ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2777/19 от 08.11.2019 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

К делу №2а-2777/19г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 08 ноября 2019 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Метелкина Е.В.,

при секретаре Кожемякиной Я.Л.,

с участием представителя административного истца Зеленского Е.В. – Никитиной Э.А., действующей по доверенности,

представителя административного истца ООО «Верп» - директора Гайнутдинова Э.И., действующего на основании приказа о вступлении в должность,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по административному исковому заявлению Зеленский Е.В., ООО «Верп» к Черноморо-Азовскому морскому управлению Роспироднадзора о признании недействительным пункта 2 Приказа Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от

УСТАНОВИЛ:

Зеленский Е.В., ООО «Верп» обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействительным пункта 2 Приказа Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы документации «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности ЗАО «ВЕРП» по перевалке грузов в морском порту Кавказ».

В обоснование требований административные истцы ссылаются на то, что ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «ВЕРП» и ООО «ЭКО-М» был заключён договор на разработку документации и ее сопровождение для получения положительного заключения экологической экспертизы документации «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности ЗАО «ВЕРП» по перевалке грузов в морском порту Кавказ». ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «ВЕРП» обратилось в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования с заявлением по вопросу определения места проведения государственной экологической экспертизы документации «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности ЗАО «ВЕРП» по перевалке грузов в морском порту Кавказ». ДД.ММ.ГГГГ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования поручила Черноморо-Азовскому морскому управлению Росприроднадзора на основании ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» организовать и провести государственную экологическую экспертизу документации «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности ЗАО «ВЕРП» по перевалке грузов в морском порту Кавказ». ДД.ММ.ГГГГ Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора вынесен приказ , согласно которому утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы документации «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности ЗАО «ВЕРП» по перевалке грузов в морском порту Кавказ», образованной приказом Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 2 приказа от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок действия заключения - три года, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. При этом ни Федеральным законом «Об экологической экспертизе», ни Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ порядок установления срока действия положительного заключения не определен. Пункт 2 Приказа, устанавливающий срок действия заключения на три года, является недействительным, нарушает права, законные интересы. На основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ собственником объектов недвижимости ООО «ВЕРП» в порту Кавказ стал Зеленский Е.В. ООО «ВЕРП», Зеленский Е.В. осуществляют в морском порту Кавказ деятельность по перевалке грузов во внутренних морских водах Азовского моря через гидротехническое сооружение - грузовой причал . Государственная экологическая экспертиза выдается непосредственно на сам объект и в случае смены собственника объектов недвижимости продолжает действовать при осуществлении деятельности новым собственником. Предметом экологической экспертизы является соответствие всех подлежащих представлению на экологическую экспертизу документов и (или) документации установленным требованиям законодательства в области охраны окружающей среды. Положения, определяющие срок экологической экспертизы закон не содержит. Государственная экологическая экспертиза считается завершенной после утверждения приказом Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора) заключения, подготовленного экспертной комиссией (п. 63 Административного регламента). Пункт 2 Приказа Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающий срок государственной экологической экспертизы - 3 года, не соответствует Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», который никаких сроков действия экспертизы не устанавливает. Нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере государственной экологической экспертизы, административная процедура в части установления срока действия положительного заключения, не предусмотрена, критерии определения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, не установлены.

В судебном заседании представитель административного истца Зеленского Е.В. – Никитина Э.А. поддержала административное исковое заявление, ссылаясь на те же доводы.

Представитель административного истца ООО «Верп» директор Гайнутдинов Э.И. в судебном заседании поддержал административное исковое заявление, ссылаясь на то, что экологическая экспертиза является трудоемким и недешевым мероприятием, каждый год вносятся новшества. Им на протяжении многих лет соблюдаются требования, если имеются замечания, то они устраняются, грубейших нарушений нет. Указанием в экспертизе срока три года, сокращается их деятельность и возникает необходимость проведения ряда мероприятий, которые стоят дорого.

Представитель административного ответчика Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенными о слушании дела.

Прибывший в суд представитель Темрюкского отдела по надзору на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзор Кулиш Е.М. к участию в судебном заседании допущен не был, в связи с отсутствием юридического образования, присутствуя в зале суда в качестве слушателя.

