ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2770/2021 от 15.07.2021 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

КОПИЯ

УИД: 59RS0004-01-2021-003659-28

Дело № 2а-2770/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Пермь 15 июля 2021 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Манько А.В.,

при секретаре Елоховой А.С.,

с участием представителя Беркутова А.С. – Кабанова А.В., действующего на основании доверенности,

представителя Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми Голошвили Л.И., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Беркутова ФИО13 к Министерству социального развития Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми о признании приказа Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми № от 12 апреля 2021 об отказе в выдаче разрешения на отчуждение ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, принадлежащей несовершеннолетнему Беркутову ФИО14 незаконным, возложении обязанности,

установил:

Беркутов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству социального развития Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми (далее по тексту - ТУ Минсоцразвития) о признании незаконным приказа № от 12.04.2021 г., возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований Беркутов А.С. указывает о том, что 26.03.2021 г. в адрес Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми он направил заявление о выдаче разрешения на отчуждение квартиры по адресу: <Адрес> по цене 2 750 000 рублей, в которой ? доли принадлежит несовершеннолетнему Беркутову ФИО15 10.09.2010 года рождения. Приказом № Минсоцразвития от 12.04.2021 г. ему отказано в выдаче разрешения на отчуждение ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, принадлежащей несовершеннолетнему Беркутову А.А.

Данный приказ является незаконным и подлежащим отмене, поскольку п.1 ч.4 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» прямо предусмотрена возможность отчуждения недвижимого имущества подопечного при перемене места жительства подопечного. Несовершеннолетний ФИО1 является его сыном. С 2020 года семья Беркутовых в количестве пяти человек, включая несовершеннолетнего Беркутова А.А., постоянно проживает по адресу: <Адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации несовершеннолетнего по указанному адресу, справками с места работы ФИО3, А.С., справкой с места учебы ФИО1

К заявлению от 26.03.2021 г. приложены договор долевого участия № от 10.02.2021 г., в соответствии с которым Беркутовой О.А. приобретена в ипотеку трехкомнатная квартира по адресу: <Адрес>, микрорайон Южный, <Адрес>, нотариальное согласие на выделение доли в указанной квартире несовершеннолетнему Беркутову А.А., справка об открытии лицевого счета на имя несовершеннолетнего Беркутова А.А. для перечисления 687 500 руб., вырученных от продажи ? доли квартиры по адресу: <Адрес>. При продаже квартиры полностью соблюдены интересы несовершеннолетнего ребенка. Действия, предпринятые для смены местожительства семьи ФИО12, однозначно указывают на заинтересованность родителей в развитии способностей своих детей, получение широких возможностей для такого развития. Переезд из <Адрес> на постоянное место жительства в <Адрес> и покупка квартиры повышает уровень жилищных условий семьи ФИО12. Отказ в разрешении на отчуждение квартиры по адресу: <Адрес> негативно влияет на интересы двух других детей: несовершеннолетней дочери ФИО4 2017 года рождения, ФИО5 2002 года рождения, являющейся студенткой 2 курса МГУ им. ФИО9. Квартира по адресу: <Адрес> фактически не используется для проживания, финансово обременяет семью необходимостью оплаты коммунальных платежей. Отказывая в выдаче разрешения на отчуждение квартиры, ответчик ссылается на Административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних, однако указанный регламент устанавливает процедуру подачи заявлений о выдаче разрешений, порядок и сроки административных процедур, образцы заявлений, то есть не может подменять собой положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», содержащий исчерпывающий перечень оснований получения разрешения на отчуждение недвижимого имущества несовершеннолетнего.

С учетом изложенного, ФИО2 просит:

-признать незаконным приказ Территориального управления Министерства социального развития <Адрес> от 12.04.2021г. об отказе в выдаче разрешения на отчуждение ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, принадлежащей несовершеннолетнему ФИО1;

- возложить обязанность на ТУ Минсоцразвития выдать разрешение на отчуждение ? доли в праве общей долевой собственности.

Определением Ленинского районного суда г. Перми от 31.05.2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Беркутова О.А., Беркутова К.А.

Определением суда в протокольной форме 21 июня 2021 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г. Перми.

