ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2775/2021 от 08.10.2021 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-2775/2021 (публиковать)

УИД 18RS0002-01-2021-003624-03

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«08» октября 2021 года г. Ижевск

Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Фокиной Т.О.,

при секретаре судебного заседания Мухаметшиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное административное дело по административным искам Администрации Муниципального образования «город Ижевск» к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики о признании незаконными и отмене предписаний об устранении нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Администрация Муниципального образования «город Ижевск» (далее – Администрация г. Ижевска) первоначально обратился в суд с иском к административному ответчику Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики (далее – Главное управление по надзору, Управление, надзорный орган) о признании незаконным и отмене предписания Главного Управления по государственному надзору УР по результатам проведения мероприятий по государственному контролю № 03/03-21-17 от 15.01.2021 года, вынесенное в отношении Администрации г. Ижевска.

В обоснование требований истец указал, что 29.01.2021 года в адрес Администрации г. Ижевска поступило предписание № 03/03-21-17 от 15.01.2021 года Главного управления по госнадзору УР (письмо от исх. № 593-ж от 26.01.2021 г.) В соответствии с указанным предписание истцу в срок до 01.05.2021 года: 1) надлежит принять меры к проведению капитального ремонта жилого помещения по адресу: <адрес>, в том числе: к замене оконных и дверных блоков, покрытий полов в связи с истекшей минимальной продолжительностью эффективной эксплуатации элементов здания и объектов; 2) также выполнить работы по восстановлению внутренней отделки жилых помещений по указанному адресу, поврежденных в результате затопления с кровли. <адрес> находится в собственности МО «город Ижевск». На основании договора социального найма от 29.01.2013 года № 89 в данное помещение вселена семья нанимателя ФИО1, совместно с которым в качестве членов семьи нанимателя вселены ФИО2 (жена), ФИО3 (дочь), ФИО4 (сын). В ходе осмотра жилого помещения по адресу: <адрес> что отражено в акте проверки № 03/03-21-17 от 15.01.2021 года, установлено, что проверка проведена на основании обращения ФИО1 по факту нарушения требований к содержанию муниципального жилого помещения в части непринятия мер собственником к проведению капитального ремонта указанного помещения. В ходе осмотра установлено, что во всех помещениях установлены деревянные оконные блоки с раздельными оконными переплетами, не утеплены, стекла в оконных блоках повреждений не имеют. На подоконной доске и створках внутреннего и наружного переплетов наблюдаются следы отслоения и трещины окрасочного слоя. Разрушений деревянных конструкций оконного блока и слоев гниения при визуальном осмотре не выявлено. Оконная фурнитура в работоспособном состоянии. В отношении помещения № 8 (комната) площадью 14,4 кв.м. указано, что установлен балконный блок со створчатыми дверными полотнами и раздельными переплетами. Не утеплен, стекла в дверных полотнах без повреждений. Визуально наблюдается износ деревянных конструкций блока-трещины, частичное разрушение каркаса створок дверей, отслоение окрасочного слоя. В нижней части полотен наблюдается незначительные следы поражения грибком. Данный проем имеет выход на балкон. Относительно дверных блоков во всем жилом помещении установлено: двери деревянные, имеются незначительные отслоения окрасочного слоя на створках дверей, полотне и дверной коробки. Относительно состояния пола во всем жилом помещении установлено: обшит листами ДВП (в помещении кухни покрыт линолеумом), местами имеются потертости в окрасочном слое, зыбкость пола наблюдается только в помещении № 9 (прихожая) в районе кухни. Кроме того, установлено, что отслоение обоев в помещении № 1 и № 2 произошло по причине затопления с кровли в весенние периоды с 2017 года по 2019 года. Также в акте проверки зафиксировано, что наниматель в период с 2017 по 2019 неоднократно направлял в адрес наймодателя (собственника помещения) жалобы, заявления о необходимости принятия мер по устранению нарушений в части содержания общего имущества многоквартирного дома и восстановлению внутренней отделки помещений, пострадавших в результате затоплений с кровли. Выдавая предписание, должностное лицо ответчика пришло к выводу о нарушении истцом жилищного законодательства, а именно, истцом не исполнены обязательства по проведению капитального ремонта муниципального жилого помещения, в том числе не проведена замена оконных, дверных блоков, не устранена зыбкость полов в помещении прихожей, не приняты меры к восстановлению внутренней отделки жилых помещений по адресу: <адрес> Административный истец считает оспариваемое предписание не соответствующим действующему законодательству, которое нарушает права и законные интересы истца, незаконно возлагает на него обязанности, не предусмотренные законом, в связи с чем, подлежит отмене. Работы по замене оконных и дверных блоков, покрытий полов по своему содержанию относятся к работам, проводимым при текущем ремонте и должны осуществляться нанимателем за свой счет как текущий ремонт занимаемого жилого помещения. Доводы ответчика на истечение срока эффективности эксплуатации оконных и дверных блоков, покрытий полов, не являются доказательствами нуждаемости в их замене. Обязанность по восстановлению жилого помещения либо о возмещении затрат на его восстановление, лежит на лице, причинившим вред – организации, осуществляющей управление многоквартирным домом. Оспариваемое предписание требованиям законности не отвечает. Формулировка, указанная в предписании, не позволяет точно определить объем работ. Кроме того, поскольку выполнение работ Администрацией города Ижевска осуществляется при финансировании местного бюджета, то при их освоении должны соблюдаться положения законодательства, в соответствии с которыми, должен быть заключен контракт с четким содержанием требуемых работ. В отсутствии данной информации в предписании, оно фактическим становится не исполнимым.

