ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2777/19 от 30.09.2020 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело 2а-2777/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 сентября 2020 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Монгуш Р.С., при секретаре Шыырап А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2777/2020 по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва Д. в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Росреестра по Республике Тыва о признании незаконными действий, исключении из записи ЕГРН,

с участием помощника прокурора О., представителя административного ответчика С., представителя заинтересованного лица М.,

УСТАНОВИЛ:

первый заместитель прокурора Республики Тыва Д. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к мэрии г.Кызыла, Департаменту городского хозяйства Мэрии г. Кызыла о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушение. В обоснование иска указано, что Прокуратурой республики проведена проверка по поступившей информации из Управления Росреестра по Республике Тыва по вопросу законности регистрации права собственности на объекты государственного имущества за ГУП «Центр развития и поддержки жилищного строительства Республики Тыва» (далее - ГУП «ЦРПЖС») и К. Проверкой установлено, что Решением Кызылского городского суда Республики Тыва удовлетворен иск прокурора республики к Минземимуществу РТ, ГУП «ЦРПЖС», К. и В. о признании недействительными договоров передачи имущества в хозяйственное ведение ГУП «ЦРПЖС», купли-продажи нежилого здания бани-прачечной и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, от 07.03.2011 и 10.09.2012 заключенных между ГУП «ЦРПЖС», В. и К. с применением последствий ничтожности сделок. Решением суда признано недействительным передача Минземимуществом РТ из государственной собственности Республики Тыва в хозяйственное ведение ГУП «ЦРПЖС» указанного здания бани-прачечной, возложена обязанность на К. возвратить государственное имущество в собственность Республики Тыва. Указанное имущество передано в собственность Республики Тыва в лице Минземимущества РТ. 13.11.2015 Распоряжением от 13.11.2015 Министерством закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП «ЦРПЖС» государственное имущество - нежилое помещение (баня-сауна), общей площадью 336,7 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. Между Минземимуществом РТ и ГУП «ЦРПЖС» заключен договор о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения за ГУП «ЦРПЖС». Распоряжение Минземимущества РТ от 13.11.2015 отменено 05.05.2016 распоряжением Министерства за подписью министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва Ч Право государственной собственности Республики Тыва на одноэтажное нежилое здание бани-прачечной с кадастровым номером 17:18:0105060:1205 зарегистрировано 05.12.2016 на основании акта приема-передачи имущества и решения Кызылского городского суда от 16.05.2014 , вступившего в силу 26.08.2014 (регистрационная запись ЕГРН ). При этом каких-либо обременений на объект государственного имущества, в том числе сведений о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения, не имелось. Министерством распоряжение от 13.11.2015 , являющееся основанием для заключения договора от 13.11.2015 о закреплении за ГУП «ЦРПЖС» имущества на праве хозяйственного ведения, отменено, указанное имущество Министерством передавалось в аренду ИП Р., государственная регистрация прав хозяйственного ведения на здание бани-прачечной в период действия договора по его отмены распоряжением от 05.05.2016 не осуществлена. Вместе с тем 06.09.2019 в нарушение требований федерального законодательства осуществлена государственная регистрация права хозяйственного ведения за объектом здания бани-прачечной за ГУП «ЦРПЖС». Как показала проверка, 26.08.2019 конкурсным управляющим ГУП «ЦРПЖС» Х. в Управление Росреестра по Республике Тыва направлено заявление о государственной регистрации права хозяйственного ведения на нежилое здание с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес> Основанием государственной регистрации послужили распоряжение Министерства от 13.11.2015 за (отменено распоряжением от 05.05.2016), договор от 13.11.2015, дополнительное соглашение к нему от 23.08.2019, заключенное Министерством в лице министра земельных и имущественных отношений У. и ГУП «ЦРПЖС» в лице конкурсного управляющего Х., уточняющее площадь объекта государственного имущества и указание его кадастрового номера . Органом государственной регистрации, предусмотренные Федеральным законом № 218-ФЗ обязанности выполнены не были, правовая экспертиза Распоряжения Министерства от 13.11.2015 за не проведена. Учитывая, что распоряжение Минземимущества РТ от 13.11.2015 отменено 05.05.2016 распоряжением Министерства , в Реестре сведений о наличии ограничений на объект государственного имущества - нежилого здания с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес> не имеется. Сведений о том, что имущество находится в хозяйственном ведении ГУП «ЦРПЖС» до момента его регистрации никем не предоставлялось, должностными лицами Минземимущества РТ неоднократно сообщалось в прокуратуру республики об отсутствии обременений со стороны иных лиц на здание бани-прачечной. Кроме того, фактически данное имущество не могло быть передано ГУП «ЦРПЖС», поскольку только определением Кызылского городского суда от 09.08.2016 заявление Минземимущества РТ рассмотрено, наложенные ранее ограничительные меры по совершению регистрационных действий в отношении объекта отменены. Таким образом, спорное имущество не передавалось ГУП «ЦРПЖС», право хозяйственного ведения у предприятии не возникло, поскольку предусмотренные условия п. 1 ст. 299 ГК РФ не соблюдены - решение являющееся основанием для закрепления имущества - отменено, имущество фактически не передано. Учитывая изложенное, оснований для регистрации права хозяйственного ведения 06.09.2019 за ГУП «ЦРПЖС» не имелось, запись в ЕГРН о государственной регистрации прав хозяйственного ведения за предприятием внесена безосновательно. Просит признать незаконными действия ответчика о государственной регистрации права хозяйственного ведения на государственное имущество с кадастровым номером , исключить запись из ЕГРН в части регистрации права хозяйственного ведения за ГУП «ЦРПЖС».

