ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2775/2021 от 01.12.2021 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2а-2775/2021

УИД 24RS0041-01-2020-007558-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 декабря 2021 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Кравченко О.Е.,

при секретаре Андреасян К.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц и Соколовской О,Ю. к администрации г. Красноярска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Октябрьского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц и многодетного гражданина Соколовской О,Ю. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к администрации г. Красноярска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, мотивируя требования тем, что прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска по обращению Соколовской О.Ю. проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства при выделении администрацией города земельных участков на территории жилого района «Славянский» в Октябрьском районе г. Красноярска под индивидуальное жилищное строительство, в том числе, проверка обеспечения данного жилого района коммунальной инфраструктурой, обустройства улично-дорожной сети. По результатам проверки установлено, что на территории г. Красноярска расположен жилой район «Славянский», территориально расположенный в Октябрьском районе в границах кадастровых кварталов с кадастровыми номерами 24У. В соответствии со сведениями из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, земельный участок территории жилого района «Славянский» принадлежит к функциональной зоне : «зона озелененных территорий общего пользования, иных озелененных территорий, зона застройки индивидуальными жилыми домами, зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий». В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122, указанный жилой район расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Соколовской О.Ю. как многодетной матери бесплатно предоставлен в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером: У, на основании распоряжения администрации ХУ-ж от 04.05.2011г.. Вместе с тем, предоставленный земельный участок не обеспечен объектами социальной и инженерной инфраструктуры отсутствуют водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, дорожно-транспортная инфраструктура. Право на жилище обеспечивается не только формальным предоставлением земельного участка, но и созданием условий для жилищного строительства, обеспечением возможности реальной реализации этого права. В условиях ИЖС реализация права на жилище предполагает не только постройку дома, но и обеспечение возможности его использования. Как следует из правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 года № 22-П, основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. В настоящий момент, на территории жилого района «Славянский» не созданы условия, позволяющие полноценно эксплуатировать построенные и строящиеся жилые дома и использовать их как постоянное место жительства, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта -г. Красноярска, что выражается в отсутствии дорог на названной территории, отсутствии возможности технологического присоединения к сетям водоснабжения, водоотведения. Муниципальное образование осуществляет планирование и строительство дорог и инженерных сетей в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, которым предусматривается принятие документов территориального планирования в качестве условия застройки территории. В соответствии с п.5 ст.26 Градостроительного кодекса РФ, реализация генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета. В соответствии с п.5.1 указанной статьи, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов разрабатываются органами местного самоуправления городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих городских округов. Таким образом, программы комплексного развития транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры подлежали утверждению административным ответчиком не позднее 13.09.2015 года. Вместе с тем, согласно информации администрации города, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа город Красноярск не утверждена. Для обеспечения жителей городского округа г. Красноярск объектами транспортной инфраструктуры постановление администрации города от 25.12.2015 №833 утвержден проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск. Вместе с этим строительство дорог на территории жилого района «Славянский» не осуществлено, соответствующие денежные средства не выделялись. Таким образом, следствием бездействия органов местного самоуправления стало то, что на территории жилого района «Славянский» до сих пор не выполнены необходимые условия в виде подключения к инженерным коммуникациям, развития улично-дорожной сети. Администрация г. Красноярска в лице уполномоченных органов, предоставляя гражданам для индивидуального жилищного строительства земельные участки на территории, не имеющей транспортной и инженерно-коммунальной инфраструктуры, не принимает должных и эффективных мер по их созданию, тем самым допуская нарушение конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья, так как отсутствие надлежащих дорог создает препятствия для оказания скорой медицинской и пожарной помощи в случае подобной необходимости, а также права на комфортное проживание, своевременное и качественное получение коммунальных услуг, и благоприятную окружающую среду, для реализации которых необходимо наличие канализации, водоснабжения и своевременного вывоза мусора. Подобное бездействие нарушает права собственников и арендаторов земельных участков, в том числе лиц, относящимся к льготной категории (многодетные семьи), получившие земельные участки под ИЖС, что является недопустимым. Просит признать незаконным бездействие муниципального образования город Красноярск в лице администрации города Красноярска в непринятии мер по организации инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставленных льготной категории граждан (многодетным) на территории жилого района «Славянский» и строительству дорог, подъездных путей к указанным земельным участкам; обязать муниципальное образование город Красноярск в лице администрации города Красноярска в срок 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить земельные участки в районе жилищного строительства «Славянский» к сетям инженерной инфраструктуры: водоснабжения, водоотведения, а также организовать строительство дорог подъездных путей к данным земельным участкам; признать незаконным бездействие муниципального образования город Красноярск в лице администрации города Красноярска в непринятии мер по организации инженерной инфраструктуры земельного участка с кадастровым номером У, предоставленного Соколовской О.Ю. на территории жилого района «Славянский» и строительству дорог, подъездных путей к указанным земельным участкам; обязать муниципальное образование город Красноярск в лице администрации города Красноярска в срок шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать техническую возможность подключения земельного участка с кадастровым номером У предоставленного Соколовской О.С., в районе жилищного строительства «Славянский» к сетям инженерной инфраструктуры: водоснабжения, водоотведения, а также организовать строительство дорог подъездных путей к земельному участку.