Определением суда от 18.06.2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, МУП г. Ижевска «Спецдомоуправление».

20.07.2021 года истцом подано второе административное исковое заявление о признании незаконным и отмене предписания Главного Управления по государственному надзору УР от 17.05.2021 года № 03/3-13/41. В обоснование иска указано, что 17.05.2021 года по результатам проведения внеплановой выездной проверки исполнения предписания № 03/03-21-17 от 15.01.2021 года ответчика, составлен акт проверки № 03/3-13/41 от 17.05.2021 года, в котором зафиксировано, что мероприятия подлежащие исполнению на основании ранее выданного предписания от 15.01.2021 года № 03/3-21-17 не проведены, предписание не исполнено. Согласно предписания № 03/3-13/41 выявлены следующие нарушения. В связи с истекшей минимальной продолжительностью эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов Администрацией МО «город Ижевск» не исполнены обязательства по проведению капитального ремонта муниципального жилого помещения, в том числе не проведена замена оконных, дверных блоков, не устранения зыбкость полов в помещении по адресу: <адрес> Указано на выполнении мероприятий по устранению недостатков. Предписание № 03/3-13/41 от 17.05.2021 года не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы истца, незаконно возлагает обязанности, не предусмотренные действующим законодательством. В целом, приведены аналогичные доводы в обоснование иска.

Определением суда от 18.08.2021 года административные дела по двум указанным административным искам Администрации города Ижевска объединены в одно производство, объединенному делу присвоен общий номер № 2а-2775/2021, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска.

Определением суда от 16.09.2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в УР».

В судебном заседании представитель административного истца ФИО5, действующая на основании доверенности, поддержала требования и доводы искового заявления, а также письменные пояснения, ранее приобщенные к материалам дела. Дополнительно пояснила, что при визуальном осмотре оконные блоки находятся в работоспособном состоянии. Только балконный блок нуждается в замене. Согласно имеющихся материалов дела, было установлено, что повреждение оконного блока произошло в связи с протечкой кровли, в самом акте указывается на наличие повреждения оконных блоков. В соответствии с ЖК РФ за ненадлежащее содержание общего имущества и за вред, причиненный имуществу, ответственность несет лицо, причинившее ущерб. Именно Управляющая организация должна следить и принимать участие в надлежащем содержании жилого помещения. Административный истец не должен выступать посредником в рамках данных взаимоотношений. Как следует из договора социального найма, помещение передается в бессрочное владение нанимателя, следовательно, иные обязанности, в частности по текущему ремонту, которого касаются вторые пункты предписаний, возложены на нанимателя. Считает, что предписания являются незаконными и нарушают права Администрации г. Ижевска.

Представитель административного ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать. Пояснила, что предписание выдано законно. В материалах дела имеются фотографии по следам затопления кровли. Ответчик согласен, что ответственность лежит на управляющей компании. Повреждено самое жилое помещение и, исходя из акта, сказано, в помещение 8 визуально наблюдается частичное нарушение каркаса, отслоение краски в данном случае идет гниение деревянных конструкций, которые сам наниматель не может устранить.

Заинтересованное лицо ФИО1 в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, так как на его неоднократные жалобы никакого реагирования не было, капитальный и текущий ремонт не сделан до сих пор. настаивал на том, что предписания являются законными. Поддержал ранее представленные возражения относительно искового заявления.

Представитель заинтересованного лица ФИО1 – ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что Администрация злоупотребляет правом, перекладывая ответственность по капитальному ремонту на управляющую компанию. Была изучена программа капитального ремонта в УР в 2014 г., позиция 42 и 44 приложения по капитальному ремонту - все надлежащие конструкции и оборудования по капитальному ремонту записаны по плану в течение 2019-2021 годов. Сегодня заканчивается 2021 год, ничего по программе капитального ремонта не сделано. Каким образом собственник исполняет свои обязанности, не понятно. За все время проживания ФИО8 в данном жилом помещении, ничего из капитального ремонта не сделано. Кроме того, в распоряжении заинтересованного лица имеется постановление №174 от 24.04.2018 г. в титульном списке 6 позиций и в последнем числится капитальный ремонт спорного дома. Еще в 2018 году должен был быть выполнен капитальный ремонт дома № <адрес>. В данном случае Администрация уходит от ответственности, продолжая нарушать права заинтересованных лиц на достойные условия проживания.

