ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-276/2016 от 06.06.2016 Октябрьского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

6 июня 2016 года г. Октябрьск Самарской области

Октябрьский городской суд Самарской области в составе: председательствующего федерального судьи Бодрова Е.А., при секретаре Ганн А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шварца П. к Нижне-Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области о признании действий незаконными,

у с т а н о в и л:

Шварц П. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным действия Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области, выразившиеся в направлении извещения от 28.04.2016 года о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования участком акватории водного объекта - реки Волги (Саратовское водохранилище) площадью 0,014250 кв.м., расположенного в Самарской области г.о. Октябрьск правый берег р. Волги на 1294 км. от устья р. Волги, со следующими географическими координатами:

С.Ш. В.Д.

53°09"34.2800"" 48°40"11.9501""

53°09"34.6098"" 48°40"14.0399""

53°09"34.3200"" 48°40"15.5197""

53°09"33.6799"" 48°40"15.7797""

53°09"34.9928"" 48°40"24.5925""

53°09"33.4200"" 48°40"25.2198""

53°09"31.5399"" 48°40"12.1196""

для причаливания нефтеналивных судов к нефтеналивному причалу для осуществления погрузо-разгрузочной деятельности и размещения обслуживающих судов, понтонного сооружения и бонов, обязании устранить допущенные нарушения его прав и интересов путем рассмотрения заявления на заключение договора водопользования участком акватории площадью 0,014250 кв.м., расположенного в Самарской области г.о. Октябрьск правый берег р. Волги на 1294 км. от устья р. Волги, со следующими географическими координатами:

С.Ш. В.Д.

53°09"34.2800"" 48°40"11.9501""

53°09"34.6098"" 48°40"14.0399""

53°09"34.3200"" 48°40"15.5197""

53°09"33.6799"" 48°40"15.7797""

53°09"34.9928"" 48°40"24.5925""

53°09"33.4200"" 48°40"25.2198""

53°09"31.5399"" 48°40"12.1196""

в порядке и сроки, установленные «Правилами подготовки и заключения договора водопользования», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 года №165 «О подготовке и заключении договора водопользования», без размещения на сайте сообщения о приеме документов от иных лиц, на предоставление в пользование участка акватории водного объекта, указанного в заявлении, и взыскании судебных расходов.

Из искового заявления следует, что 19 апреля 2016 года Шварц П. обратился в Отдел водных ресурсов по Самарской области НВ БВУ Федерального агентства водных ресурсов в порядке, соответствующем действующему законодательству, с заявлением, составленным по форме, утвержденной Приказом Минприроды РФ от 23.04.2008 года №102, о предоставлении в пользование участка акватории водного объекта - река Волга (Саратовское водохранилище) площадью 0,014250 кв.м., расположенного в Самарской области г.о. Октябрьск правый берег р. Волги на 1294 км. от устья р. Волги, со следующими географическими координатами:

С.Ш. В.Д.

53°09"34.2800"" 48°40"11.9501""

53°09"34.6098"" 48°40"14.0399""

53°09"34.3200"" 48°40"15.5197""

53°09"33.6799"" 48°40"15.7797""

53°09"34.9928"" 48°40"24.5925""

53°09"33.4200"" 48°40"25.2198""

53°09"31.5399"" 48°40"12.1196""

Участок акватории необходим Шварцу П. для причаливания нефтеналивных судов к нефтеналивному причалу для осуществления погрузо-разгрузочной деятельности и размещения обслуживающих судов, понтонного сооружения и бонов. Однако получил отказ в принятии заявления, оформленный письмом от 28.04.2016 года , и сообщено о необходимости подачи заявления по иной форме, установленной Приказом Минприроды РФ от 22.05.2007 года №128 «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование». Данное заявление составляется в случае, когда право на заключение договора водопользования приобретается на аукционе. Шварц П. считает, что данным отказом нарушены его права и законные интересы.

