного заявления, в связи с его несоответствием требованиям, установленным ч. 1, 2 ст. 26.1 Закона № 221-ФЗ, а именно: заявление об обжаловании подано ненадлежащим лицом, поскольку ФИО1 не обращалась в орган регистрации прав с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости, на основании которого уведомлением от 18.10.2017 года № КУВД-002/2017-316509/1 была приостановлена постановка на государственный кадастровый учет недвижимости без одновременной регистрации прав, также как и не является кадастровым инженером, подготовившим межевой план для кадастрового учета. Кроме того, заявителем был пропущен установленный тридцатидневный срок для обращения с таким заявлением. Ссылка административного истца на то, что срок для обращения с заявлением ею не был пропущен, поскольку документы о приостановке кадастрового учета были получены ею только 08.11.2017 года, является несостоятельной, поскольку закон напрямую связывает дату начала течения срока доля обжалования с датой принятия решения о приостановке, а не с датой получения заявителем документов по ней. Таким образом, оснований для признания незаконным решения апелляционной комиссии по рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю № 83 от 05.12.2017 года не имеется. Кроме того, последствием признания незаконным решения комиссии № 83 от 05.12.2017 года не может быть принятие решения о возложении обязанности по осуществлению кадастрового учета объекта недвижимости, поскольку данным решением комиссии было отказано в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановке такого учета, то есть основания для принятия решения о приостановке кадастрового учета земельного участка комиссией даже не рассматривались.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика,, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Как следует из п. 1, 4, 5 ч. 2 ст. 15 указанного закона, при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: представленному уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, которыми выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона, - при государственном кадастровом учете созданного объекта недвижимости; собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости; кадастрового инженера в случаях, установленных федеральным законом.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 26 указанного закона, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу ч. 9 ст. 26 вышеуказанного закона решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда настоящий Федеральный закон допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 - 10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Согласно ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года «О кадастровой деятельности» решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах (далее - орган регистрации прав) в установленном настоящей статьей порядке (далее - апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Судом установлено, что распоряжением от 09 декабря 2016 года № 6256-недв «О предварительном согласовании предоставления земельного участка (ФИО1) на основании заочного решения Октябрьского районного суда г. Красноярска от 10.10.2016 в соответствии со ст. 11.10, 39.14, 39.15, 39.20 Земельного кодекса РФ, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь ст. 45, 58, 59 Устава города Красноярска, распоряжением Главы города от 22.12.2006 № 270-р принято решение: утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовать предоставление ФИО1 земельного участка из земель населенных пунктов, зоны городской рекреации (Р-3), общей площадью 22,0 кв.м. с местоположением: Х. ФИО1 в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» обеспечить: выполнение кадастровых работ в целях образования участка согласно схеме КПТ; осуществление государственного кадастрового учета участка.
Согласно уведомлению о приостановлении «Постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав» от 18 октября 2017 года представителю департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, осуществление действий по постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременно государственной регистрации прав приостановлено до 18 января 2018 года в с п. 7 ч. 1 ст. 26218-ФЗ: в соответствии с пунктом 51 Приложения № 2 к Приказу вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством РФ. В таких случаях вид разрешенного использования образуемого (образуемых) земельного участка в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» указывается при наличии оформленной на основании градостроительного регламента в произвольной форме декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка либо при наличии акта органа государственной власти или органа местно самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка (декларация или копия акта, в соответствии с которым сведения о виде разрешенного использования земельного участка внесены в межевой план, включаются в состав Приложения). Кроме того, указанный в межевом плане вид разрешенного использования не соответствует градостроительному регламенту, утвержденному решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122.
В свою очередь ФИО1 в лице представителя обратилась с заявлением в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, в котором просила отменить решение о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка.
Решением № 83 от 5 декабря 2017 года заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю заявление об обжаловании представлено ненадлежащим лицом, так как заявление о государственном кадастровом учете от 10.10.2017 № КУВД-002/2017-316509 представлено представителем департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска; заявление об обжаловании представлено по истечении тридцати дней с даты принятия такого решения.
Разрешая требования ФИО1, исследовав представленные документы, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, поскольку заявление в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права подано ФИО1, которая в свою очередь в орган регистрации прав с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости на основании которого уведомлением от 18.10.2017 года № КУВД-002/2017-316509/1 была приостановлена постановка на государственный кадастровый учет недвижимости без одновременной регистрации прав не обращалась.
С указанным заявлением обращался представитель департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, ввиду чего, правомерно отказано в принятии к рассмотрению указанного заявления.
Поскольку в силу прямого указания закона, решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, каковыми ФИО1 не является.
Кроме того, поскольку согласно ч. 2 ст. 26.1 Закона «О кадастровой деятельности», пункта 21 Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016 № 193, заявление об обжаловании решения о приостановлении представляется в апелляционную комиссию по месту нахождения органа регистрации прав, принявшего решение о приостановлении в течение тридцати дней с даты принятия такого решения.
Закон напрямую связывает дату начала течения срока для обжалования указанного решения с датой принятия решения, а не с датой получения заинтересованным лицом документов по ней, ввиду чего оснований для признания незаконным решения апелляционной комиссии по рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю № 83 от 05.12.2017 года судом не усматривается.
Кроме того, поскольку данным решением комиссии было отказано в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановке такого учета, то есть основания для принятия решения о приостановке кадастрового учета земельного участка комиссией не рассматривались, а в административном исковом заявлении требование о признании незаконным решения о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости не заявлялось, требования ФИО1 в указанной части также не подлежит удовлетворению.
Более того, административным истцом заявлены требования к ненадлежащему ответчику, поскольку апелляционная комиссия по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю создана распоряжением Росреестра от 05.04.2017 года № Р/0104 при Управлении Росерестра по Красноярскому краю. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с 01.01.2017 года государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами. В силу п. 1, 5.1.3. Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» указанным выше органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы. На территории Красноярского края такие полномочия осуществляет Управление Росреестра по Красноярскому краю. Кроме того, требования заявлены к филиалу ФГБУ ФКП «Росреестра» по Красноярскому краю, который не может самостоятельно выступать в качестве ответчика и является ненадлежащим ответчиком, поскольку согласно п. 2 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. А в силу п. 3 указанной статьи представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Росреестра по Красноярскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: (подпись) Л.В. Федоренко
Копия верна: Л.В. Федоренко