ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-277/17 от 26.04.2017 Торжокского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а - 277/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2017 года город Торжок

Торжокский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Морозовой И. С.,

при секретаре судебного заседания Кукушкиной Е. С.,

с участием представителя процессуального административного истца – помощника Торжокского межрайонного прокурора ***,

представителя административного ответчика – администрации муниципального образования город Торжок Тверской области ***,

представителя заинтересованного лица – управления финансов администрации муниципального образования город Торжок Тверской области ***,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Торжокского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования город Торжок о признании бездействия в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах незаконным и обязании разработать и утвердить указанный регламент в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу,

у с т а н о в и л:

Торжокский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования город Торжок о признании бездействия в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах незаконным и обязании разработать и утвердить указанный регламент в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование административного искового заявления указано следующее.

Торжокской межрайонной прокуратурой при осуществлении надзора за соблюдением требований законодательства о налогах и сборах установлено, что в деятельности администрации муниципального образования город Торжок Тверской области требования действующего законодательства не выполняются.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» им регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Согласно статье 3 указанного Федерального закона нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В соответствии с пунктами 1, 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ) органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры муниципальных услуг в течение двух лет со вступления в силу Федерального закона.

При этом исходя из части 3 указанной статьи предусмотрев Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно муниципальных услуг, и доступны для заявителей единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 1 июля 2011 года.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать от финансовых органов муниципальных образований письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Согласно пункту 2 статьи 34.2 НК РФ финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

В нарушение вышеуказанного законодательства администрацией муниципального образования город Торжок Тверской области не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, соответствующие сведения о предоставлении услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и Интернет отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц.

Пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает осуществление защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел в судебном порядке.

В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение исполнению обязанностей.

Помощник Торжокского межрайонного прокурора *** в судебном заседании административное исковое заявление поддержал в полном объёме по указанным в нём основаниям.

Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования город Торжок Тверской области *** в судебном заседании административный иск не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

Из письменных возражений следует, что требования прокурора, по мнению представителя административного ответчика, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Вопросы местного значения городского округа (статусом которого наделено муниципальное образование город Торжок Законом Тверской области от 18.01.2005 № 4-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных районов») установлены статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с пунктом 2 части 1 которой к вопросам местного значения городского округа в части налогообложения относится только установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа.

В силу положений части 1 статьи 18 указанного Федерального закона перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем изменений и дополнений в данный Федеральный закон.

Полномочия органов местного самоуправления по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов конкретизированы в пункте 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и заключаются в издании в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции нормативных правовых актов по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые, в свою очередь, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Компетенция органов местного самоуправления по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов определяется:

- видами налогов и сборов, отнесенными статьей 15 НК РФ к местным налогам - земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор, который может быть введен только в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона;

- элементами налогообложения, которые определяются представительными органами муниципальных образований при установлении местных налогов: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Также представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Так, согласно положениям главы 31 НК РФ «Земельный налог» представительные органы муниципальных образований, устанавливая налог, определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, в отношении налогоплательщиков - организаций определяют также порядок и сроки уплаты налога, и могут также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В силу положений главы 32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц» представительные органы муниципальных образований, устанавливая налог, определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы, и могут также устанавливать налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Обязанность финансовых органов муниципальных образований давать письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах установлена пунктом 2 статьи 34.2 НК РФ, которые исходя из положений пункта 1 статьи 4 НК РФ не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах; а функция установления, изменения и отмены местных налогов и сборов в соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования.

В свою очередь, «зеркальная» норма подпункта 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ предусматривает право налогоплательщика получать от финансовых органов муниципальных образований письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

В силу статьи 9 НК РФ финансовые органы муниципальных образований не являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, письменные разъяснения финансовых органов муниципальных образований по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами, а носят информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в разъяснениях. Эти разъяснения должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными разъяснениями (публикациями) специалистов в этой области.

Порядок предоставления таких разъяснений и срок их представления, круг заявителей установлены статьей 34.2 НК РФ.

Письмо, изданное в ответ на индивидуальный запрос конкретного налогоплательщика, не нарушает его субъективных прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является ответом на вопрос налогоплательщика, поэтому содержащиеся в нем разъяснения не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия.

Согласно пункту 2.1 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг на территории муниципального образования город Торжок, утвержденного постановлением администрации города Торжка от 23.07.2012 № 394, проект постановления администрации города об утверждении административного регламента разрабатывается структурным подразделением администрации города, уполномоченным на предоставление муниципальной услуги в соответствующей сфере деятельности.