В судебном заседании помощник прокурора г. Кызыла О. полностью поддержала иск по изложенным основаниям, просила удовлетворить его.

Представитель административного ответчика С. просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель заинтересованного лица М. просила в удовлетворении иска отказать, поскольку на момент регистрации права не располагали сведениями о вынесенном Министерством распоряжении.

Представитель заинтересованного лица – Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва на судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным в связи с чем суд рассматривает дело без его участия.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Республики Тыва проведена проверка на основании обращения руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва по вопросу
законности регистрации права собственности на объекты государственного
имущества за ГУП «ЦРПЖС» и К.

Проведенной проверкой установлено, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 мая 2014 года иск прокурора Республики Тыва в интересах Российской Федерации, Республики Тыва и неопределенного круга лиц к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, ГУП «ЦРПЖС», К., В. о признании недействительными договоров купли-продажи нежилого помещения и земельного участка и применении последствий недействительности сделок, признаны недействительными передача Минземимуществом РТ из государственной собственности Республики Тыва в хозяйственное ведение ГУП «ЦРПЖС» объекта государственной собственности Республики Тыва – нежилого здания (бани-сауны), расположенного по адресу: <адрес> на основании распоряжения -р от 16 декабря 2011 года и акта приема-передачи государственного имущества, договор купли-продажи нежилого помещения между ГУП «ЦРПЖС» и ИП В., договор купли-продажи нежилого помещения между ИП В. и К., договор купли-продажи нежилого помещения между Минземимуществом РТ и К., применены последствия недействительности ничтожных сделок, возложена обязанность на К. возвратить государственное имущество в собственность Республики Тыва, а именно Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

13 ноября 2015 года распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва право хозяйственного ведения закреплено за ГУП «ЦРПЖС» государственного имущества – нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В тот же день заключен договор о закреплении за ГУП «ЦРПЖС» на праве хозяйственного ведения имущества, относящегося к государственной собственности.

Согласно п. 3 дополнительного соглашения к договору о закреплении государственного имущества Республики Тыва на праве хозяйственного ведения за ГУП «ЦРПЖС» от 13.11.2015 года, дополнительное соглашение подлежит государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва. Обязанность совершения действий по государственной регистрации возлагается на Предприятие.

По итогам рассмотрения представления Прокуратуры Республики Тыва распоряжение от 13.11.2015 года «О закреплении имущества за ГУП «ЦРПЖС»» отменено.

06 сентября 2019 года осуществлена государственная регистрация права хозяйственного ведения за объектом здания, расположенного по адресу: <адрес> за ГУП «ЦРПЖС» на основании заявления конкурсного управляющего Х.

Из отзыва представителя административного ответчика А. следует, что в удовлетворении исковых требований прокурора следует отказать, поскольку государственная регистрация права произведена в соответствии с законом, при этом Управление не обладало информацией об отмене распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 13.11.2015 года.

Из возражения представителя заинтересованного лица Х. следует, что возникшее право хозяйственного ведения подлежало государственной регистрации, принятые меры по осуществлению государственной регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество осуществлено в рамках законодательства в связи с чем следует отказать в удовлетворении исковых требований.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости.

Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав определен положениями статьи 29 приведенного Федерального закона, одним из этапов порядка является правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Статьей 14 Закона о регистрации недвижимости предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных названным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленных законом порядке.

К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в числе прочего, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пункты 1 и 6 части 2).

В силу части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с данным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Федеральным законом или иными федеральными законами.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным.

В соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны... подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как усматривается из выписки из ЕГРН, государственная регистрация права хозяйственного ведения зданием, расположенного по адресу: <адрес> осуществлена на основании договора о закреплении государственного имущества Республики Тыва на праве хозяйственного ведения за ГУП «ЦРПЖС» от 13.11.2015 года, дополнительного соглашения к договору от 23.08.2019 года. Ограничений прав и обременений объекта недвижимости не зарегистрировано.

На основании анализа собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении заявления Х. о государственной регистрации перехода права хозяйственного ведения, оснований отказа в совершении регистрационных действий у административного ответчика не было.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования, предъявленных в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Тыва Д. в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Росреестра по Республике Тыва о признании незаконными действий, исключении из записи ЕГРН, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено – 07 октября 2020 года.

Судья Р.С.Монгуш