Представитель заинтересованного лица МУП г. Ижевска «Спецдомоуправление» ФИО9, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала ранее данные письменные пояснения относительно заявленных требований, согласно которым собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Дом входит в региональную компанию по капительному ремонту. В виду периодического затопления с 2017 по 2019 года, в 2019 году СПДУ инициировано собрание собственников по поводу принятия решения о ремонте кровли. Однако кворум отсутствовал. 31.08.2020 года в адрес ФИО1 направлено письмо МУП СПДУ № 781/01-07/03 о том, что обращений по факту затоплений с кровли на обслуживающий участок не поступало с января 2020 года. В летний период 2019 года в рамках обслуживания МКД выполнен поддерживающий ремонт участка кровли над квартирой № <адрес>, кроме того, согласно акту обследования конструктивных элементов кровли собственникам необходимо принять решение о проведении текущего ремонта кровли и определить источник финансирования работ. Протоколом общего собрания собственников от 01.12.2020 года принято решение о капитальном ремонте крыши в соответствии с региональной программой. УЖКХ Администрации г. Ижевска от 24.11.2020 года направлено предписание по результатам проведения мероприятия по государственному контролю №947/06-02 об устранении задувания снега через конек кровли над квартирой № 13. Как указано в предписании в чердачном помещении наблюдается выполнение работ МУП СПДУ по поддерживающему ремонту кровли. Над квартирой 13 заменены кровельные листы, в местах протечек установлены металлические листы. В местах повреждений шифера выполнена герметизация битумными материалами и монтажной пеной. Согласно актам весеннего, осеннего осмотров, выявлено, что кровля требует капитального ремонта. А также указано, что ремонт в помещениях квартиры № 13 не выполнялся длительное время. Согласно наряд-заданию от 09.12.2020 года МУП СПДУ по предписанию устранено задувание снега через конек. Начиная с 2017 года ни истец, ни наниматели жилого помещения не предпринимали меры к проведению внутреннего ремонта жилого помещения, а также не обращались в судебные органы за взысканием причиненного ущерба или понуждении восстановить жилое помещение.

Представитель заинтересованного лица Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска ФИО5, действующая на основании доверенности, суду пояснила, что поддерживает позицию Администрации г. Ижевска. Было выпущено постановление о подтверждении титульного списка, в спорном жилом помещении планировалось провести капитальный ремонт в 2018 г., и на тот момент были предусмотрены денежные средства, но так как не было подано ни одной заявки в 2018 г., то и не были проведены работы. В связи с отсутствием денежных средств в бюджете г. Ижевска, Администрацией г. Ижевска не были доведены эти денежные средства, поэтому капитальный ремонт не был проведен. Администрация города может провести только капитальный ремонт, исходя из тех обращений, которые поступают. Жилое помещение <адрес> было включено в этот список, поскольку были обращения от нанимателя. Действительная необходимость в проведении капитального ремонта не устанавливалась.

Представитель заинтересованного лица НУО «Фонд капитального строительства» ФИО10, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что региональный оператор создан с целью обеспечения проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества в МКД, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счетах регионального оператора, либо выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Согласно ст. 174 ЖК РФ, за счет средств капитального ремонта может осуществляться финансирование работ, предусмотренных нормативно-правовым актом субъекта. За счет средств фонда капитального ремонта могут финансировать только следующие виды работ: ремонт фасада, оценка технического состояния. Исходя из изложенного, ремонт полов не может оплачиваться за счет средств фонда капитального ремонта. Плановые периоды проведения капитального ремонта установлены, во исполнение данного плана фондом были проведены процедуры весной 2021 года, был определен подрядчик, данный объект был исключен из договора. В настоящее время подрядчик определен, срок по договору установлен, кровля дома будет отремонтирована.

Заинтересованные лица ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, причину неявки не сообщили.

Учитывая, что в силу ст. 226 ч. 6 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц.

Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, заинтересованного лица и его представителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ - гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 226 КАС РФ - если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, действия (решения) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (решения) нормативным правовым актам и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Из представленных материалов судом установлено следующее:

23.01.1979 года ФИО1 с семьей, состоящей из 4 человек, выдан ордер № 32 на право занятия 1 комнаты жилой площадью 14,4 кв.м. в квартире № <адрес>.

12.07.1980 года ФИО1 с семьей, состоящей из 3 человек, выдан обменный ордер № 3520 на право занятия 2 комнат общей жилой площадью 32,3 кв.м. в квартире № <адрес>.

20.02.1989 года ФИО1 с семьей, состоящей из 3 человек, дополнительно выдан ордер № 366 на право занятия 1 комнаты жилой площадью 15,9 кв.м. в квартире № <адрес>.

29.01.2013 года между Управлением муниципального жилья Администрации г. Ижевска (наймодатель) и ФИО1 (наниматель) заключен письменный договор социального найма жилого помещения № 89, по условиям которого наймодатель передал в бессрочное владение и пользование нанимателя и членов его семьи ФИО2, ФИО3, ФИО4 изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности г. Ижевска, состоящее из трехкомнатной квартиры общей площадью 80,4 кв.м., в том числе жилой площадью 48,1 кв.м., по адресу: <адрес>, для проживания в нем, с обеспечением предоставления за плату коммунальных услуг: электроснабжение, газоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), теплоснабжение (отопление).

