ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-276/2024 от 19.01.2024 Салаватского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело №2а-276/2024 (2а-3595/2023)

03RS0004-01-2023-004344-83

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2024 года г. Салават

Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Салимзянова С.М.,

при секретаре судебного заседания Кузьминой А.Ю.,

с участием заместителя прокурора Валитова Р.У., представителя ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по РБ по доверенности Рахмангуловой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Башкирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Башкортостан Золотарёва Е.В. в интересах неопределённого круга лиц к Федеральному казённому учреждению Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Республике Башкортостан о признании бездействия ответчиков незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Башкирский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Башкортостан Золотарёв Е.В. в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском к Федеральному казённому учреждению Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Республике Башкортостан о признании бездействия ответчиков незаконными, просит признать бездействие Федерального казённого учреждения Исправительная Колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Башкортостан, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан, выразившееся в несоблюдении требований ст.ст. 1, 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», ст.ст. 2, 8, 11, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 10, ч. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, п.п. 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр, незаконным.

Обязать Федеральное казенное учреждение Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения федерального законодательства, оборудовать запираемые помещения карантинного отделения, штрафного изолятора, помещения камерного типа строгих условий отбывания наказания, единое помещение камерного типа, общежития отрядов ... Федерального казенного учреждения Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Башкортостан горячим водоснабжение.

В обоснование указано на то, что Башкирской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Башкортостан проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, уголовно-исполнительного законодательства в деятельности Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан», в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства в сфере материально-бытового обеспечения осужденных.

В судебном заседании заместитель прокурора Валитов Р.У. заявленные требования поддержал. Просил удовлетворить. Дал соответствующие пояснения. 00.00.0000 было вынесено представление. В настоящее время нарушения не устранены.

Представитель ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по РБ по доверенности Рахмангулова А.И. в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать. Поддержала доводы, указанные в возражении на административное исковое заявление. Пояснила, что 00.00.0000 заключен государственный контракт для поставки водонагревателя. В настоящее время водонагреватель установлен и обеспечено общежитие отрядов ... горячим водоснабжением. Согласно технической документацией помещения камерного типа построены 00.00.0000, здание штрафного изолятора построено 00.00.0000, в связи, с чем в настоящее время не представляется возможным произвести реконструкцию системы водоснабжения, при этом это может быть произведено только за счет средств федерального бюджета.

В судебное заседание представитель административного ответчика Управление Федеральной службы исполнения наказания по Республике Башкортостан не явился, извещён надлежащим образом, потому суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

На основании статьи 150, части 6 статьи 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Статьей 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

Согласно пункту 4 данного постановления нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» (далее – Закон от 21.07.1993 № 5473-1) установлено, что одним из принципов деятельности уголовно-исполнительной системы является уважение прав человека.

В соответствии со ст. 13 Закона от 21.07.1993 № 5473-1 учреждения, исполняющие наказания, обязаны: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 2, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти, организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ наделяет граждан правом на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ определено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

На основании ч.ч. 1, 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Пунктами 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр, установлено, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением согласно требованиям действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к технологическому оборудованию, санитарно-техническим приборам, требующим обеспечение горячей водой.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в запираемых помещениях карантинного отделения, штрафного изолятора, помещениях камерного типа строгих условий отбывания наказания, единого помещения камерного типа, общежитиях отрядов ... ИК-4 отсутствует горячее водоснабжение, администрацией ИК-4 в период с 00.00.0000 по настоящее время нарушаются вышеуказанные требования законодательства.

В целях устранения выявленных нарушений в сфере материально-бытового обеспечения Башкирской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Башкортостан в адрес ИК-4 00.00.0000 внесено представление, однако до настоящего времени указанным исправительным учреждением и Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан (далее - УФСИН России по РБ) нарушения не устранены. Реальные действенные мероприятия для оборудования помещений карантинного отделения, штрафного изолятора, камерного типа строгих условий отбывания наказания, единого помещения камерного типа, общежитий отрядов ... 10 ИК-4 горячим водоснабжением не осуществлены, что подтверждается ответом на представление от 00.00.0000, дополнительным ответом на представление от 00.00.0000, справкой от 00.00.0000.