В тоже время, в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга - это юридически значимая услуга, результатом оказания которой является совершение юридически значимого действия, например, выдача разрешения, согласование и т. п.

Тем самым, дачу письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах в рамках исполнения положений НК РФ нельзя считать оказанием муниципальной услуги по смыслу Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Результатом рассмотрения запроса налогоплательщика является письмо, в котором излагается мнение финансового органа по заданному вопросу. Такие запросы по своей сути являются обращениями, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с учетом сроков, определенных пунктом 3 статьи 34.2 НК РФ.

Обращения налогоплательщиков и ответы финансового органа оформляются в произвольной форме и не могут быть унифицированы, что требуется при предоставлении государственной или муниципальной услуги.

Министерство финансов Российской Федерации не относит дачу письменных разъяснений налогового законодательства Российской Федерации к государственной услуге. Обращения о даче письменных разъяснений налогового законодательства рассматриваются в порядке, установленном для любых других обращений, поступивших в указанное министерство (приказ от 15.06.2012 № 82н «Об утверждении Регламента Министерства финансов Российской Федерации»).

Законодательство в сфере оказания государственных и муниципальных услуг в настоящее время идет по пути их унификации, приведения к единообразию через составление на федеральном уровне отраслевых базовых перечней, реестров.

В реестре государственных услуг, оказываемых Министерством финансов Российской Федерации ( https://www.gosuslugi.ru/structure/10000001242), а также реестре государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Тверской области ( в том числе и Министерством финансов Тверской области) аналогичная государственная услуга отсутствует.

Функции и полномочия финансового органа муниципального образования город Торжок осуществляет управление финансов администрации муниципального образования город Торжок - орган местного самоуправления, наделенный статусом юридического лица, который в силу положений пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 34.2 НК РФ может выступать в суде настоящему административному делу.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управлении финансов муниципального образования город Торжок, утвержденного решением Торжокской городской Думы от 07.04.2010 № 293 (в редакции решения Торжокской городской Думы от 20.02.2012 № 90) управление финансов является исполнительным органом местного самоуправления муниципального образования город Торжок, обеспечивающим на его территории проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой политики во взаимодействии с органами местного самоуправления, а также общественными и иными организациями.

Кроме того, в период с 2014 по 2016 год обращений граждан по вопросам взимания местных налогов и сборов в администрацию муниципального образования город Торжок не поступало.

Представитель заинтересованного лица – управления финансов администрации муниципального образования город Торжок Тверской области *** в судебном заседании поддержала доводы представителя административного ответчика, полагая, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, в обоснование своей позиции привела доводы, аналогичные доводам, указанным в возражениях административного ответчика.

Заслушав представителя процессуального административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, административное исковое заявление подано Торжокским межрайонным прокурором в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, заявлено прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему пунктом 4 статьи 27 и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», частью 1 статьи 39 КАС РФ, и с целью защиты прав неопределённого круга лиц.

В судебном заседании установлено следующее.

В ответ на запрос Торжокской межрайонной прокуратуры о предоставлении сведений о разработке и утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах администрацией муниципального образования город Торжок 17 марта 2017 года за № 01-16/932 было сообщено, что дачу письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах в рамках исполнения положений НК РФ нельзя считать оказанием муниципальной услуги по смыслу Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В период с 2014 по 2016 год обращения граждан по вопросам взимания местных налогов в администрацию города Торжка не поступали ( л. д. 4).

Непосредственно в управление финансов администрации муниципального образования город Торжок обращения налогоплательщиков по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах не поступали, что следует из ответа от 18 апреля 2017 года № 96 на запрос суда ( л. д. 101).

Вместе с тем судом установлено, что управлением финансов администрации муниципального образования город Торжок за период с 2014 по 2016 год подготовлены ответы по запросам о разъяснениях о местных налогах (о ставках по земельному налогу и налогу на имущество), поступившим от юридических лиц, а именно: *** В ответ на указанные запросы направлены копии решений представительного органа местного самоуправления нормативного правового акта о соответствующем налоге, каких-либо иных разъяснений управлением не давалось ( л. <...>).

В ответ на запрос № 80 от 29 марта 2017 года управления финансов администрации муниципального образования город Торжок по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах Министерством финансов Тверской области был дан ответ № 05-30/2609-ис от 05 апреля 2017 года, согласно которому в большинстве субъектов Российской Федерации административные регламенты по даче письменных разъяснений налогового законодательства не принимались. В ряде субъектов Российской Федерации, в которых были приняты административные регламенты по даче письменных разъяснений налогового законодательства, впоследствии были отменены в целях приведения в соответствие с действующим законодательством (Республика Хакасия, Республика Алтай, Удмуртская Республика, Новосибирская область, Красноярский край) ( л. <...>).