Административный истец в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве настаивает на удовлетворении заявленных требований и просит рассмотреть дело без его участия.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, в судебном заседании пояснил о том, что Территориальным управлением Министерства социального развития <Адрес> неправильно толкуются положения ст. 20 «Об опеке и попечительства», в котором прямо говорится о том, что орган опеки обязан выдать разрешение в случае отчуждения жилого помещения, принадлежащего подопечному, при перемене места жительства подопечного. В данном случае произошла перемена места жительства ребенка, он переехал жить вместе со своей семьей в <Адрес>, это столица и более развитый город, чем <Адрес>. В <Адрес> он учится в школе, обеспечен жильем, там живут его родные сестры и родители, которое приобрели по договору участия в долевом строительстве квартиру, равнозначную по площади квартире по адресу: <Адрес>, а его мать нотариально удостоверила свою обязанность зарегистрировать право собственности в новой квартире за несовершеннолетним ФИО1 Никаких оснований для сомнений в намерениях родителей ФИО1 улучить жилищные условия своего ребенка не имеется. В настоящее время помимо расходов на обучение старшей дочери в университете, семья ФИО12 несет дополнительные расходы по оплате коммунальных платежей за квартиру в доме по <Адрес>, что негативно отражается на их финансовом положении. Продажа квартиры поможет погасить семье ФИО12 частично долг по ипотеке и снизить размер ежемесячный платежей по кредиту, что благоприятно отразиться на их финансовом положении. Таким образом, оспариваемый приказ нарушает не только права и интересы административного истца, но и его детей.

Представитель ТУ Минсоцразвития в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, вынесен в соответствии с действующим законодательством, направлен на защиту имущественных интересов несовершеннолетнего ФИО1

Согласно письменных возражений ТУ Минсоцразвития стандарт предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних предусмотрен Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних, утвержденным приказом Министерства социального развития <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-33-01-02-143. Административным регламентом предусмотрена возможность отчуждения жилого помещения несовершеннолетнего при условии приобретения в собственность несовершеннолетнего другого жилого помещения, перечисления денежных средств на счет, открытый на его имя, в связи с имеющимся в собственности несовершеннолетнего иным жилым помещением. Результатом выполнения административной процедуры является вручение заявителю приказа о выдаче разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетнего либо приказа об отказе в предоставлении госуслуги.

ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление ФИО2 и ФИО3 о разрешении на отчуждение ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью 75,7 кв.м. по адресу: <Адрес>, принадлежащей несовершеннолетнему ФИО1 С заявлением представлены документы, которые рассмотрены на предмет установления наличия либо отсутствия обстоятельств, препятствующих выдаче разрешения на сделку с имуществом несовершеннолетнего ФИО1, а также на предмет соответствия п. 2.6 Административного регламента. При рассмотрении документов установлено, что многодетная семья ФИО12, состоящая из пяти человек, продает единственное жилое помещение – квартиру по адресу: <Адрес>; срок передачи застройщиком квартиры в строящемся жилом <Адрес> участнику долевого строительства – не позднее ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее ввода жилого дома в эксплуатацию; семья ФИО12 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <Адрес>, регистрация носит временный характер; квартира по указанному адресу явялется однокомнатной, жилой площадью 19,4 кв.м, что ухудшает жилищные условия несовершеннолетнего ФИО1; представленный договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ не содержит условий о том, что с нанимателем ФИО2 в жилое помещение не вправе вселяться члены его семьи, что также умаляет жилищные права несовершеннолетнего; квартира во вновь строящемся доме оплачивается с использованием кредитных денежных средств в сумме 5 000 000 руб., обеспечением исполнения обязательств по договору является залог имущества-предмета ипотеки; предмет ипотеки приобретается исключительно в личную собственность заемщика ФИО3; договор банковского вклада от ДД.ММ.ГГГГ оформлен с условием «до востребования», что не предполагает безусловную обязанность родителей по приобретению в собственность несовершеннолетнего иного жилого помещения. По результатам рассмотрения заявления и документов ТУ Минсоцразвития издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении госуслуги, поскольку не представлены документы, подтверждающие наличие, приобретение несовершеннолетнему ФИО1 другого жилого помещения. Отчуждение ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <Адрес> не отвечает интересам несовершеннолетнего и приведет к ущемлению его жилищных и имущественных прав, ввиду того, что указанная ? доли является единственным жилым помещением, принадлежащим несовершеннолетнему на праве общей долевой собственности. Законодатель разрешает отчуждение имущества при условии приобретения иного жилого помещения, которое будет являться постоянным местом жительства подопечного, и будет принадлежать ему на том же праве, что и отчуждаемое (л.д.17-24, том 2).