Также в ходе рассмотрения дела установлено, что 00.00.0000 исх. ... ФКУ ИК-4 УФСИН России по РБ в лице врио начальника Климкович И.О. обратилось к заместителю начальника УФСИН России по РБ Макотину Е.В., просит выделить денежные средства в размере 670000 рублей для приобретения необходимого материала.

00.00.0000 исх. ... ФКУ ИК-4 УФСИН России по РБ в лице начальника Розум В.А. обратилось к начальнику УФСИН России по РБ Дзюбе В.В., направило предложение для формирования Годового плана капитального и текущего ремонта объектов учреждений УФСИН Росси по РБ, перечень объектов ФКУ ИК 4 УФСИН Росси по РБ в соответствии с прилагаемой формой.

00.00.0000 заключен государственный контракт для поставки водонагревателя.

Согласно счет – фактуре от 00.00.0000 водонагреватель доставлен в ФКУ ИК – 4 УФСИН России по РБ.

Согласно технической документацией помещения камерного типа построены 00.00.0000, здание штрафного изолятора построено 00.00.0000.

Однако невыполнение ФКУ ИК -4 УФСИН России по РБ, УФСИН России по РБ требований федерального законодательства по соблюдению норм материально-бытового обеспечения ставит под угрозу право осужденных на охрану здоровья.

В соответствии с пп. 2 п. 15 Положения об УФСИН России по РБ, утвержденного приказом директора Федеральной службы исполнения наказаний России от 11.06.2015 № 518 (приложение № 3), УФСИН России по РБ осуществляет: меры по укреплению и развитию материально-технической базы Управления и подведомственных учреждений, материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, а также согласно пп. 1 п. 15 данного Положения обеспечивает условия содержания осужденных в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания.

ФКУ ИК-4 УФСИН России по РБ является юридическим лицом и функционирует в соответствии с Уставом, утвержденным приказом Федеральной службы исполнения наказаний России от 00.00.0000....

Согласно п.п. 2.1 и 2.5.2 Устава предметом и целями деятельности ИК-4 является, в том числе обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание указанным лицам условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. ИК-4 осуществляет материально-бытовое, медико-санитарное обеспечение осужденных, реализует исполнение санитарно-гигиенических требований, направленных на охрану их здоровья.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования о признании бездействие Федерального казенного учреждения Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан», Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан, выразившееся в несоблюдении требований ст.ст. 1, 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», ст.ст. 2, 8, 11, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 10, ч. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, п.п. 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр незаконными, являются обоснованными.

При этом исковые требования административного истца об обязании Федеральное казенное учреждение Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения федерального законодательства, оборудовать запираемые помещения карантинного отделения, штрафного изолятора, помещения камерного типа строгих условий отбывания наказания, единое помещение камерного типа, общежития отрядов ... Федерального казенного учреждения Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Башкортостан горячим водоснабжение в части сроков устранения, суд считает не обоснованными и подлежат увеличению до 6 месяцев с момента вступления в законную силу, учитывая мнение представителя ответчика.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Башкирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Башкортостан Золотарёва Е.В. в интересах неопределённого круга лиц к Федеральному казённому учреждению Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Республике Башкортостан о признании бездействия ответчиков незаконными – удовлетворить частично.

Признать бездействие Федерального казенного учреждения Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан, выразившееся в несоблюдении требований ст.ст. 1, 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», ст.ст. 2, 8, 11, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 10, ч. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, п.п. 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр, незаконным.

Обязать Федеральное казенное учреждение Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения федерального законодательства, оборудовать запираемые помещения карантинного отделения, штрафного изолятора, помещения камерного типа строгих условий отбывания наказания, единое помещение камерного типа Федерального казенного учреждения Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Башкортостан горячим водоснабжение.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Салаватский городской суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья, подпись С.М. Салимзянов

Решение в окончательной форме изготовлено 26.01.2024

Верно: судья С.М. Салимзянов

Решение не вступило в законную силу 26.01.2024 секретарь суда_______

Решение вступило в законную силу______________ секретарь суда_______

Судья_______________ С.М. Салимзянов

Подлинник решения подшит в материалы административного дела № 2а-276/2024 (2а-3595/2023) Салаватского городского суда Республики Башкортостан