ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2776/2021 от 19.11.2021 Ейского городского суда (Краснодарский край)

23RS0015-01-2021-004510-23 К делу №2а-2776/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ейск «19» ноября 2021 года

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

Судьи Сухановой А.В.,

при секретаре Пидченко О.С.,

с участием административного истца – Назаров А.Н., представителя административного ответчика конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ейского городского поселения Ейского района - председатель комиссии Кравцова А.П., представителей по устному ходатайству - Шапка А.В., Дирина С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Назарова Андрея Николаевича к конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору, кандидатур на должность главы Ейского городского поселения Ейского района, з/лицо – Ейский межрайонный прокурор о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ейского городского поселения Ейского района от 11.10.2021 года и его отмене,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд и просит отменить решение Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Ейского городского поселения Ейского района, утвержденное Протоколом № 2 от 11.10.2021 года. Признать конкурс по отбору кандидатур на должность главы Ейского городского поселения Ейского района – несостоявшимся.

В обоснование требований указал, что решением Совета Ейского городского поселения Ейского района от 06 августа 2021 года № 29/1 был назначен конкурс по отбору кандидатур на должность главы Ейского городского поселения Ейского района. 11.10.2021 г. состоялось заседание конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ейского городского поселения Ейского района, решение которой оформлено в форме протокола заседания комиссии № 2. Согласно п. 4 Протокола № 2, комиссия решила отказать в допуске к участию во втором этапе конкурса кандидату Назарову Андрею Николаевичу в связи с неполнотой представленных сведений; признать первый этап конкурса состоявшимся и утвердить перечень участников конкурса, допущенных к участию ко второму этапу конкурса: Бублик Романа Юрьевича, Филипьева Александра Валентиновича, Бабичева Александра Николаевича. Административный истец считает, что данное решение конкурсной комиссии нарушает его конституционные права и свободы, избирательные права и подлежит отмене, т.к. к изучению его документов комиссия отнеслась пристрастно, при этом документы других участников были сфальсифицированы рабочей группой комиссии. Кандидат Бублик Р.Ю. не соответствует требованиям п. 5 раздела 5.4 Положения о порядке проведения конкурса, в связи с отсутствием на момент подачи документов стажа не менее 5 лет на руководящих должностях (руководитель, заместитель руководителя организации) в организациях независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющих деятельность в сфере финансов, права, промышленного производства, иных отраслях экономики, социальной сферы, либо наличие не менее трех лет стажа на должностях муниципальной службы категории «руководитель» высшей, главной или ведущей группы, либо должностях государственной службы категории «руководитель» высшей, главной группы. В обосновании позиции административный истец ссылается на информацию размещенную на официальном сайте Ейского городского поселения Ейского района http://adm-yeisk.ru, согласно которой Бублик Р.Ю. начал свою деятельность в 2007 году юристом, в 2017 году был избран заместителем председателя Совета муниципального образования Ейский район и председателем Совет молодых депутатов Краснодарского края, в 2020 г. был избран заместителем председателя Совета молодых депутатов Краснодарского края от муниципальных районов. При этом, должность заместителя председателя Совета МО Ейский район в реестре муниципальных должностей МО Ейский район – отсутствует. В связи с этим административный истец полагает, что кандидат на должность главы – Бублик Р.Ю. не соответствует необходимому стажу работы. Кандидат на должность главы Ейского городского поселения Ейского района Бабичев А.Н. не представил справку о наличии (отсутствии) судимости и фактов уголовного преследования, чем, по мнению административного истца, нарушил п. 6.2. Положения о проведении конкурса. Данная справка была получена Бабичевым А.Н. лишь 08.10.2021 г. и подложена в дело. Таким образом, конкурсная комиссия нарушила положение о проведении конкурса допустив ко второму этапу кандидатов несоответствующих требованиям положения. Административный истец считает, что этими действиями конкурсная комиссия создала препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов, унизила его достоинство как личности, нарушило принцип равноправии участия в конкурсе, умаляется достоинство публичной власти, формируется неуважительное отношение к органам местного самоуправления. В связи с этим, административный истец вынужден обратиться в суд с указанными выше требованиями.

Административный истец Назаров А.Н. в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований в полном объеме, поддержал доводы административного искового заявления. Считает, что все приведенные им факты и обстоятельства доказывают его доводы о признании решения комиссии от 11.10.2021 года незаконным.