Министерство социального развития Пермского края в судебное заседание представителя не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Беркутова О.А. в письменном ходатайстве поддерживает заявленные требования, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Заинтересованное лицо Беркутова К.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела судом извещалась.

Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика - ТУ Минсоцразвития, оценив доводы, изложенные в исковом заявлении, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления, в силу следующего.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Приказом Министерства социального развития <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних (далее по тексту - Регламент)

Согласно п.п. 1.1, 2.4, 2.6, 2.6.1, 2.6.4, 2.9, 3.2.5 Регламента, он разработан в целях повышения качества предоставления государственной услуги и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) по предоставлению государственной услуги, порядок и формы контроля предоставления государственной услуги, порядок и формы обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих, участвующих в предоставлении государственной услуги.

Предметом регулирования настоящего регламента является государственная услуга по выдаче разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних (п. 1.1.).

Общий срок предоставления (отказа в предоставлении) государственной услуги по выдаче разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних составляет 15 дней с момента поступления заявления и полного комплекта документов, указанных в пункте 2.6 регламента (п. 2.4.).

Для получения государственной услуги заявителю необходимо предоставить в территориальное управление Министерства по месту жительства следующие документы:

а) заявление о разрешении на совершение сделки (приложения 3-20 к настоящему регламенту);

б) документ, удостоверяющий личность (паспорт);

в) свидетельство о рождении несовершеннолетнего до 14 лет;

г) письменное согласие сособственников жилья на отчуждение жилого помещения и (или) земельного участка;

е) документы-основания, указанные в свидетельстве о государственной регистрации права собственности, выписке из единого государственного прав на недвижимое имущество и сделок с ним на отчуждаемое и приобретаемое жилое помещение, земельный участок;

ё) договор приватизации, купли-продажи, мены, дарения на отчуждаемое и приобретаемое жилое помещение;

ж) справка (развернутая) о лицах, состоящих на регистрационном учете, либо выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, копия финансового лицевого счета с места жительства на отчуждаемое и приобретаемое жилое помещение;

з) технический паспорт (кадастровый паспорт) либо экспликация жилого помещения (план, оценка) на отчуждаемое и приобретаемое жилое помещение;

к) справка из кредитной организации о предоставлении ипотечного кредита, с указанием адреса приобретаемого жилого помещения, суммы кредита, размера доли, выделяемой несовершеннолетнему;

л) сберегательная книжка, открытая на имя несовершеннолетнего (в случае если денежные средства от продажи имущества перечисляются на счет);

м) справка о рыночной стоимости жилого помещения (земельного участка), выданная лицом (организацией), уполномоченным на осуществление оценочной деятельности (2.6.).

В предоставлении государственной услуги отказывается в случаях, если заявителем в течение 15 рабочих дней с момента получения информации о некомплектности документов не представлены документы, установленные пунктом 2.6 настоящего регламента (2.9.).

Территориальное управление Министерства в течение 15 дней со дня поступления документов, предусмотренных пунктом 2.6 настоящего Регламента, на основании указанных документов:

- принимает решение о выдаче разрешения на совершение сделки с имуществом несовершеннолетнего либо об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием причин отказа;

- изготавливает приказ территориального управления Министерства о выдаче разрешения на совершение сделки с имуществом несовершеннолетнего либо приказ территориального управления Министерства об отказе в предоставлении государственной услуги (исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги изложен в пункте 2.9 настоящего Регламента);

- направляет (вручает) заявителю приказ территориального управления Министерства о выдаче разрешения на совершение сделки с имуществом несовершеннолетнего либо приказ территориального управления Министерства об отказе в предоставлении государственной услуги.

Результатом выполнения административной процедуры является выдача разрешения на совершение сделки с имуществом несовершеннолетнего либо приказ территориального управления Министерства об отказе в предоставлении государственной услуги (п. 3.2.5).

Согласно ст.ст. 35, 40 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с п.1 ст. 64 СК РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Согласно ч. 3 ст.60 СК РФ ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 28 ГК РФ за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 ст. 37 ГК РФ предусмотрено, что опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Как следует из материалов дела, Беркутов ФИО16 и Беркутова ФИО17 являются родителями ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копиями свидетельств о рождении, о заключении брака (л.д.71-74).