Как следует из возражений, представленных представителем Темрюкского отдела по надзору на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзор, государственная экологическая экспертиза объекта организована и проведена Управлением на основании поручения Росприроднадзора. По объекту государственной экологической экспертизы - документация «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности ЗАО «ВЕРП» по перевалке грузов в морском порту Кавказ» приказом Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы. Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы устанавливается приказом федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу (либо территориальным управлением федерального органа по его поручению). Государственная экологическая экспертиза документация «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности ЗАО «ВЕРП» по перевалке грузов в порту Кавказ» организована и проведена на основании приказа Управления от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проведения подготовлено отвечающее требованиям ст. 18 ФЗ заключение экспертной комиссии ГЭЭ, заключение экспертной комиссии ГЭЭ утверждено Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 5 ст. 18 ФЗ п. 2 Приказа Управления, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу определен срок действия заключения государственной экологической экспертизы на основании заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, а также положений нормативно - правовых актов, регулирующих законодательные принципы проведения ГЭЭ, сформулированных ст. 3 Закона , а именно: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. Положительное заключение по документации «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности ЗАО «ВЕРП» по перевалке грузов в порту Кавказ», подготовленное экспертной комиссией содержит выводы о соответствии документации, обосновывающей намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную деятельность экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды; о возможности реализации объекта экспертизы при условии учета изложенных в настоящем заключении рекомендаций и предложения при осуществлении хозяйственной деятельности ЗАО «ВЕРП». Особым мнением по объекту установлено, что представленные на рассмотрение материалы по объекту «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности ЗАО «ВЕРП» по перевалке грузов в порту Кавказ» не позволяют объективно оценить намечаемое воздействие на атмосферный воздух, что является нарушением ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 3 ФЗ от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в части достоверности и полноты представляемой информации, «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 372. При подготовке сводного заключения руководителем экспертной комиссии по объекту ГЭЭ на основании индивидуального заключения члена экспертной комиссии с пометкой «особое мнение», были сформулированы предложения и рекомендации по устранению конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям и нормам. Проект заключения обсуждался всеми членами экспертной комиссии на заключительном заседании и был одобрен квалифицированным большинством. Руководствуясь выводами заключения экспертной комиссии о возможности реализации объекта экспертизы при условии устранения «особого мнения» и необходимости выполнения для этого конкретных мероприятий, изложенных в тексте «особого мнения» и в тексте заключения, Управлением, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу, в соответствии с законодательными нормами, указанными выше, определен срок действия заключения государственной экологической экспертизы 3 года. Именно этот срок Управление считает достаточным для возможности устранения «особого мнения» по объекту в процессе осуществления деятельности, что не затрагивает законные интересы административных истцов на осуществление деятельности по перевалке грузов и не нарушает их права. Административная процедура в части установления срока действия положительного заключения не может быть предусмотрена отдельно, так как является частью нормативно установленного последовательного порядка реализации выполнения, уполномоченным органом государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы в соответствии с ФЗ и Административным регламентом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе (пункт 1 статьи 34 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 165-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»),

Согласно ст. 1 Закона ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации» к внутренним морским водам относятся, в том числе, воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов.

В соответствии со ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации», относятся к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «ВЕРП», Зеленский Е.В. осуществляют в морском порту Кавказ (<адрес>) деятельность по перевалке грузов во внутренних морских водах Азовского моря (акватория морского порта Кавказ) через гидротехническое сооружение - грузовой причал .

В соответствии с выписками из ЕГРН (л.д. 39-58), Зеленский Е.В. является собственником объектов недвижимости ООО «ВЕРП» в порту Кавказ на основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «ВЕРП» реорганизовано в ООО «ВЕРП».

ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «ВЕРП» и ООО «ЭКО-М» был заключён договор , в соответствии с которым, «ЗАКАЗЧИК» поручил, а «ИСПОЛНИТЕЛЬ» принял на себя обязательства по выполнению работ в соответствии с техническим заданием, включая разработку экологического обоснования&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?????????5&#0;&#0;&#0;??????J?J?J???Й??Й?Й??????J?J?J????????


??????J?J????????
???????Й????????????*??&#0;??Й?&#0;??Й????*???&#0;????&#0;???????????h&#0;?????????&#0;????????h&#0;????????????????h&#0;????????&#0;??????J?J?J??????
??????J?J????&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;µ&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;??????????)??????????)??????)??????)????&#0;?&#0;? &#0;?&#0;??????
?????&#0;????????&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;¶&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;¤&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;¤&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;„&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;???????¤?$?????????&#0;???????¤?$??????????????????)???????&#0;?????????&#0;???????¤?$???

