ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2770/2022 от 07.06.2022 Ленинскогого районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

24RS0032-01-2022-001718-20

Дело № 2а-2770/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красноярск. 07 июня 2022 года.

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Бойко И.А.,

при секретаре Левияйнен А.Ю.,

с участием представителя административного истца КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» Гальяновой М.Н.,

заинтересованного лица помощника прокурора Ленинского района г.Красноярска Баженовой П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Красноярский медицинский техникум» к МОСП по ИНХ по г.Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю, судебному приставу-исполнителю МОСП по ИНХ по г.Красноярску Кузнецову Илье Владимировичу, ведущему судебному приставу-исполнителю МОСП по ИНХ по г.Красноярску Дмитриевой Юлии Александровне, ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский медицинский техникум» обратился в суд с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Требования мотивированы тем, что решением Ленинского районного суда г.Красноярска от 24.06.2021г. по иску прокурора Ленинского района г.Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум», Министерству здравоохранения Красноярского края были возложены обязанности на КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» обеспечить охрану объекта – здания учебного корпуса, расположенного по ул.Инструментальная, 12, строение 4 в Ленинском районе г.Красноярска сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. 23.08.2021г. Ленинским районным судом г.Красноярска был выдан исполнительный лист. 11.02.2022г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г.Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю Кузнецовым И.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №2662/22/24097-ИП в отношении должника КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум», предмет исполнения: возложить обязанность обеспечить охрану объекта – здания учебного корпуса, расположенного по адресу г.Красноярск, ул.Инструментальная, 12, строение 4 сотрудниками частных охранных организаций и должнику установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства. Копию постановления о возбуждении исполнительного производства представитель должника КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» получил 21.02.2022г. 21.02.2022г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г.Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю Кузнецовым И.В. вынесено предупреждение об ответственности за неисполнение решения суда. 17.03.2022г. ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г.Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю вынесено постановление о взыскании с должника КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Исполнение исполнительного документа было невозможности по объективным причинам: КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» является бюджетным учреждением и финансируется из краевого бюджета Министерством здравоохранения Красноярского края, выделенные денежные средства были направлены на обеспечение функционирования образовательного учреждения в рамках уставной деятельности. 08.12.2021г. КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» направило в Министерство здравоохранения красноярского края письмо о выделении финансирования от 08.12.2021г. №282, 25.02.2022г. судебному приставу-исполнителю Кузнецову И.В. направлено письменное заявление с объяснением причин невозможности исполнения судебного акта (исх.46 от 24.02.2022г.). 15.03.2022г. Министерство здравоохранения Красноярского края выделило денежные средства в размере 2 000 000 рублей и учреждение предприняло меры к заключению контракта. Несвоевременное исполнение судебного решения и исполнительного документа вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами – отсутствием необходимого финансирования со стороны Министерства здравоохранения Красноярского края, следовательно виновность учреждения отсутствует. КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» просило освободить его от уплаты исполнительского сбора.

В судебном заседании представитель административного истца КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» Гальянова М.Н. заявленные исковые требования поддержала, обосновывая их обстоятельствами, изложенными в иске.

Судебный пристав-исполнитель МОСП по ИНХ г.Красноярска ГУФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещался надлежащим образом. В письменных возражениях на иск указал, что 11.02.2022г. возбуждено исполнительное производство. Согласно данных Единого портала государственных услуг постановление о возбуждении исполнительного производства 16.02.2022г. получено должником КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум». Повторно директор КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» Шарайкина А.Ю. ознакомилась с постановлением о возбуждении исполнительного производства 21.02.2022г. В постановлении должнику был установлен 5 дневный срок для добровольного исполнения. Должник КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» требование исполнительного документа не исполнил, доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению требования исполнительных документов, судебному приставу-исполнителю до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора не представил, в связи с чем, 17.03.2022г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление в отношении КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Поскольку должником не представлено судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено законно, просил отказать в удовлетворении административного иска.

Ведущий судебный пристав-исполнитель МОСП по ИНХ г.Красноярску ГУФСП России по Красноярскому краю Дмитриева Ю.А., представитель ГУФССП России по Красноярскому краю не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещались надлежащим образом.

Выслушав помощника прокурора (взыскателя) Баженову П.В., полагавшую административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализация законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.1 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п.п.1- 4 ч.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соблюдение сроков обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а доказывание обстоятельств законности действий (бездействия) должностного лица,- на орган, организацию, лицо, наделенное государственными или иными полномочиями и принявшие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Таким образом, для признания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя обязательно наличие одновременно двух условий: не соответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения является одним из основных принципов исполнительного производства (п. 2 ст. 4 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Законом об исполнительном производстве действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно и на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. К таким действиям в том числе относится взыскание исполнительского сбора (п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона).

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Приведенные выше нормы в их взаимосвязи с положениями чч. 6, 15, 16 ст. 30 Закона, устанавливающих в том числе порядок возбуждения исполнительного производства, свидетельствуют о том, что исполнительский сбор, будучи по своей юридической природе мерой публично-правовой ответственности, применяется судебным приставом-исполнителем только в период исполнения исполнительного производства и не может быть наложен на должника после окончания исполнительного производства.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не право восстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.

Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

В судебном заседании установлено, что решением Ленинского районного суда г.Красноярска от 24.06.2021г. по иску прокурора Ленинского района г.Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум», Министерству здравоохранения Красноярского края были возложены обязанности на КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» обеспечить охрану объекта – здания учебного корпуса, расположенного по ул.Инструментальная, 12, строение 4 в Ленинском районе г.Красноярска сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск нациьональной гвардии Российской Федерации или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение суда вступило в законную силу 02.08.2021г. 3.08.2021г. Ленинским районным судом г.Красноярска был выдан исполнительный лист.

08.12.2021г. КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» направило Министру здравоохранения Красноярского края Немику Б.М. письмо о выделении в 2022 году дополнительного финансирования в размере 3492, 3 тыс рублей для организации поста специализированной круглосуточной охраны в здании техникума, представлен расчет стоимости охранных услуг, выполненный в соответствии с Приказом Росгвардии от 15.02.2021г. №45 для 1 поста охраны в составе 1 работника и режимом работы 24 часа в сутки.

11.02.2022г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г.Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю Кузнецовым И.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №2662/22/24097-ИП от 11.02.2022г. в отношении должника КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум», предмет исполнения: возложить обязанность обеспечить охрану объекта – здания учебного корпуса, расположенного по адресу г.Красноярск, ул.Инструментальная, 12, строение 4 сотрудниками частных охранных организаций и должнику установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства.

11.02.2022г. судебным приставом-исполнителем Кузнецовым И.В. через сайт Госуслуг в адрес КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» была направлена копия постановления о возбуждении исполнительного производства и установлении 5 дневного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, что подтверждается выпиской из системы электронного документооборота.

21.02.2022г. директором КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» была повторно получена копия постановления о возбуждении исполнительного производства.

24.02.2022г. в течение пяти рабочих дней со дня получения КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» копии постановления о возбуждении исполнительного производства должник направил судебному приставу-исполнителю письменное заявление о невозможности исполнения требования исполнительного документа в течение пяти дней в связи с тем, что должник является бюджетной организацией, при отсутствии соответствующего финансирования со стороны Министерства здравоохранения Красноярского края не имеет объективной возможности заключить договор на охрану объекта с какой-либо из указанных в решении суда от 24.06.2021г. охранных организаций. По состоянию на 24.02.2022г. Министерством здравоохранения Красноярского края не выполнена обязанность по финансированию расходов КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» по обеспечению охраны объекта. 24.02.2022г. КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» обратился в Ленинский районный суд г.Красноярска с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта от 24.06.2020г., разъяснении судебного акта от 24.06.2021г., которое было зарегистрировано в МОСП 25.02.2022г.

17.03.2022г. ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г.Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю вынесено постановление о взыскании с должника КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Исполнение исполнительного документа было невозможности по объективным причинам: КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» является бюджетным учреждением и финансируется из краевого бюджета Министерством здравоохранения Красноярского края, выделенные денежные средства были направлены на обеспечение функционирования образовательного учреждения в рамках уставной деятельности. 08.12.2021г. КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» направило в Министерство здравоохранения красноярского края письмо о выделении финансирования от 08.12.2021г. №282, 25.02.2022г. судебному приставу-исполнителю Кузнецову И.В. направлено письменное заявление с объяснением причин невозможности исполнения судебного акта (исх.46 от 24.02.2022г.). 15.03.2022г. Министерство здравоохранения Красноярского края выделило денежные средства в размере 2 000 000 рублей и учреждение предприняло меры к заключению контракта. Несвоевременное исполнение судебного решения и исполнительного документа вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами – отсутствием необходимого финансирования со стороны Министерства здравоохранения Красноярского края, следовательно виновность учреждения отсутствует. КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» просило освободить его от уплаты исполнительского сбора.

В судебном заседании административный истец пояснила, что 16.03.2022г. Министерством здравоохранения выделены денежные средства, 29.03.2022г. КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» размещена заявка на заключение контракта и 04.05.2022г. заключен контракт на исполнение решения суда, решение суда исполнено.

Данные объяснения не опровергнуты при рассмотрении дела.

Принимая во внимание, что до возбуждения исполнительного производства №2662/22/24097-ИП от 11.02.2022г. КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» принимал меры к исполнению решения суда, после получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства №2662/22/24097-ИП от 11.02.2022г. (дату получения постановления о возбуждении исполнительного производства должником суд считает 21.02.2022г., поскольку доказательств ознакомления должника с постановлением по электронному документообороту не имеется) в течение пяти рабочих дней направил судебному приставу-исполнителю письмо о невозможности исполнения требований исполнительного документа, обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, должник является бюджетной организацией и его деятельность обусловлена финансированием, осуществляемым Министерством здравоохранения Красноярского края, решение исполнено на момент рассмотрения настоящего спора, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для освобождения КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» от взыскания исполнительского сбора.

Возражения судебного пристава-исполнителя Кузнецова И.В. о том, что отсутствие бюджетного финансирования не является причиной, свидетельствующей о наличии чрезвычайных обстоятельств невозможности исполнения решения суда, суд полагает не состоятельными, сделанными без учета объема выполненной работы должником и его организационной формы.

Руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Красноярский медицинский техникум» удовлетворить.

Освободить Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский медицинский техникум» от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, установленного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ИНХ по г.Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю Дмитриевой Ю.А. от 17.03.2022г. по исполнительному производству №2662/22/24097-ИП от 11.02.2022г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Ленинский районный суд г.Красноярска.

Судья И.А. Бойко

Дата составления мотивированного решения суда 01.07.2022г.