Несовершеннолетнему Беркутову А.А., Беркутову А.С., Беркутовой О.А., Беркутовой К.А. принадлежат по ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 75,7 кв.м по адресу: <Адрес>, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права, выпиской из ЕГРН (л.д.89-96,97-100).

Указанная квартира приобретена семьей ФИО12, в том числе с использованием средств материнского капитала.

По данному адресу постоянно зарегистрированы: Беркутовы А.С., О.А. и их дети: Беркутов Арсений, Беркутова Ксения, Беркутова Есения (л.д. 76, 118).

ФИО2 и ФИО3ДД.ММ.ГГГГ обратились в Территориальное управление Министерства социального развития <Адрес> с заявлением о выдаче разрешения на отчуждение 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 75,7 кв.м по адресу: <Адрес>, доля в которой принадлежит ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при условии перечисления на счет, открытый на имя ФИО1, денежных средств в размере 687 500 руб., полученных от продажи ? доли (л.д. 67-69).

Одновременно с заявлением административным истцом представлены следующие документы: договор долевого участия в строительстве, нотариальное согласие ФИО3 на выделение доли несовершеннолетнему ФИО1, справка об открытии лицевого счета, справки о регистрации по месту пребывания, справки с места работы и учебы.

Из содержания представленных документов следует, что семья Беркутовых переехала жить в г. Москву. Беркутова О.А. работает в АО «Специализированный застройщик ТПУ «Рассказовка» в г. Москва, Беркутов А.С. - в ООО «ПЭК» г. Москва, Беркутова К.А. является студенткой 2 курса факультета журналистики МГУ, Беркутов А.А.- учеником 4 «В» ГБОУ г. Москвы «Школа № 1598» (л.д. 18-19).

Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания Беркутова Е.А. 01.06.2017 г.р. и Беркутов А.А. 10.09.2010 г. на период с 03.12.2020 г. по 02.12.2021 г. зарегистрированы по месту жительства: <Адрес> (л.д.77-78).

Как следует из договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, <Адрес> предоставлена ФКУ «Центральная войсковая комендатура по материально-техническому обеспечению Главного командования внутренних войск МВД России» ФИО2 (брату ФИО1) и членам его семьи в бессрочное владение и пользование.

Согласно п. 1 указанного договора данное жилое помещение предоставляет собой изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из 1 комнаты в <Адрес> общей площадью 44, 5 кв.м, в том числе жилой площадью 19, 4 кв.м.

При этом в п. 3 указанного договора члены семьи нанимателя жилого помещения не указаны (л.д. 83-87).

Между Беркутовой О.А. и ООО «Специализированный застройщик «Котельники» 10 февраля 2021 г. заключен договор № КТИ-8-168/31-01-21 участия в долевом строительстве многоквартирного дома, по условиям которого ООО «Специализированный застройщик «Котельники» принял на себя обязательство своими силами и (или) с привлечением других средств построить многоквартирный дом по адресу: Московская область, городской округ Котельники, г. Котельники, микрорайон «Южный», дом 19, корпус 8 и после получения разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию передать участнику долевого строительства 3-хкомнатную квартиру (условный номер 168) общей площадью 72 кв.м, жилой площадью 44,5 кв.м в указанном доме, а участник долевого строительства обязался надлежащим образом исполнить условии по оплате цены договора и принять квартиру при наличии разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию.

Согласно п.2.2 данного договора срок передачи застройщиком квартиры участнику долевого строительства - не позднее ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее ввода жилого дома в эксплуатацию (л.д. 128-150).

Оплата вышеуказанного договора долевого участия в строительстве произведена с использованием кредитных денежных средств в размере 5 000 000 руб., выданных ПАО «Альфа Банк» на основании кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО3

Согласно п. 11 кредитного договора обеспечением исполнением обязательства Заемщика по договору является залог (ипотека) прав требования по договору приобретения на период до оформления права собственности заемщика на предмет ипотеки, после регистрации права собственности – на предмет ипотеки в силу закона (л.д. 151-158).

Согласно справке ООО «Специализированный застройщик «Котельники» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ степень готовности многоквартирного жилого дома по строительному адресу: <Адрес>, городской округ котельники, <Адрес>, микрорайон «Южный», <Адрес>, корпус 8 составляла 90% (л.д. 159).

ФИО3ДД.ММ.ГГГГ в ПАО «Сбербанк» открыт вклад на имя ФИО1 2010 г.р. до востребования (л.д. 79-82).

