ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2769/2022 от 28.06.2022 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2а-2769/2022

УИД: 16RS0050-01-2022-003270-42

Учет № 022а

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 июня 2022 года город Казань

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Д.И. Саматовой,

при ведении аудиопротоколирования и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Э.Э. Газизовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к исполнительному комитету муниципального образования города Казани, муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани», исполняющему обязанности заместителя главы – начальник отдела внешнего благоустройства и строительства муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО2 о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании повторно рассмотреть заявление,

установил:

И.А. ФИО1 обратилась в суд с административным иском к исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее – ИК МО г. Казани), муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани»), муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани»), исполняющему обязанности заместителя главы – начальник отдела внешнего благоустройства и строительства МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» ФИО2 о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании повторно рассмотреть заявление, мотивируя тем, что соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав от 20 июля 2016 года она является собственником индивидуального жилого дома, находящегося по адресу: . С целью оформления права на земельный участок, на котором находится принадлежащей административному истцу жилой дом, обратилась в МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» с заявлением о предоставлении земельного участка, с кадастровым номером , площадью 1 087 квадратных метра, находящегося по адресу: на праве собственности за плату. Письмом исполняющего обязанности заместителя главы – начальник отдела внешнего благоустройства и строительства МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» Н.ФИО2 от 17 февраля 2022 года И.А. ФИО1 отказано в предоставлении земельного участка в собственность. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с проектом границ земельного участка и градостроительным заключением МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» данный земельный участок расположен в створе красных линий, обозначающих территории общего пользования. Данный отказ административный истец считает незаконным и несоответствующим требованиям действующего законодательства. И.А. ФИО1 указывает, что на части испрашиваемого земельного участка располагается принадлежащий ей объект недвижимости – жилой дом, что отражено в кадастровой выписке задания от 23 июня 2016 года, каких-либо объектов общего пользования на испрашиваемом земельном участке не имеется. Административный истец считает, что единственным бесспорным доказательством нахождений красных линий может быть проект планировки территории, разработанный и согласованный в установленном порядке. Между тем, документация по планировке так называемой территории общего пользования до настоящего времени не утверждена. Доказательств обратного не имеется. Следовательно, утверждение красных линий в отсутствие проекта детальной планировки соответствующей территории является незаконным. До настоящего времени публичные слушания по проекту размещения территории общего пользования не проводились. На основании изложенного административный истец просит признать незаконным отказ от 17 февраля 2022 года в предоставлении ей в собственность земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 087 квадратных метра по адресу: , обязать ИК МО г. Казани, МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем повторного рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 087 квадратных метра по адресу: собственность путем выкупа по договору купли-продажи. Взыскать с департамента управления муниципальной собственности ИК МО г. Казани в пользу И.А. ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы по оформлению доверенности в размере 2 125 рублей; расходы по отправке корреспонденции сторонам по делу в размере 2 039 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 55 000 рублей.

Протокольными определениями Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан в соответствии со статьей 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привлечены: акционерное общество «Сетевая компания» (далее – АО «Сетевая компания»).

В судебном заседании административный истец, И.А. ФИО1, ее представитель – ФИО4, административные исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель административных ответчиков, ИК МО г. Казани, МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани», ФИО5, в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, просила отказать.

Представитель заинтересованного лица, АО «Сетевая компания», ФИО6, в судебном заседание явился, полагался на усмотрение суда.

Иные лица, извещены о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились.

Суд в соответствии с положениями статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав административного истца, его представителя, представителя административных ответчиков, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Положением пункта 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Из материалов дела следует, что И.А. ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом, площадью 175,9 квадратных метра, расположенный по адресу: Республики Татарстан, .

Согласно кадастровому паспорту земельного участка, кадастровый , расположен по адресу: .

Постановлением ИК МО г. Казани от 30 декабря 2015 года утверждён Административный регламент предоставления Исполнительным комитетом г. Казани муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, занимаемого индивидуальным жилым домом, принадлежащим гражданину (гражданам) на праве собственности.

Согласно пункту 1.2 Административного регламента, получателями муниципальной услуги являются физические лица - собственники индивидуальных жилых домов.

Пунктом 1.3 Административного регламента предусмотрено, что исполнитель муниципальной услуги – ИК МО г. Казани.

В соответствии с пунктом 1.3.1 непосредственным исполнителем муниципальной услуги является МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани».

