ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-277/19 от 26.07.2019 Бикинского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-277/2019 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2019 года г. Бикин Хабаровского края

Бикинский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Добродеевой Л.И.,

при секретаре Черменевой ФИО8

с участием:

представителя административного истца – помощника Бикинского городского прокурора Горбачевой ФИО9

представителя административного ответчика – Совета депутатов городского поселения «<адрес>» <адрес> муниципального района <адрес> ФИО2 ФИО10, действующей на основании доверенности от <дата>, предоставившей документ о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску <адрес> городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Совету депутатов городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействие, возложении обязанности совершения определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Совету депутатов городского поселения «<адрес>» о признании незаконным бездействие Совета депутатов городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> по принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3 ФИО11, возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3 ФИО12

В обоснование иска указано, что <адрес> городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности Совета депутатов городского поселения «<адрес>», по результатам которой выявлены нарушения.

Проверкой установлено, что ФИО3 ФИО14 является депутатом Совета депутатов городского поселения «<адрес>» с сентября . Установлено, что с года по настоящее время ФИО3 ФИО15. проходит службу в войсковой части . По состоянию на дату проверки ФИО1 проходит военную службу в войсковой части в должности начальника типографии на основании контракта заключенного с <дата>, таким образом, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные вышеуказанными федеральными законами. В период с сентября года по настоящее время ФИО3 ФИО16 выборную должность в представительном органе местного самоуправления занимает с нарушениями требований федерального законодательства.

По результатам проверки <дата><адрес> городским прокурором в Совет депутатов городского поселения «<адрес>» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которое рассмотрено и неудовлетворенно.

Решение представительного органа местного самоуправления о досрочном прекращении полномочий депутата в соответствии с ч. 7.1. ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ до настоящего времени не принято.

Таким образом, совокупность правовых предписаний Федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации», «О статусе военнослужащих», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» запрещает военнослужащим замещать должность государственной службы, в которую входит и военная служба, в случае избрания на выборную должность в органе местного самоуправления независимо от того, на какой основе (постоянной или непостоянной) осуществляются полномочия депутата представительного органа муниципального образования.

Определением Бикинского городского суда <адрес> от <дата> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО3 ФИО18

В судебном заседании помощник <адрес> городского прокурора Горбачева ФИО17. исковые требования поддержала в полном объеме. Дала суду пояснения, аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Совета депутатов городского поселения «<адрес>» <адрес> муниципального района <адрес> ФИО2 ФИО19 действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора не признала. Представила письменное возражение, согласно которого Совет депутатов считает что, заявленные исковые требования не основаны на нормах действующего законодательства, как следствие, содержит ошибочные выводы, нарушают конституционные права ФИО3 ФИО20., а также его права, предусмотренные иными федеральными законами. Являясь полноправными гражданами государства, военнослужащие пользуются всей полнотой избирательных прав, предоставляемых законодательством гражданам России, и имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьёй 32 Конституции Российской Федерации. Не допускаются ограничения активного или пассивного избирательного права военнослужащих по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания. Согласно статье 32 Федерального закона от <дата> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» военнослужащие, обладающие пассивным избирательным правом, могут сами выдвинуть свою кандидатуру.