ФИО3ДД.ММ.ГГГГ написала заявление о выдаче разрешения на продажу квартиры, расположенной по адресу: <Адрес>, в котором обязалась выделить 3/11 доли в квартире, условный , количество комнат 3, общая площадь (без учета балконов, лоджий и других помещений) 73, 3 кв.м, жилая площадь 44, 5 кв.м, расположенную в корпусе 8, секции 2, этаж 5 по строительному адресу: Российская Федерация, <Адрес>, городской округ Котельники, <Адрес>, микрорайон «Южный», <Адрес>, принадлежащей ФИО3 на основании договора № КТИЭ-8-168/31-01-21 участия в долевом строительстве многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ с последующей регистрацией ФИО1 по месту жительства по вышеуказанному адресу, которое было удостоверено нотариусом нотариального округа <Адрес> (л.д. 70).

Рассмотрев заявление ФИО12 о выдаче разрешения на отчуждение доли в квартире, принадлежащей несовершеннолетнему ФИО1, ТУ Минсоцразвития ДД.ММ.ГГГГ издан приказ , которым заявителям отказано в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на отчуждение ? доли в праве общей долевой собственности, принадлежащей несовершеннолетнему ФИО1

Основаниями для принятия такого решения послужило нарушение требований ст. ст. 35, 40 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 28, 37 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 60, 65 Семейного кодекса РФ, ст. ст. 20, 21 ФЗ «Об опеке и попечительства», Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних, утверждённого приказом Министерства социального развития <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-33-01-02-143, а именно то, что ФИО3 и ФИО2 не представлены документы, подтверждающие, что в собственности несовершеннолетнего ФИО1 имеется (приобретено) другое жилое помещение (документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение). Отчуждение ? доли общей долевой собственности на квартиру, принадлежащей несовершеннолетнему ФИО1 не отвечает интересам несовершеннолетнего ФИО10 и приведет к ущемлению его жилищных и имущественных прав, в виду того, что указанная ? доля является единственным жилым помещением, принадлежащим несовершеннолетнему ФИО1 на праве общей долевой собственности (л.д. 28).

На основании положений статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации родители, усыновители, опекуны и попечители несовершеннолетнего не вправе совершать сделки (давать согласие на совершение сделок) по отчуждению, в частности по обмену или дарению имущества несовершеннолетнего, сдаче такого имущества в наем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие за собой отказ от принадлежащих несовершеннолетнему прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, ведущие к уменьшению имущества несовершеннолетнего.

Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что если собственником (сособственником) изымаемого жилого помещения является несовершеннолетний или в нем проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без попечения родителей несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), то для отчуждения жилого помещения необходимо согласие органа опеки и попечительства (пункт 2 статьи 37, пункт 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» недвижимое имущество, принадлежащего подопечному, не подлежит отчуждению за исключением отчуждения жилого помещения, принадлежащего подопечному, при перемене места жительства подопечного.

При этом в ч. 2 данной статьи указано, что для заключения в соответствии с ч.1 настоящей статьи сделок, направленных на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего подопечному, требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства, выданное в соответствии со ст. 21 настоящего федерального закона.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.

Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П, из содержания абз. 2 п. 1 ст. 28 и п. п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ не следует, что органы опеки и попечительства вправе произвольно запрещать сделки по отчуждению имущества несовершеннолетних детей, совершаемые их родителями. Напротив, в соответствии с общими принципами права и требованиями ст. ст. 2, 17 и ч. 2 ст. 38 Конституции РФ решения органов опеки и попечительства - в случаях их обжалования в судебном порядке - оцениваются судом исходя из конкретных обстоятельств дела.