29 декабря 2021 года И.А. ФИО1 обратилась к главе Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани ФИО12 с заявлением о предоставлении в собственность (аренду) за плату земельный участок, площадью 1 087 квадратных метра, с кадастровым номером , занимаемый жилым домом, расположенный по адресу: .

Согласно ответу, выраженный в письме исполняющего обязанности заместителя главы – начальник отдела внешнего благоустройства и строительства МКУ «Администрация Вахитовского и ов ИК МО г. Казани» ФИО2 от 17 февраля 2022 года , по вопросу предоставления земельного участка по адресу: . Согласно заключению. Управления от 13 февраля 2022 года -Инф и генеральным платном города Казани земельный участок расположен в зоне смешанного размещения производственных, коммунально-складских объектов и участков жилой застройки – ФЗ 320. Согласно Правилам землепользования и застройки города Казани, рассматриваемый земельный участок расположен в зоне индивидуальной и блокированной жилой застройки (Ж1), частично в подзоне исторического поселения. Участок частично расположен в границах красных линий улица Магистральная. На данную территорию разрабатывается проект планировки территории, ограниченной улицами Меховщиков, Магистральная, ФИО3, 1-я Тракторная и Татарским кладбищем, в соответствии с которым участок частично расположен в зоне индивидуальной жилой застройки, частично в зоне улично-дорожной сети. Согласно данным топографических планшетов по запрашиваемому земельному участку проходят инженерные коммуникации: подземный высоковольтный электрокабель (ОАО «КЭС»). Учитываю изложенное, градостроительными документами возможность предоставления земельного участка с кадастровым номером в собственность ограничена, возможно предоставление в аренду.

Из пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в круг полномочий органов местного самоуправления входят управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Конституция Российской Федерации (статья 36 часть 3) устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В целях упорядочения земельных отношений федеральный законодатель закрепил в Земельном кодексе Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).

Такой случай предусмотрен статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно положениям которой если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них осуществляется без проведения торгов.

Основания для отказа в предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка без торгов предусмотрены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 4 указанной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки.

Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.

Согласно пункту 16 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

Административный истец, как собственник строения, в соответствии с положениями статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации вправе приобрести занимаемый им земельный участок в собственность либо в аренду.

Как следует из акта выездного обследования земельного участка органа муниципального земельного контроля от 22 апреля 2022 года составленного отделом муниципального земельного контроля муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани», земельный участок по , кадастровый , уточненной площадью 1 063 квадратных метра, с разрешенным видом использования – для индивидуальной жилой застройки, индивидуальный жилой дом, предоставлен в аренду ФИО8 на основании постановления Исполнительного комитета от 22 января 2010 года, договор аренды от 30 апреля 2010 года, далее согласно договора уступки прав передано И.А. ФИО1 (ФИО7). На дату обследования участок занят индивидуальным жилым домом кадастровый , согласно представленным данным из ЕГРН принадлежит И.А. ФИО1, право собственности зарегистрировано в ЕГРН от 19 июля 2016 года.

Существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Красные линии отображаются в документации по планировке территории и не наносятся на картографический материал генеральных планов муниципальных образований (статья 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 и 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.

Частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлена аналогичная Земельному кодексу Российской Федерации норма о том, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, парками, лесопарками и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Из анализа приведенных выше норм следует вывод о том, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Однако границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.

Такое толкование учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий, изложенную в определении от 25 февраля 2016 года № 242-О.

Административными ответчиками не представлены доказательства, свидетельствующие о каких-либо объектах общего пользования на спорных земельных участках.

В оспариваемом сообщении, не содержит указания на то, что земельные участки расположены в границах красных линий, не приведена ссылка на нормативный правовой акт, которым была бы утверждена схема расположения красных линий в установленном приведенными нормами порядке.

Как ранее было отмечено, единственным бесспорным доказательством нахождения красных линий может быть проект планировки территории, утвержденный в установленном законом порядке. Между тем, административными ответчиками такой документ в материалы дела не представлен.

Административными ответчиками не представлено доказательства того, что спорный земельный участок ограничен в обороте, не подлежит приватизации в силу части 8 статьи 28 Федерального закона от 21 октября 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» либо зарезервирован для использования в государственных или общественных интересах либо передаче в собственность.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Так, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

При таких обстоятельствах доводы административных ответчиков, изложенные в оспариваемом отказе, не могут рассматриваться в качестве допустимого и достаточного основания для отказа административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату.

