№2а-2772/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2016 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,
при секретаре Лысиковой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании районного суда административное дело по административному исковому заявлению Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению экологической безопасности и природопользования Орловской области о признании незаконным бездействия по определению границ рыбоводных участков,
УСТАНОВИЛ:
Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Управлению экологической безопасности и природопользования Орловской области о признании незаконным бездействия по определению границ рыбоводных участков.
В обоснование заявленных требований указал, что полномочия по осуществлению определения границ рыбоводных участков в отношении рыбоводных участков во внутренних водах РФ, расположенных на территории Орловской области, возложены на Управление экологической безопасности и природопользования Орловской области в силу п.п. 13.1. Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства области от 22.12.2014 г. № 401 (в редакции от 30.03.2015 г.). В целях определения границ рыбоводных участков и рассмотрения предложений заинтересованных лиц приказом Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области от ДД.ММ.ГГ№*** утвержден состав комиссии по определению границ рыбоводных участков Орловской области. Между тем, на протяжении длительного времени при отсутствии объективных причин Управлением экологической безопасности и природопользования Орловской области возложенные полномочия по определению границ рыбоводных участков в отношении рыбоводных участков во внутренних водах РФ, расположенных на территории области, надлежащим образом не исполняются. Границы водных объектов на территории области, предназначенные для использования в целях рыбоводства и признаваемые рыбоводными участками, до настоящего времени не определены. Поступающие предложения заинтересованных лиц о формировании границ рыбоводных участков для осуществления рыбоводства в установленном порядке на заседаниях комиссии не рассматриваются, решения по ним по существу не принимаются. В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в Управление экологической безопасности и природопользования Орловской области поступило 17 таких предложений, которые остались без реагирования уполномоченного органа.
Фактически создание комиссии по определению границ рыбоводных участков на территории области носит формальный характер, комиссия возложенные на нее функции не выполняет, ни одного заседания комиссии по рассмотрению поступивших предложений заинтересованных лиц о границах рыбоводных участков со времени ее образования не проведено.
На протяжении длительного времени при отсутствии объективных причин Управлением экологической безопасности и природопользования Орловской области не получены предусмотренные законодательством заключения научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства), в целях определения границ рыбоводных участков. Работа на данном направлении начата только после прокурорского реагирования в ДД.ММ.ГГ года по истечению полутора лет после наделения полномочиями в указанной сфере.
Просит суд признать бездействие Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области по осуществлению определения границ рыбоводных участков в отношении рыбоводных участков во внутренних водах Российской Федерации, расположенных на территории Орловской области, незаконным. Обязать Управление экологической безопасности и природопользования Орловской области осуществить определение границ рыбоводных участков в отношении рыбоводных участков во внутренних водах Российской Федерации, расположенных на территории Орловской области, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области ФИО2 не признала административные исковые требования, полагала их незаконными и необоснованными.
Представитель заинтересованного лица Московско-Окского территориального управления (отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Орловской области) ФИО3 поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Росприроднадзора по Орловской области ФИО4 при вынесении решения полагался на усмотрение суда.
Суд, выслушав участников процесса, допросив специалиста, изучив письменные материалы административного дела, полагает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указано, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, в том числе, и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Статьей 51.1. ВК РФ предусмотрено, что использование водных объектов рыбохозяйственного значения для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области аквакультуры (рыбоводства).
Правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства), в том числе защиты прав и интересов физических лиц и юридических лиц, осуществляющих деятельность в данной области, установлены Федеральным законом "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 02.07.2013 г. N 148-ФЗ.
Согласно ст.ст. 4,9 Федерального закона N 148-ФЗ, рыбоводство осуществляется на водных объектах, признаваемых рыбоводными участками, границы которых в отношении рыбоводных участков во внутренних водах РФ определены в порядке, установленном Правительством РФ, уполномоченным исполнительным органом власти субъектов РФ.
Договор пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам проведения торгов (конкурсов, аукционов) уполномоченным органом Федерального агентства по рыболовству в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 15.05.2014 г. № 450. Торги проводятся только в отношении рыбоводного участка, границы которого определены в установленном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 11.11.2014 г. N 1183 утверждены
Правила определения границ водных объектов и (или) их частей, участков
континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной
экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными
участками.
