ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-276/20 от 10.08.2020 Баргузинского районного суда (Республика Бурятия)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 августа 2020 года с. Баргузин

Баргузинский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Ивахиновой Э.В., при секретаре Содноповой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к судебному приставу-исполнителю Межрайоного ОСП по ИОИП Управления федеральной службы судебных приставов России по РБ, Межрайонному ОСП по ИОИП Управления Федеральной службы судебных приставов России по РБ о признании незаконным и отмене Постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по РБ ФИО1 от 10.03.2020,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в Баргузинский районный суд РБ с административным иском Енисейское бассейновое водные управления Федерального агентства водных ресурсов к судебному приставу-исполнителю Межрайоного ОСП по ИОИП Управления федеральной службы судебных приставов России по РБ, Межрайонному ОСП по ИОИП Управления Федеральной службы судебных приставов России по РБ просит признать не законным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по РБ ФИО1 от 10.03.2020 об отказе в удовлетворении ходатайства Енисейское бассейновое водные управления Федерального агентства водных ресурсов об окончании исполнительного производства в связи с исполнением решения Баргузинского районного суда от 31.03.2017 года.

Иск мотивирован тем, что в соответствии с исполнительным документом ФС от 25.12.2017, выданным на основании решения Баргузинского районного суда от 31.03.2017 года на Енисейское БВУ возложено - принять меры к размещению на внутренних водных путях озера Байкал в границах Республики Бурятия пунктов приема для накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов в срок 01.12.2017 года. 28 февраля 2020 года Енисейским БВУ в адрес Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республики Бурятия было направлено письмо с информацией о выполнении решения Баргузинского суда и заявлено ходатайство о признании решения Баргузинского районного суда от 31 марта 2017 года исполненным и о прекращении исполнительного производства. 10 марта 2020 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республики Бурятия ФИО1 (далее пристав-исполнитель) вынесено Постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) Енисейского БВУ об окончании исполнительного производства в связи с его исполнением. Постановление поступило в Енисейское БВУ 26 марта 2020 года.

Указанное Постановление считают незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям:

1) В основании для отказа в удовлетворении ходатайство, судебный пристав-исполнитель указал, что решение Баргузинского суда не исполнено в полном объеме, так как факт обращение Енисейского БВУ в другие организации не является подтверждением исполнения решения суда.

Требования судебного пристава-исполнителя не соответствуют требованиям, установленным в решении Баргузинского районного суда от 31 марта 2017 года.

В решении суда от 31.03.2017 года указано, что Енисейское БВУ обязано «принять меры к размещению пунктов...», однако перечень мер не установлен, что подразумевает принятие Енисейским БВУ мер в рамках предоставленных ему полномочий.

В соответствии с Федерального закона «Об исполнительном производстве» (от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ), решение суда должно быть исполнено должником, указанным в исполнительном документе непосредственно.

В связи с тем, Енисейское БВУ, как территориальный орган федерального органа исполнительной власти финансируется только из федерального бюджета, а главным распорядителем бюджетных средств Енисейского БВУ являются Росводресурсы, то Енисейское БВУ не может самостоятельно строить пункты накопления, а только при условии их финансирования Росводресурсами. Однако Баргузинский районный суд в 2017 году не привлекал к делу Росводресурсы и не возлагал на них обязанности финансирования строительства пунктов накопления. Поэтому, Енисейским БВУ могли быть приняты меры только организационного характера. Факт принятие Енисейским БВУ мер по исполнению решения суда от 31 марта 2017 года подтверждено Баргузинским районным судом в решении от 25 октября 2018 года по делу об отмене постановления о взыскании исполнительного сбора, в котором указано, что Енисейским БВУ принимались меры по исполнению решения суда, но согласно лимитов бюджетных обязательств на 2018 финансовый год, средств на принятие мер по размещению пунктов сбора нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов Енисейскому БВУ не выделялось. Росводресурсы, письмом от ДД.ММ.ГГГГ на руководителя УФССП по Республике Бурятия, сообщило об отсутствии финансирования указанных работ, поскольку их финансирование является нецелевым расходованием бюджетных средств и не входит в полномочия Росводресурсов. Заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации ФИО2 (от ДД.ММ.ГГГГ) в ответе Генеральной прокуратуре Российской Федерации указал: «Енисейским БВУ в рамках установленной компетенции приняты исчерпывающие меры по исполнению указанного решения суда». В подтверждении своей позиции («принять меры» это не значит построить пункты приема нефтесодержащих отходов с судов) Енисейское БВУ проинформировало судебного пристава-исполнителя, что Российская Федерация выделила из федерального бюджета Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Байкала-Ангарского бассейна внутренних водных путей» денежные средства на строительство очистительного судна для организации приемки-сдачи отходов, образующихся на судах, в процессе эксплуатации, для целей охраны озера Байкал. Очистительное судно «Георгий Москалев» построено в 2019 году и планируется направить в рейд с открытием навигации 2020 года.