Представитель административного истца – ст. помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска Якимова А.В. административные исковые требования с учетом уточнений поддержала, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, указывая, что об отсутствии достаточного инженерного обеспечения свидетельствует и ответ представленный Департаментом городского хозяйства по водоснабжению микрорайона «Славянский» от 26.10.2021г.

Административный истец Соколовская О.Ю. в судебное заседание не явилась, была уведомлена по известному суду адресу, которое возвращено за истечением сроков хранения не востребованным, что суд признает надлежащим.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Красноярска Прохоренко Н.С., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, поддерживая доводы изложенные в письменном отзыве, указывая, что перспективное развитие застройки города Красноярска отражено в нескольких ключевых градостроительных документах - Генеральном плане города Красноярска (утвержден решением Красноярского городского Совета депутатов № 7-107 от 13.03.2015) и Правилах землепользования и застройки (утверждены решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122). Реализация генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами административного городского округа, или в установленном местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса. В обеспечение реализации Генерального плана города, постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833 был утвержден проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, который выполнен в соответствии с Генеральным планом города, с учетом сложившейся инженерной и транспортной инфраструктур, их перспективным развитием, ранее разработанной проектно-сметной документацией на объекты инженерно-транспортной инфраструктуры, ранее разработанной проектной документацией, планируемым развитием транспортной структуры, рассматриваемых и прилегающих территорий. Проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск утвержден постановлением администрации города Красноярска от 25.12.2015 № 833, которое в свою очередь принималось на основании и в соответствии с Генеральным планом городского округа город Красноярск, протоколом публичных слушаний от 27.11.2015, заключением о результатах публичных слушаний по проекту планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования города Красноярска от 03.12.2015. Кроме того, постановлением администрации города Красноярска № 1044 от 28.12.2020 утверждена Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа города Красноярска на 2020 - 2033 годы. Опубликована в газете «Городские новости», № 152 от 30.12.2020. Сроки реализации программы 2020-2033 годы. При этом отнесение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения к вопросам местного значения городского округа не является основанием для возникновения у Администрации города Красноярска и ее уполномоченных органов обязанности по проектированию и строительству дорог к каждому жилому дому, расположенному на территории города Красноярска. Административным истцом не предоставлено доказательств по ограничению подъезда, препятствий возможности использования предоставленных на праве собственности земельных участков лицами, проживающими на территории микрорайона, а также семьей Соколовской О.Ю. Администрацией города Красноярска проводилась работа по привлечению средств вышестоящего бюджета - в министерство строительства Красноярского края в 2017, 2018, 2019 годах были поданы заявки для участия в конкурсных отборах по предоставлению средств субсидии на строительство объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры в рамках государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» (постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 514-п). По результатам рассмотрения документов в выделении средств отказано. Постановлением Администрации города Красноярска от 23.07.2020 № 568 утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа города Красноярска на 2018 - 2030 годы. Опубликована в газете «Городские новости» № 83 от 24.07.2020. Целями программы являются обеспечение сбалансированного, перспективного развития систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующих установленным требованиям надежности, энергетической эффективности указанных систем, снижения негативного воздействия на окружающую среду и здоровья человека и повышения качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Кроме того, в данной программе предусмотрено выделение из бюджета десятков миллионов рублей на поэтапное строительство и реконструкция инженерной инфраструктуры города Красноярска, в частности запроектированы мероприятия по строительству насосной станции, водоводов, разводящих и внутриквартальных сетей на территории левого берега, на котором расположен жилой микрорайон «Славянский» строительство новой системы водоотведения, канализационной насосной станции, реконструкция, строительство электросетей и сетей теплоснабжения. Согласно действующему законодательству в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение и контроль за ходом инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данные инвестиционные программы находятся в ведении ресурсоснабжающих организаций. Техническая возможность подключения обеспечивается при наличии рядом расположенных сетей, мощность которой позволяет ресурсоснабжающей организации обеспечить подачу воды во исполнение всех заключенных договоров. Исполнителем по договору о подключении является организация, выдавшая технические условия, правопреемники указанной организации или организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании объектами централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, на подключение к которым были выданы технические условия. Таким образом, получение технических условий осуществляется на основании заявки правообладателя. Административным истцом не предоставлено доказательств нарушения прав граждан, в том числе и прав Соколовской О.Ю., а именно кто из граждан соответствующей категории обращался к административному ответчику или в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение, с заявкой на выдачу технических условий и получил отказ. В заявленных требованиях в административном исковом заявлении о возложении обязанности осуществить строительство объектов инженерной инфраструктуры к земельным участкам, предоставляемым многодетным семьям, прокурором не приведено норм закона, обязывающих администрацию выполнить указанные требования. Кроме того, данные требования по факту возлагают на органы местного самоуправления обязанности, которые, согласно Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» должны регулироваться договорными отношениями между ресурсоснабжающими организациями. Таким образом, Администрация города Красноярска и ее уполномоченные органы предпринимают все возложенные на них на законодательном уровне меры по обеспечению необходимой коммунальной инфраструктурой жителей города Красноярска, в соответствии с реализацией комплексных программ развития территории города Красноярска. Следовательно, отсутствуют основания бездействия со стороны органов местного самоуправления. Кроме того, просит учитывать, что срок в который просит обязать истец исполнить обязанность, является не разумным.

В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, Департамента социального развития администрации г. Красноярска, Управления архитектуры администрации г. Красноярска, МКУ «Управление капитального строительства» о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены заказной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств не заявляли.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления земельных участков многодетным гражданам урегулирован законом Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».

Министерство регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говорит о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

Как отражено в Определении Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 N 2516-0, нашедший отражение в Земельном кодексе Российской Федерации подход, в силу которого полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки многодетных семей и в иных такого рода случаях, связанных с обеспечением социальной поддержки определенных категорий граждан, закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, коррелирует с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающими, что решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (подпункты 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3).

В соответствии со ст.14 Федерального закона №131-Ф3 от 16.10.2003 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», организация электро, тепло, газо и водоснабжения, водоотведения, а также дорожная деятельность относится к компетенции органов местного самоуправления и осуществляется при наличии документов территориального планирования, включающих в себя размещение и характеристики системы транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимые для развития территории.

Согласно п.7 Устава города Красноярска, к вопросам местного значения города относятся, в числе прочих, организация в границах города электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; дорожная деятельность в отношении автомобильных местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города.

Как следует из правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 года N 22-П, основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в предел; полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранность автомобильных дорог местного значения в границах населенных пункте поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).

Судом установлено, что прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска, по обращению Соколовской О.Ю., проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства при выделении администрацией города земельных участков на территории жилого района «Славянский» в Октябрьском районе г. Красноярска под индивидуальное жилищное строительство, в том числе, проверка обеспечения данного жилого района коммунальной инфраструктурой, обустройства улично-дорожной сети.

По результатам проверки установлено, что на территории Октябрьского района г. Красноярска расположен жилой район «Славянский», территориально расположенный в Х в границах кадастровых кварталов с кадастровыми номерами У.

Согласно сведений Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, земельный участок территории жилого района «Славянский» принадлежит к функциональной зоне: «зона озелененных территорий общего пользования, иных озелененных территорий, зона застройки индивидуальными жилыми домами, зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий»».

В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122, указанный жилой район расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).

Кроме того, согласно сведений, представленных департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, на территории жилого района «Славянский», департаментом предоставлено многодетным гражданам под индивидуальное жилищное строительство 167 земельных участка, в том числе, Соколовской О.Ю. как многодетной матери бесплатно предоставлен в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером: 24:50:0000000:1289, общей площадью 915 кв.м., на основании распоряжения администрации г. Красноярска №405-ж от 04.05.2011 года.

При этом, предоставленные земельные участки на территории жилого района «Славянский» не обеспечены объектами социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе на предоставленном Соколовской О.Ю. земельном участке отсутствует возможность подключения систем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, дорожно-транспортная инфраструктура, кроме того, отсутствует возможность технологического присоединения к сетям водоснабжения, водоотведения ввиду того, что согласно ответа Департамента градостроительства администрации г. Красноярска от 26.10.2021г., наружные сети водопровода, в том числе ПНС были построены жителями микрорайона «Славянский» с нарушениями санитарных норм и правил, в связи с интенсивным строительством жилых домов резерв пропускной способности водопроводной сети достиг предельных показателей, согласно Инвестиционной программе срок подключения по мероприятиям «Строительство инженерных сетей в микрорайоне «Славянский» определён на 2021 год, подключаемая нагрузка 760,000 м/сут., который фактически не завершен, доказательств иного не приведено, при этом по вопросам водоснабжения 25.08.2021г. и 13.10.2021г. состоялись рабочие совещания, однако, необходимые мероприятия не проведены, определена сумма затрат на строительство сетей водоснабжения в мкр. «Славянский» в размере 86893533,44 руб., проектно-сметная документация передана в адрес Департамента градостроительства для ее включения в адресную инвестиционную программу 2022 года, и определения источника финансирования.