В пункте 2 Правил указано, что определение границ рыбоводных участков в
отношении рыбоводных участков во внутренних водах Российской Федерации
осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской
Федераций. .
Согласно пункта 3 Правил, в целях определения границ рыбоводных
участков орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает
комиссию по определению границ рыбоводных участков.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что орган государственной власти при определении границ рыбоводных участков учитывает: предложения граждан, общественных объединений, юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), муниципальных образований; заключения научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства); ограничения и условия, установленные пунктами 9, 10 Правил.
В соответствии с пунктом 6 Правил, предложения о границах рыбоводных участков направляются в орган государственной власти и подлежат рассмотрению в течение месяца с даты их поступления.
По результатам рассмотрения предложений о границах рыбоводных участков орган государственной власти принимает решение о назначении заседания комиссии либо уведомляет обратившегося об отказе в рассмотрении его предложений на заседании комиссии с указанием причины отказа.
Согласно пунктам 11,12 Правил, орган государственной власти в течение 10 рабочих дней после подписания протокола заседания комиссии определяет границы рыбоводных участков посредством принятия правового акта, содержащего сведения о рыбоводных участках с указанием их границ, наименования водного объекта, муниципального образования (в случае если рыбоводный участок расположен на территории муниципального образования либо примыкает к территории муниципального образования), площади и вида водопользования, предусмотренного Водным кодексом Российской Федерации.
Порядок деятельности комиссии по определению границ рыбоводных участков установлен приказом Минсельхоза России от 11.03.2015 г. № 94, согласно которому комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, состав комиссии утверждается соответствующим правовым актом органа государственной власти.
По итогам рассмотрения предложений о границах рыбоводных участков Комиссия выносит положительное или отрицательное решение об определении границ рыбоводных участков. Комиссия принимает решение об определений границ рыбоводных участков, либо об отказе в определении границ рыбоводных участков с учетом заключений научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства), а при определении границ рыбоводных участков площадью более 300 гектаров также с учетом решения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Полномочия по осуществлению определения границ рыбоводных участков в отношении рыбоводных участков во внутренних водах РФ, расположенных на территории Орловской области, возложены на Управление экологической безопасности и природопользования Орловской области в силу п.п. 13.1. Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства области от 22.12.2014 г. № 401 (в редакции от 30.03.2015 г.).
В целях определения границ рыбоводных участков и рассмотрения предложений заинтересованных лиц приказом Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области от ДД.ММ.ГГ№*** утвержден состав комиссии по определению границ рыбоводных участков Орловской области.
ДД.ММ.ГГ на официальном сайте Орловской области в сети Интернет «Портал Орловской области - публичный информационный центр» на странице Управления Экологической безопасности и природопользования Орловской области в разделе «Информация» была размещена информация о начале работы указанной комиссии, при этом заявлено о проведении заседания комиссии ДД.ММ.ГГ.
Протокол данного заседания отсутствует, что свидетельствует о том, что заявленное заседание не проводилось.
Фактически создание комиссии по определению границ рыбоводных участков на территории области носит формальный характер, комиссия возложенные на нее функции не выполняет, ни одного заседания комиссии по рассмотрению поступивших предложений заинтересованных лиц о границах рыбоводных участков со времени ее образования не проведено.
В судебном заседании установлено, что на протяжении длительного периода времени при отсутствии объективных причин Управлением экологической безопасности и природопользования Орловской области возложенные полномочия по определению границ рыбоводных участков в отношении рыбоводных участков во внутренних водах РФ, расположенных на территории области, надлежащим образом не исполняются.