Таким образом, Российская Федерация выполнила свои обязательства, предусмотренные природоохранным законодательством и требование судебного пристава-исполнителя от Российской Федерации построить дополнительные пункты приема отходов не законно.

Енисейское БВУ исполнило решение суда в пределах своих полномочий, предусмотренных Положением о Енисейском БВУ (приказ Росводресурсов № 66 от 11.03.2014) и доведенными бюджетными средствами - приняло меры к размещению на внутренних водных путях озера Байкал в границах Республики Бурятия пунктов приема для накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора.

Судебный пристав-исполнитель ФИО1 не признавая обоснованными обстоятельства, на которые ссылается Енисейское БВУ нарушает Положение о Енисейском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов (утверждено приказом Росводресурсов от 11.03.2014 № 66), статью 26.3. федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (06.10.1999 № 184-ФЗ), статью 13.2 федерального закона «Об отходах производства и потребления», Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2004 года № 282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсах».

Не обоснованный отказ судебного пристава-исполнителя ФИО1 в признании исполнения Енисейским БВУ решения Баргузинского районного суда от 31.03.2017 года приведет к незаконному привлечению Енисейского БВУ к административной ответственности за неисполнение решения суда и наложению административных штрафов. Решение судебного пристава-исполнителя ФИО1 в вышестоящем органе в порядке подчиненности не обжаловалось.

В судебное заседание представительадминистративногоистца не явился, надлежаще извещены, ходатайств об отложении не поступало.

В судебное заседание административные ответчики судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Бурятия ФИО3, Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Бурятия, УФССП РФ по РБ не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,ходатайств об отложении не поступало.

От представителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Бурятия ФИО3, действующей на основании доверенности, ране поступало ходатайство о рассмотрении данного административного иска без их участия в связи с территориальной отдаленности. Также указывали, что с иском не согласны, поскольку в настоящее время в рамках исполнительного производства истцу согласно определению Баргузинского районного суда РБ от 05.06.2020 была предоставлены отсрочка исполнения решения с уда до 30.11.2020. Просят в иске отказать.

В судебное заседание представительФедерального агентства водных ресурсов не явился, надлежаще извещены.

В судебное заседание Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор не явился, надлежаще извещен. Направил возражения относительно исковых требований, в котором ссылаясь на решение Баргузинского районного суда от 31.03.2017, ч. 1 ст. 6.1 ГПК РФ, ст. 13 ГПК РФ, определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2019 N 2163- О статья 46 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод не предполагает возможность по собственному усмотрению выбирать способ его исполнения, указывает, что Енисейским БВУ допущено неверное ограничительное толкование принятого судом решения, выражающееся в возложении, по его мнению, обязанностей лишь по принятию мер в пределах предоставленных полномочий. Судом на ответчика возложены обязанности по размещению на внутренних водных путях озера Байкал в границах Республики Бурятия пунктов приема для накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора в срок до 01.12.2017. Поэтому исполнение судебного акта возможно только путем размещения на внутренних водных путях озера Байкал в границах Республики Бурятия пунктов приема для накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора. Иное толкование противоречило бы принципу неукоснительного исполнения судебных актов, поскольку предполагало бы возможность лишь частичного их исполнения в отсутствие соответствующих положений в самом решении суда. Доводы Енисейского бассейнового водного управления, касающиеся не привлечения к участию в деле Росводресурсов, не возложении на указанное ведомство обязанностей по финансированию строительства пунктов накопления, фактически сводятся к пересмотру вступившего в законную силу решения суда, что противоречит нормам процессуального законодательства. Указанные доводы не могут рассматриваться в ходе административного дела об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя. По мнению Енисейского БВу направление заявок в Росводресурсы о финансировании мероприятия по строительству пунктов накопления свидетельствует о надлежащем исполнении решения суда. Данный довод не основан на нормах действующего законодательства, является неверным толкованием вступившего в законную силу решения суда. Судом по результатам оценки всех представленных доказательств с соблюдением требований процессуального законодательства на Енисейское бассейновое водное управление возложены обязанности по размещению на внутренних водных путях озера Байкал в границах Республики Бурятия пунктов приема для накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора в срок до 01.12.2017. При этом судом возлагаемые обязанности сформулированы конкретно и ясно и не подполагают лишь направление бюджетных заявок, а включают совершение полного комплекса всех необходимых организационных и иных действий, результатом которых явилось бы возведение пунктов накопления. Принятое судом решение об отмене исполнительского сбора не свидетельствует об исполнении в полном объеме и надлежащим образом судебного акта. Заявленные требования об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя фактически направлены на уклонение от исполнение вступившего в законную силу судебного акта, что является грубым нарушением указанных выше процессуальных норм. Просит суд в удовлетворении административного искового заявления Енисейского БВУ отказать.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в редакции от 02.12.2019), постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Из материалов дела следует, решением Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 31.03.2017 постановлено о возложении обязанности на Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов принять меры к размещению на внутренних водных путях озера Байкал в границах Республики Бурятия пунктов приема для накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод, сточных вод, сточных вод и мусора с судов в срок до 01.12.2017.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 31.07.2017 апелляционная жалоба Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов оставлено без удовлетворения. Решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 31.03.2017 отменено в части возложения обязанности на ФГБУ «Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка». Принято новое решение. Отказано в иске ФГБУ «Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка».

