Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
<адрес обезличен> 07 июня 2021 года
Ленинский районный суд <адрес обезличен> края в составе:
председательствующего судьи | ФИО1 |
при секретаре | ФИО2 |
с участием | |
представителя административного истца | ФИО3 |
представителя истца | ФИО4 |
представителя административных ответчиков УФССП по СК и ФССП Р. | С. А.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО6 Фёдоровича к заместителю руководителя Управления федеральной службы судебных приставов по <адрес обезличен>ФИО5, Федеральной службе судебных приставов Р., Управлению федеральной службы судебных приставов по <адрес обезличен> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, рассмотреть жалобу,
установил:
ФИО6 обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным бездействие заместителя главного судебного пристава СК ФИО5, выразившихся в не рассмотрении по существу жалобы представителя ФИО6 от <дата обезличена>, поданной в порядке подчиненности на действия (бездействие) должностных лиц Промышленного РОСП <адрес обезличен>, а также в не направлении ответа в установленный законом срок; обязать заместителя главного судебного пристава СК ФИО5 и начальника Промышленного РОСП <адрес обезличен>ФИО7 в 10 - ти дневный срок рассмотреть жалобу и взять на контроль проведение исполнительных действий по исполнительному производству <номер обезличен>-ИП.
В обоснование заявленных требований истец указал, что <дата обезличена> судебным приставом-исполнителем Промышленного РОСП <адрес обезличен>ФИО8 возбуждено исполнительное производство <номер обезличен>-ИП о взыскании в пользу ФИО6 с должника ФИО9 денежных средств в сумме 1 361 800 рублей. В связи с нарушением судебными приставами- исполнителями и должностными лицами Промышленного PОCП <адрес обезличен> требований федерального законодательства и прав взыскателя, в порядке подчиненности неоднократно в Промышленный РОСП <адрес обезличен> подавались жалобы, по результатам которых выносились постановления об отказе в их удовлетворении. <дата обезличена> в УФССП Р. по СК в порядке подчиненности направлена жалоба на незаконные действия (бездействие) начальника Промышленного РОСП <адрес обезличен> по не рассмотрению жалобы и не направлению постановления по результатам ее рассмотрения в установленные сроки. По результатам рассмотрения жалобы заместителем руководителя УФССП по СК ФИО5<дата обезличена> на адрес электронной почты направлен ответ об отказе в рассмотрении жалобы, в связи с отсутствием доверенности на представление интересов взыскателя ФИО6 Рассмотрение жалобы от <дата обезличена> и направление ответа на обращение, подготовленные в нарушением сроков, нарушает права взыскателя, поскольку он лишен возможности своевременного обжалования незаконного постановления заместителя руководителя УФССП Р. по <адрес обезличен>ФИО5, а также незаконного освобождения от ответственности виновных должностных лиц Промышленного РОСП <адрес обезличен>.
Административный истец ФИО6 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и заблаговременно.
В судебном заседании представители административного истца ФИО3 и ФИО4 поддержали доводы, изложенные в заявлении, и просили иск удовлетворить.
Представитель административных ответчиков УФССП по СК и ФССП Р. С. А.А. просил в иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Административный ответчик заместитель руководителя УФССП по СК ФИО5 в судебное заседание не явился, извещен заблаговременно и надлежащим образом. причина неявки не известна.
Предусмотренных ст.150 КАС РФ оснований для отложения судебного разбирательства административного дела судом не установлено.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что <дата обезличена> судебным приставом-исполнителем Промышленного РОСП <адрес обезличен> УФССП по <адрес обезличен>ФИО8 возбуждено исполнительное производство <номер обезличен>-ИП о взыскании в пользу ФИО6 с должника ФИО9 задолженности в сумме 1 361 800 рублей.
В рамках исполнительного производства стороной взыскателя были поданы обращения и жалобы, по результатам которых начальником отдела - старшим судебным приставом Промышленного РОСП УФССП Р. по <адрес обезличен>ФИО7 были вынесены постановления.
Из административного искового заявления следует, что <дата обезличена>ФИО6 подал жалобу в порядке подчиненности на незаконные действия (бездействие) ФИО7
Согласно сведениям, предоставленным административным ответчиком, <дата обезличена> поступило обращение, поданное в порядке ФЗ-59, через информационный сервис ФССП Р. "Банк данных исполнительных производств" в разделе "личный кабинет стороны исполнительного производства".
В соответствии с п. 4.4.2. Приказа ФССП Р. от <дата обезличена> N 682 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов" регистрация жалоб, поданных в порядке подчиненности, а также заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве производится не позднее следующего рабочего дня с момента их поступления. В соответствии с тем же пунктом Приказа ФССП Р. от <дата обезличена> N 682 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов" регистрация обращений граждан, за исключением содержащих информацию о совершенных или готовящихся преступлениях, либо содержащих заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве производится в течение трех дней. <дата обезличена> являлся последним рабочим днем недели (пятница), соответственно указанная жалоба была зарегистрирована <дата обезличена> (понедельник) уполномоченными должностными лицами УФССП по <адрес обезличен>, то есть в установленные приказом сроки.
В соответствии с п. 7.1. Приказа ФССП Р. от <дата обезличена> N 682 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов" в порядке подчиненности в Службе рассматриваются жалобы, оформленные в соответствии с требованиями статьи 124 Федерального закона от <дата обезличена> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
При этом в соответствии с п. 7.2. Приказа ФССП Р. от <дата обезличена> N 682 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов" жалобы, поданные в порядке подчиненности, регистрируются уполномоченными должностными лицами Управления делопроизводства, подразделения документационного обеспечения аппарата управления, структурного подразделения территориального органа Службы в подсистемах АИС ФССП Р. с фиксацией в ЭРК обращения признака "обращение гражданина" или "представителя юридического лица".
Таким образом из материалов дела следует, что жалоба (обращение) была подана посредством использования информационно-коммуникационного сервиса сети интернет и при регистрации была идентифицирована как "Обращение, поданное в порядке ФЗ-59 <номер обезличен>". В УФССП по <адрес обезличен> вышеуказанное обращение было зарегистрировано под входящим номером <номер обезличен>-ОГ от <дата обезличена>.
В соответствии с ч. 1 статьи 124 Федерального закона от <дата обезличена> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.
Согласно положениями статей 48, 49 Федерального закона от <дата обезличена> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" сторонами исполнительного производства являются взыскатель, должник, а также иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и другие).
В соответствии с ч. 1 статьи 50 Федерального закона от <дата обезличена> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, соглашение о примирении, утверждаемые в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1.1. статьи 50 Федерального закона от <дата обезличена> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" заявления, ходатайства, объяснения, отводы и жалобы могут быть поданы стороной исполнительного производства должностному лицу службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
Вышеуказанный порядок предусмотрен приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <дата обезличена> N 333 "Об утверждении Порядка подачи заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб стороной исполнительного производства должностному лицу Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью". Он устанавливает процедуру подачи заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб (далее - электронные обращения) стороной исполнительного производства должностному лицу Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью. В соответствии с п. 3 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от <дата обезличена> N 333 "Об утверждении Порядка подачи заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб стороной исполнительного производства должностному лицу Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью" электронные обращения могут быть поданы взыскателем, должником или представителем стороны исполнительного производства посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и- муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе личного кабинета федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". При подаче электронного обращения представителем стороны исполнительного производства к электронному обращению также прилагается документ, подтверждающий его полномочия, в форме электронного документа.
В соответствии с ч. 1.2. статьи 50 Федерального закона от <дата обезличена> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" вид электронной подписи и требования к форматам заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в форме электронного документа определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
В соответствии с ч. 1.3. статьи 50 Федерального закона от <дата обезличена> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" информирование лица, являющегося стороной исполнительного производства, о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, в том числе о совершаемых исполнительных действиях и принимаемых мерах принудительного исполнения, направление лицу, являющемуся стороной исполнительного производства, постановлений и иных документов судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц службы судебных приставов могут осуществляться через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1.1. статьи 124 Федерального закона от <дата обезличена> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов или его действия (бездействие) может быть подана через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вышеуказанный порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от <дата обезличена> N 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников" (вместе с "Правилами подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов российской федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников").
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от <дата обезличена> N 840 в случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя.
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от <дата обезличена> N 840 установлено, что в электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством:
а) официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, многофункционального центра, привлекаемой организации, учредителя многофункционального центра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
б) федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал) (за исключением жалоб на решения и действия (бездействие) привлекаемых организаций, многофункциональных центров и их должностных лиц и работников);
в) портала федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими (далее - система досудебного обжалования) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (за исключением жалоб на решения и действия (бездействие) привлекаемых организаций, многофункциональных центров и их должностных лиц и работников).
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от <дата обезличена> N 840 при подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в пункте 4 настоящих Правил, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
Таким образом, жалоба не была подписана в установленном установленном законом порядке, и кроме того, была подана представителем административного истца, который на дату подачи жалобы не подтвердил в предусмотренном порядке свои полномочия и непосредственной стороной исполнительного производства не являлся.
Доводы представителя истца о том, что к данной жалобе была прикреплена доверенность, ничем объективно не подтверждаются.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что фактически административным истцом жалоба в порядке подчиненности не была подана, в связи с чем административным ответчиком законно и обоснованно данный факт был расценен как подача обращения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от <дата обезличена> N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии со ст.12 указанного закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Ответ на обращение ФИО6<дата обезличена> был направлен по адресу электронной почты посредством информационного сервиса ФССП Р.. Факт получения данного ответа административным истцом не оспаривался.
В полученном административном истцом ответе содержались сведения о невозможности рассмотрения жалобы по существу ввиду отсутствия доверенности на представление интересов стороны исполнительного производства.
Таким образом, материалы дела не содержат сведений о том, что должностными лицами службы судебных приставов допущены незаконные действия (бездействие) при рассмотрении жалобы (обращения), поданной посредством информационного сервиса ФССП Р. "Банк данных исполнительных производств" и раздела "личный кабинет стороны исполнительного производства".
Оспариваемые действия совершены заместителем руководителя УФССП по <адрес обезличен>ФИО5 в соответствии с действующим законодательством. Несогласие заявителя с порядком и содержанием ответа на поданное обращение или жалобу не является основанием для признания их незаконными. Не подтверждается материалами дела и доводы истца о бездействии заместителя руководителя УФССП по <адрес обезличен>ФИО5 Должностным лицом своевременно и в полном объеме предприняты меры для рассмотрения письменных ходатайств, обращений и жалоб административного истца.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания судом незаконным решения органа государственной власти необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
Между тем, такой совокупности обстоятельств по настоящему делу не установлено.
Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что нарушены права и свободы административного истца, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность, не установлено.
Административный истец имел и имеет по настоящее время возможность обратиться с жалобой в порядке подчиненности, оформленной в установленном законом порядке, в том числе через своего представителя с подтверждением в надлежащем виде его полномочий.
Кроме того, административным истцом пропущен срок обращения с настоящим административным исковым заявлением в суд.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Также ч.1.1. ст.219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Таким образом, данными нормами установлены общие правила исчисления срока на обращение в суд, которые применяются в случае, если другим федеральным законом не установлено иное.
Вместе с тем, ч.3 ст.219 КАС РФ в отношении административных исковых заявлений о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя предусмотрен иной срок, а именно такое заявление может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, данной специальной нормой установлено, что срок обращения в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным также и бездействия судебного пристава-исполнителя составляет 10 дней и начинает свое течение со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Доводы административного истца о применении общего трехмесячного срока при оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя основаны на неверном толковании вышеприведенных норм.
Согласно разъяснениям, данным в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 122 Закона об исполнительном производстве).
Согласно ст.122 Закона об исполнительном производстве, на которую сослался Верховный Суд РФ в данных разъяснениях, жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
О том, что поданная представителем административного истца жалоба не была рассмотрено по существу, что по мнению административного истца и представляет собой бездействие административного ответчика, ему стало известно <дата обезличена>.
Административный иск подан <дата обезличена>, то есть за пределами установленного законом десятидневного срока, отсчитываемого со дня, когда административному истцу стало известно о бездействии должностного лица службы судебных приставов.
Также суд учитывает правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ от <дата обезличена> N 840-О, согласно которой ч.3 ст.219 КАС РФ, устанавливая десятидневный срок на подачу административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связывает начало его течения с днем, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, и тем самым позволяет любому лицу, в том числе не являющемуся участником исполнительного судопроизводства, состав которых определен статьей 48 Федерального закона "Об исполнительном производстве", реализовать свое право на оспаривание решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, которыми нарушаются его права и законные интересы. Кроме того, данный срок по заявлению административного истца может быть восстановлен судом в случае, если он пропущен по уважительной причине (часть 7 статьи 219 КАС Российской Федерации).
Административный истец не ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока, обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин его пропуска, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО6 Фёдоровича к заместителю руководителя Управления федеральной службы судебных приставов по <адрес обезличен>ФИО5, Федеральной службе судебных приставов Р., Управлению федеральной службы судебных приставов по <адрес обезличен> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, рассмотреть жалобу, – отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
- ¬
Место для подписи
L -
Мотивированное решение составлено <дата обезличена>.
Судья О.А. Ф.