По условиям указанного договора в обязанности наймодателя входит осуществление капитального ремонта жилого помещения (пп. «в» п. 5 договора); наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения. К текущему ремонту относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (пп. «е» п. 4 договора).

Согласно договору управления № 0120/1.1 от 01.07.2012 года управление многоквартирным домом по адресу: <адрес> осуществляет МУП г. Ижевска «Спецдомоуправление» (далее – МУП СПДУ). По условиям договора управляющая компания от своего имени, по поручению и за счет собственников помещений дома <адрес>, за плату организует оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД, предоставление коммунальных услуг, а также обеспечивает организацию иной деятельности, направленной на достижение целей управления МКД.

На протяжении длительного периода времени происходили периодические затопления находящегося в пользовании ФИО1 жилого помещения с кровли, в связи с чем он неоднократно обращался с заявлениями об устранении причин и последствий таких затоплений и жалобами на не исполнение его требований в Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска (№ 4001-М от 24.10.2018), в Главное управление по надзору УР (№№ М/3814 от 06.11.2018, М/1120 от 09.04.2019), в МУП СПДУ (№ 1193-М от 24.08.2020).

Многочисленными ответами Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска (№№ 3177/01-17-24 от 27.06.2017, 4943/01-17-06 от 21.11.2018, 5399/01-17-26 от 15.12.2020 г.), Главного управления по надзору УР (№ 5748-ж от 08.05.2019) ФИО1 разъяснялось, что протечки воды в его квартиру происходят в результате изношенного состояния кровли многоквартирного дома. Поддерживающие ремонты, которые выполняются управляющей организацией, недостаточны для устранения указанной проблемы в целом. Требуется проведение надлежащего капитального ремонта. Разъяснено, что проведение текущего ремонта жилого помещения отнесено к числу обязанностей нанимателя, а также разъяснено право на возмещение причиненного ущерба/убытков.

Актами МУП СПДУ от 06.04.2017 г., 20.06.2017 г., 21.01.2020, 23.01.2020 зафиксированы повреждения квартиры в результате происходивших затоплений, установлена причина затоплений.

Управлением ЖКХ Администрации г. Ижевска со своей стороны неоднократно проводились проверки в отношении управляющей организации МУП СПДУ на предмет надлежащего содержания общего имущества дома <адрес> констатированы факты протечек кровли и затопления квартиры № 13 (приказ № 1974/06-02 от 16.11.2018, акт № 1974/06-02 от 20.11.2018, приказ № 947/06-02 от 17.11.2020, акт № 947/06-02 от 24.11.2020, предписание об устранении нарушений № 947/06-02 от 24.11.2020, приказ № 204/06-02 от 29.01.2021, акт № 204/06-02 от 19.02.2021, приказ № 1494/06-02 от 28.05.2021, акт № 1494/06-02 от 01.06.2021, предписание № 1494/06-02 от 01.06.2021).

Из сообщения № 0075/01-2-1 от 02.11.2018 года МКУ г. Ижевска «Служба технологического обеспечения ЖКХ» в адрес начальника Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска следует, что в апреле 2018 года (на основании постановления Администрации г. Ижевска от 24.04.2018 года № 174) жилое помещение по адресу: <адрес> было внесено в титульный список объектов муниципального жилищного фонда г. Ижевска, подлежащих капитальному ремонту в 2018 году. Была разработана сметная документация на замену оконных и балконных блоков. После чего объект был внесен в план-график закупок товаров, работ, услуг, назначен срок проведения аукциона. 31.07.2018 года аукцион был признан не состоявшимся по причине отсутствия заявок. Повторное объявление аукциона не планируется.

Из письма Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска в адрес начальника Управления муниципального жилья Администрации г. Ижевска № 4944/01-17-06 от 21.11.2018 г. следует, что 20.11.2018 года Управлением ЖКХ Администрации г. Ижевска проведена выездная проверка в отношении МУП г. Ижевска СПДУ по вопросу надлежащего содержания кровли. На момент проведения проверки кровельное покрытие герметично, протеканий с кровельного покрытия в квартире 13 не зафиксировано. В квартире 13 в связи с затоплением с кровли в предыдущие периоды нанесен ущерб внутренней отделке жилого помещения, оконные блоки и балконный дверной блок находится в ограниченно-работоспособном состоянии, требуется замена указанных конструктивных элементов.

Из писем МУП СПДУ № 2775/01-06/04 от 04.09.2018, № 781/01-07/03 от 31.08.2020, № 3860/01-06/04 от 06.11.2020 следует, что управляющей организацией постоянно осуществляется поддерживающий ремонт кровли, с января 2020 года жалобы на протечки кровли со стороны жильцов прекратились. Управляющей организацией неоднократно принимались меры к проведению общего собрания собственников/нанимателей помещений дома по вопросу проведения текущего/капитального ремонта кровли, которые собственниками/нанимателями игнорировались.

Согласно ответу МУП г. Ижевска СПДУ на предписание № 947/06-02 от 24.11.2020 г. Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска и уведомление о проверке исполнения предписания указано, что ремонтные работы по восстановлению ограждения кровли производить нецелесообразно, поскольку капитальный ремонт крови МКД № 22 по ул. Советская г. Ижевска включен в краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества МКД в УР на 2021 года.