В силу статей 5, 6 Устава муниципального образования города Казани, утв. решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 ода № 3-5 (далее – Устав муниципального образования города Казани), органом местного самоуправления является Исполнительный комитет.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 39 Устава муниципального образования города Казани в структуру Исполнительного комитета входят территориальные и отраслевые (функциональные) органы.

Территориальные органы Исполнительного комитета обеспечивают реализацию вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий на территориях районов города Казани.

Согласно частей 1, 3 статьи 38 Устава муниципального образования города Казани, Исполнительный комитет является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Казани, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Казани федеральными законами и законами Республики Татарстан.

Расходы на обеспечение деятельности Исполнительного комитета предусматриваются в бюджете города Казани отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В соответствии с частями 2, 16 статьи 40 Устава муниципального образования города Казани в полномочия Исполнительного комитета, среди прочего, входят в сфере управления муниципальной собственностью: осуществление формирования муниципальной собственности; управление муниципальной собственностью города Казани; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; решения вопросов создания, приобретения и использования объектов муниципальной собственности; осуществление функций и полномочий учредителя муниципальных унитарных предприятий и учреждений города Казани и полномочия собственника имущества муниципальных унитарных предприятий и учреждений города; решение вопросов создания, приобретения и использования объектов муниципальной собственности; в сфере земельных отношений: осуществление работ по формированию земельных участков; предоставление в установленном порядке в собственность земельных участков в границах города Казани.

Согласно пункту 1.2 Решения Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 года «О Муниципальном казенном учреждении «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани, Администрация является территориальным органом ИК МО г. Казани.

В соответствии с пунктами 3.1.31, 3.1.53, 3.1.75 в полномочия Администрации как территориального органа Исполнительного комитета города Казани, помимо прочего, входит: принятие участия в формировании земельных участков, расположенных на территории районов; осуществление приёма заявлений и необходимых документов, подготовка проектов муниципальных правовых актов по вопросам предоставления земельных участков, занимаемых зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими на праве собственности гражданам; осуществления подготовки муниципальных правовых актов о подготовке проекта межевания территории многоквартирных домов, о назначении общественных обсуждений по проекту межевания территории многоквартирных домов, об утверждении проекта межевания территории многоквартирных домов.

Оценив доказательства по делу, заслушав участников процесса, суд полагает, что ответ, выраженный в письме исполняющего обязанности заместителя главы – начальник отдела внешнего благоустройства и строительства МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» ФИО2 от 17 февраля 2022 года является необоснованным и подлежит признанию незаконным.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

Однако, учитывая, что вопрос о предоставлении земельного участка в собственность, исходя из полномочий, отнесено к ИК МО г. Казани, при этом МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» является непосредственным исполнителем муниципальной услуги и входит в состав территориальных органов ИК МО г. Казани, суд в целях восстановления нарушенных прав административного истца возлагает обязанность повторно рассмотреть заявление И.А. ФИО1 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность за плату.

Установленный пунктом 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока для обращения в суд с административными требованиями, административным истцом, срок не пропущен.

Таким образом, административные исковые требования И.А. ФИО1 к ИК МО г. Казани, МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани», исполняющему обязанности заместителя главы – начальнику отдал внешнего благоустройства и строительства МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» ФИО2 о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании повторно рассмотреть заявление, подлежат частично удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 к исполнительному комитету муниципального образования города Казани, муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани», исполняющему обязанности заместителя главы – начальнику отдал внешнего благоустройства и строительства муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО2 о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании повторно рассмотреть заявление, удовлетворить частично.

Признать незаконным ответ, выраженный в письме исполняющего обязанности заместителя главы – начальник отдела внешнего благоустройства и строительства муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО2 от 17 февраля 2022 года по заявлению от 29 декабря 2021 года (зарегистрированного 21 января 2022 года входящий ) о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером .

Обязать муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани», исполнительный комитет муниципального образования города Казани, в пределах полномочий, установленных законодательством в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность за плату.

Сообщить об исполнении решения в адрес Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан и в адрес ФИО1 в течение месяца со дня исполнения решения суда.

Административные исковые требования ФИО1 к муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании повторно рассмотреть заявление, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Д.И. Саматова

Справка: мотивированное решение суда изготовлено 12 июля 2022 года.

Решение12.09.2022