В силу статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).

Статья 2 закона содержит следующие основные понятия:

государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;

муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований;

административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Согласно статье 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Статья 12 данного закона, устанавливающая требования к структуре административных регламентов, также предусматривает, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного значения.

Статьёй 1 Закона Тверской области от 18 января 2005 года № 4-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных районов» город Торжок наделён статусом городского округа.

Пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа.

Аналогичная норма содержится в пункте 2 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования город Торжок Тверской области ( л. д. 22 - 41).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) получать по месту своего учета в налоговых органах бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

Указанному праву налогоплательщиков корреспондирует предусмотренная пунктом 2 статьи 34.2 НК РФ обязанность финансовых органов и образований давать письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Исполнительным органом местного самоуправления муниципального образования город Торжок, обеспечивающим на его территории проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой политики во взаимодействии с органами местного самоуправления, а также общественными и иными организациями согласно пункту 1.1 Положения является управление финансов администрации муниципального образования город Торжок ( л. д. 42 - 45).

Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг на территории муниципального образования город Торжок и Порядок формирования и ведения реестра муниципальных услуг в муниципальном образовании город Торжок утверждены Постановлением администрации города Торжка от 23 июля 2012 года № 394 ( л. д. 46 - 52).

Согласно реестру муниципальных услуг в муниципальном образовании город Торжок (в редакции Постановления администрации города № 541 от 14 октября 2016 года) предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах в него не включено ( л. д. 91 - 100).

Принимая во внимание изложенное, в судебном заседании бесспорно установлено, что в муниципальном образовании город Торжок административный регламент по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах не разрабатывался.

Исходя из системного толкования вышеприведенных положений законодательства, суд приходит к выводу, что запрос налогоплательщика ( налогового агента) о разъяснении налогового законодательства и ответ финансового органа муниципального образования составляются в произвольной форме и не могут быть унифицированы, в связи с чем не могут быть переведены в электронную форму с целью их подачи и получения через многофункциональные центры и в электронной форме в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Порядок предоставления письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, а также срок их представления, круг заявителей установлены статьей 34.2 НК РФ.

Какой - либо дополнительной регламентации указанных вопросов в административном регламенте, как полагает административный истец, не требуется.

Письменный ответ финансового органа муниципального образования, содержащий разъяснение налогоплательщику или налоговому агенту, не порождает для них каких-либо правовых последствий, ибо обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена частью 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Запросы налогоплательщиков и налоговых агентов должны рассматриваться финансовым органом — управлением финансов администрации муниципального образования город Торжок в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», с учётом срока, установленного пунктом 3 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: в течение двух месяцев со дня поступления запроса.

Министерство финансов Российской Федерации не относит дачу письменных разъяснений налогового законодательства Российской Федерации к государственным услугам, ибо запросы о даче таких разъяснений рассматриваются в порядке, установленном для любых других обращений, поступающих в Министерство финансов Российской Федерации, в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым Приказом Минфина России № 82н от 15.06.2012.

Ссылка представителя административного истца в судебном заседании на то, что в связи с наличием Приказа Минфина РФ от 02 июля 2012 года № 99н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)», может быть сделан вывод о том, что необходимо создать регламент по предоставлению аналогичной муниципальной услуги, не может быть признан обоснованным, ибо предоставление указанной государственной услуги осуществляется в соответствии с иными нормативными правовыми актами, в числе которых не поименован пункт 2 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Перечисленными законодательными актами не предусмотрена обязанность муниципального образования разрабатывать административный регламент по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения законодательства о местных налогах и сборах.

Учитывая изложенное, функция финансового органа по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения законодательства о местных налогах и сборах не может быть отнесена к оказанию муниципальной услуги по смыслу Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в связи с чем нет необходимости в разработке соответствующего административного регламента.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Торжокского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования город Торжок о признании бездействия в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах незаконным и обязании разработать и утвердить указанный регламент в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу не имеется и в его удовлетворении надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении административного искового заявления Торжокского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования город Торжок о признании бездействия в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах незаконным и обязании разработать и утвердить указанный регламент в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И. С. Морозова

Решение в окончательной форме принято 01 мая 2017 года.

Председательствующий И. С. Морозова