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> от 14.12.2020 года, утверждены виды работ, сроки проведения и источник финансирования капитального ремонта крыши МКД в соответствии с Региональной программой капитального ремонта общего имущества в МКД, утверждена предельная допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту.

На основании двух последних обращений ФИО1 в Главное управление по надзору № М/2924 от 02.12.2020 г., № М/3127 от 22.12.2020 г. инициировано проведение внеплановой выездной проверки в отношении Администрации МО «город Ижевск» с целью проверки выполнения обязательных требований по исполнению условий договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> (распоряжение Главного управления по государственному надзору УР от 23.12.2020 года № 03/03-21-17).

По результатам проведенной внеплановой выездной проверки Главным управлением по надзору составлен акт № 03/03-21-17 от 15.01.2021 года, согласно которого 25.12.2020 года при осмотре жилого помещения по адресу: УР, <адрес> установлено: жилое помещение (квартира) площадью 80,4 кв.м. расположено на 5 этаже пятиэтажного кирпичного многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию в 1956 году. При осмотре жилых комнат выявлено: Помещение № 1 (комната) площадью 17,8 кв.м. - потолок и стены оклеены обоями простого качества, которые имеют отслоения и следы протекания (затопления с кровли). В комнате установлен деревянный оконный блок с раздельными оконными переплетами. Не утеплен. Стекла в оконном блоке повреждений не имеют. На подоконной доске и створках внутреннего и наружного переплетов наблюдаются следы отслоения и трещины окрасочного слоя. Разрушения деревянных конструкций оконного блока и следов гниения при визуальном осмотре не выявлено. Оконная фурнитура в работоспособном состоянии. Двери в комнату - деревянная, распашная, двустворчатая. Створки имеют заполнение армированным стеклом. Наблюдается незначительное отслоение окрасочного слоя на створках дверей и дверной коробки. Помещение № 2 (комната) площадью 15,9 кв.м. – потолок и стены оклеены обоями простого качества, которые имеют следы протекания. В комнате установлен деревянный оконный блок с раздельными оконными переплетами. Не утеплен. Стекла в оконном блоке повреждений не имеют. На подоконной доске и створках внутреннего и наружного переплетов наблюдаются следы отслоения и трещины окрасочного слоя. Разрушения деревянных конструкций оконного блока и следов гниения при визуальном осмотре не выявлено. Оконная фурнитура в работоспособном состоянии. Установлено, что отслоение обоев в помещении 1 и 2 произошло по причине затопления с кровли в весенние периоды с 2017 года по 2019 года. Помещение № 3 (кухня) площадью 9,8 кв.м. – потолок и стены оклеены обоями улучшенного качества, имеют незначительные отслоения. Пол покрыт линолеумом, зыбкость пола не наблюдается. Помещение № 8 (комната) площадью 14,4 кв.м. Визуально наблюдается износ деревянных конструкций блока - трещины, частичное разрушение каркаса створок дверей, отслоение окрасочного слоя. В нижней части полотен наблюдается незначительные следы поражения грибком. Зыбкости пола не выявлено. В помещении № 9 (прихожая) площадью 14,8 кв.м. наблюдается зыбкость пола. На момент проверки информация о дате последнего капитального ремонта отсутствует.

Акт обоснован ссылками на положения ст. 676 ГК РФ, ст. 65 ЖК, пп. «в» п. 5 договора социального найма, которыми установлена обязанность наймодателя по осуществлению капитального ремонта переданного в социальный наем жилого помещения, а также на положения Ведомственных строительных норм ВСН 58-88, устанавливающих минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, которыми установлено, что срок эффективной эксплуатации внутриквартирных дверных заполнений составляет 50 лет, оконных и балконных заполнений в деревянных переплетах – 40 лет, полов дощатых – 30 лет, который исчисляется с момента проведения последнего капитального ремонта. Поскольку указанные сроки в отношении конструктивных элементов квартиры по адресу: УР, <адрес> истекли, капитальный ремонт собственником помещения не производился, контролирующим органом постановлен вывод о допущенном Администрацией г. Ижевска как собственником помещения нарушении, которое подлежит устранению.

Приложением к акту № 03/03-21-17 от 15.01.2021 года является фототаблица (на 14 листах) с отображением описанных в акте повреждений жилого помещения. В ходе рассмотрения дела в дополнение к данной фототаблице ФИО1 представлены также результаты произведенной им самостоятельно фотофиксации тех же повреждений жилого помещения, которые в полной мере соответствуют материалам проведенной проверки, им не противоречат и в целом дополняют.

На основании акта № 03/03-21-17 от 15.01.2021 года Главным управлением по надзору в адрес Администрации МО «город Ижевск» вынесено предписание № 03/03-21-17 от 15.01.2021 года, которым на Администрацию возложены обязанности: 1) принять меры к проведению капитального ремонта жилого помещения по адресу: <адрес> в том числе к замене оконных и дверных блоков, покрытий полов в связи с истекшей минимальной продолжительностью эффективной эксплуатации элементов здания и объектов; 2) выполнить работы по восстановлению внутренней отделки жилых помещений по адресу: <адрес> поврежденных в результате затопления с кровли.