В сентябре 2018 года, после самовыдвижения своей кандидатуры, ФИО3 ФИО21. был избран депутатом Совета депутатов городского поселения «<адрес>» и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, то есть не получает за свою депутатскую деятельность денежного содержания. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от <дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Особенности правового положения военнослужащих, избранных в органы государственной власти и органы местного самоуправления, определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», необходимо иметь в виду, что порядок прохождения военной службы, в частности заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, поступление на военную службу и увольнение с нее, назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей, дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих, а также иные правоотношения, имеющие специфический характер в условиях военной службы, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих. Таким образом, правовое положение ФИО3 ФИО22, как военнослужащего и депутата, регулируется следующими федеральными законами, Указами Президента РФ и нормативно-правовыми актами Министерства Обороны РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 28.03.1998-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в случае избрания их депутатами представительных органов муниципальных образований, осуществляющими указанные полномочия на постоянной основе, имеют право либо на увольнение с военной службы по соответствующим основаниям, либо на приостановление военной службы. В соответствии с подпунктом «д» пункта 3 статьи 51 этого же закона, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы, в связи с избранием его депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе. Согласно пункта 2 Инструкции Министерства Обороны РФ «О предоставлении отпусков без сохранения денежного довольствия кандидатам на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления из числа военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации и порядке приостановления военной службы после избрания их на указанные должности», утверждённой Приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата> (далее Инструкция), военная служба военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, избранных на выборные должности, приостанавливается со дня избрания на срок полномочий по выборной должности, если занятие выборной должности предполагает осуществление полномочий на постоянной и оплачиваемой основе. Увольнение указанных военнослужащих, пожелавших уволиться с военной службы по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, производится в установленном порядке. Согласно части 1 статьи 18 Положения о порядке^ прохождения военной службы утверждённого Указом Президента РФ от <дата> военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в случае избрания их депутатами представительных органов муниципальных образований и главами муниципальных образований, осуществляющими указанные полномочия на постоянной основе, имеют право на увольнение с военной службы по соответствующим основаниям Федерального закона, либо на приостановление военной службы. Как видно из приведённых выше федеральных законов и нормативно-правовых актов, безусловным основанием для увольнения, либо для приостановления службы военнослужащим, является исполнение им депутатских полномочий исключительно на постоянной основе. Запретов и ограничений для осуществления военнослужащим-контрактником полномочий депутата на непостоянной основе, указанные законы и нормативно-правовые акты не содержат.

В соответствии со ст. 27.1. Федерального закона от <дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», на военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и ст.ст. 17,18 и 20 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Бикинская городская прокуратура в своём представлении от <дата>. , ссылается на п. «б» ч.2 ст.17 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Отмечаем, что указанная в представлении часть никаких пунктов вообще не содержит. Предполагается, что административный истец апеллировал к подпункту «б» пункта 2 части 1 статьи 17 указанного закона, где оговорен запрет на замещение должности гражданской службы, в случае избрания на выборную должность в органе местного самоуправления. При этом городская прокуратура не обращает внимания на формулировку статьи 27.1. Федерального закона от <дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» - «если иное не предусмотрено федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации», а в пункте 2 выше обозначенной Инструкции, утверждённой Приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата>, изданного в свою очередь во исполнение Указа Президента Российской Федерации от <дата> «Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органо внутренних дел Российской Федерации, федеральных органов налоговой полиции и работников органов прокуратуры Российской Федерации», предусмотрено, что военная служба военнослужащих, избранных на выборные должности, приостанавливается со дня избрания на срок полномочий по выборной должности, если занятие выборной должности предполагает осуществление полномочий на постоянной и оплачиваемой основе. Соответственно военнослужащий - депутат, действующий на непостоянной и не оплачиваемой основе вправе продолжать службу без каких-либо ограничений. Кроме этого в Федеральном законе от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» понятие «выборная должность» не закреплено, а используется категория «выборное должностное лицо местного самоуправления» (абзац 17 части 2). В своём представлении городская прокуратура фактически уравнивает понятия «выборная должность» и «выборное должностное лицо местного самоуправления». Тем не менее, выборное должностное лицо местного самоуправления, это должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения наделяется только глава муниципального образования, каковым ФИО3 ФИО23 не является. Понятие выборной должности имеет место в ст. 172 ТК РФ. Данный кодифицированный закон регулирует сугубо трудовые отношения, предполагающие обязательную оплату труда. Соответственно выборной должностью может являться только та должность в органе местного самоуправления, которая предусматривает оплату за труд, которая возможна только при постоянной основе деятельности. Осуществление же ФИО3 ФИО24. депутатских полномочий не носит характер трудовых отношений, а несёт за собой лишь представительские функции.