Представитель административного ответчика конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ейского городского поселения Ейского района - председатель комиссии Кравцова А.П. и ее представители, в судебном заседании в удовлетворении требований просили отказать, в обоснование требований указали, что биографические данные Бублик Р.Ю., размещенные на сайте администрации Ейского городского поселения Ейского района, доказательством отсутствия или подтверждения трудового стажа служить не могут. Бабичев А.Н. подал заявление и документы в конкурсную комиссию 30 сентября 2021 года. Документы поданы согласно перечню, установленному пунктом 6.2 раздела 6 Положения о порядке проведения конкурса. Просят учесть, что в административном иске не указано, чем нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, правом на защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц истец не наделён. Исходя из положений статей 4, 128, 220, 222 Кодекса административного судопроизводства Российской данные обстоятельства являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

З/лицо – Ейский межрайонный прокурор в судебном заседании не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, направил письменное ходатайство о рассмотрении административного искового заявления в его отсутствии (л.д.56).

Выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд считает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Частью 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (часть 5 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования: избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В соответствии с частью 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

В соответствии сч.1 и 2 ст. 2 Закон Краснодарского края от 26.12.2005 N 966-КЗ (ред. от 14.07.2021) "О муниципальных выборах в Краснодарском крае" законодательство о муниципальных выборах в Краснодарском крае составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", другие федеральные законы, Закон Краснодарского края "О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае", настоящий Закон, уставы муниципальных образований и иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Краснодарском крае.

В случае избрания главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления представительным органом муниципального образования порядок его избрания регулируется уставом муниципального образования либо иным муниципальным правовым актом.

В соответствии с ч.4 ст. 31 Устава Ейского городского поселения Ейского района (принят решением Совета Ейского городского поселения Ейского района от 04.09.2018 № 58/3) установлено, что глава города избирается тайным голосованием Совета из числа кандидатов, представленных комиссией по результатам конкурса, сроком на 5 лет. Решение об избрании главы города принимается большинством голосов от установленного числа депутатов. Решение о назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы города принимается советом не позднее чем за 60 дней до дня истечения полномочий главы города. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города устанавливается Советом. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в городе устанавливается Советом. Кандидатом на должность главы города может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным Законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления. Совету для проведения голосования по кандидатурам на должность главы города представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов. Решение об избрании главы города принимается после проведения конкурса в срок установленный регламентом Совета.

Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ейского городского поселения Ейского района, утвержденным решением Совета Ейского городского поселения Ейского района от 12.04.2021 г. № 25/4 установлено, что конкурс объявляется Советом (п. 2.1), в решении Совета о назначении конкурса определяются: дата, время, место проведения первого и второго этапа конкурса; дата начала и окончания, время, место приема документов; условия проведения конкурса; номер телефона и адрес для получения информации, председатель, секретарь и члены конкурсной комиссии, назначенные Советом (п. 2.8) ( л.д. 94-106).

Решением Совета Ейского городского поселения Ейского района от 06.08.2021 г. № 29/1 назначен конкурс по отбору кандидатур на должность главы Ейского городского поселения Ейского района. Данным решением были определены дата и время проведения конкурса : первый этап - 11 октября 2021 г. в 11 часов 00 минут ( по московскому времени); второй этап - 18 октября 2021 года в 11 часов 00 минут ( по московскому времени); 2) место проведения конкурса - Краснодарский край, Ейский район, город Ейск, улица Свердлова, д. 106, 2-й этаж, кабинет № 10; дата начала приема документов - 6 сентября 2021 года; дата окончания приема документов - 30 сентября 2021 года; время приема документов - с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут, время московское, выходные дни: суббота, воскресенье; место приема документов - Краснодарский край, Ейский район, город Ейск, улица Свердлова, д. 106, 1-й этаж, кабинет № 22; телефон для получения справочной информации: 8 (86132) 2-08-98; адрес для получения справочной информации: Краснодарский край, Ейский район, город Ейск, улица Свердлова, д. 106, 1-й этаж, кабинет № 22; установлено, что перечень документов, необходимых для участия в конкурсе, и условия проведения конкурса определены Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ейского городского поселения Ейского района, утвержденным решением Совета Ейского городского поселения Ейского района от 12 апреля 2021 года № 25/4 (размещено на сайте администрации Ейского городского поселения Ейского района в сети "Интернет" в подразделе "Решения Совета" раздела "Совет депутатов"); назначены - председателем конкурсной комиссии - Кравцова Анна Павловна, депутат Совета Ейского городского поселения Ейского района; секретарь конкурсной комиссии - Шапка Анастасия Валерьевна, начальник правового отдела администрации Ейского городского поселения Ейского района; член конкурсной комиссии - Лукьянченко Юрий Юрьевич, депутат Совета Ейского городского поселения Ейского района; член конкурсной комиссии - Розум Ирина Владимировна, депутат Совета Ейского городского поселения Ейского района ( л.д. 70-71)

Для участия в конкурсе административным истцом Назаровым А.Н., в сроки установленные решением Совета Ейского городского поселения Ейского района от 6 августа 2021 года № 29/1 «О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ейского городского поселения Ейского района», секретарю конкурсной комиссии были сданы соответствующие документы. Документы поданы согласно перечню, установленному пунктом 6.2 раздела 6 Положения о порядке проведения конкурса.