На основании ч.1 ст.4 Градостроительного кодекса РФ, отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий регулируются законодательством о градостроительной деятельности.

В силу п.5 ст.26 Градостроительного кодекса РФ, реализация генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета. В соответствии с п.5.1 указанной статьи, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов разрабатываются органами местного самоуправления городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих городских округов.

Таким образом, муниципальное образование осуществляет планирование и строительство дорог и инженерных сетей в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, которым предусматривается принятие документов территориального планирования в качестве условия застройки территории.

Программы комплексного развития транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры подлежали утверждению административным ответчиком не позднее 13.09.2015.

При этом, согласно информации администрации города, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа город Красноярск не утверждена. По информации ООО «Краском» строительство сетей холодного водоснабжения и водоотведения на территории жилого района в инвестиционной программе на 2018-2022 гг. не предусмотрено.

Для обеспечения жителей городского округа г. Красноярск объектами транспортной инфраструктуры постановление администрации города от 25.12.2015 №833 утвержден проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск. Вместе с этим строительство дорог на территории жилого района «Славянский» не осуществлено, соответствующие денежные средства не выделялись.

До настоящего времени предусмотренные планом мероприятия, не выполнены, мер по созданию инженерной инфраструктуры и строительству дорог не принято.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконном бездействии администрации г. Красноярска, выразившемся в необеспечении необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой земельных участков.

Между тем, обязанность публичных органов по обеспечению земельных участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенными жилыми объектами, не выполнена, при том, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Ввиду изложенного, довод стороны административного ответчика об отсутствии бездействия, ввиду утверждения постановлением администрации города Красноярска № 1044 от 28.12.2020 Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа города Красноярска на 2020 - 2033 годы. Опубликована в газете «Городские новости», № 152 от 30.12.2020, а также утверждения постановлением администрации города Красноярска от 23.07.2020 № 568 Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа города Красноярска на 2018 - 2030 годы. Опубликована в газете «Городские новости» № 83 от 24.07.2020, не может быть принят судом во внимание.

Таким образом, суд приходит к выводу о допущенном администрацией г. Красноярска бездействии в части обеспечения земельных участков, предназначенных для оказания государственной поддержки семьи, в том числе семьи Соколовской О.Ю., необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования возведенными на них жилыми объектами.

Ввиду чего, полагает административные исковые требования о признании незаконным бездействие муниципального образования город Красноярск в лице администрации города Красноярска в непринятии мер по организации инфраструктуры земельных участков, предоставленных льготной категории граждан (многодетным) на территории жилого района «Славянский» и строительству дорог, подъездных путей к указанным земельным участкам, в том числе земельному участку с кадастровым номером: У, предоставленного Соколовской О.Ю., подлежащим удовлетворению, с возложением обязанности обязать муниципальное образование г. Красноярск в лице администрации города Красноярска организовать техническую возможность подключения земельных участков, предоставленных льготной категории граждан (многодетным) в районе жилищного строительства «Славянский», в том числе земельного участка с кадастровым номером: У, предоставленного Соколовской О.Ю. к сетям инженерной инфраструктуры: водоснабжения, водоотведения, а также организовать строительство дорог подъездных путей к данным земельным участкам в течение 1 года 6 месяцев с момента решения суда в законную силу, считая данный срок разумным, соответствующим объему и возможным срокам проведения указанных мероприятий.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования прокурора Октябрьского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Соколовской О.Ю. к администрации г. Красноярска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального образования город Красноярск в лице администрации города Красноярска в непринятии мер по организации инфраструктуры земельных участков, предоставленных льготной категории граждан (многодетным) на территории жилого района «Славянский» и строительству дорог, подъездных путей к указанным земельным участкам, в том числе земельному участку с кадастровым номером: У, предоставленного Соколовской О.Ю.

Обязать муниципальное образование г. Красноярск в лице администрации города Красноярска в течение 1 года 6 месяцев с момента решения суда в законную силу организовать техническую возможность подключения земельных участков, предоставленных льготной категории граждан (многодетным) в районе жилищного строительства «Славянский», в том числе земельного участка с кадастровым номером: У, предоставленного Соколовской О.Ю., к сетям инженерной инфраструктуры: водоснабжения, водоотведения, а также организовать строительство дорог подъездных путей к данным земельным участкам.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись)

Мотивированное решение изготовлено 13.12.2021г.

Копия верна.

Судья О.Е. Кравченко