Что касается части 2 статьи 12.1. Федерального закона от <дата>- ФЗ «О противодействии коррупции», где оговорен запрет замещать должности государственной службы лицам, замещающим муниципальные должности, то в указанной части также имеется формулировка «если иное не установлено федеральными законами». Напоминаем про формулировку статьи 27.1. Федерального закона от <дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» - «если иное не предусмотрено федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации». Антикоррупционный закон носит общий характер для широкого спектра государственных и муниципальных служащих, однако, отраслевое регулирование отражённых в данном законе правоотношений, может различаться. Учитывая статус ФИО3 ФИО25 как военнослужащего, вновь возвращаемся («если иное не установлено ФЗ», «если иное не предусмотрено ФЗ») к «военным законам», где основанием для увольнения, либо для приостановления службы военнослужащим, является исполнение им депутатских полномочий исключительно на постоянной основе. Аналогичная позиция отражена и в ч. 1 ст. 18 Положения о порядке прохождения военной службы утверждённого Указом Президента РФ от <дата>. Действительно, в соответствии с абз. 19 ч.2 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат является лицом, замещающим муниципальную должность. Если в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также вышеуказанными Указами Президента РФ и нормативно-правовыми актами Министерства Обороны РФ, военнослужащий-контрактник был избран депутатом (то есть заместил муниципальную должность), и этот депутат осуществляет свои полномочия на постоянной основе (за заработную плату), он либо увольняется, либо приостанавливает службу. Если полномочия избранного депутата - лица, заместившего муниципальную должность, осуществляются на непостоянной основе, никаких правовых последствий для военнослужащего не наступает. Другими словами, для военнослужащих есть запрет на замещение муниципальной должности, но только в том случае, если замещение такой должности предполагает оплату за работу на ней.

Часть 10 статьи 40 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень оснований для досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа. В указанной части присутствует пункт, применяемый к военной службе — пункт 9.1, в соответствии с которым полномочия депутата прекращаются в случае призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу. Из всех оснований для досрочного прекращения полномочий, законодатель, во-первых, целенаправленно конкретизирует категорию военнослужащих - призывники и «альтернативщики», а во-вторых определяет их отдельным пунктом. Таким образом, положения ч. 7.1. ст. 40 вышеуказанного закона, должны рассматриваться только в логической взаимосвязи с федеральными законами, Указами Президента и нормативно-правовыми актами МО РФ, регулирующими порядок прохождения военной службы. В Министерстве Обороны РФ предусмотрена военная служба не только по призыву, но и по контракту, соответственно, сложить с себя депутатские полномочия обязаны только военнослужащие по призыву и «альтернативщики». Оснований для сложения депутатских полномочий, если они осуществляются на непостоянной основе, военнослужащими, проходящими службу по контракту, закон не предусматривает. С учётом изложенного, Совет депутатов городского поселения «<адрес>» просит суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.

Заинтересованное лицо ФИО3 ФИО26 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом. Согласно телефонограмме от <дата> просит рассмотреть дело без его участия, возражает против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенным в письменном возражении Совет депутатов городского поселения «<адрес>».

С учетом мнения административного истца и представителя административного ответчика, на основании ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заинтересованного лица, надлежаще извещенного о месте и времени слушания дела.

Суд, выслушав доводы участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании ч.4 ст.218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании действий Совета депутатов, входят проверка соответствия совершенных действий закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения ими прав и законных интересов граждан, а также соблюдение срока на обращение с административным исковым заявлением в суд.

В силу ч. 1 ст. 77 Федерального закона от <дата> №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Предметом прокурорского надзора является, в том числе, исполнение законов органами местного самоуправления и их должностными лицами (абз. 2 п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 Федерального закона от <дата> «О прокуратуре Российской Федерации»).

Как следует из п. 1 ст. 21 Федерального закона от <дата> «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона (абз. 4 п. 3 ст. 22 Федерального закона от <дата> «О прокуратуре Российской Федерации»).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от <дата> «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

В судебном заседании установлено, что и.о. <адрес> городского прокуратура ФИО27 ФИО4 вынесено решение о проведении проверки деятельности Совета депутатов администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района с целью установления наличия/отсутствия нарушений требований Федерального закона от <дата> – ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от <дата> – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федерального закона от <дата> № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федерального закона от <дата> ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации» при осуществлении депутатских полномочий. Срок проведения проверки с <дата> проверяемый период с <дата>

В ходе проверки установлено, что ФИО3 ФИО28 является депутатом Совета депутатов городского поселения «<адрес>» с сентября года. Вместе с тем, с года по настоящее время ФИО3 ФИО29 проходит службу в войсковой части . По состоянию на дату проверки ФИО3 ФИО31 проходит военную службу в войсковой части должности начальника типографии на основании контракта, заключенного с <дата>, таким образом, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные вышеуказанными федеральными законами. В период с сентября <дата> года по настоящее время ФИО3 ФИО30 с нарушениями требований федерального законодательства.