В судебном заседании представитель административного истца Долгополов В.И., действующий по доверенности, заявленные требования уточнил, просил признать незаконными действия Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области, выразившиеся в направлении административному истцу письма от 28.04.2016 об отказе в принятии заявления и требовании подачи заявления по форме, установленной Приказом Минприроды РФ от 22.05.2007 года № 128 «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование», и обязать Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и интересов Шварца П. путем рассмотрения заявления (вх. от 19.04.2016 года) и заключения договора водопользования участком акватории площадью 0,014250 кв.м., расположенного: Самарская область, г.о. Октябрьск, правый берег р. Волги, на 1294 км. от устья р. Волги со следующими географическими координатами:

С.Ш.

В.Д.

48°40"11.9501

48°40"14.0399

48°40" 15.5197

48°40"15.7797

48°40"24.5925

48°40"25.2198

48°40"12.1196

в порядке и сроки, установленные «Правилами подготовки и заключения договора водопользования», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 года № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования» без размещения на сайте сообщения о приеме документов от иных лиц, на предоставление в пользование участка акватории водного объекта, указанного в заявлении, для причаливания нефтеналивных судов к нефтеналивному причалу для осуществления погрузо-разгрузочной деятельности и размещения обслуживающих судов, понтонного сооружения и бонов, и взыскать судебные расходы, дал пояснения аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на административное исковое заявление Шварца П., в соответствии с которым просил в удовлетворении требований Шварца П. отказать.

Согласно ст.289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

При указанных обстоятельствах дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.

Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 12 Водного Кодекса РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью ст. 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

Согласно ст. 16 Водного Кодекса РФ договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с Водным Кодексом РФ (№74-ФЗ от 03.06.2006 года) Отдел водных ресурсов по Самарской области, как структурное подразделение НВ БВУ Федерального агентства водных ресурсов, является органом, уполномоченным государством на заключение договоров водопользования с физическими и юридическими лицами. Порядок заключения договора водопользования (ст. 16 ВК РФ) определен «Правилами подготовки и заключения договора водопользования», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 года №165 «О подготовке и заключении договора водопользования». Правилами Постановления №165 определено, что основанием для начала действия является поступление заявления о предоставлении водного объекта в пользование с прилагаемыми к заявлению документами. Форма заявления утверждена Приказом МПР России от 23.04.2008 года №102 «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование».

В соответствии с п.п.22, 23 Правил Постановления №165 в случае, если подано заявление о предоставлении водного объекта в пользование для использования акватории водного объекта, после проверки документов на комплектность, на соответствие их требованиям законодательства РФ, а также положительной оценки возможности использования водного объекта под заявленные цели, уполномоченный орган обеспечивает размещение на официальном сайте территориального органа Росводресурсов в сети Интернет или опубликование в официальном печатном издании сообщения о приеме документов от других претендентов, которые могут подать заявление в течение 30 дней с момента извещения или опубликования. Если заявлений от других претендентов нет, договор заключается с заявителем в течение 5 дней с даты окончания срока подачи документов.

В случае если имеется несколько претендентов на право заключения договора водопользования для предоставления в пользование акватории водного объекта, он подготавливается к заключению в порядке, установленном «Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 года №230.

Как видно из материалов дела Шварц П. обратился в Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов отдел водных ресурсов по Самарской области с заявлением по форме, утвержденной Приказом Минприроды РФ от 23.04.2008 года №102 «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование».

Судом установлено, что Шварцом П. представлен полный комплект необходимой документации, предусмотренной правилами Постановления №165. Материалами дела подтверждается, что административный ответчик в нарушение требований Правил не провело процедуру рассмотрения заявления, как того требуют п.п.22, 23 Правил.

Доводы административного ответчика о том, что запрашиваемая акватория должна предоставляться в пользование исключительно по результатам аукциона, не могут быть приняты судом во внимание, по следующим основаниям.