Установлен срок исполнения предписания до 01.05.2021 года.

Распоряжением Главного управления по государственному надзору УР от 06.05.2021года № 03/3-13/41 инициировано проведение внеплановой выездной проверки в отношении Администрации МО «город Ижевск» с целью проверки исполнения предписания от 15.01.2021 года № 03/03-21-17.

По результатам выездной проверки Главным управлением по надзору составлен акт № 03/3-13/41 от 17.05.2021 года, согласно которому 14.05.2021 года в ходе осмотра жилого помещения по адресу: <адрес> установлено, что мероприятия подлежащие исполнению, а именно: проведение капитального ремонта жилого помещения по вышеуказанному адресу, в том числе по замене оконных, дверных блоков, покрытий полов в связи с истекшей минимальной продолжительностью эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, а также восстановления внутренней отделки жилых помещений по адресу: <адрес> поврежденной в результате затопления с кровли, Администрацией МО «город Ижевск» не выполнены. Таким образом, предписание не исполнено.

На основании акта № 03/3-13/41 от 17.05.2021 года Главным управлением по надзору в адрес Администрации МО «город Ижевск» вынесено предписание № 03/03-13/41 от 17.05.2021 года, которым на Администрацию повторно возложены обязанности: 1) принять меры к проведению капитального ремонта жилого помещения по адресу: <адрес>, в том числе к замене оконных и дверных блоков, покрытий полов в связи с истекшей минимальной продолжительностью эффективной эксплуатации элементов здания и объектов; 2) выполнить работы по восстановлению внутренней отделки жилых помещений по адресу: <адрес> поврежденных в результате затопления с кровли.

Установлен срок исполнения данного предписания до 02.08.2021 года.

На основании статьи 20 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемых предписаний) органами государственного жилищного надзора в рамках предоставленных им полномочий осуществляется деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в том числе, установленных требований к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами.

Государственная жилищная инспекция вправе в целях соблюдения законности провести проверку в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан для выявления нарушений жилищного законодательства.

Частью 1 статьи 20 ЖК РФ установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В соответствии с п.п. 1, 8 Положения о Главном управлении по государственному надзору Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства УР от 29.12.2017 № 588, Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции в сфере, в том числе, регионального государственного жилищного надзора, включающего в себя организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, к соблюдению обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; принятию предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В силу пункта 3 части 2 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

В силу пунктов 3, 4 части 3 статьи 67 ЖК РФ и статьи 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, производить текущий ремонт жилого помещения, немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 681 ГК РФ текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, а капитальный ремонт – обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

Аналогичным образом обязанности нанимателя и наймодателя определены в договоре социального найма от 29.01.2013 года, заключенном в отношении жилого помещения <адрес>

В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. При капитальном ремонте производятся комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смена, восстановление или замена их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечение рационального энергопотребления.

К ремонтным работам капитального характера в соответствии с Примерным перечнем работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда - приложение № 8 к постановлению Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» относятся: обследование жилых зданий (включая сплошное обследование жилищного фонда) и изготовление проектно-сметной документации (независимо от периода проведения ремонтных работ); ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов); модернизация жилых зданий при их капитальном ремонте (перепланировка с учетом разукрупнения многокомнатных квартир; устройства дополнительных кухонь и санитарных узлов, расширения жилой площади за счет вспомогательных помещений, улучшения инсоляции жилых помещений, ликвидации темных кухонь и входов в квартиры через кухни с устройством, при необходимости, встроенных или пристроенных помещений для лестничных клеток, санитарных узлов или кухонь); замена печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов; крышных и иных автономных источников теплоснабжения; переоборудование печей для сжигания в них газа или угля; оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м, устройством газоходов, водоподкачек, бойлерных; полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб); установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов; устройство лифтов, мусоропроводов, систем пневматического мусороудаления в домах с отметкой лестничной площадки верхнего этажа 15 м и выше; перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение; ремонт телевизионных антенн коллективного пользования, подключение к телефонной и радиотрансляционной сети; установка домофонов, электрических замков, устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления; автоматизация и диспетчеризация лифтов, отопительных котельных, тепловых сетей, инженерного оборудования; благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок). Ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%; утепление жилых зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров); замена внутриквартальных инженерных сетей; установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей); переустройство невентилируемых совмещенных крыш; авторский надзор проектных организаций за проведением капитального ремонта жилых зданий с полной или частичной заменой перекрытий и перепланировкой; технический надзор в случаях, когда в органах местного самоуправления, организациях созданы подразделения по техническому надзору за капитальным ремонтом жилищного фонда; ремонт встроенных помещений в зданиях.

Таким образом, работы по замене оконных блоков и балконной двери в соответствии с пунктами 2 и 4 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение № 8 к постановлению Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда») относятся к капитальному ремонту, поскольку представляют собой замену конструктивных элементов здания. Аналогичная правовая позиция об отнесении работ по замене оконных проемов и балконной двери к капитальному ремонту здания высказана Верховным Судом Российской Федерации в пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014 г.

