Решение
Именем Российской Федерации
14 мая 2018 года поселок Нижний Ингаш
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Смольской Т.С.,
при секретаре Парчевской О.В.,
с участием: представителя административного истца – старшего помощника прокурора Нижнеингашского района Красноярского края Крюковой В.В., представителя административного ответчика – ФИО1 (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-276/2018 по административному исковому заявлению прокурора Нижнеингашского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий по организации ритуальных услуг,
установил:
Прокурор Нижнеингашского района обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит (с учетом уточнений заявленных требований) признать незаконным бездействие администрации поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края по решению вопросов местного значения, выразившееся в ненадлежащей организации похоронного дела на территории муниципального образования; обязать администрацию поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, определить порядок формирования и полномочия попечительского (наблюдательного) совета, установить порядок предоставления земельного участка для погребения умершего.
Свои заявленные административные требования мотивирует тем, что прокуратурой Нижнеингашского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства об организации похоронного дела и содержании мест захоронения. Проверкой было установлено, что полномочия по решению вопросов местного значения в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения надлежащим образом не исполняются. Не обеспечиваются права граждан по оказанию ритуальных услуг специализированными службами на безвозмездной основе. Ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и затрагивает интересы всего населения, включает в себя деятельность по оказанию ритуальных, юридических, производственных, обрядовых и иных сопутствующих услуг, связанных с созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения, а также организацией и проведением похорон. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселений. Реализация полномочий органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг обеспечивается принятыми нормативно-правовыми актами, на основании которых на специализированные службы по вопросам похоронного дела возлагается исполнение основного перечня услуг населению, связанных с погребением. В нарушение вышеуказанных требований законодательства, на территории муниципального образования специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана. Кроме того, не созданы попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела, не определены порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов. Отсутствие специализированных служб по вопросам похоронного дела не дает возможности реализовывать положения ст. ст. 9, 25, 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», в частности регулировать стоимость и контролировать качество предоставляемых услуг населению. Отсутствие попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела не позволяет осуществлять общественный контроль за деятельностью в сфере похоронного дела. Кроме того, согласно ст. 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным зaкoнoдaтeльством. В нарушение вышеуказанных требований законодательства в муниципальном образовании административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт предоставления данной муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для погребения умершего, не утвержден. Прокуратурой района 13.10.2017 года в адрес главы поселка Нижний Ингаш вносилось представление об устранении нарушений законодательства об организации похоронного дела и содержании мест захоронения. Вместе с тем, до настоящего времен, вышеуказанные нарушения администрацией поселка Нижний Ингаш не устранены.
В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора Крюкова В.В., заявленные требования с учетом уточнений, поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского сельсовета – ФИО1 (полномочия проверены), в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями согласен.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В силу п. 22 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению.
Указанные выше услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (ч. 2).
Статьей 12 ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
В силу п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 г. № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Цель создания специализированных служб по вопросам похоронного дела заключается в обеспечении государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления (ст. 25 ФЗ «О погребении и похоронном деле»).
В соответствии с положениями ст. 29 указанного Закона органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Порядок деятельности таких служб определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Согласно ст. 27 ФЗ «О погребении и похоронном деле» для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела.
В соответствии со ст. 27 и 29 указанного закона, законодатель прямо закрепил обязанность для органов местного самоуправления нормативно определить порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов. Принятие на уровне субъекта РФ нормативно-правовых актов регламентирующих порядок формирования и полномочия данных советов, само по себе не освобождает от аналогичной обязанности органы местного самоуправления.
Таким образом, попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела представляют собой постоянно действующие общественные коллегиальные органы, создаваемые при органах местного самоуправления, контролирующие проведение в жизнь государственной политики в сфере похоронного дела, обеспечение гражданам равных возможностей в реализации своих прав, гарантий исполнения их волеизъявления о погребении с учетом обычаев и традиций.
Кроме того, в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации. Земельные участки, отнесены к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Частью 4 статьи 27 ЗК РФ установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.
В силу ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно ч. 2 ст. 15 Закона места погребения по принадлежности могут быть либо государственными либо муниципальными.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В соответствии со ст. 16 этого же Закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ следует, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведения прокурорской проверки исполнения законодательства об организации погребения и похоронного дела в деятельности администрации поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края выявлено, что на территории муниципального образования поселок Нижний Ингаш Нижнеингашского района специализированная служба по вопросам похоронного дела административным ответчиком не создавалась. Кроме того, в судебном заседании установлено, что на территории поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района имеются кладбища.
Исходя из толкования Федерального закона № 131-ФЗ, на органы местного самоуправления возложено не оказание ритуальных услуг, а создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг в условиях свободного выбора их исполнителя.
В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагаются на соответствующие органы.
В ходе рассмотрения дела административным ответчиком суду не представлено доказательств, подтверждающих, что органом местного самоуправления администрацией поселка Нижний Ингаш были предприняты необходимые меры к реализации вышеуказанных положений Федерального закона, а так же к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению, а именно возможности выбора исполнителя ритуальных услуг.
Отсутствие подобной специализированной службы нарушает права жителей поселения и неограниченного круга лиц на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции. Обязанность организации таких служб органами местного самоуправления поселений предусматривается приведенными выше нормами.
Кроме того, судом установлено, что ответчиком порядок формирования и полномочия попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела, не определены. Доказательств обратного, суду не представлено. Изложенное подтверждает наличие незаконного бездействия со стороны органа местного самоуправления и, в свою очередь, нарушает права граждан на обеспечение общественного контроля за равными возможностями граждан в реализации прав, гарантий исполнения их волеизъявления о погребении с учетом обычаев и традиций.
Предоставление (отвод) земельного участка для размещения места погребения (муниципальная услуга) осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, Федеральным законом от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
На основании ст. ст. 3, 13 указанного Федерального закона административные регламенты в отношении государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, разрабатываются и утверждаются на уровне соответственно субъекта Российской Федерации и муниципального образования в форме региональных или муниципальных нормативных правовых актов.
Вместе с тем административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт предоставления данной муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для погребения умершего не утвержден.
Оценивая вышеизложенное в совокупности, суд находит заявленные прокурором Нижнеингашского района Красноярского края исковые требования к административному ответчику о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений,- обоснованными и подлежащими удовлетворению, усматривая в бездействии администрации поселка Нижний Ингаш нарушение прав неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд вправе указать определенные сроки его исполнения в соответствии с характером соответствующих требований.
В данном случае, с учетом характера и степени сложности обязывающего действия, объема организационно-правовых мероприятий, необходимых для его исполнения, суд полагает возможным определить указанный срок - в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 46, 175-180,227 КАС РФ, суд,
решил:
исковые требования прокурора Нижнеингашского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края по решению вопросов местного значения, выразившееся в ненадлежащей организации похоронного дела на территории муниципального образования.
Обязать администрацию поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
создать специализированную службу по вопросам похоронного дела;
определить порядок формирования и полномочия попечительского (наблюдательного) совета;
установить порядок предоставления земельного участка для погребения умершего.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд в месячный срок со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: