ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2774/2021 от 09.09.2021 Ново-савиновского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

УИД: 16RS0049-01-2021-006375-76

Категория 3.027

Дело: № 2а-2774/2021

Решение

Именем Российской Федерации

9 сентября 2021 года город Казань

Ново-Савиновский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи Федосовой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Закировой Э.Р.,

с участием представителей административного истца – Аскарова И.К., Маннанова А.А., действующих на основании доверенности №-- от --.--.---- г.,

представителя заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан – Сулейманова Д.А., действующего на основании доверенности №---Д от --.--.---- г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя административного истца Гаврилова Сергея Федоровича – Аскарова Ильнара Камиловича к Ново-Савиновскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации прав, возложении обязанности по регистрации права собственности на недвижимое имущество,

УСТАНОВИЛ:

Представитель административного истца Гаврилова С.Ф.- Аскаров И.К. (далее - представитель административного истца) обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к Ново-Савиновскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - административный ответчик, Ново-Савиновский отдел Управления Росреестра по РТ), в обосновании требований указав, что заочным решением Ново-Савиновского районного суда города Казани от --.--.---- г. удовлетворены исковые требования Гаврилова С.Ф. к ФИО1 о разделе совместно нажитого имущества, которым постановлено признать за Гавриловым С.Ф. право собственности на квартиру, общей площадью 124,6 кв.м, с кадастровым (или условным) номером №--, расположенной по адресу: ... .... Признать за ФИО1 право собственности на квартиру общей площадью 88,80 кв.м, с кадастровым (или условным) номером №--, расположенную по адресу: ... .... Взыскать с Гаврилова С.Ф. в пользу ФИО1 300 000 рублей в счет компенсации стоимости квартиры, передаваемой Гаврилову С.Ф. в порядке раздела общего имущества. Указанное решение суда вступило в законную силу --.--.---- г..

Желая зарегистрировать право собственности на указанный объект недвижимости, Гаврилов С.Ф. обратился с заявлением к административному ответчику. По результатам рассмотрения его заявления, административным ответчиком выдано уведомление от --.--.---- г. за № №--1 о приостановлении государственной регистрации. Причиной приостановления государственной регистрации указаны: постановление Советского районного суда города Казани от --.--.---- г.№--, постановление Советского районного суда города Казани от --.--.---- г.№--, определение Арбитражного суда Республики Татарстан от --.--.---- г.№--, постановление Вахитовского районного суда города Казани от --.--.---- г.№--, определение Арбитражного суда Республики Татарстан от --.--.---- г.№--.

Ссылаясь на положения статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 14 февраля 2002 года № 4-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации № 364-О от 4 октября 2005 года, статью 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», Конституцию Российской Федерации, из которых следует, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, а вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, представитель административного истца полагает, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для приостановления государственной регистрации прав на указанный объект недвижимости. Также указывает, что решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от --.--.---- г. является самостоятельным основанием для государственной регистрации права на недвижимое имущество, при этом ограничения прав, наложенные на недвижимость на основании судебных актов, не может распространяться на имущество, принадлежащее административному истцу, поскольку последний не является участником указанных судебных процессов.

На основании изложенного, представитель административного истца просит суд признать незаконными действия административного ответчика по приостановлению государственной регистрации; обязать административного ответчика зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество.

Протокольными определениями суда в качестве административного соответчика привлечен государственный регистратор Ново-Савиновского отдела Управления Росреестра по РТ ФИО2, в качестве заинтересованных лиц - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по РТ), ФИО1, Ново-Савиновский отдел ГБУ "МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг в Республики Татарстан".

Представители административного истца - Аскаров И.К., Маннанов А.А. в судебное заседание явились, просили удовлетворить административные исковые требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по РТ - Сулейманов Д.А. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать. При этом указал, что после приостановления государственной регистрации в отношении данного объекта недвижимости в Управление Росреестра по РТ поступило также постановление судебного пристава-исполнителя от --.--.---- г. о запрете на совершение регистрационных действий в отношении данного объекта.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного искового заявления извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в суд не представили, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть заявленные требования в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие последних.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу части 12 статьи 29 Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, основанием для удовлетворения требований административного истца, оспаривающего решения, действия (бездействие) органа, должностного лица является совокупность следующих обстоятельств: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам; нарушение оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из материалов дела следует и установлено судом, что заочным решением Ново-Савиновского районного суда города Казани от --.--.---- г. за Гавриловым С.Ф. признано право собственности на квартиру общей площадью 124,6 кв.м, с кадастровым (или условным) номером №--, расположенную по адресу: ... ... (л.д. 64-71).

--.--.---- г. Гаврилов С.Ф. через Ново-Савиновский отдел ГБУ "МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг в Республики Татарстан" обратился в Управление Росреестра по РТ с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: квартиру, общей площадью 124,6 кв.м, с кадастровым (или условным) номером №--, расположенной по адресу: ... ... (л.д. 61-63).

К заявлению административным истцом были приложены решение суда от --.--.---- г.№--, квитанция от --.--.---- г.№-- (л.д. 72).

В результате рассмотрения заявления Ново-Савиновским отделом Управления Росреестра по РТ в лице государственного регистратора ФИО2 государственная регистрация права собственности в отношении указанного объекта недвижимости приостановлена. --.--.---- г. Гаврилову С.Ф. выдано уведомление. Основанием приостановления государственной регистрации указано наличие судебных актов, на основании которых наложен арест в отношении объекта недвижимого имущества, а именно:

- постановление Советского районного суда ... ... от --.--.---- г.№--,

- постановление Советского районного суда ... ... от --.--.---- г.№--,

- определение Арбитражного суда Республики Татарстан от --.--.---- г.№--,

-постановление Вахитовского районного суда ... ... от --.--.---- г.№--,

- определение Арбитражного суда Республики Татарстан от --.--.---- г.№-- (л.д. 15)

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются положениями от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона № 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу пункта 1 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания и устанавливающих наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

В соответствии со статьей 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно пункту 37 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 37 части 1 настоящей статьи, приостанавливается до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии предусмотренных пунктом 37 части 1 настоящей статьи ареста или запрета, о возврате залога залогодателю либо об обращении залога в доход государства.

Согласно разъяснениям пункта 53 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП согласно Закону о регистрации.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение государственного регистратора прав Управления Росреестра по РТ ФИО2 от --.--.---- г.№-- о приостановлении регистрации принято административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с требованиями закона, прав административного истца не нарушает; регистрирующий орган при наличии соответствующего акта о наложении запрета производить регистрационные действия обоснованно приостановил государственную регистрацию права собственности в отношении объекта недвижимости.

Доказательств отсутствия либо снятия указанных запретов административным истцом не представлено, судом не установлено.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Рассматривая ходатайство представителя административного истца о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, суд приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.

Судом установлено, что оспариваемое уведомление административным истцом получено --.--.---- г., что подтверждается его подписью в журнале выдачи уведомлений о приостановлении, следовательно, срок на подачу административного искового заявления истекал --.--.---- г., при этом с административным иском административный истец обратился --.--.---- г..

Вместе с тем принимая во внимание незначительный период пропуска срока на подачу жалобы - 2 дня, суд полагает, что заявленное ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, суд, оценив на основании положений статей 84, 226 КАС РФ относимость, допустимость, достоверность представленных суду доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления представителя административного истца Гаврилова Сергея Федоровича – Аскарова Ильнара Камиловича к Ново-Савиновскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации прав, возложении обязанности по регистрации права собственности на недвижимое имущество в виде квартиры, общей площадью 124,6 кв.м, с кадастровым номером №--, расположенной по адресу: ... ..., на основании заочного решения Ново-Савиновского районного суда города Казани от --.--.---- г. по делу №-- - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.

Судья Федосова Н.В.

Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2021 года.

Решение16.09.2021