Иные работы, в частности по восстановлению внутренней отделки помещений здания, замене покрытий полов и межкомнатных дверей помещений, в данный перечень не включены, и, очевидно, относятся к текущему ремонту.

Осуществление текущего ремонта жилого помещения, каковы бы ни были его предпосылки (будь то повреждение в результате затопления или истечение срока эксплуатации), относится к обязанностям нанимателя. В случае, если необходимость такого ремонта, возникла в результате ненадлежащего исполнения обязательств собственника или управляющей организации по содержанию общего имущества МКД, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшения платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя (ст. 15 ГК РФ, п. 2 ст. 66 ЖК РФ, пп. «в» п. 5 договора социального найма).

Таким образом, никаких оснований возлагать на Администрацию г. Ижевска как собственника жилого помещения обязанность по выполнению работ, направленных на замену дверей и полов, восстановление внутренней отделки жилого помещения, как относящегося к текущему ремонту жилого помещения не имелось. В указанной части оба оспариваемых предписания противоречат как требованиям закона, так и условиям заключенного с нанимателем договора социального найма, в связи с чем не могут быть признаны законными.

Относительно возложения на собственника обязанности по замене оконных блоков и балконной двери квартиры, суд отмечает следующее.

Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312 утверждено «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (вместе с «ВСН 58-88 (р) Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведение реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального, социально-культурного назначения»).

Данным Положением установлено, что система технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым приложением N 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым приложением № 3 (для элементов зданий и объектов). Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.

Сроки проведения реконструкции зданий и объектов должны определяться социальными потребностями и, как правило, совпадать со сроками капитального ремонта (п. 2.2 Положения).

Органы управления жилищным хозяйством независимо от их ведомственной принадлежности, министерства и ведомства, эксплуатирующие объекты коммунального и социально-культурного назначения, могут корректировать продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов, приведенные в прил. 2 и 3, при соответствующем технико-экономическом обосновании и обеспечении условий комфортного проживания и обслуживания населения (п. 2.3 Положения).

В соответствии с приложением 3 ВСН 58-88 (р): рекомендованная минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, оконные и балконные заполнения - деревянные переплеты в жилых зданиях до капитального ремонта (замены) - 40 лет.

Таким образом, установленные ВСН 58-88 (р) сроки эксплуатации отдельных конструктивных элементов здания, во-первых, носят рекомендательный характер, и, во-вторых, являются минимальными (максимальные сроки не установлены). Следовательно, само по себе истечение этих сроков не может свидетельствовать о возникновении необходимости замены соответствующего конструктивного элемента. Подобное решение в каждом конкретном случае должно приниматься на основании обоснованного технико-экономического заключения о необходимости капитального ремонта с учетом степени изношенности определенных конструктивных элементов, их исправности и работоспособности.

Изложенные обстоятельства при проведении проверки надзорным органом с привлечением компетентных специалистов не устанавливались. Напротив, не смотря на истечение минимальных сроков эксплуатации оконных блоков квартиры, констатировано, что они находятся в исправном, работоспособном состоянии, свои функции выполняют.

Следовательно, выводы надзорного органа о необходимости замены оконных блоков квартиры постановлены не в результате оценки действительной потребности в проведении данного вида капитального ремонта, а лишь в связи с установлением иных, не имеющих достаточного значения для этого обстоятельств (истечение минимального срока эксплуатации, неэстетичный внешний вид, наличие повреждений отделки, многочисленные жалобы со стороны нанимателя).

Все изложенное относительно оконных блоков в свете истечения минимальных сроков их эксплуатации в полной мере относится и к выводам административного ответчика относительно необходимости замены дверных блоков и полов квартиры.

Довод представителя административного ответчика о том, что при проведении проверки были учтены полученные в рамках предыдущих проверок данные о том, что квартира по адресу: <адрес> с целью замены оконных блоков ранее на основании постановления Администрации г. Ижевска была включена в Титульный список объектов муниципального жилищного фонда г. Ижевска, подлежащих капитальному ремонту в 2018 году (далее – Титульный список), что, по мнению административного ответчика, в достаточной мере свидетельствует о необходимости проведения капитального ремонта данных конструктивных элементов квартиры, судом отклоняется как несостоятельный.

Так, при вынесении оспариваемых предписаний надзорным органом принят во внимание лишь сам факт включения жилого помещения в указанный Титульный список. Обстоятельства, послужившие основанием, для включения его в указанный список им не выяснялись и не устанавливались. В ходе рассмотрения дела представителем административного истца представлены документы и даны объяснения, согласно которым, квартира включена в список для цели освоения бюджетных средств, выделенных на указанные цели, по результатам многочисленных обращений нанимателя. Действительная необходимость в проведении капитального ремонта не выяснялась и не устанавливалась, соответствующее техническое заключение для подтверждения данного обстоятельства не подготавливалось, жилое помещение не осматривалось. Изложенное административным ответчиком не опровергнуто.