Из письма руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. 29) следует, что рассмотрев обращение ЗАО «ВЕРП» по вопросу определения места проведения государственной экологической экспертизы документации «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности ЗАО «ВЕРП» по перевалке грузов в порту Кавказ» и на основании приказа Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ» поручил Черноморо-Азовскому морскому управлению Росприроднадзора при представлении документации в объеме, определенном ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», организовать и провести в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу указанной документации.

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы документации «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности ЗАО «ВЕРП» по перевалке грузов в морском порту Кавказ», образованной приказом Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 2 установлен срок действия заключения - три года (л.д. 30).

В соответствии со статьей 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии с положениями ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Как следует из доводов административных истцов, ни Федеральным законом «Об экологической экспертизе», ни Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ порядок установления срока действия положительного заключения не определен, в связи с чем, по их мнению, пункт 2 Приказа, устанавливающий срок действия заключения на три года, является незаконным, поскольку нарушает их права и законные интересы.

Согласно решению Темрюкского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР) по ЮФО отказано в удовлетворении исковых требований о приостановлении хозяйственной деятельности ЗАО «Верп» по перевалке серы с использованием причала в морском порту Кавказ, во внутренних морских водах РФ, до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы документации обосновывающей осуществляемую хозяйственную деятельность.

Из данного решения суда следует, что в апреле 2014 года в ходе внеплановой выездной проверки ЗАО «Верп» было установлено, что ЗАО «Верп» осуществляет свою деятельность по перевалке серы во внутренних морских водах РФ без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Вместе с тем, вопреки доводам истца, ответчиком представлено суду положительное заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам ОВОС «Комплекс» перегрузки гранулированной серы, минеральных удобрений, металлолома, ОАО «Порт Кавказ», <адрес>, причала , якорная стоянка ». Таким образом, учитывая, что указанное государственное экспертное заключение выдавалось ОАО «Порт Кавказ», ЗАО «ВЕРП» в свою очередь является нынешним владельцем имущества, в отношении которого истец просит приостановить деятельность, в связи с чем суд пришел к выводу, что указанное выше государственное экспертное заключение продолжает действовать и при осуществлении деятельности ЗАО «Верп», то есть у ответчика имеется положительное государственное экспертное заключение.

Таким образом, указанным решением Темрюкского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что государственная экологическая экспертиза выдается непосредственно на сам объект и в случае смены собственника объектов недвижимости продолжает действовать при осуществлении деятельности новым собственником.

Как предусмотрено, ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе, в том числе: документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе; материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

В соответствии с п.5 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.

В соответствии с п.7 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1). Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (п. 4).

Согласно абзацу 2 пункта 5 статьи 18 Закона N 174-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об экологической экспертизе", положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Таким образом, в соответствии с указанными положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", предметом экологической экспертизы является именно соответствие всех подлежащих представлению на экологическую экспертизу документов и (или) документации установленным требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.

Положения, определяющие срок экологической экспертизы ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", не содержит.

Согласно п. 61 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, а также о возможности реализации объекта экспертизы.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией, в двух экземплярах с особыми мнениями экспертов и протокол заключительного заседания экспертной комиссии передаются в уполномоченное подразделение Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора) для подготовки проекта приказа об утверждении заключения.

В соответствии с 63 Административного регламента, государственная экологическая экспертиза считается завершенной после утверждения приказом Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора) заключения, подготовленного экспертной комиссией.

Нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере государственной экологической экспертизы, административная процедура в части установления срока действия положительного заключения, не предусмотрена, критерии определения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы не установлены, в связи с чем, административное исковое заявление Зеленского Е.В., ООО «Верп» подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить административное исковое заявление Зеленский Е.В., ООО «Верп» к Черноморо-Азовскому морскому управлению Роспироднадзора о признании недействительным пункта 2 Приказа Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 09.03.2017г. .

Признать недействительным пункт 2 Приказа Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 09.03.2017 № 82 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы документации «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности ЗАО «ВЕРП» по перевалке грузов в морском порту Кавказ».

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.


Председательствующий: Е.В. Метелкин

Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.