Решением конкурсной комиссии от 11.10.2021 года, оформленного протоколом № 2 заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ейского городского поселения Ейского района (1 этап) Назарову А.Н. было отказано в допуске ко второму этапу конкурса в связи с неполнотой предоставленных сведений, что подтверждается выпиской из протокола № 2 заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность глав Ейского городского поселения Ейского района (л.д. 76-83).

Не согласившись с решением конкурсной комиссии, Назаров А.Н., как кандидатом на должность главы, подан иск к конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору, кандидатур на должность главы Ейского городского поселения Ейского района, з/лицо – Ейский межрайонный прокурор о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ейского городского поселения Ейского района от 11.10.2021 года и его отмене, в котором Назаров А.Н. просил восстановить свои нарушенные права, как кандидата на должность главы Ейского городского поселения Ейского района, путем допуска к участию во втором этапе конкурса.

Решением Ейского городского суда от 28 октября 2021 года по делу № 2а-2598/2021 в удовлетворении административного искового заявления Назарова Андрея Николаевича к Совету Ейского городского поселения Ейского района, Конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ейского городского поселения Ейского района о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ейского городского поселения Ейского района от 11.10.2021 года, отмене решения и восстановлении нарушенных прав Назарова А.Н., путем допуска ко второму этапу конкурса - отказано. Решение суда обжаловано административным истцом, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11.11.2021 г. оставлено без изменения, т.е. вступило в законную силу (л.д.111-123, 65-66).

03.11.2021 г. Назаровым А.Н. в Ейский городской суд вновь подано административное исковое заявление о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ейского городского поселения Ейского района от 11.10.2021 года и его отмене, в связи с тем, что документы иных кандидатов, допущенных ко второму этапу конкурса, не соответствуют положениям конкурсной документации.

Из содержания административного иска, следует, что иск предъявлен в рамках главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, т.е. в рамках оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности; статьей 226 КАС РФ определены обстоятельства, подлежащие доказыванию по данной категории административных дел.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными оспаривании решения, действия (бездействия) решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Из содержания административного иска следует, что по мнению истца, решение конкурсной комиссии нарушает конституционные права и свободы административного истца, в частности нарушает избирательные права.

Часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

Под избирательными правами традиционно понимается два правомочия гражданина: 1) право избирать, то есть реализовывать свою возможность непосредственно участвовать в управлении делами государства через формирование его органов (так называемое активное избирательное право); 2) право быть избранным, то есть возможность выдвигать свою кандидатуру (пассивное избирательное право).

В связи с тем, что положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ейского городского поселения Ейского района не предусматривает непосредственного участия граждан в голосовании по кандидатуре главы муниципального образования, то нарушение активного избирательного права административного истца отсутствует.

Пассивное избирательное право реализовано административным истцом путем участия в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Ейского городского поселения Ейского района. Протокол № 2 заседания конкурсной комиссии административным истцом обжалован в части восстановления своих избирательных прав, решение суда вступило в законную силу, решение комиссии оставлено без изменения.

Таким образом, пассивное избирательные право административного истца, уже являлось предметом судебного контроля, в удовлетворении административного иска отказано, в связи с чем, пассивное избирательное право истца не нарушено, т.к. кандидатура административного истца отклонена по самостоятельным не зависящим от действий других кандидатов основаниям. Полнота предоставленных иными кандидатами документов, не влияет на решение комиссии непосредственно по кандидатуре административного истца, и не может повлиять на реализацию прав Назарова А.Н.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом и иным нормативным правовым актом.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не установлено.

Доводы административного иска о нарушении прав административного истца носят декларативный характер, Назаров А.Н., реализовал свое право на участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Ейского городского поселения Ейского района, цель которого является отбор на альтернативной основе кандидатов. Принятое конкурсной комиссией решение о предоставлении конкретных кандидатур на рассмотрение представительным органом местного образования не свидетельствует о нарушении каких-либо прав административного истца. Принятое же комиссией решение в части отказа Назарову А.Н. в допуске ко второму этапу конкурса уже являлось предметом судебного исследования, в удовлетворении административного иска было отказано.

С учетом изложенного, исходя из того, что административным истцом не доказан факт нарушения своих прав оспариваемым решением комиссии, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного иска следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд -

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Назарова Андрея Николаевича к конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору, кандидатур на должность главы Ейского городского поселения Ейского района, з/лицо – Ейский межрайонный прокурор о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ейского городского поселения Ейского района от 11.10.2021 года и его отмене - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Ейский городской суд в пятидневный срок со дня принятия судом решения.

Мотивированное решение изготовлено 19 ноября 2021 года.

Судя Ейского городского суда А.В. Суханова