Следовательно, сам факт включения жилого помещения в анализируемый Титульный список, который был учтен административным ответчиком при вынесении акта проверки от 15.01.2021 г. и последующих предписаний, не свидетельствует о том, что надзорным органом в достаточной мере установлена нуждаемость жилого помещения в проведении капитального ремонта.

Из изложенного следует, что вывод административного ответчика о необходимости замены соответствующих конструктивных элементов является преждевременным, поскольку, во-первых, основан на неправильном толковании применяемых строительных норм, и, во-вторых, не подтвержден достаточными обосновывающими материалами, которые в ходе проведенной проверки не добыты и не исследованы.

Анализируя доводы административного истца об исполнимости оспариваемых предписаний, суд исходит из того, что в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения предписаний) должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

По смыслу данной нормы предписание как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий административного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно соответствовать требованию исполнимости, то есть содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которого возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также во избежание неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания. Поскольку обязанность лица, которому адресовано предписание, по его исполнению обеспечена мерами государственного принуждения, приведенные в предписании формулировки выявленных нарушений и их правовая квалификация должны быть ясными, четкими, исключать возможность их неоднозначного или расширительного толкования с тем, чтобы лицо, которому адресовано предписание, могло четко установить: какие нормы права были им нарушены; в каких его конкретных действиях выражаются данные нарушения; что ему следует сделать для их устранения.

Несоблюдение требования об исполнимости предписания ставит оценку действий обязанного лица, направленных на исполнение предписания, в зависимость от субъективного мнения контролирующего органа, что противоречит принципу правовой определенности и создает потенциальную возможность для злоупотреблений со стороны государственных органов в данной сфере, в то время как в правовой сфере действует принцип предсказуемости действий государственных органов и добросовестного характера их поведения.

В нарушение данных требований из содержания оспариваемых предписаний невозможно установить, какие конкретно действия или какие работы должны быть произведены административным истцом. Так, предписание содержит формулировку: «принять меры к проведению капитального ремонта жилого помещения …, в том числе к замене оконных и дверных блоков, покрытий полов …». Конструкция «в том числе» означает лишь частичную конкретизацию тех мер, которые необходимо принять, при этом указания на общий перечень мер, в числе которых должна быть произведена замена окон, дверей и полов, предписание не содержит, допуская тем самым неустранимую неясность, препятствующую его исполнению. Аналогичным образом суд относится и к формулировке «выполнить работы по восстановлению внутренней отделки жилых помещений по адресу…», поскольку она не содержит указания на то, какие именно работы, в каких именно помещениях квартиры, в отношении какого вида отделки необходимо выполнить обязываемому лицу.

В судебном заседании представители административного ответчика пояснили, что оба пункта оспариваемых предписаний предполагали устранение всех недостатков, которые изложены в акте проверки от 15.01.2021 года, однако подобного указания оба предписания не содержат, отсылки на акт от 15.01.2021 года в части описания подлежащих выполнению мероприятий не имеют.

При всех изложенных обстоятельствах, предписание № 03/03-21-17 от 15.01.2021 года об устранении нарушений путем возложения на Администрацию г. Ижевска обязанности принять меры к проведению капитального ремонта, в том числе произвести замену оконных и дверных блоков, полов квартиры, а также выполнить работы по восстановлению внутренней отделки жилого помещения по адресу: <адрес>, не может быть признано законным как не основанное на норме закона, нарушающее права собственника указанного жилого помещения. Аналогично, не может быть признано законным и повторное предписание № 03/3-13/41 от 17.05.2021 года вынесенное лишь в связи с не исполнением предписания от 15.01.2021 года, на основании тех же обстоятельств.

Таким образом, требования истца о признании обоих оспариваемых предписаний Главного управления по государственному надзору УР являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу положений части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании действия (бездействия) и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

В этой связи относительно требований административного истца об отмене оспариваемых предписаний необходимо отметить, что суд не может обязать какой-либо орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, организацию, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностное лицо, государственного или муниципального служащего принять конкретное решение, которое он вправе принять в рамках своих полномочий, поскольку суд не может вмешиваться в полномочия указанных выше органов и лиц, а судебный акт по своему существу не может подменять собой решение данных уполномоченных органов и лиц.

В данном случае сам по себе факт признания предписаний об устранении нарушений незаконными восстанавливает права административного истца, поскольку признаваемое судом незаконным предписание не подлежит исполнению.

Предусмотренный ст. 219 ч. 1 КАС РФ срок на обращение в суд с рассматриваемыми исками о признании предписаний надзорного органа незаконными административным истцом соблюден.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Администрации Муниципального образования «город Ижевск» к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики о признании незаконными и отмене предписаний об устранении нарушений – удовлетворить частично.

Признать незаконными предписания Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики № 03/03-21-17 от 15.01.2021 года и № 03/3-13/41 от 17.05.2021 года, вынесенные в адрес Администрации Муниципального образования «город Ижевск».

В удовлетворении требования об отмене предписаний Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики № 03/03-21-17 от 15.01.2021 года и № 03/3-13/41 от 17.05.2021 года отказать

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

В окончательной форме решение суда изготовлено «22» октября 2021 года.

Судья: Т.О. Фокина