ДД.ММ.ГГ состоялось заседание комиссии, по итогам заседания комиссии был издан приказ от ДД.ММ.ГГ№*** «Об определении границ рыбоводных участков». Копия приказа была направлена в Минобороны Российской Федерации и Московско-Окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, которое в своем письме от ДД.ММ.ГГ№*** указало на ряд недостатков, подлежащих устранению, в том числе: отсутствует научное заключение; рыбоводные участки включены в перечень рыбопромысловых участков, а их исключение из перечня рыбопромысловых участков не согласовано с Росрыболовством в установленном порядке; рыбоводные участки не являются вновь образованными, сформированы путем переоформления из рыбопромысловых участков в тех же границах акватории водного объекта, а соответственно в отношении них возможно только проведение торгов в форме конкурса, проведение аукционов в отношении таких рыбоводных участков согласно п.п.«а» п. 5 постановления Правительства РФ № 450 невозможно; имеются несоответствия в наименованиях водных объектов, не указан вид водопользования в соответствии с водным законодательством.
Перечисленные недостатки до настоящего времени не устранены.
Данное обстоятельство подтвердила допрошенная в судебном заседании главный государственный инспектор отдела государственного контроля надзора и охраны водных биологических ресурсов по Орловской области МОКТУ Федерального агентства по рыболовству ФИО6
В состав Комиссии по определению границ рыбоводных
участков на территории области, утвержденной приказом Орелоблэконадзора от
ДД.ММ.ГГ№***, включены лица, которые освобождены от занимаемых
должностей в уполномоченных органах власти, включая председателя комиссии.
Состав комиссии был актуализирован с учетом кадровых изменений только ДД.ММ.ГГ, что делало невозможным исполнение возложенных на комиссию задач ввиду нелегитимности и отсутствия кворума. Таким образом, до ДД.ММ.ГГ комиссия фактически не осуществляла свою деятельность.
Поступающие предложения заинтересованных лиц о формировании границ рыбоводных участков для осуществления рыбоводства в установленном порядке на заседаниях комиссии не рассматриваются, решения по ним по существу не принимаются.
Так, в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в Управление экологической безопасности и природопользования Орловской области поступило 83 таких предложения, которые остались без реагирования уполномоченного органа.
До настоящего времени границы водных объектов на территории области, предназначенные для использования в целях рыбоводства и признаваемые рыбоводными участками, до настоящего времени не определены.
В ходе рассмотрения дела судом также установлено, что в период с ДД.ММ.ГГ и по настоящее время ни одного извещения на сайте о заседаниях комиссии не опубликовано, после ДД.ММ.ГГ ни одного заседания комиссии не проведено.
Кроме того, исходя из представленных суду документов следует, что в период с ДД.ММ.ГГ ответчиком не были предприняты меры к получению заключения научной организации.
Доводы ответчика об отсутствии надлежащего финансирования указанных работ несостоятельны, поскольку материалами дела подтверждается, что, в частности, Всероссийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) при обращении Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области вопрос финансирования научного заключения не ставился, институт готов дать заключение на безвозмездной основе при предоставлении необходимых материалов.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на протяжении длительного времени при отсутствии объективных причин Управлением экологической безопасности и природопользования Орловской области не получены предусмотренные законодательством заключения научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства), в целях определения границ рыбоводных участков.
Бездействие Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области нарушает права неопределенного круга лиц на доступ к водным ресурсам для осуществления рыбоводства, препятствует в приобретении в установленном порядке права пользования рыбоводными участками, свободному осуществлению хозяйственной и иной деятельности на водных объектах на законных основаниях, что, в свою очередь, не позволяет рационально и в полной мере использовать водные ресурсы, создает предпосылки для несанкционированного водопользования, при котором пользователи не обременены обязанностями по охране водных объектов, животного и растительного мира, водных биоресурсов, внесению платежей в бюджет.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению экологической безопасности и природопользования Орловской области о признании незаконным бездействия по определению границ рыбоводных участков – удовлетворить.
Признать бездействие Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области по осуществлению определения границ рыбоводных участков в отношении рыбоводных участков во внутренних водах Российской Федерации, расположенных на территории Орловской области, незаконным.
Обязать Управление экологической безопасности и природопользования Орловской области осуществить определение границ рыбоводных участков в отношении рыбоводных участков во внутренних водах Российской Федерации, расположенных на территории Орловской области, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Орловский областной суд.
Председательствующий: Ю.С. Самойлова