Так, административный ответчик ссылается на Правила Постановления №230, которыми определены случаи подачи заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование для использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также случаев, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Однако, критерием, определяющим порядок предоставления акватории согласно постановлению Правительства №230 является «разметка границ акватории водного объекта при размещении на ней чего - либо», а также случаи «предусматривающие обустройство акватории в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности», а не просто любое обустройство.

Цели Шварца П. и порядок использования акватории не отвечает вышеуказанным критериям, разметка акватории и ее обустройство в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не предусматриваются.

Соответственно заявитель вправе был подать заявление по форме, утвержденной Приказом Минприроды РФ от 23.04.2008 года №102 «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование», которое инициирует в свою очередь порядок предоставления акватории, установленный постановлением Правительства №165.

Анализ содержания и требований водного законодательства не содержит запрет на предоставление части акватории по результатам рассмотрения заявлений, поданных соответствующим лицом согласно положениям Правил «Подготовки и заключения договора водопользования», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 года №165.

В соответствии с правилами Постановления №165 водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или собственности муниципальных образований, предоставляются для: а) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; б) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; в) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии.

Таким образом, порядок, установленный правилами Постановления №165, предполагает заключение договора водопользования для использования акваторий водных объектов, в том числе для размещения на этой акватории сооружений. А само заявление по форме №102 содержит графы «с размещением на водном объекте», «площадь акватории, в пределах которой намечается использование водного объекта, кв.м.» и т.д.

Таким образом, возможность применения Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2007 года №230, возникает лишь в случае наличия нескольких претендентов на право заключения договора водопользования для предоставления в пользование акватории водного объекта, поэтому назначение аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования водным объектом без рассмотрения заявления Шварца П. и документов, без размещения на своем официальном сайте в сети Интернет или опубликования в официальном печатном издании сообщения о приме документов от других претендентов на предоставление в пользование акватории водного объекта, указанной им в представленных 19 апреля 2016 года документах, а также о заявленной цели ее использования, месте расположения, наименовании водного объекта и его характеристиках, а также без получения соответствующих документов от претендентов, что предусмотрено Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 года №165, является незаконным.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В ходе судебного разбирательства представитель административного истца представил суду доказательства несоответствия оспариваемого решения, принятого административным ответчиком, закону и нарушение данным решением его прав.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п. 11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В ходе судебного разбирательства административным ответчиком не представлены суду надлежащие доказательства законности, правомерности и обоснованности принятого им решения, отраженного в письме от 28.04.2016 № об отказе в принятии заявления и требовании подачи заявления по форме, установленной Приказом Минприроды РФ от 22.05.2007 года № 128 «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование».

При наличии указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования Шварца П. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-219, 226-227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Шварца П. к Нижне-Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области о признании действий незаконными - удовлетворить.

Признать незаконными действия Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области, выразившиеся в направлении административному истцу письма от 28.04.2016 № об отказе в принятии заявления и требовании подачи заявления по форме, установленной Приказом Минприроды РФ от 22.05.2007 года № 128 «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование».

Обязать Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области рассмотреть заявление Шварца. П. (вх. от 19.04.2016 года) и заключить с ним договор водопользования в порядке и сроки, установленные «Правилами подготовки и заключения договора водопользования», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 года № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования», без размещения на сайте сообщения о приеме документов от иных лиц, на предоставление в пользование участка акватории водного объекта площадью 0,014250 кв.м., расположенного: Самарская область, г.о. Октябрьск, правый берег р. Волги, на 1294 км. от устья р. Волги, со следующими географическими координатами: (С.Ш.- северная широта; В.Д. - восточная долгота:

С.Ш.

В.Д.

48°40"11.9501

48°40"14.0399

48°40" 15.5197

48°40"15.7797

48°40"24.5925

48°40"25.2198

48°40"12.1196

для причаливания нефтеналивных судов к нефтеналивному причалу для осуществления погрузо-разгрузочной деятельности и размещения обслуживающих судов, понтонного сооружения и бонов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд в течение месяца.

Председательствующий: судья = Е.А. БОДРОВ =