По результатам проверки Бикинским городским прокурором в Совет депутатов городского поселения «<адрес>» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от <дата>. Совету депутатов городского поселения «<адрес>» предписано рассмотреть данное представление, принять меры по устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции, а также причин и условий, им способствующих. Рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий ФИО3 ФИО32. в связи несоблюдением ограничений и запретов, предусмотренных федеральным законодательством.

В соответствии с п. 2 ст. 12.1 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что лица, замещающие муниципальные должности, не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, иные муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от <дата> № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

В силу ст. 1 Федерального закона от <дата> № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 1 статьей 9 Федерального закон от <дата> № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления.

Особенности правового положения военнослужащих, избранных в органы государственной власти и органы местного самоуправления, определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из ст. 27.1 Федерального закон от <дата> № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" на военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации. Установление таких исключений и определение военнослужащих, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 45 Федеральный закон от <дата> № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в случае избрания их депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований и главами муниципальных образований, осуществляющими указанные полномочия на постоянной основе, наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) или назначения временно исполняющими обязанности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), избрания (назначения) членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации имеют право либо на увольнение с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "г" и "д" пункта 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, либо на приостановление военной службы.

Указом Президента Российской федерации от <дата> «Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, работников органов прокуратуры Российской Федерации и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации» установлено, что служба военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, работников органов прокуратуры Российской Федерации и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, избранных депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также депутатами представительных органов муниципальных образований, главами муниципальных образований и иными должностными лицами местного самоуправления, приостанавливается со дня избрания на срок их полномочий.

Во исполнение вышеуказанного Указа Президента Российской Федерации от <дата> Приказом Министерства Обороны Российской Федерации от <дата>, утверждена и введена в действие Инструкция о предоставлении отпусков без сохранения денежного довольствия кандидатам на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления из числа военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и порядке приостановления военной службы после избрания на указанные должности (далее – Инструкция).

Согласно Инструкции, военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке кандидатами в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на должности глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также кандидатами в депутаты представительных органов муниципальных образований, на должности глав муниципальных образований и иные выборные должности местного самоуправления (далее – выборные должности) предоставляется отпуск без сохранения денежного довольствия со дня из регистрации в качестве кандидата и до официального опубликования результатов выборов.

Военная служба военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, избранных на выборные должности (далее – военнослужащие), приостанавливается со дня избрания на срок полномочий по выборной должности, если занятие выборной должности предполагает осуществление полномочий на постоянной и оплачиваемой основе.

Из объяснения ФИО3 ФИО33 от <дата> следует, что от с <дата> является депутатом Совета депутатов городского поселения «<адрес>» без получения вознаграждения. С г. проходит службу в войсковой части О том, что он не может быть депутатом городского поселения «<адрес>», в связи с тем, что является военнослужащим он не знал. Поскольку денежные средства за исполнение полномочий депутата он не получает. Ранее был депутатом городского поселения «<адрес>» с <дата> год по <дата>.

Обстоятельства, изложенные в объяснении, в части прохождения службы в войсковой части также подтверждаются: удостоверением личности АА ; Выпиской из приказа командира войсковой части по личному составу -ПМ от <дата>, согласно которой прапорщик ФИО3 ФИО34 назначен начальником топографии в/ч ВУС -; выпиской из приказа командира войсковой части от <дата> из которой следует, что прапорщик ФИО3 ФИО35 - начальник типографии заключил новый контракт сроком с <дата> по <дата>.

К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Статья 2 вышеуказанного федерального закона, также предусматривает понятие депутата и выборного должностного лица местного самоуправления.

Депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения (абз.16 ч. 1).

Выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия по решения вопросов местного значения (абз. 17 ч. 1).

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 40 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет.

Решением совета депутатов городского поселения «<адрес>» от <дата> утверждено Положение о Совете депутатов городского поселения «<адрес>» (далее – Положение).