При рассмотрении дела судом установлено, что иного недвижимого имущества, помимо квартиры по адресу: <Адрес>, ни у несовершеннолетнего ФИО10, ни у его законных представителей в собственности не имеется. Квартира в <Адрес>, в которой несовершеннолетний ФИО1 временно зарегистрирован, принадлежит на праве социального найма его дяде, а не его родителям. <Адрес> указанной квартиры составляет 19, 4 кв.м. Таким образом, на семью ФИО12 в составе 5 человек и нанимателя приходится на одного человека по 3,2 кв.м жилой площади, что не соответствует размеру принадлежащей на праве собственности доли несовершеннолетнего в продаваемой квартире. Многоквартирный дом по адресу: <Адрес>, городской округ Котельники, <Адрес>, микрорайон «Южный», <Адрес>, корпус 8, квартиру в котором приобрела ФИО3 по договору долевого участия в строительстве, на момент вынесения оспариваемого приказа и на день рассмотрения судом дела не достроен и в эксплуатацию не введен, следовательно, не может рассматриваться в качестве жилого помещения, предоставляемого несовершеннолетнему взамен продаваемой принадлежащей ему доли в праве собственности на квартиру по адресу: <Адрес>. При таких обстоятельствах, выводы органа опеки о том, что выдача разрешения на отчуждение квартиры по адресу: <Адрес>, ? доли, принадлежащей ФИО1, не отвечает интересам несовершеннолетнего и приводит к ухудшению его жилищных прав законны и обоснованы, в связи с чем у Территориального управления Министерства социального развития <Адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имелись законные основания для вынесения приказа об отказе ФИО12 в удовлетворении их заявления.

Доводы административного истца и его представителя о том, что отчуждение квартиры позволит им уменьшить объем расходов на содержание имущества и уплату коммунальных платежей, что приведет к улучшению финансового состояния всей семьи, не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств того, что ФИО12 вносят платежи за содержание жилья, капитальный ремонт за иное помещение, принадлежащее им на праве собственности, не представлено, а перерасчет коммунальных платежей возможно произвести по заявлению собственника при подаче им заявления и предоставлении справки о непроживании и непотреблении коммунальных услуг в указанный в заявлении период времени.

Нотариальное согласие ФИО3 на выделении несовершеннолетнему ФИО1 3/11 доли в квартире, условный , количество комнат 3, общая площадь (без учета балконов, лоджий и других помещений) 73, 3 кв.м, жилая площадь 44, 5 кв.м, расположенную в корпусе 8, секции 2, этаж 5 по строительному адресу: Российская Федерация, <Адрес>, городской округ Котельники, <Адрес>, микрорайон «Южный», <Адрес>, принадлежащей ФИО3 на основании договора № КТИЭ-8-168/31-01-21 участия в долевом строительстве многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, не является гарантией того, что права несовершеннолетнего не могут быть нарушены в случае продажи его доли до того, как данный дом будет введен в эксплуатацию.

Осуществление контроля за исполнением принятого на себя матерью несовершеннолетнего ФИО1 - ФИО3 в будущем обязанности по регистрации права собственности несовершеннолетнего в квартире, расположенной в доме по адресу: <Адрес>, городской округ Котельники, <Адрес>, микрорайон «Южный», <Адрес>, корпус 8, после сдачи дома в эксплуатацию не входит в полномочия Территориального управления Министерства социального развития <Адрес>.

Нотариальная форма данного заявления правового значения не имеет, поскольку нотариусом засвидетельствована только подлинность подписи, сделанной на документе определенным лицом, а не факты, изложенные в документе (л.д. 70).

Действительно, как обращено внимание представителя административного ответчика, денежные вклад на имя ФИО1 открыт до востребования, а не до достижения им совершеннолетия. Таким образом, родители как законные представители несовершеннолетнего в любое время могут распорядиться данными денежными средствами по своему усмотрению.
При этом суд считает, что настоящий отказ Территориального управления Министерства социального развития <Адрес> об отказе в выдаче разрешения на отчуждение квартиры по адресу: <Адрес> не нарушает законных прав и интересов административного истца и членов его семьи, поскольку после сдачи многоквартирного дома по адресу: Российская Федерация, <Адрес>, городской округ Котельники, <Адрес>, микрорайон «Южный», <Адрес>, корпус 8 в эксплуатацию и регистрации прав за собой на недвижимое имущество заявители не лишены возможности повторно обратиться с заявлением о выдаче разрешения на продажу доли несовершеннолетнего в квартире о адресу: <Адрес>, при этом вопреки позиции представителя административного ответчика, факт нахождения предмет ипотеки в залоге у Банка препятствием для выдачи такого разрешения не является.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований административного истца у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Беркутова ФИО18 к Министерству социального развития Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми о признании приказа Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми № от 12 апреля 2021 об отказе в выдаче разрешения на отчуждение ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, принадлежащей несовершеннолетнему Беркутову ФИО19 незаконным, возложении обязанности отказать.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: подпись. Манько А.В.

Копия верна.

Судья: Манько А.В.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 июля 2021 г.

Судья: Манько А.В.