Определением Верховного суда Республики Бурятии от 14.12.2017 Енисейское БВУ отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного суда РБ.

Определением Баргузинского районного суда РБ от 05.06.2018 заявление представителя Енисейское БВУ о разъяснении решения суда от 31.03.2017 оставлено без удовлетворения.

Определением Баргузинского районного суда РБ от 05.06.2020 Енисейское БВУ предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.11.2020.

В соответствии ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.

В межрайонном отделе по ИОИП УФССП по Республике Бурятия находится исполнительное производство неимущественного характера -ИП возбужденного судебным приставом исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Бурятия ФИО1 постановлением от 31.01.2018 на основании исполнительного листа ФС выданного Баргузинским районным судом РБ, по делу от 31.07.2017, в отношении должника Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, об обязании Енисейское бассейновое водное управление принять меры к размещению на внутренних водных путях озера Байкал в границах Республики Бурятия пунктов приема для накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод сточных вод, сточных вод и мусора с судов в срок до 01.12.2017.

28.02.2020 в адрес Межрайонного отдела по ИОИП УФССП по Республике Бурятия поступило ходатайство Енисейское БВУ об окончании исполнительного производства в связи с исполнением.

В соответствии ст.64.1 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов. В случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично, либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства. В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

10.03.2020 постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Бурятия ФИО1 в удовлетворении заявления (ходатайства) Енисейское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов отказано, в связи с тем, что решение суда не исполнено в полном объеме. Факты обращения с письмами в адрес других учреждений и организаций не является подтверждением исполнения решения суда. Также пристав ссылается в своем постановлении на ст. 43 п. 2 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Согласно требованиям исполнительного листа Енисейское бассейновое водное управление обязано принять меры к размещению на внутренних водных путях озера Байкал в границах Республики Бурятия пунктов приема для накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод сточных вод, сточных вод и мусора с судов в срок до 01.12.2017.

Как усматривается из представленных материалов не установлено принятие мер к размещению на внутренних водных путях озера Байкал в границах Республики Бурятия пунктов приема для накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов. Подтверждающих документов об исполнении кроме направления писем, заявок, рабочих совещаний и переговоров не представлено. Все предоставленные документы свидетельствуют лишь о перспективе исполнения, а не о самом исполнении.

Обстоятельства, на которые ссылается административный истец в обоснование своего заявления, не являются основанием для прекращения исполнительного производства, не свидетельствуют об утрате возможности исполнения исполнительного листа, поскольку предоставление ЕБВУ принятие мер к размещению на внутренних водных путях озера Байкал в границах Республики Бурятия пунктов приема для накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора,не исключает обязанности административного истца как должника исполнить судебный акт.

При таких обстоятельствах оснований признать не законным, отменить постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОП УФССП России по РБФИО1 от 10.03.2020 об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов о об окончании исполнительного производства в связи с исполнением решения Баргузинского районного суда от 31.03.2017 и признать исполненным Енисейским БВУ решение Баргузинского районного суда от 31.03.2017 года по делу не имеется.

Достоверных доказательств, того, что решение суда не исполнено. Подтверждающих документов об исполнении на момент рассмотрения настоящего дела, и являющихся основанием для окончания исполнительного производства суду не представлено, в связи с чем, требования об окончании исполнительного производства удовлетворению не подлежат, что не препятствует заявителю представить судебному приставу-исполнителю соответствующие документы, свидетельствующие о фактическом исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе в порядке п. 1 ч.1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Поскольку решение вопроса о признании незаконным постановления имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание части 2 статьи 227 КАС РФ, и отсутствие факта нарушения которых влечет безусловный отказ в удовлетворении требований, иное будет противоречить задачам и целям административного судопроизводства.

Руководствуясь статьями 175-180, 227, КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к судебному приставу-исполнителю Межрайоного ОСП по ИОИП Управления федеральной службы судебных приставов России по РБ, Межрайонному ОСП по ИОИП Управления Федеральной службы судебных приставов России по РБ о признании незаконным и отмене Постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по РБ ФИО1 от 10.03.2020, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия судом решения путем подачи апелляционной жалобы через Баргузинский районный суд РБ.

Судья: Э.В. Ивахинова