Статьей 1 Положения, предусмотрено, что Совет депутатов городского поселения «<адрес>» <адрес> (далее Совет депутатов) является представительным органом городского поселения «<адрес>» (далее – городского поселения). Совет депутатов состоит из 15 депутатов, избираемых населением на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий депутатов Совета депутатов 4 года. Депутаты Совета депутатов работают, как правило на непостоянной основе. Количество депутатов, работающих на постоянной основе, определяется решением Совета депутатов в соответствии с действующим законодательством.

Депутат Совета депутатов осуществляет свои полномочия не непостоянной основе. Депутат, избранный председателем Совета депутатов, по решению Совета депутатов может осуществлять свои полномочия на постоянной основе (п. 5 ст. 18 Положения).

Депутатам Совета депутатов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, устанавливаются социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, как для муниципальных служащих (п. 9 ст. 18 Положения).

В статье 22 Положения, перечислен перечень досрочного прекращения полномочий Совета депутатов, в том числе в случае призыва на военную службу или направления заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; в иных случаях установленных федеральным законом –ФЗ.

Согласно ст. 1 Федерального закона от <дата> № 113-ФЗ «Об альтернативной службе» альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества т государства, осуществляемая гражданами в замен военной службы по призыву.

В соответствии ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, установленные Федеральным законом от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от <дата> № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от <дата> № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В соответствии с положениями ч. 10 ст. 40 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Таким образом, положения ч. 7.1. ст. 40 вышеуказанного Федерального закона, должны рассматриваться только в логической взаимосвязи с федеральными законами, Указами Президента и нормативно-правовыми актами МО РФ, регулирующими порядок прохождения военной службы. В Министерстве Обороны РФ предусмотрено что, сложить с себя депутатские полномочия обязаны только военнослужащие по призыву или направленные заменяющую ее альтернативную гражданскую службу. Оснований для сложения депутатских полномочий, если они осуществляются на непостоянной основе, военнослужащими, проходящими службу по контракту, закон не предусматривает.

Согласно ч. 11 ст. 40 названного Федерального закона, решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В соответствии со ч. 2 ст. 2 Положения, совет депутатов является коллегиальным органом, все решения принимаются в результате коллективного свободного обсуждения вопросов.

<дата>, состоялось заседание Совета депутатов городского поселения «<адрес>», на котором был рассмотрен вопрос о рассмотрении представления прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. Решением совета депутатов протест прокурора отклонен.

<дата> на вышеуказанное представление Советом депутатов городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> дан ответ , из которого следует, что депутат ФИО3 ФИО36 не осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Единственной должностью в Совете депутатов, которая осуществляет свои полномочия на постоянной основе, является должность председателя Совета депутатов. Депутат ФИО3 ФИО37 выборным должностным лицом местного самоуправления не является, он замещает муниципальную должность местного самоуправления. Таким образом, у Совета депутатов отсутствуют законные основания для удовлетворения представления прокурора.

Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таким образом, суд отмечает, что Советом депутатов был рассмотрен вопрос о рассмотрении представления прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которым было приято единогласное решение об отклонении протеста прокурора в связи с отсутствием оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Совета депутатов ФИО3 ФИО38

Факт незаконного бездействия Совета депутатов по не рассмотрению представления прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции на заседании Совета депутатов городского поселения «<адрес>» и не принятия по нему решения не установлен.

В административном исковом заявлении административный истец указывает, на бездействие Совета депутатов по принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3 ФИО40 и возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3 ФИО39

В силу ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.

Органы местного самоуправления- избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (абз. 14 ст. 2 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации")

Из смысла указанных положений закона следует, что возложение на орган местного самоуправления обязанности вынести конкретное решение явилось бы вмешательство в деятельность местного самоуправления, что недопустимо в силу закона.

Кроме того, Совет депутатов является коллегиальным органом, его решение зависит от голосования депутатов.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Бикинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Совету депутатов городского поселения «<адрес>» <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействие, возложении обязанности совершения определенных действий, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через <адрес> городской суд <адрес>.

Судья Л.И. Добродеева

Решение суда в окончательной форме изготовлено <дата>